Глава XII. МОЖНО ЛИ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ БЕЗ СЕКСА?

Из книги Януша Вишневского и Збигнева Издебского «Интим. Разговоры не только о любви».

 

http://flibusta.is/b/420150

 

От издательства:

Януш Вишневский и врач-сексолог Збигнев Издебский ведут долгий, подробный разговор о сексе как о важной составляющей жизни каждого взрослого человека. Более чем откровенно они обсуждают природу и химию женской и мужской сексуальности, интимные мечты и желания, сексуальные переживания и предубеждения, одним словом — то сокровенное, что происходит за дверями спален. Авторы убеждены: секс привносит в человеческую жизнь счастье, а самый мощный афродизиак — это любовь.

 

Глава XI. БИ, ГОМО, ГЕТЕРО: ЭТО, ВООБЩЕ, ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ?

ЯЛВ: Твои исследования привели к удивительному выводу: у женщин бывает больше гомосексуальных эпизодов, чем у мужчин. Можешь сказать, почему так?

 

ЗИ: У женщин бывают разные мотивы для гомосексуальных эпизодов. Например, печаль, подавленность, возникающие чаще всего после распада брака, любовного разрыва, измены. Женщина остается одна со своим страданием и болью. Она разочаровалась в мужчинах, потеряла доверие, она больше не надеется ни на что хорошее с их стороны. И вот в таком состоянии она приходит к подружке, допустим, в общежитие или куда угодно, переночевать, а там только одно спальное место. Подружки обнаруживают, что прикосновение друг к другу дает приятные ощущения. Потом дело доходит до классического гомосексуального контакта. Таким образом, девушка открыла в себе бисексуальность. После этого эпизода спорадические встречи подруг продолжаются некоторое время.

 

ЯЛВ: То есть у этих женщин спустя какое-то время снова просыпается интерес к мужчинам? Я сам много раз слышал воспоминания о бисексуальных отношениях, когда женщины сообщали, что никто так хорошо не целует, никто не доставляет такого удовольствия, особенно в области вагины, чем другая женщина, которая, будучи сама обладательницей вагины, прекрасно знает, что может доставить самое большое наслаждение. Основной вопрос, который я хотел бы сформулировать в этой главе, таков: а может быть, человек, все мы вообще по своей природе немного «би»? Я не говорю здесь о явных гомосексуалистах, которые с рождения или с определенного момента своей жизни уже являются гомосексуалистами. Есть такие мужчины, у которых никогда не было женщины, равно как и женщины, у которых были только лесбийские контакты. Но есть и такие, — и ты наверняка знаешь эти случаи, — у которых в их жизни лишь эпизодически случались периоды бисексуальности. Повторю: у женщин это встречается чаще, чем у мужчин. Может быть, мы на самом деле немного «би»?

 

 

ЗИ: Кто-то да, кто-то нет. Я думаю, что не все люди бисексуальны. Есть и такие, кто четко себя определяет: «Я — гомо», «Я — гетеро». Так уж повелось, что нам хочется всё разложить по полочкам, всему дать четкое определение, всё упорядочить. Но человеческая сексуальность часто бывает текучей, неоднозначной. Однако следует помнить о том, что на сексуальное поведение человека и определение того, что в нем правильно, норма, а что нет, громадное влияние оказывает культура. Половые связи древних греков часто были гомосексуальными. Связь между мужчинами превозносилась в образованных и благородных кругах, среди элиты. У мужчин, конечно, превалировали гетеросексуальные контакты, у них были жены, тем не менее, считалось, что лучший секс — это секс между людьми одного пола.

 

ЯЛВ: Даже в 449 году после Рождества Христова, когда уже христианство окрепло, на карте Рима можно было найти публичный дом. Интересно, что древние римляне на плане города обозначали мельницы, больницы и публичные дома. В древнем Риме их было более 45. Тогда в них работали юноши, то есть там оказывали гомосексуальные услуги, потому что среди клиентов публичных домов женщин не было. Я не говорю здесь о педофилии, поскольку в те времена юноши-подростки в нашем понимании считались уже вполне взрослыми и ответственными членами общества. Во всех главных современных религиях — иудаизме, исламе, христианстве, индуизме — гомосексуальные контакты осуждаются, попадают под запрет и несут на себе нечто такое, что — проводя параллель с христианством — можно назвать грехом. Почему так получилось?

 

ЗИ: С точки зрения науки гомосексуализм — не отклонение и не извращение. Это зависимая от разных биологических факторов, возникших на ранних этапах формирования плода и независимых от воли человека, определенная сексуальная ориентация. Существует масса разных биологических свидетельств, подтверждающих гомосексуальную ориентацию, но продолжаются исследования того, связаны они друг с другом или нет. Нет также никакой терапии, которая смогла бы вылечить от гомосексуализма, разве что аффирмативная психотерапия, ставящая целью принятие пациентом своей сексуальной ориентации, чаще всего в этом случае неприемлемой, то есть гомосексуальной. Почему церковь отвергает гомосексуальность? Прежде всего потому, что союз людей одного и того же пола не ведет к размножению, а рождение детей — основная задача мужчины и женщины, поставленная им Богом в момент сотворения мира. Впрочем, мы вторглись на территорию таких проблем, по которым сексолог не выступает.

 

ЯЛВ: Это правда. Ученые с помощью самых современных приборов проникают в мозг людей гомосексуальной ориентации, хотят найти корень гомосексуализма. В последнее время начались детальные исследования гипоталамуса мозга. Это необычайно важная область, ответственная, между прочим, за такие важные функции, как терморегуляция организма, сон, чувство голода, жажда, координация динамики половой системы, суточный ритм, родительское чувство, ну и сексуальное влечение. Гипоталамус мал размерами — не больше горошины, — но из-за этих своих руководительских функций для нейробиологов предстает первым подозреваемым, если в поведении гомо сапиенс обнаруживаются какие-то отклонения. Методами томографии установлено, что находящееся в гипоталамусе так называемое третье ядро INH3 у мужчин-гомосексуалистов вдвое меньше, чем у гетеросексуальных мужчин. Кроме того, опорное ядро концевой полоски BSTс (оно тоже в гипоталамусе) у мужчин наполовину больше, чем у женщин. В свою очередь, у транссексуалов оно имеет размер, соответствующий их психическому, а не генетическому полу, с признаками которого человек родился. Может, эта информация пригодится участникам дискуссии о «гендере». Но это еще не всё. В другой части мозга, в так называемой передней мозговой комиссуре, также были отмечены морфологические различия. У гомосексуальных мужчин она на 35 % больше, чем у гетеросексуальных, но лишь на 18 % больше, чем у гетеросексуальных женщин. Я считаю эти наблюдения важными и нужными. Отношение к гомосексуализму в Польше напоминает мне дискриминацию левшей в Средневековье. Тогда их сжигали на кострах в некоторых странах. Заметьте: леворукость и гомосексуальность имеют нечто общее, а именно тестостерон. Американский невролог Норман Гешвинд (Norman Geschwind) представил данные, из которых следует, что у левшей еще в утробе матери в левое полушарие поступило слишком много тестостерона. Его избыток замедлил прирост массы этого полушария. У геев всё с точностью до наоборот: левое полушарие получает в период формирования плода слишком мало тестостерона или он поступает в него слишком поздно. Я слышал эти заунывные польские псалмы, звучащие не только с амвона и призывающие к лечению гомосексуалистов. Предлагаю лечить лесбиянок и геев в тех же самых клиниках, что и левшей. Дешевле обойдется. Интересно, какие обряды будет проводить над лесбиянкой-левшой ординатор такой сюрреалистической клиники. Мне это напоминает темные времена пятидесятых годов в США, когда в некоторых южных штатах появились отвратительные расистские статьи, призывавшие к «лечению» белых, осмелившихся утверждать, что влюблены в черных. Но пока что это очень долгое — как это за мной водится — отступление. Вернемся к теме: ты, как сексолог, можешь ли сказать, что люди имеют встроенный элемент бисексуальности? Лично я не могу подтвердить этот тезис, я сам никогда не выказывал гомосексуального интереса, но у меня есть коллеги, которые являются мужьями и отцами, но в определенный момент жизни, после расставания с женой, погружались в гомосексуальные связи, дававшие им хоть какую-то отдушину, что вовсе не значит, что они хотели стать гомосексуалистами и что это станет их образом жизни.

