Проблема палестинских беженцев:

История проблемы палестинских беженцев

На начало 1948 г. более двум третьих арабов подмандатной Палестины принадлежала большая часть палестинских земель. Однако первая арабо-израильская война стала причиной кардинального изменения демографической ситуации, менее чем за год произошла массовая миграция арабского населения. Война 1948 г. согласно арабской историографии носит название "катастрофа", а ее проблемным последствием стала миграция палестинских беженцев, разделенных, проживающих в соседних государствах и лишенных значительной части своего имущества.

Проблема палестинских арабов уникальна, несмотря на то, что они не единственные вынужденные переселенцы в результате передела мира в двадцатом столетии. Они составляют только 2% от общего числа беженцев, и до сих пор не был изменен их статус. Палестинские арабы перемещаются по миру после Второй мировой войны, став единственной общиной, ответственность за судьбу которой легла на международную общественность. Решение проблемы палестинских арабов затянулось на долгие десятилетия.

Существует два популярных решения проблемы вынужденных переселенцев. Так, беженцев либо возвращали на историческую родину, либо происходила их интеграция в сообщества стран, в которых они оказались. Как правило правительства таких государств помогали беженцам. Это произошло с 8,5 млн. индийцев и сикхов, приехавших в Индию из Пакистана; 6,5 млн. мусульман, отправившихся в Пакистан из Индии; 13 млн. немцев, переселившихся из стран Восточной Европы в Германию; тысячами болгарских турок и многими другими беженцами, общее число которых составляло 4 млн. Мы можем говорить о палестинском парадоксе,  поскольку арабское население Палестины обладало сходством языка, религии, уровня социального развития и частично - национального самосознания с народами большинства стран, в которые они прибыли. Однако Иордания стала единственной страной, согласившейся обеспечить натурализацию палестинских беженцев. Остальные арабские страны на протяжении десятилетий продолжали держать палестинцев на бесправном положении в лагерях беженцев. Широкомасштабная гуманитарная и социальная проблема возникла по окончании первой арабо-израильской войны, которую ООН не сумела предотвратить. Представители ООН часто выступали посредниками между не желающими идти на уступки сторонами, которые перекладывали друг на друга ответственность за произошедшее и скатывались на позиции взаимных обвинений. Вскоре надежды на быстрое урегулирование развеялись, по сей день происходит поиск подлинного решения проблемы палестинских беженцев, данный вопрос по сей день ежегодно включается в повестку дня. Примечательно, что ни по одному из аспектов проблемы не было согласия. Более того, ситуация была осложнена спорами на почве идеологических разногласий.

Вопросы, кто виноват в изгнании палестинцев, по какой причине палестинцы оставили свои дома и кто несет за это ответственность оказались самыми острыми. Также велись споры об исторических правах еврейского либо арабского народа на Палестину. Так, согласно мнению арабских лидеров, до окончания Первой мировой войны ее территория была неотделимой частью окружающего арабского мира. В свою очередь, представители Израиля, с полной уверенностью утверждали, что евреи всегда жили в Палестине, которая никогда не управлялась арабами.

"Палестинская национальность" арабских беженцев также стала предметом дискуссий. Требования беженцев (либо арабских лидеров, представляющих их интересы) основывались на том, что они палестинцы. Следовательно, своей целью они ставили возвращение на родину, т.е. в Палестину, как правило, подразумевая свои дома в Израиле. Представители Израиля в ответ на это утверждали, что арабский беженец из израильской Палестины практически "вернулся на родину", если он находится в арабской Палестине (не входящей в Израиль).

