Праздники и обряды мусульманского календаря
Название | Время | Описание |
Ашура (Шахсей-Вахсей) | 10 день месяца Мухаррам | Шиитский траурный день, установленный в память мученической смерти сына халифа Али, имама Хусейна (680г.).* Характерно проведение театрализованных траурных процессий, многодневный траур, который заканчивается праздником Ид ал-Газир, установленным в память о состоявшемся якобы признании Мухаммедом своим приемником Али. |
Маулид ан-Наби (День рождения Пророка) | 12 день месяца Раби ал-аввал (Раби I ) | Точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, поэтому по традиции считается, что день его рождения совпадает с днем его смерти. Отмечается как торжественный праздник со специальными богослужениями в мечетях, чтением молитв и раздачей милостыни |
Ал-Исра ва-л-Мирадж (Праздник ночного путешествия и вознесения) | 27 день месяца Раджаб | Установлен в память мистического ночного путешествия Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и вознесения его к престолу Аллаха (Коран, XVII). Сопровождается праздничными богослужениями в мечетях. |
Рамадан (пост) | Месяц Рамадан | Предписанный Кораном (II, 179, 183) дневной пост. Один из пяти столпов ислама. Во время поста днем запрещено есть какую бы то ни было пищу, а также пить. |
Лайлат ал-кадр (ночь предопределения) | 27 день месяца Рамадан | Эта ночь воспринимается как переходный момент, завершающий месяц Рамадан. По преданию в эту ночь по воле Аллаха ангелы и Дух нисходят на землю. В эту ночь подлинник Корана был перенесен на ближайшее к Земле Небо. В ночь предопределения верующим предписывается бодрствовать и молиться |
Ид ал-Фитр (праздник разговения) | 1 день месяца Шаввал | Праздник окончания поста (Малый праздник), который продолжается три дня. Сопровождается торжественным богослужением в мечетях, праздничной трапезой, раздачей милостыни, посещением могил предков. |
аль-Хадж[3] (паломничество в Мекку) | 7-10 дни месяца Зу-л-хиджжа | Хадж- пятый столп ислама. Хадж хотя бы раз в жизни должен совершить любой здоровый и не нуждающийся мусульманин. В 7 день месяца Зу-л-хиджжа паломники переходят в состояние ихрам, совершают обряды умры: таваф и сай. На 8 день месяца Зу-л-хиджжа паломники идут через долины Мина и Муздалифа в долину Арафат и ночуют там. В полдень 9 числа начинается вукуф — стояние у горы Арафат. Утром 10 Зу-л-хиджжа начинается праздник жертвоприношения Ид ал-Адха. |
Ид ал-Адха (праздник жертвоприношения) | 10 день месяца Зу-л-хиджжа | Один из главных праздников ислама, установленный в память о жертвоприношении Ибрахима. Праздник происходит в день завершения хаджа, когда паломники совершают обряд жертвоприношения в долине Мина. Жертву должен принести каждый мусульманин. Сопровождается специальной праздничной молитвой, раздачей милостыни, посещением могил предков. Продолжительность праздника – 3-4 дня. |
АРАВИЙСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО В ДОИСЛАМСКУЮ ЭПОХУ
|
|
|
|
(По Хишаму ибн Мухаммаду ал-Калби)*
Имя божества | Племенная принадлеж ность | Центры культа | Коран | Примечания | ||
Сува‛ Вероятно божество, охраняющее заблудившиеся стада | Хузайл ибн мудрика (группа кочевых племен, обитавших в VII в. в районе Мекки) | Рухат — на пути из Мекки в Медину, селение Йанбу‛в окрестнос тях Медины | LXXI , 20 - 24 | идолы, которым по преданию поклонялся народ Нуха (Ноя) | ||
Вадд Общеаравий ское божество. Вадд - букв. «любовь, дружба». | Калб – племя йеменского происхожде ния, кочевавшее к VII в. между Сирией и Ираком | Думат ал-Джандал — оазис на севере Аравии, соврем. Эль-Джауф. | ||||
Йагус Йагус — букв. «посылающий дождь» | Мазхидж — кочевники, обитавшие в VI в. в Центральной Аравии. Жители Джураша — города и области в Йемене. | |||||
Йа‛ук Йа‛ук — букв. «задерживаю щий, препятствую щий» | Хайван — южноаравий ское племя, ветвь племени хамдан | Селение Хайван «на расстоянии двух ночей пути от Саны в сторону Мекки» | LXXI , 20 - 24
