Из произведения А.Ярнефельта «Смерть».

Класс

Тема урока «Образ грусти».

 

Цель урока: показать, музыкальные образы различны, но они воплощают в музыке какую-то частицу жизни; познакомиться с финским композитором Я.Сибелиусом; проследить за развитием музыкального образа на примере «Грустного вальса».

Задачи:

- образовательные:

- развивающие:

- воспитательные:

Музыкальный материал: Я.Сибелиус «Грустный вальс», музыкальные фрагменты произведений и песен, звучащих на уроках первой и второй четвертей, презентация.

 

Ход урока.

Повторение и обобщение изученного ранее о музыкальном образе.

- Вспомните, что такое музыкальный образ? Давайте уточним это понятие.

- Музыкальный образ – это воплощенная в музыке жизнь, хотя бы небольшая её частица; чувство, переживание, мысль, размышление, поступок, действие человека, какое – либо проявление природы; какое- то событие из жизни человека, народа, всего человечества. Это всегда преломленное через сознание художника отражение жизни.

Изучение нового материала.

- На доске записана тема нашего урока, но не до конца, в конце урока вы сами допишите её, определив музыкальный образ произведения, которое вы сегодня услышите.

Рассказ учителя о Я.Сибелиусе.

Север – это не только волшебство белых ночей и полярного сияния, не только красота синеющих вдали горных вершин и завораживающая музыка морских волн. Север – это мужество, борьба, это всегда труд, и поэтому традиционная сага Севера немногословна и сурова. Даже если её повествуют звуки музыки. Суровый Север подарил миру Я.Сибелиуса.

    Я.Сибелиус родился в 1865г., известный композитор двадцатого века. Финляндия любит его как национального героя. Родился он в семье военного врача. Будущий композитор рос и воспитывался в условиях, благоприятных для человеческой личности. В семье Сибелиусов любили музицировать: сестра Линда играла на рояле, брат Кристиан – на виолончели, сам Ян – на скрипке (скрипка – любимый инструмент Сибелиуса).

Общее образование получил в лицее, в 1885г. поступил в Гельсинфоргский университет на юридический факультет, параллельно учился в Музыкальной академии (она носит его имя).

1891-1892 годы странствий – Берлин, Вена, где происходят совершенствование композиторского мастерства, соприкосновение с кипучей музыкальной жизнью.

С 1904 и до конца своих дней (1957г.) композитор жил в поместье Айнола на юге Финляндии. В 1931г. были написаны две пьесы для органа (последние сочинения), затем наступило «великое молчание», как называют музыковеды последние 30 лет его жизни, когда из под его пера больше не родилось ни единой ноты.

Ян Сибелиус, сделал для своей Родины – Финляндии то же, что для другой северной страны Европы- -Норвегии сделал Э.Григ. Он стал родоначальником новой финской музыки (мастер симфонической музыки).

Слушание самого популярного произведения композитора

«Грустный вальс».

- Прежде, чем я расскажу об этой музыке, назову название произведения, мне хотелось бы, чтобы вы сами попробовали дать название этому произведению.

Игра «Если б я был композитор».

- Давайте представим, что вы композиторы, написали прекрасную музыку, а теперь вам предстоит назвать это произведение, которое вышло из под вашего пера.

- «Музыка осени», «Воспоминания», «Грусть», «Моя несбыточная мечта».

- Молодцы! Справились с заданием.

- Перед вами лежат таблицы эмоционального восприятия, которые помогут вам подобрать слова близкие к характеру услышанной музыки.

Работа с таблицами.

- Хорошо, ребята, а кто мне назовёт жанр произведения?

- Вальс.

- Правильно. Великий немецкий композитор Р.Шуман говорил, что бывают вальсы для ног и вальсы для слуха. Если устали ноги и проснулся слух, нет большего наслаждения, чем слушать тихие вальсы Ф. Шопена или отразившие «все настроения мира» вальсы П.И.Чайковского ( в его симфониях, операх и балетах, а то и просто «сентиментальный вальс» или «Ната – вальс») или вальс Хачатуряна к лермонтовскому «Маскараду»…

Печальные пророки утверждают, что «вальсы для слуха» отзвучали. У американского поэта Уолесса Стивенса есть такие строки:

 

А дело в том, что время настаёт,

Когда звук скрипки слёз не вызывает,

Когда для нас это души лишённый звук,

Что время настаёт, когда и вальс

Уже не зазвучит, как тайный голос страсти,

Как голос, страстью полный. Тени в нём не оживут…

 

- Ребята, какие мысли и чувства, вызвала у вас эта музыка?

- Есть ли контрасты «света и тени»?

- Вот мы и подошли к главному вопросу, какой музыкальный образ вы себе представили, образ чего возникает в вашем воображении при слушании вальса?

Ответы детей.

- Мне очень приятно, что почти все пришли к единому мнению, назвав образ грусти. «Непрерывно развивающий образ – «образ грусти». Словно человек: то он совершенно подавлен безграничной печалью, то пытается вырваться из оков безжалостной печали. Вот он устремился к свету, вот почти достиг его, кажется, даже улыбнулся… Нет, опять эта неотвязная тоска, вызывающая слёзы… Но человек не хочет сдаваться. Мы так и не узнаем, чем же кончится эта борьба с горем, с грустью, с печалью. Но то, что грусть сильна,- мы чувствуем…»

Произведение, с которым мы сегодня познакомились, - это «Грустный вальс», один из музыкальных эпизодов, написанных родоначальником новой финской музыки Яном Сибелиусом к драме финского драматурга А.Ярнефельта «Смерть».