Весьма проблематичным был вопрос, каково число "настоящих" беженцев из той части Палестины, которая предназначалась для создания еврейского государства. Так, ЮНРВА (Управление по делам беженцев, созданное по инициативе ООН для оказания помощи беженцам), Израиль и арабские государства приводили противоречивые цифры, отражающие количество беженцев в 1948 г. От этих данных зависели размеры компенсаций. Израиль официально заявляет, что в 1948 г. его территорию покинуло 520 тыс. человек. ЮНРВА зарегистрировало 726 тыс. беженцев, а по оценкам представителей палестинцев, эта цифра достигает 900 тыс. Однако эти данные независимые исследователи ставят под сомнение. Согласно проведенной англичанами в декабре 1944 г. переписи населения, всего в той части Палестины, на которой было создано Государство Израиль, проживали 525.500 арабов, из них 170.430 человек - в городах, а 355.070 человек - в сельской местности. Учитывая тот факт, что примерно 150 тысяч человек остались в Израиле, а 35 тысяч - вернулись в 1949-1956 гг., общее число беженцев всех возрастов (непосредственно беженцев, не считая их родившихся впоследствии детей) составляет чуть более 340 тысяч человек.

Право беженцев на возвращение было самым острым из вопросов, затрагиваемых в обсуждениях. 19 ноября 1948 г. на третьей Генеральной Ассамблее ООН была принята резолюция № 212 (III), в 11 параграфе которой содержались основные принципы, отражающие отношение ООН к вопросу палестинских беженцев. В резолюции говорилось, что "беженцы, желающие вернуться в свои дома и жить в мире со своими соседями" ("the refugees wishing to … live at peace with their neighbours"), должны получить возможность осуществить свои намерения как можно скорее, а тем, кто решит не возвращаться, будет выплачена компенсация за оставленную собственность и возмещен ущерб "в соответствие с принципами международного права", за что будут отвечать правительства государств, затронутых проблемой.

Камнем преткновения стала интерпретация 11-го параграфа между сторонами. С установлением мира было напрямую связано возвращение переселенцев, так как в резолюции говорилось о беженцах, желающих "жить в мире с соседями". Формулировка "беженцам должно быть разрешено вернуться к ближайшему возможному сроку" ("the refugees … should be permitted [to return] at the earliest practicable date") означала, что только суверенное Государство Израиль может дать разрешение на возвращение и определить его сроки.

Арабы не могли принять такое условие. Так, 14 октября 1955 г. премьер-министр Египта Насер в своем интервью американской газете сказал, что "ненависть арабов очень сильна и нет никакого смысла говорить о мире с Израилем". Премьер-министр Сирии в свою очередь заявил: "Израиль - заклятый враг Сирии. Арабы не успокоятся, пока этот бесчестный враг находится на святой земле в самом сердце арабского мира".

Арабскими лидерами были высказаны требования, согласно которым беженцы должны иметь абсолютное право на возвращение в покинутые ими дома или права на выбор между возвращением и получением компенсации. Однако Бен-Гурион заявил, что Израиль категорически против предоставления беженцам свободы выбора, потому что такое предложение делается исключительно из расчета разрушить Израиль. По его мнению, расселение "среди своего народа в странах с достаточным запасом воды и земли, нуждающихся в рабочей силе" было единственно правильным и справедливым решением проблемы беженцев.

Чрезвычайный и полномочный посол Израиля в ООН (а впоследствии - министр иностранных дел), А. Эвен, в своей полемике с арабскими лидерами, выдвигал следующие аргументы против идеи возвращения (репатриации) палестинских беженцев в Израиль.

Во-первых, он подчеркивал, что сам термин "репатриация" (от латинского "patria" - родина) употребляется в этой связи некорректно, так как прибытие арабских беженцев из арабских земель на неарабские не является возвращением на родину. Он говорил: ""Патриа" - не просто географическое понятие. Расселение беженцев в Израиле будет не репатриацией, а отчуждением из арабского общества; только процесс объединения с людьми, которые разделяют национальные чувства, культурное наследие и языковое своеобразие стал бы настоящей репатриацией арабского беженца". Резолюция № 212 (III) ограничивала возвращение палестинских арабов в места их довоенного проживания двумя условиями: во-первых, возможностью практического осуществления массового возвращения, и, во-вторых, способностью арабов и евреев сосуществовать в мире. С каждым годом надежда на выполнение этих условий уменьшалась. Более половины арабских беженцев уже в 1958 г. были моложе 15 лет, т.е. во время провозглашения независимости Израиля тем, кто успел родиться, было меньше 5 лет, из чего следует, что у большей части беженцев не было памяти об Израиле. С точки зрения руководства Израиля, в ходе репатриации палестинцы были бы вырваны из привычной среды и оказались бы на территории чужого народа, которому они враждебны. "Израилю, чьему суверенитету и безопасности угрожают окружающие его государства, предлагается увеличить число источников опасности наплывом с враждебных территорий массы людей, воспитанных в ненависти к нему", - говорил Эвен.

