Крестьянские повинности и цены 1 страница



История Согинского края и его окрестностей

 

Для домашнего чтения

 

 

Самиздат

 

Я ред., Посад, 1982

Я ред., Питер, 2012

 


 

Оглавление

1 О Согинском крае  
2 Геологическая предыстория Согинского края  
  Ледниковая история Согинского края  
  Послеледниковое население  
  Расселение финно-угров  
  Расселение индоевропейцев  
  Расселение славян  
  Новгород и Восточная Прибалтика в 9-11 веках  
  Корела в "Калевале"  
  Новгородская республика: начало (12 век)  
  Русь в клещах (13 век)  
  Новгород и Русь (14 век)  
  Русь становится Россией. А Новгород? (15 век)  
  Новгородские реформы Ивана 3  
  Территория  
  Население  
  Землевладение  
  Сельское хозяйство  
  Промыслы  
  Крестьянские повинности и цены  
  Положение крестьян  
  Расцвет и разгром (16 век)  
  Ситуация  
  События  
  Крестьянское население  
  Крестьянское хозяйство  
  Сельское хозяйство  
  Промыслы  
   Внутренняя торговля  
  Подати  
  Россия отстает  
  Разгром и расцвет (17 век)  
  Блестящий 18 век  
  Петровское время  
  Русский Север при Петре  
  После Петра  
  Екатерининское время  
  Героический 19 век  
  Первая половина века, счастливая  
  Внешние события  
  Крестьянская жизнь  
  Вторая половина века, перспективная  
  Окружающие события  
  Олонецкая жизнь  
  Трагический 20 век  
  Начало века  
  Гражданская война  
  1918 год  
  1919 год         
  1920-1923 годы  
  Между войнами  
  События  
  Деревни и семьи  
  Дома  
  Быт и нравы  
  Колхозы  
  "Ленлес"  
  Новая большая война  
  Восстановление  
  На исходе CCCР  
  Деревни  
  Деревенская жизнь  
  Люди  
  Новые времена  

 

 


 

1. О Согинском крае

Согинский край - это часть северо-восточной глухой окраины Ленинградской области в северном Присвирье Подпорожского района с прекрасной северной русской природой и древней интересной историей. Здесь на Ладожско-Онежском перешейке начинается Русский Север. До Петербурга 300 километров: ночь езды на поезде и еще полчаса на автобусе. Ближайшая железнодорожная станция - Токари на Мурманской железной дороге, следующая станция - Ревсельга, это уже Карелия. До Петрозаводска от Токарей два часа на дизеле.

Так что Согинский край - это действительно край - край Ленобласти. Но это также округа, куст деревень, а главная из них - Согиницы, или по-старому Согинский Погост. В деревне есть и погост - кладбище у древней деревянной церкви - Никольской, построенной в 1696 году и сохранившейся, несмотря на все войны. Санкт-Питербурх Петр основал только через 7 лет.

Церковь, как и деревня, располагается на берегу реки Важинки, северного притока Свири. От Согиниц на юг до Свири 15 километров, на запад до Ладоги - 80, на восток до Онежского озера - столько же. К Согиницам в пределах трех километров примыкают еще шесть деревень. Раньше их было 12 на протяжении 8 километров. Это и есть Согинский куст деревень. Все они или прижимаются к важинским берегам, или убегают на приречные холмы, кряжи - там наверху другой климат, потеплее.

Важинка течет из карельских болот с общим направлением с севера на юг. Река каменистая, порожистая, небольшая: 90 километров в длину, 50 метров в ширину, до полутора метров в глубину. Летом во многих местах ее переходят в болотных сапогах.

По-видимому, название "Согиницы" происходит от глагола "согнуть". В этих местах речка делает очень крутой поворот, ее русло согнуто на 135 градусов.

Если это так, то тогда первоначально Согиницами могло называться место у речного изгиба, а потом деревня в этом месте.

 

Центрально-южная часть Ладожско-Онежского перешейка - место красивое и необычное для равнинной окультуренной Ленинградской области. Здесь заканчиваются отроги Олонецкой возвышенности, природа почти карельская, а коренное население - обруселые карелы с русскими фамилиями, в которых спрятаны карельские корни: Шмётоевы, Каноевы, Шаглины.

