Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 101 страница



 

Впрочем, типичных примеров таких неосуществленных стремлений во­ все нельзя найти. Как мы уже говорили выше, в душевной жизни не бывает одиночных мимолетных стремлений, стоящих особняком от других душев­ ных процессов1. Всякое стремление или непосредственно, или как член целого ряда стремлений, относящихся друг к другу, как средства к целям, заканчива­ ется волевым актом. Следовательно, было бы несправедливо выхватить из та­ кого органического целого одно какое-либо стремление и, рассматривая его отдельно, приводить его как пример психического состояния, не заключаю­ щего в себе всех элементов волевого акта и тем не менее сознаваемого, как «мое» состояние. Поэтому наше предложение относительно исключительно­ го положения неосуществленных стремлений нужно формулировать следу­ ющим образом: хотя всякое стремление прямо или косвенно приводит к воле­ вому акту, однако некоторые стремления, особенно относящиеся к числу конечных целей2, осуществляются не вполне и тем не менее целиком чувствуются как мои, и это-то именно обстоятельство наводит на мысль, что стремления зани­ мают в душевной жизни исключительное положение, что они, даже и вовсе не осу­ ществившись, могутсознаваться, как мои, и что, может быть, именно «мои » стрем­ ления разливают эту окраску на другие психические состояния.

 

Надобно заметить еще, что существует целый класс стремлений, чув­ ствуемых нередко, как вполне самостоятельное целое, как относительно законченный, обособленный от других психических явлений процесс: та­ ковы многие опознанные стремления. И на самом деле с точки зрения во­ люнтаризма они имеют право на такое положение, потому что стремление, поскольку оно опознано, заключает в себе нередко полный волевой акт:опознание стремления есть одно из вспомогательных средств для осуще­ ствления стремления, и совершается очень часто по типу неопознанных внутренних волевых актов.

 

Кроме того, бывают еще психические состояния, на первый взгляд отно­ сящиеся к числу стремлений, а на самом деле принадлежащие к разряду эмо­ ций и заключающие в себе, как все эмоции, зачастую множество внутренних и внешних волевых актов; таково, например, состояние человека, слишком поздно приехавшего на вокзал и торопливо, взволнованно бегущего по плат­ форме к поезду. Об этих состояниях мы будем говорить в главе об эмоциях.


 

1

 

2


 

См. выше II. I.

 

См. П. 2.


 

276


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

Мы рассмотрели различные возражения, основанные на недоразуме­ ниях, и указали способ для устранения других подобных возражений, имен­ но обособления, «моих» и «данных» элементов в каждом психическом со­ стоянии. Опираясь на такой анализ, мы можем без опасения встретить опровергающие факты признать установленными на основании метода единственного совпадения следующие обобщения.

 

Всякое психическое состояние, поскольку оно чувствуется как мое у заключает в себе все элементы волевого акта, мое стремле­ ние, чувствование моей активности и перемену, связанную с чув­ ствованием удовлетворения или неудовлетворения; такое со­ стояние кажется мне произведенным мною.

Только стремления могут сознаваться как мои даже и в том слу­

 

чае, когда они не сопровождаются относительными элемента­ ми волевого акта.

 

ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛЮНТАРИЗМА

 

Если исходным пунктом «моего» психического процесса необходимо служит «мое» стремление, то мы имеем право утверждать что «мое» стрем­ ление есть причина (вернее, конечно, часть причины) такого процесса. По­ этому мы можем выразить первое из установленных обобщений в следую­ щей форме: все сознательные процессы, поскольку мы относим их на основании непосредственного чувства к своему Я, заключают в себе все элементы волевого акта и причиняются «моими» стремлениями. Мыможем теперь также определить волюнтаризм как направление в психо­ логии, исходящее из этого обобщения.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!