| идолы, которым по преданию поклонялся народ Нуха (Ноя) | ||
Наср Наср — букв. «орел» | Химйариты — жители области Химйар в Южной Аравии | Балха‛— местность в области Саба’ в Южной Аравии | ||||
Манат Общеаравий ское божество судьбы и смерти, по прозвищу Тагийа — «владычица» В Мекке совместно с ал-Лат и ал-‘Уззой почиталась как дочь Аллаха | Особо почиталась йасрибскими (мединскими) родственными племенами ал-Аус и ал-Хазрадж, перекочевав шими в Йасриб из Южной Аравии. | Кудайда — местность на берегу моря между Меккою и Мединою. | LIII, 19 - 23 | В качестве идола богини служила черная каменная глыба, к ее святилищу совершались паломничества, ее имя входило в состав многих теофорных имен. Основная форма почитания — жертво приношения. Святилище в Кудайде было разрушено Али б. Аби Талибом по приказу Мухаммеда в 630-31г. | ||
ал-Лāт Общеаравий ское божество. Традиция возводит имя ал-Лат от корня латта— «растирать, размалывать муку». Известны прозвища: ар-Раба — «Госпожа» и Тагийа — «владычица». | Главное божество племени Сакиф, проживавшего в г. Та’иф. Почиталась курайшитами. В мекканском святилище находился идол ал-Лат. | Около Та’ифа в долине Ваджж находилось святилище, к котрому стекались паломники. | LIII, 19 - 23
| Идолом выступал Четырех угольный белый камень. Святилище разрушил ал-Мугира ибн Шу‛ба по приказу Мухаммеда в 631/32г., после принятия членами племени сакиф ислама. | ||
ал-‘Узза «Могуществен ная». Вероятно, являлась олицетворением планеты Венеры. Отождествля лась с греческой Афродитой. Одна из ипостасей общесемитского божества ‘Астар. | Одно из главных божеств курайшитов. ал-‘Узза особо почиталась также обитавшим в Неджде племенем Гани и полукочевым племенем Бахила, обитавшим в Йемаме. | Основной центр поклонения — долина Хурад около Мекки. | Имя богини входило в состав многих теофорных имен. Святилище в долине Хурад находилось на «заповедной территории», имело три священных акации, священный камень, здание. К святилищу совершались паломничества, здесь приносились жертвы и запрашивали оракул у божества. Святилище было разрушено Халидом ибн ал-Валидом по приказу Мухаммеда после взятия Мекки. | |||
Хубал Древнее аравийское божество грома и дождя, покровитель культа предков. Супруг трех богинь — Манат, ал-Лāт, ал-‘Уззы. | Главное божество курайшитов и города Мекки. | Центром культа являлась Мекка. Хубал в доислам ские времена почитался как главное божество Ка‘бы. | В Мекке существовали идолы Хубала в виде сердоликовой статуэтки с золотой рукой, которая находилась внутри Ка‘бы и бесформенного камня. У статуи Хубала арабы гадали на стрелах. После взятия Мекки идол Хубала был уничтожен. | |||
Исаф и На’ила | Два каменных идола — объекты поклонения курайшитов. Источники фиксируют поклонение этим идолам паломников южноаравий ского племени Ал-аш‛ар, вероятно культ имел общеаравий ское значение. | Находились в Мекке возле Ка‘бы. Между ними располагал ся источник Замзам. | Для культа характерно принесение в жертву овец и верблюдов. Согласно мусульманской традиции, именами этих идолов клялись курайшиты, заключая союз против бану Хашим. | |||
Руда Древнее аравийское божество, богиня Земли и плодородия. Один из эпитетов — «Госпожа смерти», что связано с почитанием ее как богини подземного царства. Одна из ипостасей общесемитского божества ‘Астар. | Культ был распространен среди племен Северной и Центральной Аравии. Хишам ибн Мухаммад ал-Калби указывает, что святилище Руды принадлежало племени Раби‛а ибн ка‛б ибн са‛д ибн зайд манат. | Один из центров культа — оазис Думат, где находилась статуя богини. | Являлась верховным божеством в пантеоне самудских арабов. Святилище, по сообщению ал-Калби, разрушено ал-Мустаугиром — поэтом из племени тамим, после принятия им ислама. | |||