 

ЗИ: В сексологии для определения сексуальной ориентации используется шкала Кинси. В 1948 году Альфред Кинси (Alfred Kinsey) разработал шкалу, в соответствии с которой можно на основании собственного опыта отнести себя к определенному отрезку на этой шкале. Шкала очень простая, состоит из семи пунктов — от 0 до 6, где 0 означает исключительную гетеросексуальность, а 6 — исключительную гомосексуальность. Всё, что расположено между 0 и 3, это гетеросексуальность с эпизодами (частыми или редкими) гомосексуального опыта, а всё, что между 3 и 6, это гомосексуальность с эпизодами гетеросексуального поведения. Некоторые исследователи утверждают, что в нас есть корень бисексуальности. Как показывает шкала Кинси, люди делятся на гетеро-, гомо— и бисексуальных. Но при этом стоит отметить, чем отличается сексуальная ориентация (которая может быть гетеросексуальной, гомосексуальной или бисексуальной) от гомосексуального опыта. Эти две вещи следует четко различать. Если в своих исследованиях я спрашиваю о гомосексуальном опыте, то лишь 3 % мужчин признаются, что испытывали сексуальное влечение к лицам мужского пола, и столько же признаются в опыте гомосексуальных мужских контактов. Что же касается женщин, то 8 % испытывали сексуальное влечение к лицам своего пола и 6 % имели опыт гомосексуальной связи с женщиной. Когда же мы говорим о польских пользователях Интернета, а это, как я уже много раз отмечал в нашем разговоре, значительно более открытая группа, 84,8 % определили себя в качестве гетеросексуалов, 3 % — в качестве гомосексуалистов и 5,3 % — в качестве бисексуалов. Анкета охватила большую (10 тысяч человек), но не репрезентативную группу.

 

ЯЛВ: И мужчин и женщин?

 

ЗИ: И мужчин и женщин. И теперь, если мы примем во внимание этих интернавтов, то более 13 % из них, в том числе 16,7 % охваченных обследованием женщин и 9,7 % мужчин, указали, что имели сексуальный контакт с лицами своего пола. То есть гораздо больше, чем для всей популяции, в которую входят и те, кто не связан с Интернетом. Почти 10 % обследованных и позиционирующих себя в качестве гетеросексуалов имели сексуальный контакт с лицами своего пола. А это много, даже очень много. Я вновь и вновь подчеркиваю, что пользователи Интернета — это специфическая группа, а в сфере сексуальности — это ищущая группа. Мы должны понимать, что всё это люди, которых не назовешь гомосексуальными, но у которых на разных этапах жизни могли иметь место эпизоды гомосексуализма.

 

ЯЛВ: Ты говоришь о заключенных и клириках?

 

ЗИ: Вообще об особых группах. Пребывание в оторванных от остального мира замкнутых пространствах — вроде тюрем или монастырей — нетипичная ситуация для человека. Когда приходит пациент с проблемами, я прошу его изложить свою сексуальную биографию, и тогда оказывается, что в его жизни имел место инцидент в заключении. Однако именно об этом, о том, что имеет принципиальное значение для его нынешних проблем, такой специфический пациент предпочитает не сообщать.

 

ЯЛВ: В тюрьме его либо заставили, либо он сам снимал сексуальное напряжение гомосексуальным путем, только он не хочет вспоминать об этом.

 

ЗИ: Вся тюремная субкультура исключительна, и на самом деле о сексуальной жизни в заключении мы знаем сравнительно мало. Некоторые гетеросексуалы, оказавшись в тюрьме, вступают в гомосексуальные отношения. Если это молодой человек с сильным сексуальным влечением, то гомосексуальный контакт очень возможен. Но бывает, что сексуальное влечение ни при чем, и мужчину-заключенного насилуют в плане подчинения тюремной иерархии. Приходят ко мне пациенты и говорят, что не хотят вспоминать тот период, потому что считают тюремный этап своей жизни перевернутой страницей. Они хотят вернуться к гетеросексуальной жизни. И даже если они встречаются с бывшими сокамерниками, то не для того, чтобы заняться сексом, а в силу каких-то других интересов.

 

ЯЛВ: Многие из гомосексуальных опытов возникают из любопытства. Могут ли эти люди подсесть на такой секс, может ли он войти у них в привычку?

 

ЗИ: Когда-то приходится выбирать жизненный путь. Гомосексуальное поведение, особенно когда мы рассматриваем секс между мужчинами, мы стереотипно понимаем главным образом как анальный секс, хотя существуют и другие его формы. Но при этом надо помнить, что анальные контакты — самая рискованная форма сексуального поведения в плане заражения ВИЧ. Когда в начале восьмидесятых годов ХХ века был открыт вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), отметили очень большое число заболеваний СПИДом. С того времени сексуальное поведение мужчин-гомосексуалистов радикально изменилось. Когда-то это были беспорядочные половые связи с большим числом партнеров, и лишь эпидемия ВИЧ, ибо только так можно назвать это бедствие, вызвала в Соединенных Штатах появление новой культуры гомосексуальных отношений.

 

ЯЛВ: Действительно, когда появился СПИД, много говорили о гомосексуалистах, о проститутках, наркоманах, пока наконец болезнь не добралась до гетеросексуального сообщества. Люди поняли, что неважно, какой ты ориентации, важно другое — чтобы любой секс был безопасным, защищенным, важно использовать презервативы, особенно если речь идет об анальном сексе. Мы перестали говорить о группах риска, мы начали говорить о рискованном поведении.

 

ЗИ: Презерватив снижает риск заражения. Отсюда необходимость внедрения культуры использования презерватива. Ясно, что не все гомосексуалисты предпочитают контакты анального характера. В сексуальном акте могут иметь место ласки, поцелуи, оральный секс. В гомосексуальных связях (и не только в них) существенную роль играет тактильный контакт.

 

ЯЛВ: Мы говорили, что на определенных этапах своей жизни гетеросексуалы решаются на гомосексуальные контакты. Иногда к этому вынуждает сама жизнь, как, например, пребывание в местах лишения свободы, но бывает, что человек идет на такие контакты в силу собственного свободного выбора. Я имею в виду проституирование юношей, ведь не только женщин мы встречаем в секс-бизнесе. Проститутки-мужчины зачастую оказываются обычными гетеросексуалами, у которых есть семьи. Секс-бизнес для них — работа, источник дохода.

 

ЗИ: Не только. В гомосексуальные отношения иногда вступают в ходе поиска новых ощущений, из желания познать границы собственной сексуальности. То есть они проверяют, что именно могут позволить себе, что их устраивает в сексуальных отношениях. Бывает и так, что на определенном этапе жизни человек может увлечься особой одного с ним пола. Я не говорю о том, что они влюбляются, но влечение в силу разных причин имеет место, и они вступают в сексуальный контакт, допуская поцелуи, ласки, возможно, оральный секс, но не обязательно секс с проникновением. Другим поводом гомосексуальных контактов может быть желание быстро сделать карьеру, продвинуться в социальном плане. В определенных кругах люди получают таким образом доступ к знаменитостям, актерам, художникам.

 

ЯЛВ: Много говорят о голливудской бисексуальности, но там она является в основном следствием скуки от традиционных контактов и желания попробовать что-то новенькое. Здесь главное — любопытство и желание более острых ощущений.

