Органическая теория общества» Г. Спенсера

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В СТРАНАХ ЗАПАДА

 

1.О.Конт – родоначальник социологии

 

Представления об обществе и общественной жизни формировались в течение многих столетий. Эта проблематика обстоятельно разрабатывалась уже в античной философии IV века до н.э. - в трактатах Платона «Государство» и «Законы», в работе Аристотеля «Политика». Впоследствии эта проблематика анализировалась в эпоху Возрождения и в Новое время - в работах Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта, Г. Гегеля и др. Таким образом, социальную философию уместно считать предшественницей социологии.

В качестве самостоятельной науки об обществе как целостной социальной системе социология возникла в 40-х годах XIX века. Она отразила общественную потребность в осмыслении социальной нестабильности периода быстрого развития капитализма, в прогнозе перспектив развития человечества.

О. Конт и другие основатели социологии (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер) предложили реформистский путь развития общества. Преодоление кризиса общественных отношений они связывали с обеспечением согласия и солидарности между различными социальными группами. Социология рассматривалась ими как инструмент познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию с целью достижения стабильности.

Термин «социология» был впервые использован Огюстом Контом (1798-1857) в работе «Курс позитивной философии»(1842). Свои взгляды на общество и историю он нередко называл и социальной философией.

С точки зрения О.Конта, социология (первоначально «социальная физика») – единственная наука, которая должна изучать общество как некую социальную реальность, развивающуюся во времени. Ее предназначение состоит в том, чтобы открывать общие законы социального развития, подобно законам ньютоновской физики или дарвиновской биологии.

Теоретическим стержнем философско-социологических взглядов О.Конта явился сформулированный им закон о трех стадиях интеллектуального развития человечества - теологической, метафизической и позитивной.

На первой, теологической стадии человек объясняет все явления действием сверхъестественных сил на основе религиозных представлений.

На метафизической стадии человеческое сознание уже не апеллирует к сверхъестественным силам, а пытается все объяснить с помощью абстракций, в целом отражающих реальные процессы, в том числе и социальные. На этой стадии разрушаются теологические представления и подготавливается переход к третьей стадии – позитивной, или научной.

На позитивной стадии сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из данных науки, фиксирует постоянные связи между наблюдаемыми явлениями, прогнозирует различные процессы. В рациональном предвидении О.Конт видел практическое применение позитивной философии и социологии.

Согласно О.Конту смена стадий познавательной деятельности во всех науках осуществляется последовательно по принципу «от простого к сложному, от высшего к низшему». Чем проще объект изучения, тем быстрее появляются позитивные знания о нем.

О. Конт назвал свое учение позитивным, имея ввиду его базирование на научных данных и ориентацию на обеспечение нового, более устойчивого общественного порядка. Поэтому он вошел в историю науки как основоположник позитивизма – одного из влиятельных направлений в области философии и социологии.

В работах О.Конта развитие общества рассматривается как закономерное и прогрессивное. Оно определяется биологическими факторами, движением небесных тел, но особенно интеллектуальной эволюцией человечества. Первичность сознания и его решающее влияние на развитие общества – это главная посылка О.Конта в изучении социальных проблем.

Обоснование О. Контом науки об обществе связано также с формулированием закона разделения и кооперации труда. Охватываемые им процессы имеют для общества одновременное позитивное и негативное значение. Позитивны образование различных социальных и профессиональных групп, рост материального благосостояния граждан. Эти же процессы разрушают фундамент общества. Богатство концентрируется в руках немногих, а остальные граждане становятся объектом эксплуатации. Однобокая профессионализация деформирует личность работника, возникают корпорации с присущей им эгоистической моралью.

В социологии О.Конт видел науку, способную выработать механизм взаимодействия между частями общества и достижения в нем гармонии. Гармонизацию он понимал как наилучшее сочетание интересов индивидов и социальных слоев, как соответствие друг другу политических учреждений, нравов и идей.

Гармония общества рассматривалась О.Контом как важнейшее условие его стабильности, нормального развития сословий, народов и отдельных индивидов. Согласно О.Конту, основное назначение политической власти и главное достоинство политиков состоит в умении согласовать интересы социальных субъектов.

Социологическая теория О.Конта состоит ив двух частей - социальной статики и социальной динамики. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественных систем, роль основных институтов – семьи, государства и религии – в обеспечении согласия и солидарности. Основное внимание О.Конт уделял социальной динамике. Ее первичным фактором он считал духовное, умственное развитие человечества. К вторичным факторам относятся климат, раса, средняя продолжительность жизни, прирост населения.

    Из вышеизложенного очевидно, что рассматривавшаяся О.Контом проблематика и методы ее разрешения отнюдь не утратили актуальности. Сохраняют свое значение представления об обществе как целостном социальном организме, о закономерном и прогрессивном характере его развития, о роли в этом развитии общественного разделения труда, политической деятельности, науки и культуры. Весьма актуальны и продуктивны взгляды О.Конта на факторы гармонизации общества и обеспечения в нем стабильности, на роль политической власти и политиков в согласовании интересов социальных групп и индивидов.

 

Органическая теория общества» Г. Спенсера

 

Позитивистская установка О. Конта на использование в социологии данных других наук, трактовка общества как целостного социального организма получили развитие в работах», английского мыслителя Герберта Спенсера (1820 – 1903).Его главное социологическое произведение – трехтомный труд «Основания социологии» - дает целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество.

 Г.Спенсер был виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии, рассматривавшей социальную эволюцию как продолжение и составную часть биологической эволюции. Это направление опиралось на успехи естествознания, особенно на эволюционную теорию Ч. Дарвина, и являлось одним из основных факторов идейного климата второй половины XIX века.