Долина Важинки слева, с востока, зажата холмами, поросшими лесом, а справа равнинная, но тоже лесистая. Редкие поля и пожни, оставшиеся от былой крестьянской культуры, радуют туристов, выплывающих из таёжной реки на открытое место: есть где палатку поставить.

Половина домов в деревнях - новые, небольшие, послевоенной постройки, но сохранились и старые - начала 20 века и даже конца 19-го. Старые избы большие: высокие и длинные, потому что к ним примыкают дворы - хозяйственные постройки. Зимой не надо выходить наружу, всё под одной крышей: жильё на втором этаже, амбар на первом, сено на втором этаже, скот на первом. Впрочем, этажи - это в городе, а в деревне такой дом называется двужирным. Отдельно стоит только банька - на берегу реки, поближе к воде и подальше от дома: бани часто горели. И до сих пор горят.

Однажды питерские кинематографисты использовали здешнюю природу для съемок фильма, действие которого происходит в Сибири. А чё? Похоже! Глухомань, тайга, старинная церковь... Зрители поверили.

Свежих горожан поражает девственная природа (как им кажется): чистый глубокий снег зимой, туманы, плывущие вечером по Важинке (значит, завтра будет хорошая погода), пение майских соловьев в лесу, сразу за домом, стрекотание кузнечиков в траве за забором (тоже на хорошую погоду). Поражает горожан, что питьевую воду берут прямо из реки, вообще можно без опаски напиться из любого ручья. На экологической карте Ленинградской области здешние места ничем не отмечены - никакой грязи от цивилизации.

Асфальт кончается за 7 километров до Согиниц, щебеночная дорога у деревни поворачивает на восток - на станцию Токари, а на север дорог нет. Дикий лес, наполовину вырубленный и снова выросший, - корба по-карельски. До ближайшей карельской деревни 50 километров. Деревня Кашканы, тоже на Важинке. В Кашканы ходит автобус из Петрозаводска.

Географическая справка.

Согинский край находится на южной границе северной зоны России. Здесь заканчивается южная тайга и начинается средняя. Здесь не растет вишня и очень плохо растет яблоня. Дуб, липа, ясень, орешник - всё это осталось за Свирью.

Местность в Согинском крае холмистая. Средние высоты 100-150 метров.

Моренный рельеф, то есть чередование холмистых гряд и понижений с перепадом высот до 50-100 метров. Понижения заняты озерами или болотами. Морена - это мелкозём (частицы земли мельче 0,25 миллиметра в диаметре) с валунами, оставленными ледником.

 Почвы сильно подзолистые. Подзол беден элементами питания растений. Его цвет белёсый, похожий на цвет золы - отсюда и название. Суглинки, в которых 60% глины и 40% песка. Обеспеченность подземными водами слабая и умеренная. Годовое количество осадков 700 мм (в Питере 650)

Климат континентальный. И в январе, и в июле преобладают юго-западные ветры. Среднегодовая температура +2,6 градуса (в Питере +4). Абсолютный минимум в Южном Присвирье -52 градуса, абсолютный максимум +33 (там же). Безморозный период - 105 дней (в Питере 140). Период со снежным покровом - 161 день (в Питере 133). Высота снежного покрова 50-60 см (в Питере 40). Толщина льда на Важинке 50-60 см (как на Неве).

Сельскохозяйственные угодья в 1980 году (в конце советского периода) занимали в Подпорожском районе 19% всех земель (только в Киришском районе меньше): 11% сенокосы, 3% пастбища, 5% пашня. Засевалась только половина пашни - 5100 га: 84% кормовыми культурами, 12% картофелем, 4% зерновыми культурами. Овощи не выращивались (да и в целом в области они занимали только 3% пашни).

 

ххх

 

Как я, житель Ленинграда, попал в Согинский край, о котором мои земляки не имели ни малейшего представления, даже не слышали о нем ничего? Это случилось не случайно, а закономерно. Несколько причин толкнули меня туда, за Свирь.

