Статьи из журналов и научных сборников

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное

 бюджетное учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»

 

Факультет телевидения, дизайна и фотографии

Кафедра телевидения

ДОКЛАД

по дисциплине «Работа в кадре»

 Тема: Подготовка и проведение интервью

 

Выполнила: Лобанова А. О.

 студентка направления 42.03.04

Телевидение

1 курса 2031а группы

 

Проверил: доцент кафедры

телевидения и журналистики

канд.филол.н. Ю.А.Оганесова

 Дата сдачи:________________

 Оценка:___________________

 __________________________

 

Санкт-Петербург 2021

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1 Концепции интервью…….…………………………………........

1.1 Что такое интервью? ……………………….…...……………………...3

1.2 Виды интервью..……………………………………………………...…5

1.3 Формы организации интервью……………………………………...….8

ГЛАВА 2 Режиссура интервью….……………………………………...…..

2.1 Подготовка к интервью……………………………………………..…11

2.2 Проведение интервью………………………………………………....20

2.3 Завершение интервью…………………………………………………28

 

Заключение…………………………………………...………………..…..32

Библиографический список…………………………………………..…...33

 

 

Введение

Многие начинающие журналисты часто сталкиваются с проблемами при проведении интервью. Причины этого могут быть совершенно разные: неподготовленность журналиста по теме вопросам интервью; его непунктуальность; недоверие собеседника в связи с бытующим общим мнением о том, что все «журналисты врут»; неверно выбранная стратегия ведения диалога интервьюером; незнание этических норм и многое другое.

Как же правильно готовиться к интервью? Что нужно делать для того, чтобы интервью прошло удачно? Каким образом действовать журналисту в ситуации, когда ему отказывают в общении? Влияет ли окружающая обстановка на результат интервью? Где искать информацию о своем герое? С чего лучше начать разговор с интервьюируемым? В какое время лучше назначать встречу с героем? Важна ли «разминка» перед интервью? Какие вопросы лучше задавать в журналистском интервью: открытые или закрытые? Можно ли задавать проблемные вопросы в первой половине интервью? Найти ответы на эти и другие вопросы – задача и цель доклада.

ГЛАВА 1

КОНЦЕПЦИИ ИНТЕРВЬЮ

Что такое интервью?

Интервью – это межличностное вербальное общение для получения информации и производства нового знания в целях удовлетворения информационных потребностей общества.

Рассмотрим некоторые подходы к интервью, которые были разработаны западными школами журналистики.

Так, в ставшей уже хрестоматийной теории перевернутой пирамиды интервью с источниками подчиняется закону последовательных ответов на шесть вопросов: кто? что? когда? где? как? почему? Это правило отлично срабатывает в процессе создания классической модели событийно-ориентированной новости.

Широкие возможности кроются в теории креативного интервью, когда участники беседы, обмениваясь сведениями, идеями, достигают такого уровня знания, к которому каждый из них не смог бы прийти в одиночку, самостоятельно. Автор этого подхода считает, что журналист должен относиться к своим вопросам не «линейно», а творчески, чтобы готовый к публикации информационный продукт содержал не известную читателю информацию.

В последние годы в учебных заведениях запада большой популярностью пользуется «новая» методология интервью, разработанная канадским журналистом Джоном Саватски. Его «философия» заключается в разрушении стереотипов вопросно-ответного общения, основанных на скрытом соревновании журналиста и его собеседника, на «вымогании» у последнего ответа. Соревнование, т.е. своеобразная борьба общающихся сторон, по мнению Джона Саватски, это признак любого человеческого разговора, но отнюдь не метод сбора информации, пригодный для журналистского интервью. «В интервью не надо соревноваться, — считает он, — в интервью надо задавать вопросы и получать на них ответы».

Разнообразные подходы к интервью возникли как результат желания исследователей обобщить и проанализировать этот наиболее популярный и эффективный способ получения информации, но мало что изменили в отношении журналистов к интервью. Разговор по телефону, вопрос у трапа самолета, участие в пресс-конференции, опрос на улице, дискуссия на заданную тему, диалог, «круглый стол», персональное интервью и т.д. На самом деле все формы и варианты общения журналиста в профессиональных целях есть интервью в широком смысле слова.

Несмотря на концептуальные различия подходов, разнообразие типов и форматов, у интервью как метода получения сведений в целях информирования общества есть и вполне конкретные поведенческие стилистические приемы, которые могут быть использованы всеми журналистами. Перечислим различные их варианты.

Конфронтационный стиль проявляется, когда журналист не доверяет своему источнику и в каждом событии ищет двойной смысл. Его вопросы часто бывают нелицеприятными, и собеседник ждет подвоха. Таких журналистов характеризуют холодный расчет, жесткость и в некотором смысле агрессивная напористость. Именно такой поведенческий стиль повлиял на формирование в общественном сознании негативного стереотипа журналиста.

Элитарный стиль рождается в определенных социальных условиях в результате процессов социальной стратификации. Он противостоит конфронтационной, соревновательной стратегии, а все его формы сводятся к обостренному чувству социальной ответственности журналиста, который стоит на страже интересов определенных социальных групп. В этом случае он выступает в роли учителя, «социального контролера» разных сторон жизни общества: экономики, политики, нравственности. Представитель элитарного подхода «простому человеку» уделяет не слишком много внимания.

