Религия в системе культуры. Элементы и структура религии. Функции и роль религии.

Раздел 2.

Тема 2.3. Религия

Религия в первобытной культуре. Происхождение религии. Представление о жизни и смерти.

Формы ранних религиозных верований: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.

Религия в системе культуры. Элементы и структура религии. Функции и роль религии.

4. Классификация религий.

1. Религия в первобытной культуре. Происхождение религии. Представление о жизни и смерти. Современные религиоведы установили, что уже нельзя найти ни одного народа и ни одного племени, сколь бы примитивным оно ни было, не имеющего представлений, относимых к религиозным. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что вопрос о том, как и когда возникла религия, является достаточно сложным, дискуссионным и ответ на него зависит во многом от мировоззренческих установок самих исследователей. На него можно в принципе дать два взаимоисключающих ответа: религия появилась вместе с человеком; религия – продукт человеческой истории.В настоящее время установлено, что «безрелигиозного» существования человечества не было, что простейшие формы религии существовали в самом далеком прошлом человеческой истории.

Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа; religare - связывать, соединять), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Этимологически термин «религия» имеет два важных значения. Согласно первому (religio) он выражает не только набожность и предмет культа, но также суть религиозного опыта. Второе значение (religare) указывает на особую, нематериальную, а духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров.

Самое краткое и распространенное определение религиивера в существование сверхъестественного. Однако в научной литературе существует несколько сотен определений религии. В общем, они сводятся к следующим принципиальным положениям:

· Религия - один из компонентов духовной сферы общества наряду с культурой, образованием и наукой;

· Религия - специфический тип мировоззрения и мироощущения, т.е. совокупность взглядов на мир как творение бога;

· Религия - совокупность моральных принципов, регулирующих образ жизни и поведение людей, разделяющих данное верование;

· Религия - совокупность ритуальных действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу и обращается к нему в молитве, жертвоприношении и т.п.;

· Религия - система верований и действий, с помощью которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни.

Из приведенных определений с очевидностью следует, что религия является сложнейшим, многоаспектным явлением и, что самое главное, с религией связана духовная активность человека, его стремление к выходу за пределы собственного конечного существования. Явлениями духовной жизни являются вера, любовь, страдание, смысл жизни и т.д. Решаемые религией проблемы являются фундаментальными или вечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа.

Сегодня существует многообразие исследовательских подходов (богословско-теологический, философский, социологический, психологический, феноменологический и др.) к изучению природы и сущности религии, в рамках которых предлагается разнообразие определений религии. Все эти подходы можно сгруппировать в следующие два типа: богословско-теологический и религиоведческий.

 Богословско-теологический подход основывается на признании бытия Бога, на стремлении понять религию «изнутри» на основе соответствующего религиозного опыта, многообразия религиозных переживаний. Наиболее полное и всестороннее определение религии может быть дано только на основе религиозного опыта и религиозных переживаний, считают авторы данного подхода. Важнейшей и исходной составной частью религиозного опыта является усвоение священных текстов (Откровения). Именно «религиозные переживания» удостоверяют человека в реальности духовного начала, Бога. Идея богообщения раскрывает суть религии согласно богословско-теологической точке зрения.

Религиоведческий подход к пониманию сущности религии сформировался в русле развития светского гуманитарного знания и интегрировался в особую гуманитарную дисциплину «религиоведение». В рамках этой дисциплины складывается взгляд на религию как бы «извне», т.е. предпринимается попытка максимально объективно исследовать религию как социокультурный феномен.Научный подход все больше доминирует в осмыслении религии. Активно используются разнообразные методы познания религии: диалектика, системный метод, структурно-функциональный, феноменологический, сравнительно-исторический (корпоративный) и др. Религиоведение представляет собой комплексную дисциплину, изучающую возникновение, развитие и функционирование религии как социокулътурногоявления. Это особая разновидность гуманитарного знания, изучающая религиозное поведение человека по отношению к трансцендентальному, Богу или богам.

Общая схема генезиса религии выглядит тогда так:

Осознание смертности - Страх смерти - Захоронение сородичей - Священное (предки, души, безличная сила, Бог, тотемы, фетиши)- Почитание – Вера- Культ

2. Формы ранних религиозных верований. Религиозная история человечества начиналась с самых простейших форм религиозных верований, к которым относят тотемизм, фетишизм, анимизм, магию и шаманизм, культ предков, причем, как правило, эти формы не встречаются в чистом виде, а образуют сложные комплексы, взаимодействуя друг с другом.