Фактически, едва ли не все израильские лидеры делали акцент на принадлежности палестинцев к арабской нации, но стремились ли сами арабские государства открыть объятья навстречу палестинским беженцам?

Несмотря на все социальные, экономические и культурные факторы, которые в иных условиях давно бы привели к решению проблемы палестинских беженцев, ее раздували искусственно из политических соображений. По словам Д. Бен-Гуриона, арабские страны относились к палестинцам не как к людям и представителям своего народа, а лишь как к оружию, с помощью которого можно нанести удар по Израилю. Данная позиция разделялась и представителем Управления ООН по делам беженцев в Иордании Ральфом Галлоуэем (Ralph Galloway), который заявил: "Очевидно, что арабские государства не хотят разрешить проблему беженцев. Они стремятся сохранить ее, как открытую рану, в качестве вызова ООН и оружия против Израиля. Арабским лидерам наплевать, выживут палестинцы или умрут".

Арабские лидеры не спешили оказывать помощь палестинским беженцам, решения ООН не производили должного воздействия на них. Так, сирийский представитель заявил, что указания ООН не являются императивом для стран, к которым они относятся, а носят характер рекомендаций, и стороны могут их не принять, если только они не являются "правомочными и справедливыми, не затрагивающими их фундаментальные права".Все израильские представители в ООН подчеркивали, что начиная с 1948 г., в сущности, происходил обмен населением между Израилем и арабскими странами. Израиль смог предоставить гражданство 800 тыс. иммигрантов, большая часть из которых (570 тыс.) прибыла из арабских стран, причем их число было примерно равным количеству арабов, покинувших Палестину. Евреи, прибывшие в Израиль из Ирака (125 тысяч человек), Египта (38 тысяч человек), Йемена (50 тысяч человек), Марокко (253 тысячи человек), Туниса (46 тысяч человек), Ливии (34 тысячи человек) и других арабских государств, так же, как и палестинцы, оставили в странах исхода свои дома и имущество. Израиль принял их, предоставил им гражданство, а с течением времени - жилье и возможность трудоустройства, опираясь преимущественно на собственные силы и не взывая к мировой общественности. Интеграция палестинцев в арабских странах проходила бы проще, по сравнению с интеграцией выходцев из мусульманских стран в Израиле так как в этом случае не было таких сильных различий в социальной и культурной базе. Подобные выводы делало не только руководство Государства Израиль. Отчет Исследовательской группы по вопросам европейской миграции утверждал: "Палестинские арабы обладают ближайшим сходством национального самосознания, языка, религии и социальной организации с арабами других стран, а жизненные стандарты большинства беженцев не многим отличаются от стандартов жителей государств, которые уже предоставили им убежище или предоставят его в будущем".

Израиль был готов выплатить беженцам компенсации за оставленную собственность и сотрудничать по этому вопросу с Комиссией по примирению в Палестине. В 100 млн. долл. была оценена общая стоимость покинутой собственности. Израиль, с определенными ограничениями, был готов принять это как основу для переговоров, при условии что:

1. Соглашение о компенсациях приведет к миру или, по крайней мере, к прекращению арабской экономической войны против Израиля.

2. Выплаты будут производиться в соответствии с финансовым потенциалом страны. Они будут ускоряться при предоставлении Израилю международной помощи.

3. Беженцы, получившие компенсации, должны будут отказаться от требования вернуться в Израиль так же, как и от последующих финансовых претензий.