 

ЗИ: Да. Людей манит неизведанное. Аналогичное явление имеет место и в Интернете. Некоторые из любопытства заглядывают на сайты и страницы, адресованные гомосексуалистам, хотя никогда раньше у них не было такого рода опыта, и вступают там в дискуссии, позволяют соблазнить себя… А ведь начиналось всё так невинно: простое любопытство и… Еще раз подчеркну: следует различать гомосексуальные «шалости» человека с традиционной сексуальной ориентацией от жизни гомосексуала.

 

ЯЛВ: В Польше между этим часто ставят знак равенства.

 

ЗИ: Единичное или даже несколько раз состоявшееся в определенной жизненной ситуации сексуальное сближение — объятия, поцелуи, ласки между лицами одного пола — еще не определяют сексуальной ориентации. Более того, можно быть по природе своей гомосексуалом и при этом не иметь никаких сексуальных контактов с лицами своего пола, ограничиваясь лишь гетеросексуальными контактами. Но на самом деле в определении того, какая сексуальная ориентация у человека, главное его собственная убежденность и самооценка, а не мнения и оценки других.

 

ЯЛВ: Здесь возникает еще одна, очень существенная проблема. Подход общества к гомосексуальности женщин в корне отличается от его подхода к гомосексуальности мужчин. Он проявляется хотя бы в желании просмотра определенных эротических фильмов. Я много раз разговаривал со знакомыми женщинами, которые знали, что мы готовим книгу о сексуальности (потому что тема, которую я поднимал, довольно деликатная), и спрашивал, какого рода порнофильмы они склонны смотреть, и каждая из них призналась, что фильмы о контактах гетеросексуальных и лесбийских. А вот на мужчин, — сказали мне мои гетеросексуальные респондентки, — у них никогда не было охоты смотреть. Для них мужской половой акт связан с жестокостью, звериным началом, грязью и физиологией, с чем-то таким, что эстетически принимается ими в качестве негативного стимула.

 

ЗИ: Интересно.

 

ЯЛВ: В страстном слиянии двух любящих друг друга женщин, целующихся, удовлетворяющих друг друга орально, проникающих друг в друга с помощью пальцев или вибраторов, они не видели ничего отталкивающего. Они могли бы посмотреть и фильм с мастурбирующим мужчиной. Интересный, привлекательный мастурбирующий мужчина приемлем. Они посмотрели бы на него с большим удовольствием. Скажи мне, как бы ты отнесся к тому, что в Интернете появляются объявления, что пара ищет третьего для секса? Причем чаще всего ищут женщину.

 

ЗИ: Это опасная игра. Многосторонняя и многоуровневая. Женщины, соглашающиеся на отношения подобного типа, очень часто получают приятные ощущения. Неожиданно приятные. Они даже не предполагали, что их тело так положительно отреагирует. Впрочем, они не рассматривают совместной жизни с женщиной в качестве постоянной практики на будущее. Но бывает и так, что некоторые мужчины говорят: «Это не должна быть женщина. Это должен быть мужчина». И этот третий начинает не только ласкать его женщину, но и претендовать на совместную жизнь, и неожиданно (опять неожиданно, поскольку мы не в состоянии предвидеть, какие ощущения нами руководили, когда мы образовывали «треугольник») этот мужчина (муж или постоянный партнер) начинает ревновать.

 

ЯЛВ: И вспыхивает скандал. «А чего ты такая довольная?! А чего ты раньше, когда была со мной одним, все свои эмоции при себе держала?!» Одно дело фантазировать, и совсем другое дело видеть, как твоя жена у тебя глазах занимается любовью с другим мужчиной, причем с твоего же согласия. Дело доходит до насилия, которое мы направляем на мозг, на душу, на впечатлительность, не зная, как эта вторая сторона на самом деле отреагирует на это, как мы сами отреагируем.

 

ЗИ: Групповая сексуальная активность может создавать непредвиденные ситуации. Так, жена может с удивлением заметить, как муж начинает ласкаться с другим мужчиной, что он допускает такой тип отношений. Она думала, что ее партнер возбудится, когда увидит, как она вступает в контакт с другим мужчиной, а оказалось, что это муж вступил в сексуальные отношения с ним, пусть даже в виде ласк или орального секса. А для некоторых выясняется, что вновь открытые ощущения оказались приятными. Возможно, до сих пор он считал, что секс с мужчиной состоит в анальных контактах, а тут получил ласки, поцелуи или даже имел оральный секс…

 

ЯЛВ: …с мужчиной, и относится к этому как к новому, интересному опыту.

 

ЗИ: Понятно, что в группе тех, кто провоцирует треугольники, могут оказаться, и часто оказываются, люди с бисексуальными наклонностями, и такие «треугольные» контакты — способ разобраться в своих предпочтениях. Мы не собираемся здесь развивать тему свингеров, но на интернет-сайтах видим объявления свингеров, то есть тех, кто любит меняться сексуальными партнерами. С одной стороны, мы имеем дело с гетеросексуальными отношениями, но также люди по ходу таких контактов из любопытства вступают и в гомосексуальные отношения. Потому что именно так и происходит, когда любовью занимаются трое, четверо, пятеро. Просто не понимаешь, сколько их может быть. Здесь надо быть психологически готовым к тому, что можешь столкнуться с разными ситуациями. Может появиться ощущение, что секс с кем-то другим был лучше. Приходишь на встречу, а тут твой партнер или партнерша на этой «вечеринке» больше интересуется не тобой, а кем-то другим — женщиной, мужчиной, и тебе это непонятно. В заключение темы скажу: надо помнить, что подобные отношения должны быть добровольными и осуществляться по обоюдному согласию. Мы также должны понимать, что после них у некоторых пар больше не будет такого секса, как раньше.

 

ЯЛВ: Да, им будет не хватать возбуждения, вызванного нестандартными отношениями, и с этим придется считаться, но большинство участников таких отношений подобного оборота событий даже не ожидают. Одни стараются вести себя аккуратно, надеясь только попробовать, а в нужный момент «завязать», другие же с головой бросятся в омут страстей, делая такое поведение стилем своей жизни. И всё вроде бы хорошо, но только до тех пор, пока не рушатся партнерские отношения.

 

ЗИ: Допустим, ты сможешь выйти, но всё равно потом будешь не в состоянии возбудить себя так, чтобы захотеть, а твой партнер тоже больше не в состоянии тебя возбудить. И получается, что ему или ей для этого возбуждения уже требуется еще одна (а может, и не одна) женщина и еще один (а может, и не один) мужчина.

 

ЯЛВ: После таких встреч выясняется, что одна из сторон бисексуальная и время от времени позволяет себе гомосексуальные контакты. Это значит, что жена узнает, что муж изменяет ей не с женщиной, а с мужчиной. Встречались тебе такие случаи в твоей практике?

 

ЗИ: Одна из сторон, как правило, догадывается, но не признается себе в том, что это может быть правдой. До тех пор, пока с другой стороны не прозвучит однозначная декларация: «Я лесбиянка, кроме тебя, у меня есть девушка». А муж скажет: «А у меня есть мужчина». Поэтому люди предпочитают на всякий случай не лезть с расспросами. Потому что не знают, как поступать дальше, или знают, что придется развестись, а не хотят делать этого…

 

ЯЛВ: То есть в данной ситуации присутствует некий позитив: партнер не собирается рвать узы.

 

ЗИ: Да. В этом случае мужчины и женщины думают одинаково. Муж, зная, что у жены есть какая-то женщина или что у нее бывают эпизодические контакты с женщинами, чаще всего не относится к этому как к измене.

 

ЯЛВ: Но есть и другой подход, вовсе не связанный с супружеством. Мне известен случай, когда муж не мог смириться с тем, что у его жены задолго до их знакомства был в молодости гомосексуальный эпизод, о котором она по простоте душевной рассказала ему. Понимаешь, многие мужчины не могут даже допустить в мыслях, что их жены когда-то занимались любовью с женщинами.

