Новое литературное обозрение» как литературно-критический журнал.

Вопросы литературы, как литературно-критический журнал.

Со дня своего основания в 1957 году на протяжении уже более полувека журнал «Вопросы литературы» остается самым авторитетным изданием по вопросам филологической науки и текущей критики на русском языке. Его комплект стоит на полках библиотек всех крупнейших университетов мира. Среди его авторов – имена самых известных филологов, литературоведов и критиков. Здесь публиковали свои произведения М. Бахтин, Д. Лихачев, С. Аверинцев, П. Гайденко, Ц. Тодоров, К. Эмерсон, Б. Сарнов и др. Здесь печатаются все наиболее интересные ученые и критики сегодняшнего дня.

Журнал продолжает традицию русской филологической школы, одновременно с этим широко представляя разные школы современной гуманитарной науки. Журнал знаменит своими архивными публикациями. Среди наиболее важных рубрик: «Теория после теории», «Сравнительная поэтика», «История идей», «Литературное сегодня». С 2009 года «Вопросы литературы» открывают новую рубрику – «Лица современной литературы», которая познакомит наших подписчиков с писателями, определяющими русскую литературу в начале 21 столетия.

Кроме того, одним из приоритетных направлений деятельности журнала остается содействие повышению уровня преподавания литературы в вузе и школе. Внимание к тому, как преподают литературу, – русскую и мировую, классическую и современную – всегда было и остается важной составляющей нашей работы. Формами этого обсуждения в прежние годы были круглые столы, статьи о традиции и истории учебной литературы, рецензии на вновь выходящие издания, ориентированные на преподавательскую работу. И в настоящий момент мы планируем продолжение этой линии деятельности, видя ее сегодня в еще более широкой перспективе.

Воспитание культуры языка и чтения всегда было важнейшей целью журнала «Вопросы литературы». Эта задача в настоящий момент формулируется нами как пропаганда «читающего образа жизни» через развитие русского языка. Свое участие в решении этой задачи журнал видит в том, чтобы повышать сознательность и культуру чтения. Этому посвящены важнейшие рубрики журнала: «Над строками одного произведения», «Поэтика жанра», «Воспоминания, размышления», где в частности появились новые материалы о Блоке, Есенине, Пастернаке и др.

Это воспитательное значение журнала, исполнение им важной общественной роли, было подчеркнуто в поздравлении «Вопросам литературы» по случаю их 50-летия, которое направил Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии М. Е. Швыдкой: «Все мои познания в области литературоведения и критики – исключительно благодаря вашему журналу. Вы доказали, что литературоведение может быть не менее, а то и более интересно, чем литература. Прекрасно помню те времена, когда не читать „Вопли„, как любовно называли его все, было стыдно. Я рад, что интерес к журналу среди молодежи возрастает. Это я знаю по своим студентам».

Таким образом, журнал рассчитан на всех интересующихся литературой в контексте современного развития общества и культуры. Он постоянно печатает материалы, расширяющие представление о классике и современности, служит необходимым пособием для тех, кто преподает и изучает литературу.

В журнале есть постоянные рубрики: «Литературное сегодня, «Век минувший», «Филология в лицах», «Зарубежная литература», «Публикации, воспоминания, сообщения» и другие.

Обзор №4 за 2010 (был, взят этот номер, т.к. я брала электронное издание. А в остальных последних, он-лайн выложены не все статьи из номераю Да и тут тоже он-лайн выложены не все.).

Раздел «Литературное сегодня» (Лица современной литературы):

Е. ИВАНОВА  «Между Эллином и Иудеем» о стихах поэтессы Елены Елагиной. Елена Елагина - один из самых ярких поэтов петербургской школы, литературный и арт-критик, журналист, автор поэтических книг “Между Питером и Ленинградом”, «Нарушение симметрии” и многие другие.

Подробно рассматривает тематику её стихов, сюжетику, хронотоп и многое другое. «Противоречие между бунтом и смирением, столь ярко представленное в лирике Елены Елагиной, как и другие антиномии, определяющие ее поэтический мир, конечно, неразрешимо. В своих попытках обрести почву под ногами поэт порой бывает непоследовательным, но именно эта - чисто женская - непоследовательность, которая в чем-то сродни надежде на чудо, придает ее поэтическому миру особую убедительность».