Каждая порядочная ленинградская семья имела дачу в области, желательно на Карельском перешейке. Наша бедная семья дачу не имела. Многие дачу снимали у местного, пригородного населения. Мама снимала дачу трижды. Первый раз еще до войны, в 1938-1939 годах, в Парголово и в Ушаках - для маленького Толи, то есть меня. Второй раз в 1959 году в Борисовой Гриве - для маленького Вити, моего брата. Третий раз в 1973-1974 годах в Грузино и в Ягодном - для маленького внука Андрюши. Надоело зависеть от капризов хозяев, хотелось чего-то своего. А чего?

Мои интересы были не дачные. Я с 14 лет - турист, у меня ноги, лыжи, надувная лодка. Мне нужна природа - лес и вода. И чтоб людей поменьше. Однажды, проплывая по реке Тихой из Вуоксы в Ладожское озеро, я увидел брошенный дом, осмотрел его и размечтался: вот бы такую дачку. Но для такого счастья надо иметь карман пошире моего.

Правда, был вариант с садоводством. Но это же муравейник! Копаться в огороде? Не-ет... Я исследователь, открыватель новых земель.

А в эти годы люди моего склада, моего возраста и моего достатка начали покупать по дешевке дома в дальних деревнях Ленобласти и дальше. В основном это были преподаватели и учителя с большим летним отпуском, со свободным режимом работы и с родителями-пенсионерами. Мама уже была на пенсии: зимой работала, а летом жила на даче с внуком. Витя служил в армии, а я преподавал в университете. У нас было накоплено целых 600 рублей - это годовая мамина пенсия или четыре моих зарплаты. Что-то назревало. И назрело.

В маме проснулось ее деревенское начало. И говорит она: "Хочу в конце жизни пожить в деревенском домике с маленькими окошками". Я ее поддержал. И началось.

Захотела пожить в деревенском домике не только мама, но и ее подруга Тася, которая каким-то образом пронюхала, что в Псковской области такие домики продаются. И очень дешево. Женщины собрались и поехали в Струги Красные. Вечером вернулись - Тася радостная, мама грустная. Дом был единственный, и Тася купила его за смешные деньги - 200 рублей.

Тут и меня захватило: начал читать объявления. Нашел! В Лядах (это тоже Псковская область) продается дом. Позвонил хозяйке (которая перебралась в Ленинград). Цена 2000 и до реки 6 километров. Не то.

Потом мама в очереди познакомилась с женщиной, которая уже счастлива и летом живет в деревенском доме. Деревня Рыбежно на Паше. Сажусь на ночной поезд, еду четыре часа до Паши, обхожу пешком всё, что позволяют ноги. Опять не то. Сплавная река, забитая лесом, огромный рабочий поселок. Неуютно, шумно. Вернулся грустный.

 Все соседи по лестнице уже следят за нашими разысканиями. И одна из них говорит мне: "Уж раз Вы до Паши добрались, проедьте еще два часа - до Свири: поселок Важины в устье реки Важинки. В тех местах моя родина. Я Вам дам адрес моей родственницы, будет где остановиться".

На азарте и на ночном поезде я снова поехал - до станции Свирь. Нашел в Важинах нужную женщину, получил от нее полную информацию и отправился изучать бывшее купеческое село, о котором упоминает Михаил Пришвин в одной своей повести о русском севере. Опять муравейник, шум и никаких домов на продажу - самим не хватает. Приуныл.

А хозяйка и говорит: "Уж раз Вы до Важин добрались, проедьте еще 15 километров - на автобусе. До Согиниц. Это моя родина. Замечательное место. Золотая долина. Выйду на пенсию - туда жить вернусь. Я Вам дам адрес моей родственницы, у нее и заночуете." И что мне было делать?

Поехал на вечернем автобусе.

Асфальтовое шоссе вдоль Важинки. За поселком - ВГЩЗ - Важинский гравийно-щебеночный завод. Потом с двух сторон от асфальта лунная поверхность: верхний слой снят для ВГЩЗ. Потом поле и разрушенный бревенчатый дом - остатки деревни. Потом мрачный апрельский лес с двух сторон. Потом кончился асфальт, началась щебенка, размытая весенней водой. Снова небольшой просвет, деревня, шесть черных домов, в одном - светлые окна. Разглядел название деревни - Коягино. Двенадцать километров проехали, а восторга нет. Где же золотая долина? И тут выехали на простор.