4. Соглашение будет достигнуто при удовлетворении встречных требований Израиля возместить ущерб еврейским беженцам из арабских стран и арабских частей Палестины.

Хотя израильское руководство предпочитало решать проблему арабских беженцев в рамках полного мирного урегулирования, оно было готово отдать приоритет рассмотрению вопроса беженцев.

11 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция № 194 (III), являющаяся первым и вплоть до сегодняшнего дня - основным юридическим документом, принятым ООН, на который ссылаются палестинские и иные арабские организации, утверждающие, что арабы, покинувшие территорию Палестины в 1947-1949 гг., а также их потомки, имеют право вернуться в свои дома, расположенные на территории Государства Израиль.

Согласно параграфу 3 этой резолюции, была создана Комиссия по примирению в Палестине (The Palestine Conciliation Commission) из представителей Франции, Турции и США, на которую ООН возлагала, согласно параграфу 11 той же резолюции, "ответственность за облегчение репатриации, расселения и экономической и социальной реабилитации беженцев и выплаты компенсаций". Комиссия пыталась найти конструктивное решение проблемы, сформировав рабочую группу по анализу экономической ситуации в странах Ближнего Востока во главе с американским экономистом Гордоном Клеппом (Gordon R. Clapp).

Миссия Г. Клеппа предложила несколько широкомасштабных проектов развития арабских стран для проведения работы по расселению беженцев в Сирии, на северо-западе принадлежавшего Египту Синайского полуострова, в долинах рек Ярмук и Иордан в Иордании. Именно основываясь на предложениях, содержащихся в поданном 28 декабря 1949 года докладе Г. Клеппа, Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о создании Управления по делам беженцев (United Nations Relief and Works Agency for Palestinian Refugees in the Near East, сокращенно - UNRWA) с целью проведения работы по реабилитации беженцев при содействии заинтересованных сторон. Группа Г. Клеппа предлагала широкую программу действий для обеспечения трудоустройства палестинских беженцев. Суть ее сводилась к тому, что мир и стабильность на Ближнем Востоке не могут быть достигнуты, пока огромная часть людей не получит доступ к более высокому жизненному уровню. Это было возможно лишь при всестороннем развитии экономических ресурсов Ближнего Востока, которое должно было начаться с подъема сельского хозяйства. Предполагалось, что данные программы трудоустройства палестинских беженцев будут способствовать повышению уровня экономического развития стран, на территории которых они оказались.

В случае выполнения рекомендаций 1950 г. и последующих лет палестинские беженцы были бы сейчас полноценными членами общества в арабских государствах, с которыми они связаны религией, языком и культурой. Руководство этих стран в свою очередь предпочло поддерживать статус беженцев, ничего не предпринимая всерьез для его изменения и облегчения положения своих собратьев, из соображений политического противостояния.

Руководства арабских стран оказались не готовы к какому-либо конструктивному сотрудничеству с целью решения этого вопроса. Десять лет спустя это привело к провалу инициатив, выдвинутых Генеральным секретарем ООН шведским дипломатом Дагом Хаммаршельдом (Dag Hammarskjold). Он выдвигал на первый план экономический аспект проблемы: интеграцию палестинских беженцев в экономическую жизнь Ближнего Востока он оценивал как неотъемлемую часть развития всего региона и базу для решения политических противоречий. По его мнению, перспективы выглядели довольно обнадеживающе, так как мировое сообщество было готово способствовать экономическому развитию арабских стран, а в дальнейшем экономические условия позволили бы "устранить политические и психологические препятствия в созидательной атмосфере, с чувством справедливости и реализма".

В результате Шестидневной войны израильский контроль был установлен над всей бывшей подмандатной Палестиной, над территориями, на которых проживало значительное число беженцев Войны за независимость. К ним относились Иудея и Самария, оккупированные Иорданией в 1948 г., и полоса Газы, находившаяся под контролем Египта. Шестидневная война и ее последствия придали проблеме беженцев новое измерение, создали новые проблемы.