Григорий АРОСЕВ «Разрыв шаблона». Пишет о творчестве Андрея Дмитриева «Его проза подчеркнуто современна: будучи человеком своего поколения и не пытаясь стать “в доску своим” для нынешней молодежи, он тем не менее успешно помещает события, о которых пишет, в реальность текущей жизни.». Выявляет особенности прозы Дмитриева на примере романа «Закрытая книга» и других. Раскрывает понятие реалистичности его прозы.

Валерия ПУСТОВАЯ «КРУПИЦЫ ТВЕРДИ» О творческом методе Александра Иличевского.

Раздел «Новейшая антология»

Е. ЛУЦЕНКО «Скитальческий парус» - “Бог дождя” Майи Кучерской: опыт ассоциативного прочтения. Подробно разбирает этот роман. «отличие от своих западных и русских предшественников, Кучерская написала роман воспитания чувств, искреннее размышление о становящейся душе, о бесконечном (и очень типичном для юности) стремлении человека найти путь к самому себе, чтобы в более зрелом возрасте не пришлось сказать словами Л. Улицкой: “Однажды обнаруживаешь, что тебя нет. Ты разбит на тысячу кусков...”

Раздел «Век минувший»

Н. МАЛЫГИНА. «Истинного себя я еще никогда и никому не показывал...» Материалы к биографии Андрея Платонов.

Ю. БИТ-ЮНАН. О пределах допустимого
Критическая рецепция творчества В. Гроссмана 1930-х годов

Раздел «Филология в лицах»

Гаспаров о «Поэтическом словаре» Квятковского. (М. Гаспаров - А. Квятковскому
Подготовка текста Д. Давыдова и И. Роднянской). Гаспаров высказывает свои замечания по поводу словаря. По алфавиту J «АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ — происхождение от

«александрийской школы поэтов» совершенно фантастично, так что о такой гипотезе и упоминать стыдно» или «АМФИБРАХИЙ — в античной метрике такой стопы

не было»

Раздел « Зарубежная литература»

РЕЙНГОЛЬД. «Обыкновенный читатель» Вирджинии Вулф, или «Знать, для кого пишешь...»

В. ВУЛФ. Джордж Элиот. Романы Томаса Гарди

Раздел «Современные имена»

И. ЧЕРНЕНКО. Патрик Зюскинд о божественном, творческом и слишком человеческом.

Раздел « История русской литературы»

А. ПЕРЗЕКЕ. «Медный всадник» Пушкина .(Семантический узел «отцовства и сыновства)

Е. СИНЦОВ. «Мышление жанрами» в «Пиковой даме» Пушкина. (Опыт реконструкции)

-Круглый стол:

Гоголь и Достоевский
круг книги В. М. Крюкова «След птицы тройки. Другой сюжет “Братьев Карамазовых”».

Раздел « История идей»

Золтан ХАЙНАДИ «ОБЛОМОВ КАК АНТИ-ФАУСТ»

 Раздел «Публикации. Воспоминания. Сообщения»

Вяч. Вс. ИВАНОВ. Никому не известный писатель Всеволод Иванов.

Е. ПАПКОВА. Гражданская война в творчестве Всеволода Иванова 1920-х годов.

М. ЧЕРНЯК. Письма Вс. Иванова к А. Воронскому.

А. КАЦЕВ. «Времена не выбирают»

Раздел «Свободный жанр»

А. КУШНЕР. Вперед, к Грибоедову! Новые заметки на полях.

 Раздел: «Обзоры и рецензии»

Г. КРАСУХИН. Просто о сложном, или О занимательности нашего дела.

Б. ФРЕЗИНСКИЙ. «Открытия» Евы Берар.

Раздел «Книжный разворот»

М. Л и т в и н о в а. Оправдание Шекспира (М. ЕЛИФЁРОВА); Германия. ХХ век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм (Ю. ГИРИН); В двух измерениях: Современная британская поэзия в русских переводах (Л. ЕГОРОВА); А. Л. Ю р г а н о в. Категории русской средневековой культуры (А. ЗЕНКИНА); Н. Л. В е р ш и н и н а. Нравоописание в русской прозе XIX - XX веков (С. КОРМИЛОВ); Город и люди: книга московской прозы (Е. АБДУЛЛАЕВ)

 

Новое литературное обозрение» как литературно-критический журнал.