Партнерский режим. В контексте этого подхода сбор информации осуществляется не с помощью ролевых функций «сборщиков» и «поставщиков» сведений, а в процессе человеческой коммуникации и равноправного взаимодействия двух (или более) людей. Кстати, материал для новостей гораздо чаще, чем мы думаем, возникает в ходе интервью, и в этом смысле новостьпродукт человеческого взаимодействия, возникший в результате совместной созидательной деятельности журналиста и его собеседника. Партнерский подход предлагает журналистам сменить профессиональное мышление с позиции «сбора информации» на «поиск новости». Новость как результат кооперации труда журналиста и собеседника может быть выработана, лишь когда заинтересованность в коммуникации присутствует у обеих сторон, а не только у журналиста, исполняющего профессиональный долг. Этот подход требует большей самоотдачи автора и проникновения в мир собеседника, понимания слагаемых его убеждений, установок, мотивов, даже если это не столь важно для журналистской «истории».

 

Виды интервью

 Исследователи и практики выделяют несколько основных видов интервью, каждый из которых определяется в зависимости от целей его использования.

Информационное интервью — наиболее распространенный вид в журналистской практике, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами.

Костяком типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Их, как показывает опыт, вполне достаточно для сбора фактических сведений. Однако журналисты прибегают и к другим, для более тонкой проработки сюжета, вопросам, уточняющим или фильтрующим сведения.

К выезду на интервью по событийному поводу обычно из-за недостатка времени готовятся редко. Поэтому, формулируя вопросы, журналист при исследовании ситуации и ее причинно-следственных связей чаще полагается на свою наблюдательность.

Протокольное интервью используется для получения официального разъяснения по каким-либо вопросам, представляющим общественный интерес. В этом случае журналист задает вопросы ответственным лицам, обладающим информацией в пределах своей компетенции. Протокольное интервью, как правило, дается в официальных местах и государственных учреждениях.

Оперативное интервью — разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте. Оперативные высказывания экспертов, специалистов в какой-либо области по весьма конкретным поводам являются обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения.

Есть еще один вид интервью, который ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. Популярную форму таких целевых интервью представляет блиц-опрос, или опрос на улице.

Характерная особенность таких интервью — постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

Проблемное интервью становится в последние годы популярным типом организации общения журналиста с респондентом или несколькими респондентами. Целью такого интервью является выяснение различных точек зрения или путей решения проблем, имеющих важное социальное значение. Исходя из специфики целей, стоящих перед ведущим такого интервью, в журналистской практике его нередко определяют как дискуссию

Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Поэтому и говорят о комбинаторике методов. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном являются здесь вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации — такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать.

Интервью-портрет. В центре внимания портретного интервью находится человек (как правило, имеющий определенную известность в медиапространстве). Целью такого интервью является обсуждение значимых событий жизни и деятельности этого человека, открытие читателям или зрителям его внутреннего мира, ценностей, личностных качеств. Среди основных видов портретного интервью следует выделить:

1. Событийное – опирается на какой-то факт из жизни гостя; цель – информирование общественности о действиях человека.

2. Биографическое – направлено на создание целостного образа интервьюируемого через раскрытие значимых эпизодов биографии, оказавших влияние на его судьбу.

3. Юбилейное – приурочено к празднованию юбилея известного человека.

4. Политическое – основано на признаниях известных политиков по поводу их политических позиций.

Однако предварительно для подготовки к такому роду интервью желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Редко встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

Крееативное интервью часто называют беседой, диалогом. Результатом же творческого партнерства является информационный продукт в близком к художественным жанре, который в зависимости от канала передачи может воплотиться в художественном очерке, эссе, документально-публицистическом фильме, диалоге в эфире и т.п. Первое условие такого интервью — большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста. Второе — правильный выбор собеседника, с помощью которого в силу его способностей, поступков или социального положения журналисту удастся выйти на глубокий уровень обобщений, увидеть в проблеме драму, а в персональной судьбе — общечеловеческое начало.

Формы организации интервью

Журналистам приходится задавать вопросы в разных ситуациях, которые зависят от самых разных, иногда и непредвиденных обстоятельств. Но чаще интервью проводятся в заранее определенных местах и в сложившихся уже традиционных форматах.

Пресс-конференция — это коллективное интервью, когда журналистов приглашают на встречу с персоной, источником информации, в определенное время и в назначенном месте. Чаще всего местом встречи становятся информационная служба, агентство или специально оборудованное помещение в каком-либо общественном центре. Пресс-конференции обычно созываются по определенным информационным поводам с целью распространения, разъяснения или опровержения какой-либо информации.

Выход к прессе — фактически малая форма пресс-конференции для информирования журналистов об итогах прошедшего мероприятия (заседания, переговоров и т.п.), инициатором которого является ньюсмейкер. Это, как правило, заранее не планируется, что отличает данный формат интервью от предыдущего.

Брифинги — это плановое мероприятие, которое проводится с регулярной периодичностью и посвящается распространению текущей информации о деятельности организации или компании.

Сложным форматом интервью является «круглый стол», на котором журналист ведет разговор не с одним, а с несколькими участниками. Здесь функции интервьюера шире — как у модератора: в его задачи помимо вопросно-ответного общения входит еще и управление беседой. В отличие от предыдущих форматов «круглый стол» и его разновидности — дебаты, обычные и «панельные» дискуссии — должны быть еще более тщательно проработаны. Особое внимание надо уделить подготовительной стадии, продумать стратегию встречи, четко прописать сценарий. Во время «круглого стола», особенно если на него приглашены участники-антагонисты, могут возникнуть напряженные, даже драматические ситуации. Журналист, чтобы не потерять контроль над ситуацией и добиться нужного результата, должен стать режиссером.