Взгляды Г. Спенсера на эволюцию природных и социальных явлений нашли отражение в созданной им органической теорииобщества, которая изложена в работе «Научные, политические и философские опыты». Работа была опубликована в России в 1866 году.

Согласно этой теории общество представляет собой единую систему взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Только в рамках целостного социально-природного организма может проявиться подлинное значение любого социального института и субъекта.

Весьма плодотворны следующие положения органической теории.

1. Процесс развития биологических и социальных организмов сопровождается дифференциацией их структур и функций. Чем более развит организм, тем он сложнее.

2. Части организма взаимозависят друг от друга и неудачные действия одной из них не могут быть компенсированы действиями других. Поэтому сложные общества более уязвимы и хрупки, чем их ранние и простые предшественники.

3. Части организма становятся самодостаточными, хотя составляющие их единицы (например, люди в обществе или клетки в организме) постоянно появляются и исчезают.

4. Возрастающая уязвимость обществ по мере их усложнения вызывает необходимость в создании регулирующей системы, которая контролировала бы и координировала действия составляющих частей.

5. В зависимости от степени жесткости и масштабов управления различаются два типа общества – «воинствующие», регулируемые путем принуждения, и «индустриальные», с более низким уровнем контроля и централизации.

Эти в целом конструктивные положения основываются прежде всего на природных явлениях и в должной мере не отражают специфические социальные качества общества. Спорны и не лишены вульгаризации аналогии, приводимые в подтверждение этих положений. Так, правительства сравниваются с мозгом человека; торговля - с кровообращением в организме, а кровяные тельца – с деньгами; промышленность и земледелие – с питанием; транспорт – с сосудистой системой; телеграфные провода с нервной системой живого организма.

Существенным вкладом в науку является теория эволюции Г.Спенсера, охватывающая и социальную сферу. В эволюции он выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка).

С точки зрения Г. Спенсера, в процессе социальной эволюции возрастает значение коллективной деятельности людей и институтов, изменяются многие функции общества - становятся более масштабными, разнообразными и сложными.

Г. Спенсер понимал социальную эволюцию как процесс не только объективный, но и во многом зависящий от субъективной мотивации поведения людей. По его мнению, общество не будет развиваться, если не создаст благоприятные условия для деятельности индивидов. При этом каждый индивид должен оценивать свои действия не только с субъективной точки зрения, исходя из своих желаний и устремлений, но и объективной, оценивая себя как члена общества.

С радикально-либеральных позиций Г. Спенсер отстаивал идеи индивидуальной свободы и свободы конкуренции, всемерного ограничения роли государства в общественной жизни вплоть до отказа бедным в помощи или заботе о воспитании детей. С его точки зрения всякое вмешательство в естественный ход событий, особенно социальное планирование, способное привести к биологическому вырождению, поощрению "худших за счет лучших".

Со временем спенсеровская концепция эволюции как непрерывного поступательного движения модернизировалась с учетом сложности и многообразия общественных процессов, факторов социальной деградации.

Вслед за О.Контом Г. Спенсер уделял значительное внимание проблемам равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Социальное равновесие истолковывалось им как результат приспособительных действий, компромиссов со стороны людей и социальных институтов. Равновесие выступает как сбалансированность во взаимоотношениях людей и фактор стабильности общества.

В работах Г. Спенсера анализируются многочисленные проявления социального равновесия: между эмоциями людей и образом их действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением, между функционированием государственных учреждений и поведением граждан, между обществом и личностью. Со времен О.Конта и Г. Спенсера проблема равновесия в обществе является одной из центральных в западной социологии

Существенное научное и практическое значение имеют взгляды Г. Спенсера по проблемам распада общества как процесса противоположного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествуют его упадок, который вызывается, прежде всего, внутренними причинами, но также и внешними.

Распад общества начинается с прекращения эффективной деятельности государственных институтов – власти, армии, прогрессивных организаций. Становится малоэффективной деятельность промышленников. Ослабевают процессы экономической и политической интеграции, усиливаются центробежные тенденции. Растет беспорядок, а правительство предпринимает непродуманные и даже нелепые действия.

В работе «Принципы социологии» (1898 г.) Г.Спенсер предложил социологический прогноз результатов социалистических преобразований тогдашнего общества. Он признал тяготы и ущербность бытия в условиях капиталистической конкуренции и воздал должное привлекательности идеи всеобщего братства.

Вместе с тем Г.Спенсер полагал, что социализм создаст больше трудностей, чем сможет их разрешить. Подчинение личных интересов общественным и общественная организация труда потребуют принудительной активности государства, роста бюрократии и расширения её властных полномочий. Бюрократия затем консолидируется и превратится в новую аристократию, которую будут вынуждены содержать трудящиеся. Социализм станет только государственным, бюрократическим и никаким иным.

Рассмотренные идеи и суждения Г. Спенсера имеют непреходящее значение для понимания общественных процессов, в том числе и в трансформирующемся российском обществе.

Социологическая теория Спенсера является предшественницей структурно-функционального анализа – одной из наиболее влиятельных школ современной западной социологии. Г. Спенсер первым в социологии применил понятия структуры и функции, системы, института.

Представителями эволюционно-органического направления в социологии Х1Х века были во Франции Р.Вормс, в Германии – А.Шефле, в России – П.Л.Лилиенфельд. Они проводили аналогии между организмом и обществом, не учитывая специфику последнего и несводимость социальных процессов к биологическим.

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 391; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!