- Давайте, вернёмся к названию нашей темы урока и допишем её.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, подобные музыкальные образы в произведениях других композиторов. (ответы детей)

- Давайте ещё раз послушаем «Грустный вальс».

Повторное слушание вальса , на его фоне звучит фрагмент сцены

из произведения А.Ярнефельта «Смерть».

«Измученный бессонными ночами, проведёнными у постели больной матери, сын спит. Отблески красноватого света понемногу заполняют комнату. Сначала глухо и тихо, затем всё яснее и громче слышны звуки музыки, мелодии вальса.

Больная просыпается, поднимается: облачённая в белое, словно в какой-то бальный наряд, она мечется во все стороны. Бесшумно скользя и простирая руки. И в ответ на её жесты отовсюду собираются в пары для танцев безмолвные мужчины и женщины. Она бросается к ним, старается привлечь к себе их внимание. А её будто никто не замечает. Силы покидают больную. Она падает, встаёт, снова пытается танцевать. Её вновь окружают призраки. Ещё мгновение – и на пороге появляется Смерть…». (Из книги В. Александровой и Е. Бронфин «Ян Сибелиус».)

- Жажда гармонии - в каждом из нас. Когда мы зовём классиков, они приходят. И мы ещё раз убеждаемся : никто не умел быть таким мужественно-нежным, как Шопен в мазурках и полонезах, таким мечтательным, как Чайковский в вальсах, таким пламенно-победоносным, как Равель в «Болеро» и таким грустным как Сибелиус в «Грустном вальсе».

3. Закрепление изученного материала.( Сибелиус «Грустный вальс»).

СИНКВЕЙН:

· 1 строка – одно слово (существител-

ное);

· 2 строка – два слова (прилагательные);

· 3 строка – три слова (глаголы);

· 4 строка – предложение, выражающее понимание предмета;

· 5 строка – одно слово (синоним слова в первой строке).

 


10. Распевание

Исполнение музыкальных упражнений (на усмотрение учителя)

Исполнение песни – «Замыкая круг» К. Кельми

 

Вот одна

из тех историй

О которых

люди спорят

И не день не два

а много лет

Началась она

так просто

Не с ответов

а с вопросов

До сих пор

на них ответа нет

Почему стремятся

к свету

Все растения

на свете

Отчего к морям

спешит река

Как мы в этот

мир приходим

В чем секрет

простых мелодий

Нам хотелось

знать наверняка

 

Замыкая круг ты назад

посмотришь вдруг

Там увидишь

в окнах свет

Сияющий

нам вслед

Пусть идут

дожди

Прошлых бед

от них не жди

Камни пройденных

дорог

Сумел пробить

росток

 

Открывались

в утро двери

И тянулись ввысь

деревья

Обещал прогноз

то снег то зной

Но в садах

рожденных песен

Ветер легок

был и весел

И в дорогу звал

нас за собой

 

Замыкая круг ты назад

посмотришь вдруг

Там увидишь

в окнах свет

Сияющий

нам вслед

Пусть идут

дожди

Прошлых бед

от них не жди

Камни пройденных

дорог

Сумел пробить

росток

 

Если солнце

на ладони

Если сердце

в звуках тонет

Ты потерян

для обычных дней

Для тебя сияет

полночь

И звезда спешит

на помощь

Возвращая в дом

к тебе друзей

 

Замыкая круг ты назад

посмотришь вдруг

Там увидишь

в окнах свет

Сияющий

нам вслед

Пусть идут

дожди

Прошлых бед

от них не жди

Камни пройденных

дорог

Сумел пробить

росток

 

Свой мотив

у каждой птицы

Свой мотив

у каждой песни

Свой мотив

у неба и земли

Пусть стирает

время лица

Нас простая мысль

утешит

Мы услышать

музыку смогли

 

Замыкая круг ты назад

посмотришь вдруг

Там увидишь

в окнах свет

Сияющий

нам вслед

Пусть идут

дожди

Прошлых бед

от них не жди

Камни пройденных

дорог

Сумел пробить

росток

 

Замыкая круг ты назад

посмотришь вдруг

Там увидишь

в окнах свет

Сияющий

нам вслед

Пусть идут

дожди

Прошлых бед

от них не жди

Камни пройденных

дорог

Сумел пробить

росток

 

 

Итак:

  • С музыкой какого композитора познакомились?
  • Как называется произведение Я. Сибелиуса?
  • Какой образ раскрыл композитор в своём произведении?

С какими произведениями искусства созвучен «Грустный вальс» Я. Сибелиуса?

Давайте вспомним, композиторов и их произведения, которые мы уже изучили. Соотнесите имена композиторов и произведения.

Итог урока.

- Мы с вами ещё раз убедились, что музыкальный образ произведения, изображает жизнь в разных её проявлениях. Создавая их, композиторы используют разнообраз-ные средства музыкальной выразительности, это значит, характер музыки зависит от музыкального языка.

 

Домашнее задание.

Отобразить музыкальную мысль Я. Сибелиуса в рисунке.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!