Необходимо отметить, что после Шестидневной войны большое число палестинцев оказалось на территориях, контролируемых Израилем. Данный факт вынуждал израильскую администрацию на деле доказать эффективность мер решения проблемы, которые она предлагала применить ранее. Политика израильского руководства по отношению к арабским беженцам, проживающим на контролируемых территориях, была довольно успешной, при этом их положение значительно улучшилось по сравнению с положением палестинцев, проживающих в арабских странах, к тому же число их конфликтов с местной администрацией было гораздо меньшим, чем с руководством арабских стран.

Все чаще после 1967 г. начали говорить не о палестинских беженцах, а о палестинском народе, переходя от требований осуществить их возвращение в Израиль к требованиям создания Палестинского государства.

Первым шагом  Израиля после Шестидневной войны было налаживание оказания необходимых услуг населению территорий, что относилось и к палестинским беженцам. Спустя 4 дня после вступления в силу соглашения о прекращении огня, 14 июня 1967 г., правительство Израиля заключило с ЮНРВА соглашение о продолжении работы Агентства. При участии ЮНРВА, в сентябре 1967 г. была проведена перепись населения, согласно которой на территории Иудеи и Самарии находилось 105 654 палестинца, а в Газе - 207 250, цифры были ниже, чем используемые в статистике ЮНРВА, согласно которой в 1968 г. на Западном берегу проживало 245 тыс. арабских беженцев и 265 тыс. в Газе.

Главной целью Израиля было обеспечение занятости беженцев,  их трудоустройство в основном осуществлялось за счет общественных работ, дававших палестинцам средства к существованию. Уже через некоторое время пропала необходимость бороться с безработицей посредством искусственно надуманной общественной работы, т.к. беженцы вместе с местным населением находили себе место в быстро развивающейся экономике территорий и на рынке рабочей силы Израиля.

Качество услуг, предоставляемых населению, и инфраструктуры было улучшено наряду с экономическим развитием. Расширилась сеть дорог, повысился уровень здравоохранения, открывались новые школы в дополнение к управляемым ЮРНВА учебным заведениям.

Мы видим, что Израиль применил принципы, предлагаемые Г. Клеппом в 1949 г. и Д. Хаммаршельдом в 1959 г. Жизненные стандарты были повышены, постепенно устранены различия между беженцами и местным населением. К этому привела политика экономического развития и устранения искусственных барьеров. Интеграция практически завершилась на Западном берегу, подобный процесс происходил и в Газе, где, правда, из-за скопления большого числа беженцев на небольшой территории проблема была осложнена.

Моше Даян, министр обороны, определил цели израильской политики по отношению к арабским беженцам как неизменность их статуса (сохранение их прав под опекой ООН) при изменении условий их проживания (при улучшении социально-экономической базы). Беженцы, как все жители территорий, могли свободно передвигаться, в том числе и по территории Израиля, пользоваться благами, которые давала им политика "открытых мостов", проводимая руководством страны, позволяющая перемещаться с контролируемых территорий в Иорданию и заниматься торговлей.

В результате политики "открытых мостов" жители Иудеи и Самарии получили возможность, как и до войны, экспортировать свою продукцию в Иорданию и через нее - в другие арабские страны; жители полосы Газы впервые получили возможность сбывать свою сельскохозяйственную продукцию на иорданском рынке.

На 24 Генеральной Ассамблее (1969) арабские лидеры преуспели в вербовке сторонников принятия следующей формулировки резолюции: "Проблема арабских беженцев возникла как результат отрицания их неотъемлемых прав по Хартии Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека" и нового подтверждения "неотъемлемых прав народа Палестины" (Резолюция № 2535 (XXIV) от 10 декабря 1969 г., документ 18). По словам представителя Израиля в ООН Йосефа Текоа, это была "самая чудовищная резолюция, когда-либо принимаемая ООН". Впервые после 1949 г. Генеральная Ассамблея отошла от общепринятого характера резолюций по вопросам беженцев.