 

ЗИ: Сейчас в бытовом поведении поляков происходит много перемен. Когда-то такие отношения в среде известных людей, политиков не предавались огласке, но существовали. Приведу пример. Я знаю о существующем много лет союзе: две женщины и один мужчина, то есть супружеская пара и сердечная подружка жены. Обеих женщин связывали также сексуальные отношения. Все вместе ездили на отдых. Но не спали все вместе в одной постели: у них было две комнаты и две постели. Такая вот тройка. Знаю также ситуацию, когда в отпуск за границу едет одна женщина и двое мужчин. То есть она с мужем, а ее муж — с другом.

 

ЯЛВ: И она знала, что они…

 

ЗИ: Знала, но тоже были два гостиничных номера.

 

ЯЛВ: То есть бисексуал(ка) выработал(а) такую систему, такую жизненную ситуацию, которая не проста, но при которой он(а) удовлетворен(а).

 

ЗИ: Я даже рискну утверждать, что никто им не говорит: «Или ты со мной, или с ним». Получается, что лишь такой компромисс делает их счастливыми.

 

ЯЛВ: Похоже, что ты первый ученый в Польше, который исследовал вопрос бисексуальности в таком масштабе?

 

ЗИ: В общей сложности обследование охватило 20 тысяч человек. Потому что исследование геев и лесбиянок при сохранении репрезентативности выборки дело очень трудное. Конечно, мы можем из каждой группы выделить какой-то процент лиц, заявляющих о своей гомо— или бисексуальности, но это всегда маленькие выборки, маленькие числа…

 

ЯЛВ: Вообще, в мире примерно 7 % популяции — это лица с гомосексуальной ориентацией, заметьте, мы говорим об ориентации, а не о практике, не о стиле поведения. Это значит, что 7 % населения мира вместе с Камеруном, где за поцелуй мужчины с мужчиной можно получить пять лет тюрьмы, гомосексуально. Биологи давно отметили и хорошо исследовали гомосексуальную практику у карликовых шимпанзе (бонобо), мартышек или горилл. В случае бонобо анальный секс двух самцов наблюдается сверхнормативно часто. И как оказалось, это тесно связано с организацией жизни в группе. Бонобо настроены друг к другу необычайно миролюбиво, а к сексу относятся как к одному из наиболее эффективных методов разрядки агрессии. Жаль, что это не относится к политикам. Голландский зоолог профессор Франс де Вааль (Frans de Waal), которого в мире науки считают непререкаемым гуру, по крайней мере в отношении изучения поведения бонобо, обосновывает гомосексуальные склонности бонобо очень убедительно. Ревнивый самец может прогнать другого самца от самки, после чего самцы встречаются и в качестве примирения приступают к анальным ласкам. Или же после того, как взрослая самка ударит чужое дитя, мать последнего может атаковать напавшую, но в конце концов взрослые самки — тоже в знак примирения — предаются генитальным ласкам. То есть природа не лишена гомосексуализма. Но для того чтобы остаться в согласии с совестью, скажу открыто: животные демонстрируют гомосексуальное поведение, но пока что мы не можем подтвердить ни на одном из примеров, что они — в отличие от некоторых людей — гомосексуальны. Изменения бытового поведения поляков идут по пути либерализма и допущения сексуальных связей самой разной ориентации. Если мы взглянем на людей в возрасте 40, 50 и 60 лет, то подавляющее большинство мужчин этих возрастов связывало свою жизнь с женщинами вне зависимости от своей сексуальной ориентации. Сегодня молодые мужчины легче принимают решение о связи, соответствующей их сексуальным предпочтениям, поскольку не чувствуют такого давления со стороны общественного мнения, какое было всего несколько лет назад.

 

ЗИ: Молодые мужчины в современной Польше стали гораздо смелее и позволяют себе быть тем, кем они себя ощущают. Более пожилые мужчины образовывали параллельные семьи. Мужчины женились, вели, казалось бы, обычный образ жизни, но у них была другая, тихая, связь с мужчиной. Они старались держать свои гомосексуальные контакты в тайне от общества и иметь прикрытие — женатый, имеющий детей мужчина наверняка не может быть гомосексуалистом. Я знаю такие пары, где мужчины бисексуальны как бы от природы. Молодые мужчины на начальной фазе сексуальных контактов живут с женщинами, чтобы попробовать, смогут ли они вести гетеросексуальную жизнь. Первый гомосексуальный интерес появляется в возрасте 18–19 лет. Самая большая группа в моих исследованиях — 400 мужчин-гомосексуалистов испытали свои первые ощущения между 16 и 18 годами жизни.

 

ЯЛВ: Довольно рано.

 

ЗИ: Это больше 33 %. Практически каждый пятый (18 %) — до 15 лет, а почти каждый третий (31 %) — до 18 лет. Многие уже в начальной школе или в гимназии почувствовали, что объектом их интереса являются люди одного с ними пола. Это отнюдь не результат того, что в жизни человека есть гомофильный период, то есть фаза развития, в которую мальчики интересуются главным образом мальчиками, а девочки — девочками.

 

ЯЛВ: Я точно не могу вспомнить, когда сам стал интересоваться полом, но думаю, что мне тогда было лет 12–13. Я заметил, что существуют девочки, их эстетика, красота меня привлекали. Наверное, это было либидо, сексуальное влечение, которое я еще не умел выразить словами. И тогда я уже наверняка знал, а сегодня могу это открыто сказать, что в сексуальном, физическом плане мальчики меня ничуть не привлекают.

 

ЗИ: Мальчик в этом возрасте уже может иметь ощущение своей гомосексуальности, несмотря на то, что он стремится к отношениям с девочками, потому что они интересуются им. Хватит ли у него смелости сказать девочке, что его больше интересуют мальчики? Что ему на это скажут девочки? Она говорит: «Нет, это невозможно, что ты гей. Я вылечу тебя». У женщин иногда появляется потребность наставить мужчину на путь истинной сексуальности, на гетеросексуализм. Некоторые на это поддаются. Потому что устроено так, что если бы мы могли выбирать собственную сексуальную ориентацию, то большинство геев и лесбиянок выбрали бы гетеросексуальную ориентацию. Хотя бы просто потому, что в обществе так легче жить.

 

ЯЛВ: Интересно.

 

ЗИ: У сексологии нет способов «вылечить» от гомосексуализма. Многие из польских сексологов, имеющих многолетний опыт работы, скажут, что было время, когда занимались лечением гомосексуалистов, но тогда на этих людей смотрели как на отклонившихся от сексологической нормы. Зато мы знаем, что после семидесятых годов ХХ века с точки зрения сексуального здоровья гомосексуальность стали рассматривать как одну из трех ориентаций. То есть не как патологию.

 

ЯЛВ: Так почему же Польша такая гомофобская страна? Почему существуют страны, как, например, Германия, где гомофобия — исключение, находится на статистически незначимом уровне, а есть страны, как, например, Россия, где антигомосексуализм получил правовую санкцию.

 

ЗИ: Это вопрос знаний на тему сексуальности человека. В Польше нет собственной образовательной системы в отношении сексуального просвещения, мы выпускаем из школ людей, которые не знают или почти ничего не знают о своей сексуальности. В моих исследованиях 35 % респондентов считают, что мы должны сделать всё, чтобы ощущающие половое влечение по отношению к лицам своего пола изменили свои сексуальные пристрастия и прошли лечение. Зато 32 % поляков говорят: «Я с таким утверждением ни согласен, ни несогласен». А 25 % говорят, что это не лечится. Зато 48 % не имеют ничего против гомосексуалистов, но при этом считают такую ориентацию неестественной.

 

ЯЛВ: В польском парламенте есть депутат, который официально заявил, что он гомосексуалист, есть среди депутатов и транссексуалка.

 

ЗИ: Да, это проявление позитивных изменений в польских нравах, поскольку этих людей выдвинули их избиратели, выдвинули сознательно и добровольно. В то же самое время мы живем в стране множества мифов и стереотипов. У меня такое впечатление, что, к сожалению, далеко не все отваживаются открыто заявить о своей гомосексуальной ориентации в своем доме, в своей семье, но зато более открыто признаются в этом в той среде, где они, например, учатся или преподают, а порой и там, где работают.

