Петербургская архитектура ХVIII века.



Архитектура античной Греции.

Во время так называемой эпохи античности было распространено искусство, в частности архитектура. Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (ренессанс, классицизм, неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания. Греческое искусство являлось довольно реалистичным. Одним из главных образом это отображается в архитектуре. Для украшения фасадов зданий греки использовали в своих барельефах разные даже иногда парочные сюжеты, это очень сильно выделяло именно греческую архитектуру от иной. Также они очень сильно «очеловечили» своих богов. Боги имели все, присущие человеку пороки - глупость, жадность, чревоугодие и прочие. Одним из главных образов это доказывает ранний период.

Ранний период развития античной архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым идолам. Греческая архитектура начала эпохи архаики сохранила форму мегарона микенского периода. Мегарон— тип древнегреческого жилого дома в архаическую эпоху 3—2 тыс. до н. э. Представляет собой прямоугольное помещение с очагом в центре и отверстием для дыма в потолке. Стены мегарона складывали из сырцовых кирпичей, а снаружи устанавливали деревянные столбы, поддерживающие вынос кровли, чтобы отводить от стен потоки дождевой воды.(Смотри рисунок №1). В первой половине VIII в. появляется храм, основу которого составил микенский мегарон. Храм был построен из необожженного кирпича и перекрыт деревянной двускатной крышей. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры античных храмов и для которой характерно колоннада. Все достижения греческой архитектуры того времени; конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. Предположительно в VIII в. до н. э. выявились два направления в архитектуре: дорическое и ионийское. Дорическая архитектура отличалось стремлением к монументальности, серьезности. Дорический стиль архитектуры сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии. (Смотри рисунок №2).Ионический стиль архитектуры, который был особенно популярен в греческих городах-государствах. Мастера ионийского направления, срамились достичь легкости, изящества, прихотливости линий. Наиболее ранним известным примером может служить храм богини Геры на острове Самосе. (Смотри рисунок №3). Оба стиля с самого начала существенно различались. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы. Расцвет античной архитектуры в Греции приходится на вторую половину V в. до н. э. Столь характерная для архитектора греческого храма колонна произишла от микенского деревянного столба. Микенский столб сужался книзу, дорическая колонна — кверху. Микенская колонна была лишена всех декоративных элементов. План храмового сооружения включал в себя главную часть, поделенную на нефы рядами колонн, и передний зал. Неф — вытянутое помещение, часть интерьера ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. (Смотри рисунок №4). Древнейшие дорические перистили — сооружения, обнесенные со всех сторон колоннадой. Другая особенность этого стиля античность — большая величина диаметра колонн. Одновременно с дорическим менялся и ионийский стиль, стремящийся к все большей декоративности и пышности. Здесь колонна выступает не только как опора, но и как элемент декоративный. Ионийская капитель была с завитками, каменным орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса. Капитель— венчающая часть колонны. Заметные различия есть и в форме самих колонн. Дорическая вырастает, словно дерево из земли, прямо из площадки, на которой она стоит. Углубления на ионийской колонне тоньше и богаче, чем на дорической. (Смотри рисунок №5). Главной задачей греческого строительного искусства было возведение храмов. Это были простые здания, имевшие продольный прямоугольный план, с внутренним пространством. Храм всегда ставился на мощное ступенчатое основание и сверху перекрывался пологой кровлей. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным, в среднем из них помещалась большая статуя божества.

Глава II.

Архитектура античного Рима.

Наследником художественной культуры Древней Греции стал Рим, покоривший Грецию во II в. до н. э. Римляне, познакомившись с мифологией, наукой, литературой и театром Древней Греции, высоко оценили архитектуру греков. Римляне внесли свой вклад в художественную культуру древнего мира. Еще в эпоху существования Римской республики (V-I вв. до н. э.) римляне построили - великолепные дороги, мосты и водопроводы, первыми стали использовать в строительстве прочный и водонепроницаемый материал - римский бетон. Широко применяли наряду с греческими ордерами такие архитектурные формы, как арка, свод и купол. Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец VI — середина I в. до н. э.). С распространением римского владычества на Грецию в Рим проникли утонченность и роскошь городов. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи н картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеи искусства. Одним из стилей в Риме был «августовский классицизм», оказавший огромное влияние на последующее развитие западно-европейского искусства. Римские художники ориентировались на великих мастеров Греции. Но стиль сменился рассудочностью, сдержанностью. Рим приобрел совершенно новый облик. Выросло количество общественных зданий, строились форумы, мосты. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм. Они применяли металл вместо дерева. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед н других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имела, прежде всего, политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшали изображения с военными подвигами Траяна. (Смотри рисунок №6). Наиболее известен до наших дней Колизей — амфитеатр. Колизей был построен в 70 — 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей. Интерьеры и общественных, и жилых зданий оформлялись скульптурой, росписями, мозаикой. Мозаикой украшали полы. Важное отличие римского декора — большая усложненность и богатство форм и материалов. Применяя различные орнаментальные мотивы, они создавали самые причудливые сочетания.

Глава III.

Петербургская архитектура ХVIII века.