Вторая часть резолюции № 2535 увязала эту проблему с "неотъемлемыми правами палестинского народа" и содержала явный антиизраильский подтекст. Резолюция была принята при 48 голосах "за", 22 - "против", 47 воздержалось. Теперь в документах ООН утверждалось, что проблема беженцев возникла не как результат военных действий, а в результате отрицания их неотъемлемых прав, обеспечиваемых Хартией ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Израиль определил резолюцию № 2535, направленную на подрыв легитимности существования Израиля, как полное аннулирование предыдущей политики ООН. Очевидно, что он отклонил ее. Руководство страны не видело перспектив сотрудничества с ООН в решении палестинского вопроса и достижении справедливого и постоянного мира.

4 ноября 1970 г. Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов приняла Резолюцию № 2628, которая повторяла вторую часть Резолюции № 2535, утверждая, что "уважение прав палестинцев является необходимым элементом установления справедливого и устойчивого мира на Ближнем Востоке". "Настоящее ухудшение тяжелой ситуации на Ближнем Востоке содержит угрозу миру и безопасности на международной арене, - говорилось в Резолюции… Ни одно территориальное приобретение, вытекающее из угроз применения силы, не может быть признано". В параграфе, названном "Положение на Ближнем Востоке", предписывалось воплощение в жизнь резолюции № 242 (1967) Совета Безопасности и вывод вооруженных сил Израиля с оккупированных территорий.

Необходимо подчеркнуть, что эти требования не могли быть выполнены из-за отсутствия гарантий безопасности Государства Израиль.

Проблема беженцев обсуждалась не только в ООН, но и в рамках многосторонних переговоров при посредничестве США между представителями Израиля и арабских государств, а впоследствии и самих палестинцев. Так, вопрос статуса беженцев поднимался на международных конференциях: в 1949 г. в Лозанне, в 1950 г. в Женеве, в 1951 г. в Париже. Двадцать лет спустя, в декабре 1973 г., возобновилось обсуждение вопроса на конференции в Женеве после Войны Судного дня, в ходе израильско-египетских переговоров в сентябре 1978 г. и на Мадридской конференции в октябре-ноябре 1991 г. Если первые три конференции были направлены на достижение некоторого прогресса в решении вопроса о беженцах, то упоминание этой темы на конференциях и переговорах 70-х - 90-х годов имело преимущественно формальное значение, и ни одна из сторон не рассчитывала всерьез на изменение статус-кво. В июле 2000 г. в ходе переговоров в Кэмп-Дэвиде и в Табе в январе 2001 г. наступил перелом, правительство Эхуда Барака выразило готовность пойти на беспрецедентные уступки израильской стороны по вопросу о праве палестинских беженцев и их потомков на возвращение.

Показательно, что арабские представители отклонили все израильские предложения по этому вопросу - как полвека назад, так и в ходе данных переговоров.

1. Данные Управления ООН по делам беженцев, UNRWA Annual Report, July 1, 1956 - June 30, 1957, Supplement № 14. См.: The Palestine Refugee Problem, с.90-91.

2. Заявление Д. Бен-Гуриона в Кнессете, 27 октября 1961 года, пункт 11. См.: Israel's Foreign Relations. Selected Documents, 1947-1974. - Jerusalem: Ministry for Foreign Affairs, 1976, с.427.

3. Заявление Д. Бен-Гуриона в Кнессете, 27 октября 1961 года, пункт 10. См.: Israel's Foreign Relations. Selected Documents, 1947-1974, с.426-427.

4. Краткая еврейская энциклопедия, т.3., с.684.

5. Краткий обзор обсуждения темы палестинских беженцев на этих конференциях в статье: Shelly Fried, The Refugee Issue at the Peace Conferences, 1949-2000 // Palestine-Israel Journal of Politics, Economics and Culture, Vol.9, № 2 (2002), с.24-33.

 

проблема палестинских беженцев:

Политико-правовой аспект

 

Среди наиболее актуальных вопросов важное место занимают проблемы Ближнего и Среднего Востока. Одной из самых сложных проблем современных международных отношений является судьба арабского народа Палестины.