Интервью по телефону. Преимущество телефонного интервью заключается в факторе времени. Сегодня по оперативности конкуренцию телефонному звонку может составить, пожалуй, только общение по электронной почте. Кроме того, интервью по телефону дешево, не требует сборов в дорогу, покупки билета на самолет, чтобы лететь на встречу с героем ради нескольких вопросов. Щадятся и нервы участников беседы: можно, оставаясь в пижаме и тапочках, просто снять трубку и набрать номер. Кроме того, многие боятся встреч с незнакомцами, и для них проще обсудить все по телефону. Однако во время телефонного интервью журналист не может полностью контролировать ситуацию, а собеседник, в свою очередь, может внезапно оборвать разговор. Телефонному разговору могут помешать и присутствующие в комнате вашего собеседника, но не видные вам люди. Как «человек за спиной» повлияет на его ответы, сделает ли беседу более откровенной или, наоборот, внесет в нее элемент смущения, тоже невозможно узнать журналисту, если он держит в руках телефонную трубку.

Интервью можно провести и с помощью разных служб Интернета — электронной почты, на форуме или в чате. По степени опосредованности этот вид организации интервью, превосходит уже рассмотренные: собеседник удален, и с ним, как правило, нет визуального контакта.

ГЛАВА 2

РЕЖИССУРА ИНТЕРВЬЮ

Подготовка к интервью

Чтобы понять, по каким правилам работает механизм журналистского интервью, разобьем процесс на условные составляющие, от определения целей до завершения беседы. В качестве примера выберем «идеальный» случай интервью, не связанный временными рамками, положением в пространстве или иными ограничениям, когда теоретически возможно пройти все стадии рабочего процесса.

Работу над интервью можно разложить на три последовательные стадии: подготовка; проведение; завершение.

На первой стадии, которая предваряет ход беседы, осуществляется очень важная работа по планированию интервью, определяются его цели, изучаются информационные ресурсы, осуществляется первый контакт с собеседником, назначаются время и место встречи, продумываются возможные риски, стратегия беседы и основная тематика вопросов. Рассмотрим последовательно основные операции стадии подготовки к интервью.

Определение целей интервью. От того, насколько ясны цели интервью, зависит успех всех последующих шагов. Задуманное и предложенное вами или запланированное редакцией интервью надо «проверить на прочность», поставив перед собой несколько вопросов, ответы на которые во многом прояснят ваши целевые установки.

 

§ Зачем вы хотите взять интервью? Каких результатов хотите достичь?

§ Почему для решения этих задач вы выбрали именно этого собеседника?

§ Интересен ли он лично вам?

§ Есть ли к нему интерес у широкой публики?

 

Если после ответов на эти вопросы у вас не сложится ясное представление о том, ради чего, собственно, намеченное интервью должно состояться, беседа может превратиться в бессмысленную болтовню, от которой станет неловко и вам, и вашему партнеру.

Ясная картина целей должна сложиться не только у журналиста. Рассказать о ней необходимо и будущему собеседнику. Причем если вы доходчиво сформулируете цели интервью, то, во-первых, облегчите себе разработку вопросов (кстати, типичное для начинающих журналистов: «Не знаю, что спросить» — происходит именно от смутного представления о целях); во-вторых, уменьшите вероятность непонимания со стороны собеседника и сумеете убедить его в необходимости встречи. Когда цели ясны и четко сформулированы, у вашего партнера тоже появляется вполне объяснимое чувство уверенности в том, что его выслушают, поймут и постараются донести услышанное до читателя.

Цели интервью определяются многими факторами. Это и особенности характера собеседника, и его роль в определенной ситуации, и сложившиеся социально-политические обстоятельства, и масштаб проблем, которые связаны с героем, и возникшие в этой связи общественные стереотипы.

Предварительное исследование. В зависимости от поставленных целей сбор рабочего материала о герое или ситуации, в которую он вовлечен, может либо проводиться по полной программе, либо ограничиться кратким поиском, либо вообще не проводиться.

В репортерской текучке нередки ситуации, когда нет времени на серьезную предварительную работу и приходится полагаться на обрывочные сведения, которые удалось добыть. Тем не менее часто и таких сведений бывает достаточно для краткого актуального интервью или для одного-двух вопросов на пресс-конференции.

Журналист получил задание подготовить сообщение о прибытии в Москву Генерального секретаря Всемирной организации здравоохранения. Редактор намекнул, что во время пресс-конференции в аэропорту желательно задать ему эксклюзивный вопрос от редакции. Какими источниками можно воспользоваться за весьма короткий срок? Вот перечень возможных вариантов информационных ресурсов:

 

§ телефонный звонок в московское отделение ВОЗ по поводу целей визита (возможно, там уже подготовлен пресс-релиз);

§ работа с редакционным досье (скорее всего там будут сведения об основных программах этой организации и о ее руководстве);

§ просмотр имеющихся ресурсов в Интернете, в том числе зарубежных, с помощью разных поисковых систем;

§ советы и идеи коллег по работе;

§ во время ожидания в аэропорту ценной информацией могут поделиться коллеги из других изданий.

 

Если журналист располагает временем, то для предварительной подготовки желательно воспользоваться источниками с максимально возможной полнотой. Ресурсы для предварительного исследования можно разделить на две большие группы: документальные и устные.