Как же античная архитектура повлияла на Санкт-Петербург? Есть мнение мнение, что именно на образах античности был «рожден» Санкт-Петербург. Именно античные идеи были основополагающими для возведения зданий в городе. Да и по сей день сохраняется некое античное аура в Санкт-Петербурге. Именно классицизм главным образом повлиял на тот облик Санкт-Петербурга, который он имеет и сейчас. Почему же именно классицизм стал преобладающим стилем во многих европейских городах? Наверное, «мода» на классицизм пошла от того что люди хотели видеть в здание не только каменное сооружение с элементами декора, а видеть в здание некую идею. Люди пытались увидеть в камне каждый свое и самим додумывать если так можно сказать «сюжет» здания. Все это имел классицизм а нем сочеталось монументальность и торжественность, подавляющее великолепие и идейная наполненность. Это все было присуще многим европейским городам и не исключением стал Санкт-Петербург. Особым образом классицизм развивается в XVIII веке, давая толчок к формированию не только архитектуры в городе, но и самого города во всех его аспектов, начиная от моральных принципов каждого и заканчивая формирования общества в целом.

Во второй половине ХVIII века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм – стиль, который зародился в Европе ещё в начале ХVIII века. Призванный выразить гражданские идеалы, классицизм черпал свои сюжеты в искусстве Древней Греции и Рима. Памятники античности стали постоянными образцами для изучения и в некотором смысле подражания. Влияния классицизма было чрезвычайно плодотворным для развития архитектуры. Этот cтиль наиболее ярко отразился в творчестве В. Е, Стасова, архитектор Д. Кварнеги, и др. Также в ХVIII веке строилось очень много архитектурных шедевров одним из низ был Таврический дворец. Был построен в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора. В глубине парадного двора, отделённого от улицы невысокой оградой, расположен центральный двухэтажный корпус с шестиколонным портиком, увенчанный плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор. Главный фасад двухэтажного центрального корпуса отмечен дорическим портиком, садовый фасад — полуротондой с круглым в плане балконом; два небольших флигеля увенчаны купольными башнями. За главным вестибюлем — богато украшенная лепниной ротонда, объединённая широким проёмом с Белококонным залом, за открытой двойной колоннадой которого располагался зимний сад. Также в это время было построено не менее показуемое здание, которое показывало, насколько было сильное влияние античности на архитектуру в Санкт-Петербурге. Названия этого здания - Биржа. Первый проект каменного здания Биржи разработал Кварнеги. Этот проект предусматривал строительство здания Биржи овальной формы с расположением главного портика в сторону Зимнего дворца. По проекту Корнеги здание Биржи начали строить в 1783 году. Однако, спустя пять лет работы были приостановлены. Поводом послужила русско-турецкая, а затем русско-шведская война. Фасады здания Биржи украшены скульптурными группами из пудосского камня, изготовленные, предположительно, по моделям Ж. Камберлена. Автор архитектурных композиций скульптор Самсон Суханов. Над колоннадой фасада, обращенного к Неве, установлена композиция "Нептун с двумя реками" и на противоположном фасаде – композиция "Навигация с Меркурием и двумя реками". Конечно, про все здания можно рассказывать очень долго, особой красотой меня удивила постройка под названием - Смольный институт. Смольный институт выдержан в палладианском стиле, что является одной из форм классицизма. Основными принципами, которого было подражание классической храмовой архитектуре Древней Греции и Рима. Палладианский стиль первоначально использовался в России при строительстве усадьб и всевозможных загородных зданий. Смольный спроектирован и сдан архитектором Джакомо Кваренги. Здание было построено по заказу Общества по образованию благородных девиц и завершено в 1808 году. Название институт получил от соседнего Смольного монастыря.

Таким образом, можно с точной уверенностью сказать, что именно XVIII век стал демонстрирующим, насколько влияние античности велико на архитектуру разных городов в частности города Санкт-Петербурга. В этой главе я рассмотрел следующие здания: Таврический дворец, Здания Биржа и Смольный институт. В Таврическом дворце используется 6-колонный портик и 4-колонные портики, которые украшают флигеля. Что очень присуще и часто используемое в античные времена. Здание Биржа является одним из показателей, как повлияла античность на архитектуру Санкт-Петербурга. Это монументальное сооружение напоминает античный храм с колоннадой (44 колонны) по периметру. Оно установлено на высоком гранитном цоколе, и к нему ведут широкие парадные лестницы и пологие пандусы, что осень присуще архитектуре античности. Также украшено скульптурными группами. Скульптуры богов на самом деле один из показателей античной архитектуры. Последним зданием, которое я рассмотрел в этом веке – Смольный институт. Смольный институт входит в ансамбль нескольких построек, которые были построены в разные время, там сочетаются классицизм и барокко. Здание акцентировано в центре портиком из 8 колонн. Парадный выезд на территорию Смольного оформлен - двумя 5-коллонамипортиками-павильонами. Что выдает в постройки античные образы. В этом веке была два направления классицизма: ранний классицизм(гг) и зрелый классицизм (гг).

Глава IV.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!