Благодаря австрийскому композитору Францу Шуберту песня перестала быть несерьёзным жанром и приобрела значительное место в музыке, наряду с симфонией или сонатой.



Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка»(1)

Сегодня на уроке мы продолжим постигать секреты музыки, но уже через содружество музыки с изобразительным искусством.

Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

 

Художник Виктор Борисов-Мусатов (1870-1905) прожил он очень короткую жизнь, но оставил миру после себя 77 картин.

Этот мастер поражал своей живописной пластикой – своими линиями, цветом и характером движений кисти он мог выразить тончайшие изменения состояний, настроений человека. Своим творчеством он старался приблизить живопись к музыке. Для названий своих картин он использовал музыкальные термины: мотив, гармония, песнь. Именно отсюда и появились такие музыкальные названия его работ, как: «Гармония», «Осенняя песнь», «Осенний мотив», «Мотив без слов» и «Реквием». Создавая картины по музыкальным законам и принципам, художнику удается добиться эмоционального соответствия. Даже те картины, которые на первый взгляд не имеют отношения к музыке, хочется озвучить лирической музыкой, а также увидеть и прочувствовать все настроение, выраженное в них художником. К таким работам можно отнести следующие: «Весна», «Весенний этюд», «Цветущие вишни», «Дама в кресле», «Водоем»

Художник оставил в своём дневнике такую запись: "Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски... Я импровизирую... Мечты мои всегда впереди... Они мне создают целые симфонии... Мои помыслы – краски, мои краски – напевы..."

У слова «мотив» есть несколько значений. Это и простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из нескольких звуков с одним логическим акцентом, и просто напев или мелодия.

Картины Борисова-Мусатова передают ощущение покоя и тишины, уравновешенности и спокойствия. При этом, кажется, что они не статичны, как живопись, а имеют какое-то движение, наполненность, свойственные музыке.

Обратимся к пейзажу, созданному поэтом Константином Бальмонтом и композитором Сергеем Рахманиновым.

 

Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «Островок».

Островок (К. Бальмонт)

Из моря смотрит островок,

Его зеленые уклоны,

Украсил трав густых венок,

Фиалки, анемоны.

 

Над ним сплетаются листы,

Вокруг него чуть плещут волны,

Деревья грустны, как мечты,

Как статуи безмолвны.

 

 

Здесь еле дышит ветерок,

Сюда гроза не долетает,

И безымянный островок

Все дремлет, засыпает.

 

Спокойствия и умиротворения полно их общее творение – романс «Островок». К нему можно применить термин: «музыкальный пейзаж», «музыкальная живопись». Благодаря музыке, мы живо представляем и зелёные уклоны островка, и венок густых трав, цветы, плеск волн и ветерок.

СЛУШАНИЕ: Романс «Островок»

 

Что можно отметить, прослушав данный романс?

В первых 2 четверостишиях сохраняется мелодия, изменяется лишь фортепианный аккомпанемент. И лишь во втором куплете появляются отголоски. Композитор создает ощущение неподвижного воздуха. Художественный смысл произведения видится в любовании красотой природы, эмоциональном состоянии, которое вызывает желание человека побыть наедине с природой, с сами собой, со своими чувствами. Так, М. Горький, сказал о музыке Рахманинова: «Как хорошо он слышит тишину».

Пейзажем называют жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.

 

Ещё один романс Рахманинова «Вешние воды» на стихи Фёдора Тютчева рисует нам совсем другую картину: торжественную, праздничную, взволнованную, динамичную.

СЛУШАНИЕ: Романс «Весенние воды», стихи Ф. Тютчева.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и плещут и гласят...

 

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

 

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней

 

«Островок» и «Вешние воды» два совершенно разных пейзажа созданных одним и тем же композитором. Рахманинов выбрал различные средства выразительности, что больше всего заметно в аккомпанементе.

 

В «Островке» мы слышим ровное и плавное движение вокальной партии и скупое фортепианное сопровождение.

 

В романсе «Вешние воды» аккомпанемент, наоборот, очень активный: пассажи с призывными интонациями.

 

Не только вокальная музыка Сергея Рахманинова живописна. Передать картинные образы ему удаётся и в инструментальной музыке. Пример –прелюдия соль-диез минор. К этой музыке как нельзя лучше подходят пушкинские строки:

 

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

 

В музыке мы слышим имитацию колокольного звучание, и будто видим русские зимние просторы и приближающуюся тройку лошадей.

 

СЛУШАНИЕ: Прелюдия

 

 

Также большое значение аккомпанементу в вокальной музыке придавал Франц Шуберт.

Музыка этого композитора-романтика очень изобразительна.

Хорошо известна его баллада «Лесной царь», где он с помощью аккомпанемента имитировал цокот лошадиных копыт. А в песне «Шарманка» изобразил заунывное звучание этого инструмента.

Благодаря австрийскому композитору Францу Шуберту песня перестала быть несерьёзным жанром и приобрела значительное место в музыке, наряду с симфонией или сонатой.

Одна из самых известных песен Шуберта «Форель». Она стала настолько популярной, что композитор впоследствии сочинил квинтет, который стал называться «Фореллен-квинтет».


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 311; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!