К документальным, которые представляют собой разного рода письменные источники, относятся:

 

§ справочная литература (энциклопедии, словари, справочники);

§ специальные источники (финансовая документация, статистические отчеты, данные социологических опросов и т.д.);

§ научная литература (монографии, диссертации, научные статьи и т.д.);

§ периодика (подшивки газет и журналов, подборки тематические или по персоналиям);

§ досье (собственные, редакционные и т.д.);

§ разного рода базы данных;

§ ресурсы Интернета.

 

Назначение встречи. Обычно о встрече с интервьюируемым, договариваются по телефону. Однако в последнее время журналисты все чаще пользуются электронной почтой. Кроме того, можно условиться об интервью и при непосредственном контакте.

Последний вариант, пожалуй, наиболее беспроигрышный, так как намеченной «жертве» просто «некуда деться» и приходится принять предложение журналиста, даже дать некие обещания. А это уже половина успеха.

Договариваясь о встрече, надо иметь в виду одно очень важное обстоятельство: никто не обязан вам давать интервью.

Поэтому, когда вы договариваетесь о беседе, лучше избегать слова «интервью»: оно звучит слишком официально, лучше сказать: «Не могли бы вы поделиться своими соображениями о...»; «Хотелось бы обсудить ситуацию...»; «Давайте поговорим об этом случае...».

Намеченный собеседник во время переговоров о встрече может привести вам самые разные причины отказа. Перечислим наиболее характерные из тех, которые можно предвидеть.

§ Недоверие к журналисту (а нередко и в принципе ко всем). Известно, что новичку сложнее получить согласие на интервью, чем журналисту с именем и опытом.

§ Сомнения в репутации издания. Отказа в интервью можно опасаться, если журналист представляет издание малоизвестное или, хуже того, с дурной репутацией.

§ Недоверие к конкретному изданию, если с ним связан неудачный опыт взаимодействия или негативная публикация (критика в адрес героя, искажение смысла высказываний, неверное цитирование и т.д.).

§ Усталость от журналистов, которая, как правило, характерна для звезд.

§ Страх публичного выступления (особенно часто он возникает при виде телевизионной камеры или микрофона).

§ Отсутствие интереса к предмету беседы.

§ Недостаток у намеченного собеседника знаний о предмете беседы.

§ Ограниченность времени.

 

Задача журналиста – иметь в своем арсенале убедительные контрдоводы в ответ на отказ собеседника в проведении интервью.   

Договариваясь с героем о встрече, постарайтесь, в зависимости от намеченных вами целей и сложившейся ситуации, убедить его в том, что интервью — это возможность (в скобках предложены наиболее вероятные фигуры для данных аргументов):

 

§ получить известность и признание, рассказать о себе (деятели массовой культуры);

§ повлиять на сознание людей (политики, священники);

§ просветить публику, разрушить предрассудки (ученые, деятели сферы образования);

§ высказать свою точку зрения, пролить свет на проблему (представители противоборствующих сторон в каком-либо конфликте);

§ помочь другим людям избежать ошибок (пострадавшие от каких-либо потрясений, представители групп риска);

§ появиться на экране, чтобы вас увидели друзья и родственники («простые» люди).

 

Кроме того, во время переговоров о встрече не забудьте взять у собеседника разрешение:

 

§ на фотосъемку,

§ на диктофонную запись,

§ на разговор с членами семьи.

 

Время и место интервью. Договариваясь о встрече, назначая время и место, необходимо прислушаться к пожеланию собеседника. От этого зависит, комфортно ли будет себя чувствовать герой интервью. Поэтому чаще всего встреча назначается на его территории (дома или на рабочем месте) и в удобное для него время. Если собеседник затрудняется с выбором места встречи, предложите ему приехать в редакцию. Бывают ситуации, когда по каким-либо причинам есть смысл повидаться на «нейтральной почве», тогда время и место для интервью определяются в совместном поиске. Если у интервью есть событийный повод, то это диктуют обстоятельства: оно может состояться у трапа самолета, в служебной машине, в кулуарах съезда, на месте происшествия и т.п.

Планируя время, журналист должен учитывать специфику рабочего дня своего героя. Есть люди ранних, «утренних профессий», но есть и те, чей рабочий день фактически не имеет предела, или кто работает больше в вечерние часы. Понятно, что врач или учитель начинает рабочий день рано; министру или члену парламента «трудно выкроить минуточку» в течение рабочего дня; а вот люди богемных профессий — актеры, художники, певцы — только к полудню «продирают глаза». Значит, интервью с последними может затянуться далеко за полночь. На такие встречи не опаздывают.

Подготовка вопросника. За вопросы можно садиться после того, как определены цели интервью, изучены все возможные вспомогательные материалы, а также назначены время и место встречи.

По результатам первого контакта станет ясно, с каким собеседником вы имеете дело — с «легким», открытым, свободно идущим на него или с «трудным», замкнутым, скрывающим информацию. В зависимости от этого стоит продумать первые вопросы.

Вопросник стоит разрабатывать ориентируясь на цели, о которых вы уже сообщили своему герою, когда договаривались об интервью. Если задаваемые во время беседы вопросы не будут соответствовать намеченному плану, это может вызвать подозрение. Поэтому не забудьте при изменении ваших целей сообщить об этом партнеру. И еще: разрабатывая стратегию интервью, следует оставить время для незапланированных вопросов и ответов, а также подготовиться к самым неожиданным ситуациям. Поверьте: чем тщательнее вы сделаете это, тем больше вероятность того, что интервью пойдет по плану. Но не стоит бояться и неожиданного поворота разговора, на самом деле это ценный результат. Свежий взгляд на известное, новый поворот старой темы, всплывшая из недр памяти история. Ради таких находок и работает журналист.