Манаф «Высокий». Древнее аравийское божество, культ которого, вероятно, носил астральный характер. | Идол, которому поклонялись курайшиты. Вероятно, культ был распространен по всей Северной и Центральной Аравии. | Мекка | Имя идола входило в состав теофорных арабских имен, напр. ‛Абд Манаф. | |||
Зу-л-Халаса ал-Калби называет Зу-л-Халаса джином. Возможно это древнее божество войны. | Почитался племенами Центральной Аравии: бану мулайх из племени Хуза‘а, Хас‛ам, Баджила, Хавазин и др. | Главными местами культа являлись города Мекка и Табал — город в Тихаме, что находился на расстоянии 7-ми дней пути от Мекки в Йемен. | В городе Табал находилось святилище Зу-л-Халаса, где путем гадания по стрелам давались оракулы. В качестве идола божества выступал белый, украшенный узорами камень, который венчала высеченная корона. Здесь же находилось еще одно воплощение Зу-л-Халаса — статуя лучника. Святилище было разрушено Джариром ибн ‛Абдаллахом по приказу Мухаммеда, на этом месте построена мечеть, где идол божества служит порогом. | |||
Са‛д «Счастье, благополучие». | «Малик и Милкан, потомки Кинаны» | Джудда — совр. Джидда — порт в Саудовской Аравии на берегу Красного моря. | В качестве идола выступал длинный камень на котором приносились кровавые жертвы. | |||
Зу-л-Каффайн «Двурукий» | Племя Даус. | Сожжен по приказу Мухаммеда ат-Туфайлом ибн ‛Амром ад-Дауси, после принятия его племенем ислама. | ||||
Зу-ш-Шара Божество набатейского пантеона, поклонение которому было воспринято некоторыми арабскими племенами | Племя ал-Азд. | |||||
Укайсир «самый короткий» | Племена: Куда‛а, Лахм, Джузам, ‛Амила, Гатафан | «Земли на границе с Сирией». | В доисламских поэтических текстах упомянуты «камни Укайсира», «место где сбривают волосы», «покровы ал-Укайсира», а также обряд восхвалений и славословий, совершаемый «вокруг Укайсира». | |||
Нухм | Музайна — племя, обитавшее к юго-востоку от Медины. | Культ включал в себя жертво приношения животных. Идол был разбит хранителем, после того как он «услышал» о пророке. | ||||
Су‛айр | ‛Аназа — племя, обитавшее к югу от Таифа. | Около идола совершались жертво приношения и, вероятно, функциониро вал оракул. | ||||
‛Умйанис | Хаулан — южноаравий ское племя, обитавшее между Саной и Марибом. | VI, 137. | Идолу посвящали долю скота и урожая. По утверждению ал-Калби приношения идолу арабы делили между ним и Аллахом. | |||
ал-Фалс | Таййи’ | В качестве идола служил красный выступ горы Аджа’, «похожий на изображение человека». Идолу приносили в жертву животных. Территория вокруг святилища обладала правом убежища. Святилище было разрушено Али б. Аби Талибом по приказу Мухаммеда. |
Учебно-методическое пособие по спецкурсу
«Проблемы истории раннего ислама»
для студентов 6 курса заочной формы обучения специальности 7.030301 «история» образовательно-квалификационного уровня «специалист» профессионального направления подготовки 0303 История
Автор-составитель: Спивак Игорь Александрович
Редактор: Н.А. Василенко
Подписано к печати 18. 03. 2009. Формат 60х84/16. Бумага тип. ОП
Объем 2 п.л. Тираж 50 Заказ
95007, Симферополь, пр. Академика Вернадского, 4.
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского
* По итогам самостоятельной работы студентами могут быть выполнены рефераты и подготовлены сообщения для обсуждения в группе.
[1] Климишин И. А. Календарь и хронология.— М.: Наука, 1985.— С.182-183.
[2] Климишин И.А. Календарь и хронология. — М.: Наука, 1985. — С.191.
*Ввпервые открыто Ашура была отмечена в Багдаде в 963г.
[3] Кроме традиционного хаджа, шииты совершают паломничества к могилам своих имамов и мучеников: к усыпальнице Али в Неджефе, к гробнице Хусейна в Кербеле, к могиле имама Резы в Мешхеде, к склепу «скрытого имама» в Самарре.
* При составлении таблицы использованы Примечания В.В. Полосинак «Книге идолов» Хишама ибн Мухаммада ал-Калби: Ибн Мухаммад ал-Калби Хишам Книга об идолах. / Перевод с арабского, предисловие и примечания В. В. Полосина.— М.: Наука, 1984.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!