А) Большинство религиоведов склонны рассматривать тотемизм в качестве одной из наиболее ранних форм религии. Обычно под тотемизмомпонимаются представления, предполагающие наличие коллективного родства между группой (например, племенной) людей и определенным видом животных или растений (иногда — неодушевленных предметов). Тотем (например, тотемное животное) рассматривается как предок данной группы и объект поклонения. Каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и что, следовательно, каждое животное — умерший родственник. Тотему поклонялись, его умилостивляли, к нему приобщались. Тотем тщательно оберегали от врагов и своих общинников, не посвященных в исполнение обрядов. Все важнейшие этапы жизненного цикла человека: рождение, переход из юношей во взрослые, смерть, — проходили через специальные обряды посвящения. В процессе этой обрядности происходила социализация индивида, освоение обычаев, традиций и ценностей общины. Важнейшая роль веры у тотемических предков заключается в том, что в них как бы олицетворена связь родовой общины с территорией. Тотем освящает традиционное право данного рода на его землю и на его угодья. Тотем — это видимый знак единства и солидарности первобытного рода. Через тотем почитается не только животное, но и данный род. Таким образом, тотемизм — самая ранняя и самая сильная форма идентификации группы.

Б) Фетишизм (от порт. Fitico – магическая вещь) - культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами и служащих объектом религиозного поклонения. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы. Фетишизм представляет собой религиозное поклонение не животным, а конкретным предметам. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или расцветки, зуб животного, кусок дерева, пенек в лесу. Для того чтобы предмет превратился в фетиш, должна проявиться его чудодейственная сила. У первобытного человека фетиши встречались везде — на тропинке, у брода, на двери, на шее. Они предохраняли от болезни, приносили удачу, наполняли водоемы рыбой, помогали ловить и наказывать разбойников, придавали храбрости, приводили в смятение неприятеля. Фетишизм пережил свою историческую эпоху, стал элементов более поздней культуры. Рыцарь брал в крестовый поход платок или изображение дамы сердца, студент прячет в карман перед экзаменом какой-то «счастливый» предмет», бизнесмен или автогонщик пользуется более дорогими реликвиями. Отголоски фетишизма можно найти в уважении знамени полка, государственного флага, символа клуба, чести мундира.

В) Анимизм (от лат. анима — душа, дух) — одухотворение природных объектов и явлений, приводящее к тому, что в сознании анимиста весь мир как бы наполняется духовными существами, не только действующими в природе, но и влияющими на человеческую жизнь. Духи стихий могут быть злыми и доброжелательными, поэтому в необходимых случаях им делаются небольшие пожертвования. Отношение духов непостоянно и может меняться в зависимости от поведения людей. Этот род религиозных представлений, признающих наличие некоей разумной или чувствующей психической субстанции не только в человеке, но и в любом живом существе, а также зачастую и в неодушевленных, по нашим понятиям, предметах — камнях, деревьях, водоемах и т.п.

Г) Магия - как одна из форм первобытных верований появляется на заре существования человечества. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно — все они были тесно связаны между собой. Магия — понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём. В политеистический период, с уходом шаманизма, магические практики становятся одним из основных занятий жречества.

Религия в системе культуры. Элементы и структура религии. Функции и роль религии.

Религия является сложной системой. Она включает в себя такие важнейшие элементы как: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозная организация.

А)Религиозное сознание (вера). Основой религиозного сознания является религиозная вер. Вера – первое, с чего начинается религия, и ее главный метод. Недаром в системе этики она стоит на первом месте среди божественных добродетелей, а вслед за ней идут надежда, и любовь, и мать их София (мудрость). Верящий обретает надежду, и вместе они помогают любви. Если невозможно достичь истины с помощью рациональных умозаключений, к чему стремилась философия, значит, в истине надо себя уверить. Так на смену и в дополнение к разуму в качестве высшей духовной силы приходит вера.