Имея дело с фигурами влияния из разных социально-политических сфер, надо учитывать, что они могут быть заранее подготовлены к встрече с журналистами, «натасканы» на определенные ответы. Помогают им в этом деле специальные службы по связям с общественностью, технологии которых, направленные на создание положительного имиджа компании или отдельного лица, находят все большее применение в сферах публичной деятельности.

Составляя вопросы и разрабатывая сценарий интервью, не стоит забывать, что главная роль в нем принадлежит вовсе не журналисту, а его собеседнику. Стратегический принцип интервью — пробуждение

активности собеседника и поддержание ее точной реакцией журналиста на ответы.

Стратегию и тактику интервью желательно продумать заранее, на этапе подготовки, параллельно или после составления вопросника. В стратегические задачи интервью входит создание определенных условий коммуникации, способствующих достижению целей интервьюера при наиболее полной информационной отдаче интервьюируемого. Следует помнить, что информационные цели журналиста не всегда совпадают с информационными намерениями собеседника, в результате чего могут появиться признаки вольного или невольного сокрытия, сдерживания сведений или манипулирования ими. В этой связи стратегическая разработка интервью приобретает особый смысл. Не менее важно продумать стратегию развития беседы и для ситуации, когда налицо совпадение целей журналиста и намерений собеседника. Но даже при удачном стечении обстоятельств не всегда оказываются достигнутыми цели беседы, и удается выполнить задуманное. Однако и в том, и в другом случае ответственность за выполнение информационных задач интервью несет журналист, а не его собеседник. Рассмотрим основные стратегические принципы интервью.

Выбор амплуа. Журналист разрабатывает стратегию беседы с помощью своих ролевых функций. Он, в большинстве случаев, сочетает в работе оба принципа — и «натуральный», и «ролевой». Они, как правило, ведут себя естественно, но надевают различные маски, когда того требуют обстоятельства.

Логика, хронология или импровизация. Планируя интервью, журналисты, как правило, много внимания уделяют семантической составляющей своих вопросов, их смысловому наполнению. Не менее важным и стратегически значимым компонентом интервью является правильно выбранная последовательность задаваемых вопросов. Установить нужный порядок в перечне вопросов — задача, которую журналист должен решать в каждом отдельном случае.

По большому счету все журналистские истории можно разделить на три типовых. В основе первой лежат события, второй — предметы общественного обсуждения, третьей — личность собеседника. Концептуальное их различие заключается в том, что истории первого типа развиваются по законам времени, а принцип их подачи — хронологический; второго — по законам разума, и в них принципиальное значение приобретают логика, следование ее законам, сопоставление оценок и доводов, причин и следствий; истории третьего типа, связанные с «человеческим фактором», разворачиваются в интуитивно-импровизационном ключе.

Хронологический, логический, интуитивно-импровизационный принципы лежат также в основе трех подходов к разработке сценария интервью. Хронологический принцип реализуется, если журналиста интересует, как разворачивалась во времени история, свидетелем или очевидцем которой был его собеседник. Логический — когда предметами обсуждения являются общественная проблема, конфликт интересов или ситуации, связанные с драмами человеческих взаимоотношений. Импровизация подходит больше, если в центре внимания журналиста находится человеческий характер, с его психологическими особенностями и неповторимой индивидуальностью.

 

Проведение интервью

После подготовительного этапа можно приступать к проведению интервью.

Лучше всего начать разговор с произнесения этикетных фраз, открывающих беседу, со слов приветствия. Далее собеседникам, особенно если это их первая встреча, необходимо установить взаимный контакт.

Также необходимо иметь в виду, что первое впечатление формируется у собеседника не только от произнесенных журналистом первых фраз, но и от того, какое впечатление производит его внешний вид. Продумывая костюм для интервью, необходимо учитывать возраст и профессию своего героя. Ничто в одежде журналиста не должно отвлекать интервьюируемого от общения с ним.

Не менее важно соблюдать «границы территории» со своим собеседником. Антропологи называют четыре уровня дистанции, которые создаются людьми для повседневного общения: интимный, дружеский, деловой, публичный. Для проведения интервью собеседники выбирают расстояние от крайнего предела дистанции для дружеских контактов (примерно 1,5 м между собеседниками) до среднего расстояния для делового общения, но не более 3,5 м.

То, как говорящие располагаются по отношению друг к другу (пространственная организация), не менее важный элемент атмосферы беседы, создания или разрушения эмоционального фона, который способствует достижению целей интервью. Например, размещение вокруг круглого стола идеально для ведения совещаний и дискуссий. Перекрестная посадка, когда угол стола разделяет собеседников, хороша для спокойного, задушевного разговора. Диагональная рассадка собеседников принята на радио и часто используется в телестудиях. Если же собеседников объединяют общие взгляды и они выступают «общим фронтом», оправданной будет их рассадка за столом рядом. «Оппозиционное» размещение за столом — напротив друг друга — пригодно для короткого, динамичного разговора. При таком положении обе стороны могут отстаивать свою позицию, а стол — символизировать разделяющий их надежный барьер.

Встреча с собеседником. Приветствие. Тактика приветствия зависит от конкретной ситуации, степени близости с героем, его социального статуса. Конечно, есть идеальные «на все времена», формы приветствия социально и стилистически нейтральные «Здравствуйте!»; «Добрый день!». Однако слишком холодное и формальное приветствие может послужить сигналом того, что журналист предпочитает держаться от собеседника на определенной дистанции и не хочет преступать барьер формального вопросно-ответного взаимодействия. Чтобы смягчить форму приветствия, в него можно добавить персональное обращение: «Здравствуйте, Михаил (Иванович)!». От того, в каком ключе, официальном или неофициальном, беседа начнется, зависят ее тактика и конечные результаты.