 

ЯЛВ: Что же получается? Моя бухгалтер может знать, а моя бабушка нет? А отец? А мать?

 

ЗИ: Но при этом проблема сексуальности появляется в сериалах, где, например, показывают героя, у которого была семья, дети, а потом он выбирает гомосексуальную связь. Особенно много позитивного происходит в молодежной среде. Мы, конечно, видим беспокоящие нас явления в группировках правого толка, часто экстремистских и агрессивных по отношению к гомосексуалистам, но я думаю, что и так уже много изменилось в нашей жизни. У нас есть специальные клубы для гомосексуалистов, где можно спокойно провести время. Или, скажем, сауны. То есть существуют такие места, где люди гомосексуальной ориентации — я говорю и о геях, и о лесбиянках — могут встретиться.

 

ЯЛВ: По сравнению с тем, что творится в огромной России в смысле подхода к этим вопросам, Польша — заповедник свободы. На мой взгляд, эта ситуация в России объясняется влиянием религиозных общин и их связью с правительством, и она только ухудшилась с принятием закона, «осуждающего» гомосексуализм.

 

ЗИ: Я задал в своей анкете вопрос об отношении к правам, которые должны иметь люди, вступающие в гомосексуальную связь. В частности, я спрашивал о возможности усыновления и воспитания приемных детей. И здесь 9 % высказались за признание такого рода права для гомосексуалистов, если была бы правовая возможность легализовать их связь. Но вот 75 % были против. Затруднились ответить на этот вопрос 13 % респондентов. Что интересно, когда я исследовал группу гомосексуалистов и задал им аналогичные вопросы (но на этот раз более конкретно: «Хотели бы вы в будущем иметь возможность усыновления приемных детей?»), лишь 5 % опрошенных ответили положительно. Хотел бы заметить (потому что в Польше многие говорят: «Не следует давать такого права: гомосексуалисты воспитают гомосексуального ребенка»), что те самые гомосексуалисты, которых мы лишаем этого права, были воспитаны в гетеросексуальных семьях! А потому мы не можем утверждать, что сексуальная ориентация — это вопрос воспитания. Поэтому я считаю, что польское общество еще не готово к такого типа отношениям. Саму возможность правовой легализации гомосексуальных браков теперь поддерживают 32 % общества.

 

ЯЛВ: Да, в Польше еще много непонимания проблемы и гомофобских настроений, что говорит о необходимости большой просветительской работы. И вот что интересно: если ты спрашиваешь людей, есть ли в кругу их знакомых человек с гомосексуальной ориентацией, большинство отвечает, что да, а из твоих исследований можно сделать вывод, что статистически такое невозможно, что свидетельствует лишь об одном: гомосексуалисты скрывают свои склонности.

 

ЗИ: Скорее, просто не афишируют, кроме того, существует множество оттенков сексуальности. Часто пожилые люди, когда их двадцатилетний внук или внучка сообщает, что является гомосексуалистом, не могут сдержать удивления: «Кто бы мог подумать, пан профессор, он(а) ведь совершенно нормальный(-ая)». Это значит, что существует представление о гомосексуалистах как о людях, немного странных. У них должны быть рога, татуировки, третий глаз, и они должны быть страшно распущены в плане секса.

 

ЯЛВ: Мы пребываем в каких-то стереотипных представлениях, что гей женоподобен, а лесбиянка мужиковата. Спортивного сложения парень не может быть гомосексуалистом. Но я спрашиваю: какое это имеет отношение к делу?

 

ЗИ: Перед родителями встает трудная проблема, когда они узнают, что у их ребенка негетеросексуальная ориентация. И труднее остальных это переживают отцы, особенно в случае с сыном-гомосексуалистом. У отцов возникает сильное ощущение поражения. Я много раз встречался в консультации с такой реакцией отца: «Господин доктор, что я не так в жизни сделал, что у меня такой пидор вырос?» Он считает, что проблема в нем. Он-то думал, что произвел на свет продолжение своих генов, а тут вдруг оказывается, что те гены, которые он подарил, вовсе не такие, как он себе их представлял. Вся проблема заключается в мужском начале сына. Потому что удалось родить парня, которому предстояло продолжить род, а тут оказывается, что мало того что за него стыдно перед людьми, так он еще и род не продолжит.

 

ЯЛВ: И хоть в Германии не обсуждается закон о праве усыновлять детей гомосексуальными парами, но там есть возможность мужчине, находящемся в гомосексуальной связи, отдать свою сперму и методом in vitro, с помощью суррогатной матери, дать жизнь ребенку, у которого будут 23 хромосомы этого гомосексуального мужчины. Хотя бы так передать свои гены.

 

ЗИ: В Польше мы тоже работаем в этом направлении. Я был на встрече в Фонде Изы Яруги-Новацкой (Iza Jaruga-Nowacka), в котором мы вручаем Очки Равенства. Я встретился там с матерью уже взрослого гомосексуалиста, который является отцом ребенка, воспитанного лесбиянками, одна из которых — биологическая мать этого ребенка. Получается, что у этого ребенка три бабушки. Мы каждый раз показываем, как изменяется структура семей в Польше. В настоящее время Институт психологии ПАН ведет исследования на тему воспитания детей однополыми парами, в частности лесбийскими. У нас есть много гомосексуальных пар, в которых воспитываются дети. Впрочем, это специально никто не афиширует.

 

ЯЛВ: Жизнь создает разные ситуации и предлагает выходы из них. То, что женщина остается одна с ребенком, не редкий случай. Такое бывает либо после развода, либо если женщина родила ребенка, не будучи в браке.

 

ЗИ: Есть семьи, где ребенка воспитывают в основном женщины. Наверняка было бы неплохо, если бы перед ним был и мужской образец, но коль скоро жизнь сложилась именно так, то вовсе не значит, что малыш получит меньше любви и вырастет женоподобным. Работая много лет в консультации, я часто восстаю против такого понимания, что, дескать, если парня воспитывала только мать и еще бабушка, то он в будущем будет испытывать эмоциональный дефицит. Иногда можно услышать от гомосексуалиста такое: «Мой отец был таким эмоционально отсутствующим, а мать так доминировала в семье, что, наверное, именно поэтому я стал гомосексуалистом».

 

ЯЛВ: Короче говоря, без бутылки здесь не разберешься. Достойное завершение главы.

 

Глава XII. МОЖНО ЛИ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ БЕЗ СЕКСА?

ЯЛВ: А можно ли быть счастливым без любви?

 

ЗИ: Без любви или без секса? Уточни. Ведь наша книга о сексуальности человека, то есть о сексе и вожделении.

 

ЯЛВ: И о любви. Интересно, неужели ты, как сексолог, отметил такую тенденцию, что есть люди, которые хотят жить без секса?

 

ЗИ: Мы ведь говорим о так называемом «белом браке», когда супруги живут как брат и сестра, о сознательном отказе от секса в браке? Люди живут под одной крышей, они семья, и, несмотря на то что больше не занимаются сексом, продолжают любить друг друга. Они просто вместе. Понятно, что так бывает. Я думаю, что главная причина того, что они не расходятся, — чувство безопасности, потому что вместе в жизни легче. Если у людей нормальное общение по всем другим житейским вопросам, похожее мировоззрение, взгляды на мораль, вкусы, то отсутствие сексуальной активности (если оно принимается обеими сторонами) не мешает. Скорее надо было бы задаться вопросом: в чем причина отказа от секса?

 

ЯЛВ: Может, гомосексуальные склонности одной из сторон, или вызывающие блокаду давние душевные травмы, или слишком маленькое либидо?

 

ЗИ: Ты указал причины, которые как раз лечатся. Лично мне кажется, что не ведущие половую жизнь супружеские пары существуют потому, что у них есть какая-то непроработанная, недиагносцированная проблема.