Несколько аспектов в тесном переплетении составляют данный вопрос. Так, первый аспект - национальный, или собственно палестинский. Прежде всего это касается вопроса национального самоопределения палестинского народа, восстановления его прав, создание своего государства в соответствии с резолюциями ООН. Именно в предоставлении арабскому палестинскому народу права на самоопределение заключался главный политический смысл той части основополагающей резолюции ООН № 181 (II) от 29 ноября 1947 г. по палестинской проблеме, в которой говорилось о создании в Палестине двух государств - арабского и еврейского.

Второй аспект - региональный. Он заключается в том, что палестинский вопрос затрагивает интересы и судьбы не только палестинского народа, но и всех арабов, так как со времени образования в VII в. Арабского халифата Палестина и в географическом, и в историческом плане всегда была неотъемлемой частью арабского мира.

Третий аспект - международный, заключается в том, что, начиная с прошлого столетия и особенно в первой половине XX в., Палестина стала полем острого соперничества колониальных держав Запада за овладение этой стратегически важной территорией, находящейся на путях к богатым источникам сырья и рынкам сбыта Юго-Западной и Юго-Восточной Азии, Персидского залива и Дальнего Востока. Особенность международного аспекта палестинской проблемы состоит еще и в том, что на палестинской земле - в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете, Наблусе, Хеброне, районе Тивериадского (Генисаретского) озера, Мертвого моря и долины р. Иордан - находятся многочисленные культовые памятники трех религий: христианства, иудаизма и ислама. Что касается ислама, то для сотен миллионов мусульман, живущих в различных странах мира, Иерусалим, наряду с Меккой и Мединой, всегда был одним из крупнейших центров арабо-мусульманской культуры, средоточием многих исламских святынь.

Соотношение вышеназванных трех основных аспектов палестинской проблемы и их влияние на региональные международные отношения никогда не были статичными. Оно подвергалось постоянным изменениям в зависимости от общих тенденций в развитии международной обстановки и от политической ситуации непосредственно в арабских странах.

Принятие Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций резолюции № 181 (II) от 29 ноября 1947 г. имело далеко идущие последствия для всего дальнейшего развития событий в Палестине и международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке. Сама по себе эта резолюция, несмотря на неравнозначность ее отдельных частей, предусматривала практически все аспекты возможной мирной эволюции к независимости двух предполагавшихся палестинских государств - арабского и еврейского. В документах международного сообщества было рекомендовано, «чтобы Совет Безопасности определил как угрозу миру или акт агрессии, согласно статье 39 Устава ООН, всякую попытку изменить силой то решение, которое проводится в жизнь настоящей резолюцией».

Необходимо подчеркнуть, что специальная организация БАПОР взяла на себя основную заботу о палестинских беженцах. Она была создана в декабре 1949 г. под эгидой ООН и в соответствии с резолюцией № 302 (IV). Первейшей ее задачей было обеспечение беженцев жильем, необходимыми продуктами питания, медицинской помощью. Генеральный комиссар БАПОР в одном из своих отчетов в июне 1967 г. сообщал: «Жизнь беженцев все еще омрачена фактом экономической необеспеченности, и большинство семей продолжают существовать на грани нищеты. Беженцы не могут примириться с теми лишениями, которые им приходится переносить... и стремятся вернуться на свои прежние места. Они считают, что ООН несет ответственность за их положение и что она обязана им помочь».

Острота палестинской проблемы возрастала по мере увеличения потока палестинских беженцев, оседавших в соседних арабских странах. К июню 1950 г. согласно результатам обследования БАПОР было зарегистрировано в общей сложности 960 тыс. палестинских беженцев. В последующие годы их численность возрастала. Согласно данным БАПОР в 1959 г. насчитывалось уже 1088 тыс. палестинских изгнанников, в 1964 г. -1247 тыс., в мае 1967 г. - 1345 тыс. После образования государства Израиль и палестинской войны из 1,3 млн арабов-палестинцев на территории Израиля и захваченных им к тому времени районов осталось лишь около 150 тыс. человек, остальные же были вынуждены искать убежище в Газе, на Западном берегу или вообще за пределами Палестины в соседних арабских странах.