В выборе нужной формы обращения кроются свои «подводные камни». В современной разговорной практике выделяются четыре стилистических уровня обращения:

§ официальный — по имени, отчеству и на «вы» (Здравствуйте, Михаил Иванович!);

§ полуофициальный — по полному имени и на «вы» (Здравствуйте, Михаил!);

§ неофициальный — по имени и на «ты» (Здравствуй, Михаил!);

§ фамильярный — по краткому имени и на «ты» (Здравствуй, Миша!).

Только при условии, что журналист и его герой относятся к одной возрастной группе, в обращении можно использовать лишь имя, однако желательно, чтобы инициатива была проявлена собеседником. Если же вам не было предложено перейти на обращение по имени, а ситуация и контекст беседы к этому располагают; кроме того, собеседник молод, предложите сами сделать это, что, возможно, поможет разрушить неизбежно возникающие в начале разговора барьеры. В детских и молодежных радио- и телепередачах вполне уместно обращаться к собеседнику по имени и на «ты».

Преамбула интервью. «Разминка». Коротким и на первый взгляд ничего не значащим разговором в начале интервью вы можете достичь больших результатов, чем в продолжение всей беседы. Но с таким же успехом можно и разрушить поставленные цели. Американские исследователи утверждают, что при встрече незнакомцев первые четыре минуты беседы определяют, как правило, весь последующий разговор.

Надо признать, однако, что этот прием невозможно применять в любых условиях и к любому типу собеседников. Встречаются, например, занятые персоны, которые не могут тратить время на «пустые разговоры». По реакции собеседника на первое обращение внимательный журналист сразу определит психологическое состояние своего героя: а) в каком он расположении духа; б) спешит он или нет; в) проявляет ли интерес к разговору; г) будет ли вести откровенную беседу или намерен скрывать и дозировать информацию.

Преамбула любого интервью выполняет стратегическую задачу установления контакта между журналистом и собеседником, взаимного поиска «общего языка». Всмотримся более пристально в преамбулу беседы — бессмысленную, казалось бы, болтовню. Если это «разговор ни о чем», то каков его смысл? А если разминка перед сражением — из чего она состоит и какие задачи решает?

Задача интервьюера на первом этапе общения — попытаться развеять возникшее напряжение и настороженность при встрече.

 Верный путь — поговорить о том, что входит в сферу интересов вашего героя, причем желательно, чтобы предметом разговора стало увлечение или занятие, вызывающее у человека положительные эмоции. Барьеры и настороженность также хорошо преодолеваются искренним комплиментом. При этом следует избегать дежурных фраз типа «Я поклонник вашего таланта...», «Для меня большая честь встретиться с вами...». Намного убедительнее прозвучит такой вариант комплимента: «Ваша последняя работа (спектакль, картина, концерт) произвела на меня большое впечатление, я хотел бы подробнее поговорить о ней...».

Основные правила «разминки» перед интервью:

· В начале разговора надо максимально устранить все возможные барьеры общения, однако «разминка» не должна быть затянутой. Внимательно наблюдайте за собеседником и при появлении знаков нетерпения или спешки переходите непосредственно к теме интервью.

· Придерживаться нейтральных, приятных собеседнику тем. Предмет разговора не должен касаться потенциально таких провокационных сфер, как политические взгляды, доходы, межнациональные отношения, религиозные убеждения и т.п.

· Найти точки пересечения интересов: общие увлечения, общие знакомые.

· Не фокусировать разговор на собственной персоне, а стараться узнать как можно больше о собеседнике.

· Проявить интерес к окружающей обстановке, но избегать критических замечаний и советов по ее поводу.

· Снять напряжение помогает смех. Уместны шутки, анекдоты, но только в том случае, если есть уверенность в собственном вкусе и чувство меры. Если ваш собеседник не обладает чувством юмора, ваши усилия могут погубить дело.

· Расположить человека помогают комплименты. При этом надо избегать чрезмерного, тем более неискреннего восхищения — оно всегда бросается в глаза. Сдержанная, умеренная похвала всегда предпочтительнее.

Вопросы в интервью.

Умение задавать вопросы — одно из главных профессиональных качеств журналиста. Хорошие, полные ответы зависят от удачного вопроса, плохие же, то есть не наполненные содержанием, — от слабого и непродуманного.

§ Сначала спрашивайте о деле, а потом — о семье, хобби и любви. Прежде чем задавать вопросы, касающиеся личной жизни героя, следует спросить у вашего собеседника разрешения. Несанкционированное любопытство может привести к тому, что ваш визави просто завершит интервью раньше оговоренного срока. Люди, особенно мужчины, положительно оценивают ситуацию, когда с ними cначала разговаривают о том деле, которым они занимаются, а уж затем о том, как они проводят досуг.

§ Если вы же впервые в жизни видите вашего собеседника, то постарайтесь избегать вопросов, связанных с состоянием его здоровья, уровнем доходов, недостатками характера, привычками

§ Старайтесь не задавать вашему собеседнику традиционных и очевидных вопросов. Не спрашивайте у него о том, о чем спрашивают все остальные журналисты.

 

Сегодня психологи разработали достаточно регламентированную технологию того, как надо задавать вопросы. Приведём ниже их классификацию.