 

ЯЛВ: Есть группы людей абсолютно асексуальных, так называемых АСЕ. Возникли даже сайты, интернет-форумы, участники которых хотят установить эмоциональные контакты, но которые абсолютно не чувствуют либидо. Это называется абсолютная асексуальность, эмоционально это можно назвать ангедония, то есть отсутствие или потеря способности получать удовольствие. Абсолютный эмоциональный холод. Это значит, они не только не испытывают чувств, эмоций, связанных с сексуальностью, близостью, тактильным контактом, но и вообще не испытывают никаких эмоциональных ощущений. У многих мужчин ангедония проявляется в том, что они не в состоянии плакать даже на похоронах своих детей. Абсолютное эмоциональное охлаждение. Но я говорю сейчас о другом типе ангедонии — об асексуальности. Я был удивлен, когда узнал, что возникают форумы, на которых люди этого типа хотят встретиться друг с другом с целью установить отношения, иметь связь, потому что хотят вместе ходить в кино, беседовать, проводить время в обществе. Но при этом они с самого начала исключают сексуальную сторону жизни. Причина проста: ни у него, ни у нее нет сексуальных потребностей. Их либидо находится на таком низком уровне, что они просто не ощущают его, а сексуальность ассоциируется у них с грязью, неудобствами, диссонансом, с животным началом.

 

ЗИ: Группа лиц, именуемых в наших исследованиях как асексуальные, составляет примерно 2 % популяции. Это не так уж мало. Мы начинаем замечать проблему, поскольку процент этих людей постоянно растет. Ряд сексологов считает, что мы должны к группе асексуалов отнестись как к очередной сексуальной ориентации. И тогда появляются голоса: «Если мы решили выделить асексуалов, то, может, выделим и склонных к аутоэротизму?» Лично я не сторонник так далеко заходящей стратификации. Кроме того, невозможно определенно утверждать, что это менее ценные люди.

 

ЯЛВ: Я даже в мыслях этого не имел! А многие из них даже ощущают, что они более ценны, потому что освободились от «животного инстинкта». Они устанавливают надежные отношения, в которых сексуальность не играет никакой роли: и он и она знают, что, даже если они будут обнимать друг друга в постели, прикасаться, прижиматься, это не будет иметь сексуального подтекста. И вот еще что заинтересовало меня: счастливы ли отказывающиеся от секса люди, у которых здоровье в порядке, у которых есть либидо, генерирующее в мозгу под влиянием разных стимулов всю химию, начиная от окиси азота, которая поступает с кровью в пещеристое тело — в клитор или в пенис, у которых есть весь химический и гидравлический (в случае мужчин это особенно важно) потенциал для занятия сексом и которые испытывают сексуальное влечение?

 

ЗИ: Здоровых мужчин и женщин, которые по разным причинам и на разных этапах своей жизни живут без секса, много.

 

ЯЛВ: Да, знаю. И это, как ты сам понимаешь, побольше, чем польский епископат, которых как раз немного. Именно потому, что многие решают вести такой образ жизни, мне хотелось бы знать, может ли такая жизнь быть счастливой? Есть отшельники, чаще всего мотивированные идейно, религиозно; они удаляются от цивилизации и всех ее искушений, молятся в одиночестве в лесных дебрях, в горах, в пустыне. Эти люди отказались от своего либидо, они борются с ним, вытеснили его в какие-то очень далекие уголки своего сознания. Впрочем, Фрейд утверждает, что нет таких уголков, в которые можно было бы поместить и запереть на ключ свою сексуальность. Если что-то вытеснить из сознания, то оно вернется бумерангом из подсознания. Про секс можно не думать, но трудно его прогнать из сновидений. Существуют целые социальные группы, как, например, ксёндзы и монахи, которые вытесняют вожделение во имя призвания, во имя обета чистоты. Они сознательно воздерживаются от реализации своего либидо. Можно ли назвать целибат (обет безбрачия) хорошим выбором? Не опустошает ли он наши мозги, нашу личность? Не ведет ли к депрессии, а то и вообще — к психозу?

 

ЗИ: Может, и ведет, только ведь к ней может привести также и бурная сексуальная жизнь. Я знаю людей, которые в жизни придерживаются принципа целибата (во всяком случае, у меня сложилось такое впечатление), но при этом во всём остальном живут полной жизнью. Я считаю, что вера или призвание у них настолько сильны, что на самом деле сфера секса не играет в их жизни существенной роли, а то и вовсе никакой не играет. Истинная преданность Богу придает силы. Это кажется трудным, но весь их жизненный путь, вся профессиональная, духовная активность четко свидетельствуют об этом. Слушая то, что они говорят, наблюдая за тем, что они делают, видя их самоотверженность, я проникаюсь мыслью, что всё, что связано с преданностью Богу, для них становится формой счастья, вполне возможно, не понятной для других. Потому что эти люди как-то умудрились все это бесконфликтно соединить в себе. Я знаком с несколькими ксёндзами, но я никогда не разговаривал с ними о целибате в категориях дилеммы. Более того, они чувствуют себя лично свободными. И истины ради добавим, что не у всех это в одинаковой степени срабатывает: некоторым очень трудно размежеваться с тем жизненным опытом, который у них был до пострижения или принятия сана.

 

ЯЛВ: Они умеют сконцентрировать свою любовь к Богу, сосредоточиться на определенной идее. Когда смотришь на составляющие любви, о которых мы уже говорили, то последняя фаза любви, самая полная, это caritas — отказ от собственных желаний ради счастья другого человека. Аналогом такой любви для многих в теологии является любовь Бога к людям, Который Своего Сына пожертвовал из любви к ними ради их добра. Поэтому в любви в фазах agape или caritas сфера секса может быть приглушена: чувство сформировалось через другие ценности и другую активность, а не через связующую людей роль секса. Они считают, что их эти инстинкты не касаются.

 

ЗИ: Сексуальное влечение лежит в основе многих, причем не самых легких жизненных коллизий мирян. А у людей костёла внутреннее чувство свободы, они ощущают в себе силы и видят возможности реализовываться в других, несексуальных сферах деятельности.

 

ЯЛВ: Да, но если бы секс не был столь божественным, каким он бывает, то не было бы грешников. И тогда вопросы секса, вероятнее всего, не интересовали бы костёл.

 

ЗИ: Жизнь стала бы скучной.

 

ЯЛВ: Секс занимает мысли, с которыми приходится бороться, находить выход для сексуальности. С ним связано появление ряда негативных эмоций, таких как зависть, ревность, мстительность.

 

ЗИ: Мы начинаем плохо говорить о любви.

 

ЯЛВ: Действительно, что это мы.

 

ЗИ: Понимаешь, люди выбирают целибат, имея при этом самые разные мотивации. Любовь, влечение… Не все попадают в монастырь или в духовную семинарию в молодости. Те мои знакомые, которые придерживаются целибата, прошли трудный жизненный путь. Кто-то остался один, вдовцом, но та любовь, которая ушла вместе со смертью любимой женщины, была такой большой, такой неземной… Если бы ее можно было выразить в поэзии, в музыке, то это были бы самые прекрасные стихи и самые чудесные мелодии. Он не представляет для себя жизни без нее и поэтому и свою энергию, и свои мысли направляет в сторону метафизики, Бога.

 

ЯЛВ: Он не представляет, что мог бы прикасаться к кому-то другому.

 

ЗИ: Тот, кто потерял любимого человека и не может с этим смириться, не в состоянии создать новую пару и часто выбирает целибат. В этом смысле он лелеет память о близком человеке, и эта память — воплощение добра. Даже если такой человек приходит ко мне как к специалисту, я не особо что могу сделать, сексолог здесь не лучший советчик.

 

ЯЛВ: А к кому им тогда надо идти? К психологу, да?

 

ЗИ: Глубоко верующих я иногда направляю к священнику. На разговор. Для кого-то такой разговор становится своего рода терапией, позволяющей несколько иначе, с другой перспективы взглянуть на жизнь. А то у некоторых траур длится бесконечно.