Кроме меня из автобуса вышли две женщины и пошли налево по дороге, которая плавно превратилась в деревенскую улицу. Обычные деревенские срубные серые дома в два-три окна по фасаду. В одном из них почта. Магазин из белого кирпича. Древняя церковь с кладбищем. Красавица. Никольская церковь. 1696 год. Рядом еще одна церковь. Некрасавица. Зимняя. С отоплением. Далее разрушенный мост через ручей, разрушенный дом у реки и большой, уже не старинный дом - бывшая школа: в ней библиотека и фельдшерский пункт. Всё это по берегу Важинки, а на той стороне реки стена леса. Сразу видно, деревня старинная, но как много цивилизации. Даже скотный двор на горе стоит, тоже из белого кирпича.

После школы пошла грязная дорога. Вышел к следующей деревне - Гришино. В сумерках с распросами нашел дом Шмётоевых. Приняли, расспросили, напоили чаем, уложили спать.

Утром проснулся - светло, тепло, тихо. Хозяин, Александр, уехал на работу в лес, хозяйка, Мария, ушла на работу на скотный двор: она и там хозяйка. Старшая хозяйка, Анна Степановна, зовет пить чай. Сели за стол возле окна с видом на речку. За речкой еще деревня, совсем маленькая, несколько домов, но туда перекинут подвесной мост. За деревенькой поле, за полем лес.

Всё окружено лесом, всё в лесу - лесной край.

На столе чай с топленым молоком под коричневой корочкой в керамическом горшочке, только что вынутом из русской печки, серое домашнее сливочное масло, калитки - карельские пирожки с картошкой. За столом Анна Степановка. Ей 82 года, она живая и говорливая. Внучка учится в школе в Важинах, в Гришино приезжает на выходные, внук работает в Ленинграде механиком в аэропорту, приезжает редко. Потом без перерыва она показывает костлявым пальчиком в окно и рассказывает: "Была большая война, из того леса пришла литва". Дело было осенью, хлеб сжали, поставили восьмерики (пирамидки по восемь снопов). Мужики разожгли костры и ужинали там же на поле. Литовцы приняли их за солдат, начали стрелять, но в неразберихе друг друга поубивали. "Думаешь, сказки это? А вот перед последней войной начали там на поле рыть силосную яму и откопали большие человеческие кости и сабли. Было это, было."

До меня дошло. Анна Степановна рассказала мне эпизод из эпохи Смутного времени, 380 лет назад, когда беззащитный русский север грабили все кому не лень. Еще она рассказала, что соседняя Королева гора так называется, потому что на ней стояли шатры литовского короля. Я питерский, я знаю историю своего города, но одно дело знание истории и совсем другое непосредственное ощущение истории, которое я испытал, глядя за речку из окна дома Шмётоевых. Меня это потрясло. Какая-то машина времени.

Под впечатлением исторических событий, будораживших этот край четыре века назад, пошел по деревне искать дом, который продается. Обошел Гришино, вернулся в Согиницы, потом опять в Гришино, перешел по подвесному мосту в Прошинское. Нашел два пустых дома в жутком состоянии - ремонт нужен капитальный. Вернулся грустный. Забрался в такую глушь, но и здесь нет выбора.

Пришла со скотного двора на обед Мария Ивановна. Пожалела меня и говорит: "Так Вы пройдите еще дальше по дороге вдоль реки. Там за излучиной еще есть одна деревня - Посад называется. Я точно знаю, там продается дом Федотовых". И я пошел по верхней дороге за поворот реки в последнюю(как оказалось) деревню Ленинградской области на границе с Карелией.

Дорога повернула налево и вывела из леса на открытое место. Я стоял на высоком берегу, слева поднималась Королева гора, внизу Важинка с остервенением делала поворот на 135 градусов, за ней поле, окаймленное лесом (откуда вышла литва 380 лет назад), дома по берегам реки, вдали над деревьями возвышалась церковь, а внизу справа еще деревенька, та самая - Посад, или Трошинское, если официально. Я насчитал шесть домов.

Спустился по откосу, поздоровался с женщиной в ватнике, которая что-то копала в еще мерзлой земле. Это была моя будущая ближняя соседка Мария Викулаева. Мой будущий дальний сосед из шестого дома Леонид Гаврилыч Титов принес ключи от дома Федотовых, первого дома, и показал мне его изнутри.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!