По степени выраженности вопросы могут быть: явные и скрытыe. Явный вопрос выражает желание установить неизвестное. Например: Скажите, пожалуйста, где вы родились? Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а установка на получение неизвестной информации срабатывает после осмысления предложенных предпосылок. Например: Ваши родители ведь поженились в Самаре? И после положительного ответа на данный скрытый вопрос может последовать его продолжение. Например: Там вы и родились?

Вторая пара классификации вопросов — по характеру структуры: простые и сложные. Простой вопрос предполагает только одно суждение. Например: Когда Вы родились? Cложный вопрос образуется из простых с применением логических союзов если… то, или, и и т. д. Ответ на него должен выражаться как минимум двумя суждениями. Например: Если вы родились в 1970 году, то должны были стать пионером и комсомольцем?

Третья пара классификации вопросов — по способу запроса неизвестной информации: уточняющие и восполняющие. Они направлены на потверждение истинности высказанных в них суждений. Например: Правда ли, что вас исключали из театрального института за профессиональную непригодность?

Восполняющий вопрос направлен на получение новой информации. Например: C кем вместе вас исключали из театрального института?

Четвертая пара классификации вопросов — по количеству возможных ответов: открытые и закрытые.

На открытый вопрос можно дать неопределенное количество ответов. Например: Какие у вас самые яркие воспоминания об учебе в театральном училище? Закрытый вопрос подразумевает ограниченное количество вариантов ответов. Например: Сколько раз вы пытались поступить в театральное училище?

§ В журналистском интервью открытые вопросы всегда предпочтительнее закрытых. Кроме того, ответы на открытые вопросы более обстоятельны, могут содержать в себе образ, легче поддаются цитированию.

§ Следует помнить, что на закрытый вопрос собеседник может дать наиболее выгодный или безопасный для него ответ.

Пятая пара классификации вопросов — по отношению к познавательной цели: узловые и наводящие.

Узловым вопрос называется в том случае, если ответ на него дает возможность получить конкретное описание решения той или иной проблемы, рекомендацию, связанную с той или иной сферой жизни, прогноз на развитие той или иной ситуации в будущем. С помощью узлового вопроса журналист более четко понимает мировоззрение своего собеседника, его взгляды, позицию. В конце концов, ответ на узловой вопрос есть одна из возможных кульминационных точек в драматургии интервью.

Наводящий вопрос приближает собеседника к обсуждению темы, которая волнует журналиста в интервью. Он подготавливает появление узлового вопроса, «разминает» ситуацию общения эмоционально и интеллектуально.

Шестая пара классификации вопросов — по правильности постановки: корректные и некорректные.

Корректным называется вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание.

 Некорректный вопрос основывается на ложной или неправильно воспринятой информации или суждении, смысл которых не определен. Например, вы спрашиваете ученого: правда ли, что на Марсе есть биологическая форма жизни?

Переходные вопросы нужны для изменения направления беседы. Они очень хорошо помогают, когда разговор заходит в тупик. Однако они должны быть настолько интересны, чтобы собеседник захотел переключиться.

Приведенная выше классификация — хороший инструмент для овладения тайнами интервью как вида журналистского творчества.

Очень важно выстроить список задаваемых вопросов по значению. Большинство журналистов придерживаются нестрогих правил планирования интервью.

§ В начале интервью рекомендуется задавать нетрудные для собеседника, например фактические, вопросы. Однако, если вы предполагаете, что ваш герой будет стремиться уйти от ответа, можно пойти на маленькую хитрость, например расширить тематическое поле беседы.

§ Далее можно приступать к основным вопросам. Заинтересовать собеседника, заставить его «шевелить мозгами» — цель любого интервьюера, с кем бы и по какому бы поводу он ни говорил.

§               Важно стараться использовать понятные и вам, и вашему собеседнику слова, термины и понятия.

§ Самый главный вопрос, ради которого интервью и затевалось, стоит припасти напоследок. Жесткие или неприятные для героя вопросы никогда не задаются в начале разговора.

§ Очень важен заключительный этап интервью, в котором, как правило, заранее можно спланировать только время окончания. Соблюдать договоренность о продолжительности интервью — хороший тон. Желательно также завершать разговор на позитивной ноте. Даже если в конце задавались нелицеприятные вопросы, надо попробовать «увести» разговор в сторону, заговорить о чем-нибудь приятном для собеседника, чтобы ни у кого не осталось неприятного осадка.

 

Завершение интервью.

Очень важно правильно завершить разговор, не ссылаясь на то, что надо бежать на следующую встречу, но обязательно сказав приличествующие этикету слова. Нужно помнить и о том, что на завершающем этапе интервью могут произойти самые неожиданные вещи. Например, уже после слов прощания ваш герой может, наконец, решиться сказать то главное, ради чего и согласился на эту встречу. Поэтому нельзя ослаблять внимания до последнего момента, когда за вами закроется дверь. Не стоит стесняться и еще раз постучать в дверь, если вы вспомнили, что забыли спросить что-то очень важное, например, уточнить написание имен и фамилий или попросить разрешение на публикацию фотографий из семейного альбома.

Стратегически правильно вовремя не только начать, но и закончить интервью. Точность и пунктуальность — необходимое условие для того, чтобы впечатление о репортере сложилось благоприятное.

Методические пособия рекомендуют интервьюеру начать думать о завершении интервью за 5-10 минут до его окончания. Это особенно важно в тех случаях, когда время окончания интервью жестко зафиксировано. Существует ряд способов подготовить респондента к завершению интервью. Они могут применяться как в случае исчерпания лимита времени, так и в том случае, если попался «слишком» разговорчивый респондент. Это в основном фразы типа: «В то короткое время, которое у нас осталось...» или «Прежде, чем закончить...» и т.д.