 

ЯЛВ: Целибат как форма траура? Ты это хотел сказать?

 

ЗИ: Траур длится (в зависимости от того, насколько сильно были мы привязаны к тому человеку, которого потеряли) в среднем от двух до трех лет. Потом мы должны суметь дать себе право вновь реализовать себя в сексуальном плане, право снова влюбиться… А еще я знаю случаи целибата у тех, у кого на совести очень рискованное поведение, например, в связи с ВИЧ.

 

ЯЛВ: Речь о гомосексуальных связях?

 

ЗИ: Не только. Иногда в жизни наступает такой момент, когда человек встает перед фатальной неизбежностью. Потому что оказалось, что его партнер или партнерша, с которыми была связь много лет назад, больны СПИДом. Для многих анализ становится шоком и страшным выбором. Анализ надо сделать быстро, но человек бывает настолько парализован сознанием того, что и он может оказаться ВИЧ-положительным, что оттягивает момент сдачи до последнего. Он вообще не представляет, что будет делать, когда ему сообщат о том, что он носитель ВИЧ. Несмотря на богатый жизненный опыт, он никогда не рассматривал ситуации своего заражения. Его жизнелюбие, жажда жизни настолько высоки, что возможность заражения он воспринимает как полный жизненный крах. И когда результат анализа оказывается отрицательным, он принимает решение: на будущее уберечь себя от таких страхов и переживаний.

 

ЯЛВ: И с этого момента решает отказаться от половой жизни?

 

ЗИ: Да, кое-кто отказывается и живет спокойно, потому что у них стопроцентная гарантия, что не заразятся. Это своего рода благодарность судьбе, жертва, вызванная громадным страхом.

 

ЯЛВ: Но отказ от половой жизни ассоциируется главным образом с определенным ограничением, берущим начало в религиозной доктрине, причем не обязательно католической, хотя католицизм здесь, несомненно, лидирует. Введенный Ватиканом целибат, если смотреть с исторической точки зрения, был чисто экономическим решением, которое в определенный момент жизни католической Церкви было принято для того, чтобы не делиться имуществом с теми детьми священника, которые не выбрали стезю церковного служения, то есть чтобы церковное имущество не перешло к светским лицам, не раздробилось. При введении целибата прежде всего имели в виду то, чтобы духовные лица не транжирили церковное имущество. Однако, принимая это решение, Ватикан совсем забыл о том, что в свое время сказал апостол Павел: «А не могут воздерживаться, пусть женятся. Лучше вступить в брак, чем гореть в огне» (Первое послание к Коринфянам, гл. 7, стих 9). Протестанты не хотели гореть в огне и не согласились с решением Ватикана. Разочарованный немецкий монах Мартин Лютер категорически отверг целибат и женился на бывшей монашке Катарине фон Бора. Видимо, назло Папе Римскому, потому что в любовную страсть Мартина Лютера к Катарине как-то плохо мне верится. В исламе целибат по религиозным причинам невозможен, в чем нас убедил пример женатого, и не один раз, Пророка. Есть также религии, в которых целибат считается даже в каком-то смысле грехом. Так это в дзэн-буддизме, в рамках которого аскеза и воздержание от половой жизни недопустимы, потому что противостоят естественной — природной — задаче человека размножаться и являются отступлением от «Срединного Пути». Поэтому те, кто воздерживаются от половой жизни, считаются отступниками от религиозного канона. Но дальше всех от идеи целибата отстоит индуизм. Именно эта религия создала Камасутру, а Кама — то есть любовь в ее чувственной плотской ипостаси — один из четырех неотъемлемых элементов жизни.

 

ЗИ: Наверняка каждому из нас знакомы люди, которые много лет живут в одиночестве. У них хорошее образование, определенное положение в обществе, но тем не менее они одиноки. Окружение часто недоумевает: «Почему он/она один/одна?» К ним часто относятся как к лузерам. Но если мы познакомимся с ними поближе, то может оказаться, что они вовсе не прочь, чтобы у них был партнер/партнерша. Однако те требования, которые они предъявляют к потенциальным партнерам, таковы, что никто из претендентов не соответствуют высоким требованиям. Вот они и ведут вполне спокойную жизнь одинокого человека.

 

ЯЛВ: В основном это касается женщин. Господствует мнение, что женщины могут быть успешными на многих поприщах — научном, профессиональном, финансовом, но если рядом с ней нет мужчины, то она как бы не смогла полностью реализовать себя в жизни. А это не так.

 

ЗИ: Ты прав, однако при этом к женщинам-одиночкам у нас менее претенциозное отношение, чем к мужчинам-одиночкам, которых мы трактуем как, что ли, слегка неполноценных. Но в чем причина? Почему он одинок? Может, испытал в жизни какие-то страдания или импотент? Что с его сексуальной ориентацией?

 

ЯЛВ: Я думаю, это потому, что сексуальность женщины гораздо более сложна. Считается, что она всегда готова к сексу, точнее было бы сказать, что у нее всегда есть возможность вступить в половой контакт, пусть и не всегда приятный. Согласно народной мудрости, мужчина всегда хочет, но не всегда может, а женщина всегда может, но не всегда хочет. И только желание женщины приносит ей реализацию и радость. А вот у мужчины, чтобы осуществить половой акт, должны сработать многие моменты: прежде всего гидравлика и вожделение, которое может пропасть. Может быть, поэтому мы считаем, что одинокий мужчина — это своего рода отбракованный материал.

 

ЗИ: А еще часто бывает, что мужчины-гедонисты-эгоисты не хотят терять свободу. Если мужчина до определенного возраста не вступает в отношения, потому что у него «как-то не складывается», то с определенного момента, лет так 40–45, ему, как правило, уже не хочется. Он так эгоистически и эгоцентрически настроен на свой комфорт, на свой образ жизни, на отсутствие необходимости выполнять какие бы то ни было обязательства, что половая жизнь его просто больше не интересует, что, впрочем, не значит, что он живет в целибате.

 

ЯЛВ: Есть и такие, кто достаточно объективно подходит к себе, отмечая то, что не годится для постоянных отношений, а изменять не хочет.

 

ЗИ: С половым воздержанием связан еще один вопрос. Считается, что у зрелых женщин есть материнский инстинкт. Подразумевается, что в определенном возрасте женщина захочет иметь ребенка. А если этого не происходит, то людям кажется странным, что у женщины отсутствует материнский инстинкт.

 

ЯЛВ: Но ведь и счастливо живущие в браке женщины порой не решаются заводить ребенка. Причем, не из-за трудностей, возникающих с беременностью. Я знал такие случаи, что люди при заключении брака договаривались, что не будут заводить детей, но после нескольких лет совместной жизни мужчина менял свое мнение и хотел стать отцом, а вот женщина ни в коем случае не представляла себе жизни среди пеленок. Что это? Эгоизм? Нежелание делиться своим временем, своими деньгами, своим комфортом?

 

ЗИ: Может, и своеобразная форма эгоизма, но и сознательный зрелый выбор, определенная жизненная концепция. Они просто не хотят. Это трудно понять окружающим, но таков выбор человека, и мы должны уважать его.

 

ЯЛВ: Трудно говорить о справедливости в жизни, но многие из женщин, несмотря на неимоверные усилия забеременеть, по разным причинам не могут иметь детей. Случается, что, даже будучи в инвалидной коляске, женщина беременеет и рожает. Однако это требует громадных жертв и титанического труда.