Первый независимый российский филологический журнал, выходящий с конца 1992 года.

“НЛО” ставит своей задачей максимально полное и объективное освещение современного состояния русской литературы и культуры, пересмотр устарелых категорий и клише отечественного литературоведения, осмысление проблем русской литературы в широком мировом культурном контексте.

«НЛО» предлагает обзор современной филологической, историко-литературной, вообще гуманитарной мысли, в основе которого – стремление редакторов и авторов рассмотреть весь спектр подходов к изучению литературы, по мере сил осваивать западный теоретический опыт и интегрировать его в сложившуюся собственную теоретическую традицию.  

За 15 лет журнал стал ведущим российским изданием в сфере истории и теории литературы, социологии культуры и культурологии. Материалы, опубликованные в «НЛО», становятся событием для филологического сообщества и входят в программу обязательной подготовки студентов гуманитарных ВУЗов.  

Тираж «НЛО» — 2.5 – 3 тысячи экземпляров. Большáя часть тиража расходится по научным и публичным библиотекам.  

«Новое литературное обозрение» включено в список изданий, рекомендованных ВАК РФ, публикация в которых засчитывается соискателям научной степени доктора наук. Статья в НЛО также является преимуществом для претендентов на получение степени PhD в научных учреждениях США.  

Ввиду особой значимости проекта издание журнала «НЛО» поддерживается средствами гранта Федерального агентства по делам печати и массовым коммуникациям. 

На страницах журнала публикуются материалы по следующей проблематике:

— статьи по современным проблемам теории литературы, охватывающие большой спектр постмодернистских дискурсов; междисциплинарные исследования, важнейшие классические работы западных и отечественных теоретиков литературы;

— историко-литературные труды, посвященные различным аспектам литературной истории России, а также связям России и Запада; введение в научный обиход большого корпуса архивных документов (художественных текстов, эпистолярия, мемуаров и т.д.);

— статьи, рецензии, интервью, эссе по проблемам советской и постсоветской литературной жизни, ретроспективной библиографии.

Журнал уделяет большое внимание информационным жанрам: обзорам и тематическим библиографиям книжно-журнальных новинок, презентации новых трудов по теории и истории литературы.

Лауреат Государственной премии Российской Федерации 2003 года в номинации “Лучший просветительский проект”.

Структура журнала

Традиционно журнал структурируется по пяти отделам:

— отдел ТЕОРИИ посвящен обсуждению важнейших проблем теории и методологии гуманитарных наук, переводу и комментированию важнейших трудов западных ученых, публикации теоретических исследований российских и зарубежных специалистов.

— отдел ИСТОРИИ, не ограничиваясь рамками собственно истории литературы, печатает статьи и материалы по истории российской и советской литературы и культуры, по истории отечественного литературоведения.

—отдел ПРАКТИКИ ставит своей целью анализ событий современной литературной и культурной жизни, обсуждение важнейших проблем современной литературы, публикацию обзоров и критических статей о творчестве современных авторов.

— отдел БИБЛИОГРАФИИ – уникальный в отечественной традиции книгоиздания и периодической печати – представляет отдельные рецензии и тематические обзоры книжных и журнальных новинок (от 20 до 40 в каждом номере), призван осветить все самое важное, что издается в России и за рубежом по проблемам филологии и сопредельных гуманитарных дисциплин. 

— небольшой, но очень важный отдел ХРОНИКИ НАУЧНОЙ ЖИЗНИ – представляет обзоры и отчеты о самых важных научных и культурных событиях – конференциях, конгрессах, семинарах, презентациях.

Специальные проекты

Помимо номеров с традиционной структурой, в которые включено обсуждение сразу нескольких проблем, раз в несколько лет «НЛО» готовит специальные выпуски, посвященные дискуссиям вокруг одной актуальной темы. Каждый специальный выпуск НЛО становится событием для культурного сообщества и интеллектуальным бестселлером.


 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!