Таким образом, в регионе сложилась тяжелая гуманитарная ситуация.

По оценкам БАПОР, в конце мая 1967 г. основная масса палестинских беженцев распределялась следующим образом: в Иордании находилось 723 тыс. человек, или 54 % общего числа беженцев, в Газе - 317 тыс., в Ливане - 161 тыс., в Сирии - 144 тыс. человек.

В работах западных авторов по палестинской проблеме причины «исхода» палестинских арабов с родных земель чаще всего замалчиваются или ограничиваются поверхностной интерпретацией. Согласно официальной версии Израиля призывы арабских радиостанций к населению «временно покинуть страну» стали причиной ухода арабов.

Однако многие факты свидетельствуют о том, что главной причиной этого «исхода» была целенаправленная политика насильственного вытеснения арабского населения, проводившаяся руководством Израиля. Как отмечают Н. Вайншток и У. Авне-Ри, в течение третьего периода войны - после 15 мая 1948 г. - политика израильских вооруженных сил заключалась в открытом поощрении или провоцировании бегства арабского населения: «Эвакуация арабского гражданского населения превратилась в военную цель сионизма».

Огромный отпечаток на систему международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке наложила нерешенность проблемы национального самоопределения арабского народа Палестины -стержневого аспекта арабо-израильского конфликта - и откровенно агрессивный курс правящих сионистских кругов Израиля в отношении соседних с ним арабских стран. Известно, что острее всего воздействие палестинской проблемы сказывалось в арабском мире.

В странах арабского мира проблема Палестины стала национальной проблемой номер один. Правительства арабских государств во всех своих внешнеполитических программах в качестве одного из основных положений выдвигали пункт об освобождении Палестины от «сионистской оккупации» и возвращении палестинских изгнанников на родину. Они исходили не только из чувств солидарности и сострадания к судьбе палестинских арабов, но и из все более возраставшей реальной угрозы их собственной национальной безопасности перед лицом экспансии сионизма и Израиля.

Непосредственной причиной, вызвавшей обострение межарабских отношений после заключения перемирия с Израилем, явились разногласия между Трансиорданией и остальными арабскими государствами в вопросе о судьбе той части Палестины, которая в ходе палестинской войны была оккупирована войсками государств - членов Лиги арабских государств (ЛАГ) -Иордании, Египта, Ирака. Принимая решение о вводе войск арабских стран в Палестину, Лига исходила из того, что там будет создана гражданская администрация, подчиненная ЛАГ и не связанная ни с каким отдельным арабским государством.

1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181 (II) от 29 ноября 1947 г. - Палестинская проблема // Документы ООН и международных организаций и конференций. - М., 2004.

2. Документ ООН A/SPC/102.

3. Доклад БАПОР на XXII сессии ГА ООН. Приложение 13/А - 6713.

4. Вайншток Н. Сионизм против Израиля. - М., 1976.

5. Котлов Л.Н. Иордания в новейшее время. - М., 2002.

6. Джирийс С. Характер Организации освобождения Палестины. Второй семинар ООН по проблеме Палестины. - Вена, 2000.

7. Абдуль-Рахман А. Организация освобождения Палестины: прошлое, настоящее и будущее. Первый семинар ООН по вопросу о Палестине. - Аруша, 2000.

8. Выступление Президента России Д. А. Медведева на встрече с постоянными представителями стран-членов Лиги арабских государств 23 июня 2009 года. URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/4804

9. Ибрагимов А.М. Перспективы развития гарантий в современном международном праве // Московский журнал международного права. - 2009. - № 4.

10. Заявление Государства Палестина о приеме в члены ООН. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/512/60/PDF/N1151260.pdf?

11. Харраз М.А. Реализация палестинским народом права на самоопределение: политико-правовые аспекты // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-palestinskim-narodom-prava-na-samoopredelenie-politiko-pravovye-aspekty

 

 

 

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 273; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!