Последователей Христа апостолы называли «верующими». В исламе, исповедующие эту религию называются «правоверными». Вера приводит к уверенности в истинности тех или иных положений. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Библия).Важнейшими элементами религиозного сознания являются:

убежденность в существовании явлений, обладающих сверхъестевенными свойствами. Такими сверхъестественными свойствами могут в сознании верующего обладать силы природы - земля, солнце, амулеты, уши умерших предков. В развитых мировых религиях основной объект религиозного отношения - единый Бог, известный человеку в меру своего самооткровения. Мир сакрального (священного) для верующего реален, он не относится к сфере мечты;

убеждение в реальности контакта с объектами религиозной веры. Контакт этот представляется в системе религиозного сознания двусторонним. Человек вступает в контакт с миром сверхъестественного с помощью молитвы, жертвоприношения, культовых действий. Культовые действия - это каналы связи с миром сверхъестественного. Божество воздействует на человеческие судьбы, объявляет людям свою волю, знает их помыслы. Деист (человек, признающий существование Бога только как первопричину мира) с этой точки зрения не является религиозным человеком, ибо он не признает возможности живого двустороннего контакта с Богом;

религия предполагает существование чувства зависимости от объектов религиозного поклонения, ибо общение человека с Богом «неравноправно». Формы осознания этой зависимости могут быть различны: от чувства страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения, понимаемого как осознание собственного несовершенства.

Религиозное сознание неоднородно, оно имеет, по меньшей мере, два уровня: массовое религиозное сознание, в котором, как правило, центральное место занимает эмоциональный комплекс, и рационально оформленное сознание (вероучение, религиозная идеология), предполагающее освоение содержания вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания – богословие, или теология, которое не только осваивает вероучение, но и транслирует его, защищает от ересей, интерпретирует согласно требованиям времени.

Б)Религиозная деятельностьпо существу сводится к религиозному культу (лат. cultus – уход, почитание). Культовая система, прежде всего, представляет, собой совокупность определенных обрядов. Поэтому для уяснения особенностей религиозного культа необходимо уяснить, что представляют собой обряды. Обряд - это совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления. К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, священнические облачения). Важнейшим средством является культовое здание. Средства и способы культовой деятельности имеют символическое значение. Символ представляет собой единство двух сторон - наличного предмета, действия, слова и значения: наличный предмет, действие, слово представляют значение, отличное от их непосредственного значения. Крест, например, - это не просто предмет с перекрестными планками, он является символом, выражает определенное значение (воздвижение Креста, распятие Христа, его воскресение). Трехперстие во время крестного знамения православных, представляя собой некоторую фигуру, образованную тремя сложенными пальцами, в то же время обозначает исповедание триединства Бога.

В) Религиозные организации. Чрезвычайно сложную проблему для современного религиоведения представляет проблема типологии религиозных организаций и их критериев. На основе изучения христианства выделены следующие типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация.

Церковь (от греч. букв - божий дом):

1) предмет христианской веры (мистическое тело Христово);

2) тип религиозной организации, присущий только христианству;

3) здание, в котором проводится христианское богослужение (литургия), христианский храм;

4) в расширенном словоупотреблении - организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Функции религии

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Выделяется следующие наиболее значимые функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующая. В ряде учебных пособий приводятся и некоторые другие функции религии.

§ Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

§ Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

  • Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
  • Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
  • Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

 

4. Классификация религий. В религиоведении сложились разные классификации религий по тем или иным критериям, признакам. С учетом историко-стадиальных этапов развития этносов выделяют ранние (родо-племенные, первобытные), национальные и мировые религии.

· Родоплеменные религиозные верования сложились в условиях первобытно-общиннного строя.

· Национальные религии отражали условия жизни народности, а затем и нации, сакрализовывали эти этносы, их государства, глав этих государств. Их носителями являются в основном представители данного этноса. Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей (вплоть до организации приема пищи, соблюдения гигиенических правил и т.д.), специфическая обрядность, строгая система предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и этносов от последователей других этнорелигиозных общностей. Из ныне существующих к этому типу религий относятся индуизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство и др.

· Мировые религии - буддизм, христианство, ислам - генетически связаны с родоплеменными и национальными, но существенно отличны от них. Мировые религии появились в эпохи великих исторических поворотов, в условиях складывания «мировых империй». В мировых религиях нашел отражение образ жизни больших регионов, разных классов, сословий, каст, племен, народностей.

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!