 

ЗИ: В Польше решается очень непросто проблема половой жизни людей с ограниченными возможностями. Будучи вполне здоровыми в сексуальном отношении, эти люди изначально поставлены в условия половой аскезы. В разных странах эта проблема всё же как-то решается. Представим себе такую ситуацию: два человека с ограниченными возможностями решают соединить свои судьбы. Но часто при таком исходе требуется участие, помощь кого-то третьего. И тут появляются определенные вопросы морального характера: в какой степени посторонний человек может участвовать в интимной жизни двух людей с ограниченными физическими возможностями? В Польше довольно частое явление союз физически здорового человека с человеком с ограниченными возможностями. Например, мужчина в инвалидной коляске, а женщина здорова. Или наоборот. У меня у самого есть дочь-инвалид — поражение головного мозга, и я знаю, что это не просто ограничение физической активности. Это жизнь с пониманием физических ограничений, к которым человек вынужден приспосабливаться. В этом и состоит искусство жить.

 

ЯЛВ: Да, только это требует колоссальной затраты сил. Я знаю, как много делаете вы с женой для Магды, чтобы при своей инвалидности она чувствовала себя полноценной. Доведение такого человека до уровня сдачи на аттестат зрелости случается не часто, а хотелось бы, чтобы такое было как можно чаще.

 

ЗИ: Наша Магда не может сама сидеть, она не говорит. Сейчас ей 29 лет, и она ощущает себя женщиной. Она дружелюбна, улыбчива. Однако, возвращаясь к теме секса или его отсутствия: я испытываю чувство глубокого удовлетворения от того, что всё больше человек в трудной ситуации инвалидности борются за право на счастье, за право образовать пару, создать семью, помогать друг другу в повседневной жизни независимо от качества сексуальной сферы.

 

ЯЛВ: Это правда, когда-то люди всё больше замыкались у себя дома и в своей трагедии…

 

ЗИ: Приходят ко мне родители молодых мужчин-инвалидов, просят помочь. Их дети не лишены сексуальных влечений. У родителей проблема: что можно сделать для того, чтобы сын получал полноценное сексуальное удовлетворение?

 

ЯЛВ: Прости, перебью. В прошлом году я написал фельетон в журнал «Пани» о сексуальности инвалидов. В Германии при одном монастыре есть больница, в которой монашки ухаживают за теми, кого в каком-то смысле можно считать инвалидами, но в сексуальном отношении совершенно здоровыми. Я описал в том фельетоне историю одной голландки, Нины де Врийе: в настоящее время она живет в Берлине и работает массажисткой, занимается сексуальной реабилитацией. По заказу чаще всего родителей инвалидов она приезжает в монастырскую больницу и пациентам с ментальными поражениями делает эротический массаж вместе с мастурбацией. В этом и состоит ее работа. Она делает им массаж члена, доводит этих мужчин до возбуждения, до эякуляции. Родители ее «пациентов» сообщили, что уровень счастья, спокойствия этих молодых мужчин после такой периодически проводимой процедуры возрастает, а качество их жизни повышается. Нина организует семинары на эту тему, информирует заинтересованных родителей, что существует такой способ сделать человека более счастливым… Это не проституция, хотя можно было бы и так назвать, да и многие именно так и назвали бы. Для меня нет ничего оскорбительного в том, что она делает всё это в стенах обычной монастырской больницы.

 

ЗИ: Сексуальная реабилитация — большая проблема. В Голландии, а также в некоторых скандинавских странах такого рода услуги финансируются (из разных источников, порой из самых неожиданных фондов), если являются составной частью терапии.

 

ЯЛВ: В нашем случае монастыри финансировали реабилитацию только бедных мужчин, у которых нет родителей. Цена на услуги Нины де Врийе колеблется от 80 до 110 евро за час.

 

ЗИ: Возвращаясь к вопросу о сексуальности мужчин-инвалидов: 20 % из них прибегают к сексуальным услугам женщин, занимающихся этим профессионально. Порой приходится иметь дело с родителями взрослых мужчин-инвалидов; они спрашивают меня: «Господин профессор, что делать? Наш сын просто кипит от сексуальной страсти, но ни девушки, ни женщины, которая захотела бы выйти за него замуж, нет». Вопрос трудный, особенно в моральном плане. Неизвестно, каков статус женщины, которая согласится помочь: если она не из агентства, если не медсестра, то, получается, проститутка?

 

ЯЛВ: И эта женщина со временем как бы врастает в семью инвалида.

 

ЗИ: Ну да, ведь часто бывает так: мать инвалида поначалу очень настороженно принимает новую визитершу, но когда видит значительное улучшение здоровья сына, переводит ее в разряд долгожданных гостей.

 

ЯЛВ: Причем даже в том случае, когда сама «медсестра» предпочитает оставаться анонимной и не устанавливать теплых «семейных» отношений.

 

ЗИ: Действительно, ситуация слегка напрягает, даже несмотря на то, что в результате приносит столько счастья. Человек, пользующийся подобного рода услугами, вскоре начинает испытывать зависимость от помощника, слишком сильно привязывается к нему.

 

ЯЛВ: Примерно об этом говорила мне Нина де Врийе. В некоторых случаях, когда клиент-инвалид сильно привязывается и начинает проявлять по отношению к ней положительные эмоции, она прекращает оказывать услуги. А он ждет очередного ее прихода, ведь для него эти встречи являются своего рода паллиативом брака. И тогда она решает, что надо прекратить связь. Нина де Врийе ведет курсы, на которых обучает других женщин; и там она объясняет, что нельзя допускать привязанности, потому что для мужчины это может обернуться трагедией.

 

ЗИ: Мало того что человек попадает в больницу или в дом социальной помощи, мало того что он инвалид, так еще и та единственная женщина, которая была у него в жизни, бросает его. Такого рода функции надо трактовать в категории терапии, лечения, восстановления психического здоровья.

 

ЯЛВ: Естественно, потому что, если на проблему смотреть глазами химика, биохимика, нейробиолога, становится понятно: нет никаких причин, чтобы этот мужчина потерял либидо. Его гипофиз, маленький орган размером с горошину, находящийся вблизи гипоталамуса, всё время функционирует и выделяет тестостерон.

 

ЗИ: Действительно, не только яички производят тестостерон.

 

ЯЛВ: Гипофиз производит тестостерон и его производное — андроген. К тому же повреждение спинного мозга не всегда ведет к отмиранию яичек, иногда надпочечники не перестают производить тестостерон. У мужчин в инвалидных колясках может быть нормальное производство тестостерона, который естественным образом ставит их в один ряд со всеми остальными мужчинами. У них точно так же, как и у остальных мужчин, производится сперма. То есть с точки зрения биохимии инвалид-опорник не лишен сексуальности на нейробиологическом уровне. Кроме того, эрекционный нерв, если так можно выразиться, тоже не должен быть поврежден. Это значит, что у мужчин на инвалидных колясках вполне может быть нормальная эрекция. Такие мужчины эякулируют и испытывают оргазм. Может, это не какое-то огромное, сильное ощущение (всё-таки поврежден позвоночник), но оно имеет место. Потому что оргазм — это не только эякуляция, но и своеобразный тремор, физиологические эффекты у мужчины, а у женщины — сокращение матки, мышц таза и так далее. Очень редко встречается такое повреждение этой части подбрюшья, которое приводит к отключению всей «электрики». В мозгу инвалидов в результате разных сексуальных стимулов появляется окись азота, которая с кровью поступает в пещеристое тело и вызывает эрекцию. Артерия и кровеносная система мужчин-инвалидов функционируют «штатно». Если нервные каналы не повреждены, то мужчина может вести половую жизнь.

 

ЗИ: Мужчина на инвалидной коляске не вполне чувствует себя мужиком, поскольку мысли о том, какой он мужчина, он пропускает через призму пениса. Сексуальность имеет для него немаловажное значение, и если она будет возвращена ему, то, несмотря на инвалидность, он начнет ощущать свою ценность как мужчина. Сексуальная энергия также может быть направлена в другие области и сферы человеческой активности, в которых можно достичь определенного успеха, компенсируя отсутствие того, что недодала природа или отняла судьба.

 

ЯЛВ: Сексуальность — очень сложный вопрос, но, несомненно, каждый человек имеет право выразить себя в ней, позволить себе быть счастливым.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!