В большинстве случаев при завершении разговора надо следовать двум основным правилам: «уходить с достоинством» и «не злоупотреблять гостеприимством». Есть еще золотое правило — уходить так, чтобы у собеседника осталось желание общаться с вами еще, готовиться к новой встрече.

А теперь перечислим наиболее важные шаги, которые помогут этим правилам следовать.

 

§ Заканчивайте интервью строго в условленное время. Только сам собеседник может предложить вам его продолжить. Если разговор не в меру затягивается, он может отвечать на вопросы невпопад, стать рассеянным или даже раздражительным просто потому, что у него назначена встреча и он из-за вас на нее опаздывает. Худший вариант в таком случае, если встречу прерываете не вы, а ваш герой. А лучший — когда с предложением закончить беседу выступает репортер: «Наше время, к сожалению, истекает. Позвольте, я задам вам еще один-два вопроса...». Не исключено, что тогда собеседник скажет: «Не беспокойтесь, у меня еще есть немного времени. Давайте продолжим разговор...». Однако, если этого не произошло и вы чувствуете, что тема не исчерпана, договоритесь еще об одной встрече.

§ Собеседник может, сам того не замечая, посылать вам знаки того, что пора завершать беседу. Например, когда он устал или по иным причинам не может дальше продолжать разговор, в его поведении могут появиться нервозность, суетливость, ответы могут стать односложными. Это сигналы к тому, что беседу надо прекратить или перенести на другое время.

§ Завершая интервью, не поленитесь просмотреть свои записи. Это займет немного времени, зато вы оградите себя от возможных ошибок: забытых вопросов или непроверенных имен и т.п. Если время позволяет, можно уточнить и неясные места. Попросите у собеседника минуту на просмотр записей — это хороший повод для подведения итога разговора: «Наше время подходит к концу, разрешите, я загляну в блокнот, не забыл ли о чем-то спросить...». Кстати, во время образовавшейся паузы ваш герой сможет тоже подумать, не забыл ли он сказать что-то важное.

§ Напоследок можно поинтересоваться, не хочет ли ваш собеседник добавить что-нибудь к сказанному. Возможно, о самом главном для него вы и не спросили.

§ Напомните о документах, статьях, письмах, фотографиях, которые упоминались в интервью. Скажите, что сможете зайти за ними позже, и обязательно возьмите разрешение на публикацию или цитирование.

§ Прощаясь, не ставьте «последнюю точку», обсудите возможность позвонить или зайти еще раз, чтобы задать еще вопросы, уточнить детали и подробности.

§ Интервью желательно завершать на положительной ноте. В заключение можно спросить о чем-нибудь приятном для собеседника. Иногда вполне уместны вопросы о детях (внуках), домашних животных (собаках, кошках).

§ Не ослабляйте внимания, когда стоите на пороге: именно в этот момент ваш собеседник может сказать самое интересное. Он уже расслабился после интервью, диктофон выключен, а мысли продолжают «крутиться». Запомните, по возможности, и запишите все ремарки, после того как дверь за вами захлопнулась. Правда, надо иметь в виду, что публикация этих записей будет этически довольно сомнительна, так как собеседник вправе от этих слов отказаться, а доказать их достоверность вам вряд ли удастся.

 

Хорошей формой завершения интервью является финальное резюме, которое, в частности, нередко позволяет получить какую-то дополнительную информацию или сделать обобщения.

После обработки текст интервью целесообразно давать респондентам для уточнения. Это желательно как с этической точки зрения, так и с точки зрения уточнения полученной информации.

Заключение

Таким образом, для того, чтобы интервью прошло успешно, необходимо заранее провести очень тщательную к нему подготовку. От того, насколько хорошо журналист продумает стратегию интервью, определит его цели и задачи зависит конечный результат.

Важно помнить, что внешний вид интервьюера, место встречи, его атмосфера и обстановка – все это влияет на ход беседы. Следует быть внимательным к своему собеседнику: к его реакциям, движениям, жестикуляциям. Это может быть сигналом интервьюеру, что собеседник хочет высказаться или ему, напротив, сказать больше нечего по тому или иному вопросу.

Лучше всего продумать заранее разные варианты развития интервью. Быть готовым к тому, что собеседник не захочет с вами разговаривать или отвечать на вопросы. В этом случае журналисту необходимо будет высказать свои контраргументы, придуманные заранее, в ответ на отказ.

Завершать интервью следует на «хорошей ноте», чтобы и у журналиста и у собеседника остались приятные впечатления от общения.

 

Список литературы

Книги

1. Ильченко С. Н. под. ред. Интервью в журналистике: как это делается: учеб. пособие / С. Н. Ильченко. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016. — 236 с.

2. Лукина М. М. под. ред. Технология интервью: учеб. пособие для вузов / М. М. Лукина. —  М. : Москва: Аспект Пресс, 2003. — 191 с.

 

Статьи из журналов и научных сборников

1. Ахметов И. Г. глав. ред. Молодой учёный. Международный научный журнал / Васильченко К. Е. // Жанр портретного интервью: возможности дифференциального подхода. – г. Челябинск, 2019. – С. 15-19.

 

Ресурсы Интернет

1. Личный сайт Сергея Белановского [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.sbelan.ru/ (дата обращения 14.03.2021)

2. Оперативная журналистика. Пособие по дисциплине: основы творческой деятельности журналиста [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://textarchive.ru/ (дата обращения 14.03.2021)

 

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!