Первичная проверка понимания, закрепление.

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие, проверка уровня готовности к уроку.

Актуализация знаний. Проверка д.з.

Музыкальная викторина (7 В- 17.12)

Опрос: 1.Звучит Концерт А.Хачатуряна.1 часть

Назвать произведение, что такое концерт? Из каких частей состоит? Какая часть звучала? Какой инструмент солирует? Что выразил композитор в музыке концерта? (любовь к Армении, любование ее цветущей природой, в основе концерта песенные народные интонации)

Концерт (ит. Concerto- согласие от лат.– concerto– соревнуюсь) называют: 1.Публичное исполнение музыкальных произведений;2. Муз.произведение, основанное на сопоставлении, состязании солирующего инструмента (реже нескольких) и всего оркестра. Жанр концерт складывался с середины 16 века. Вивальди ввел трехчастную форму концерта- 1-быстро-2-медленно-3- финал-быстро, блестящий , жизнерадостный.

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы и цели урока.

Сегодня продолжим знакомиться с жанром «концерт» и обратимся к музыке композитора 20 в. А.Г.Шнитке. XX столетие особенно было полно катастрофическими социальными потрясениями, и в то же время это век реорганизации человеческого сознания в связи с многочисленными открытиями в области науки и техники .Все эти события привели к изменению мироощущения, которое проявилось, прежде всего, в утере былого гармоничного взгляда на мир. Это отразилось и в искусстве. Сочиняя музыку современную, А.Шнитке обращается и к старинным музыкальным жанрам, размышляя о жизни и путешествуя по времени, пытается ответить на сложные вопросы жизни. Сегодня мы узнаем о двух его известных произведениях-«Concerto grosso», «Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано».

Работа над темой урока.

ШНИТКЕ АЛЬФРЕД ГАРРИЕВИЧ (1934–1998), русский композитор. Родился в Энгельсе (АССР Немцев Поволжья, ныне Саратовская область)

24 ноября 1934; отец – переводчик с немецкого языка, мать – учительница немецкого языка.

 

В 1961 окончил Московскую консерваторию по классу композиции;

в 1961–1972 преподавал там же на кафедре инструментовки. Среди произведений Шнитке – оперы, балеты, симфонии, камерная и хоровая музыка.

Композитор много работал в театре и особенно в кино, создав музыку к нескольким десяткам игровых, документальных и мультипликационных фильмов известных режиссеров. С начала 1990-х годов постоянно жил и работал в Германии (семья композитора имеет немецкие корни), являлся членом-корреспондентом ряда зарубежных академий искусств, лауреатом множества зарубежных премий, а также Государственной премии РСФСР (1986).

Умер Шнитке в Гамбурге 3 августа 1998.

После кончины композитора его именем было названо музыкальное учебное заведение в Москве (Академия музыки имени Шнитке; ранее – Музыкальное училище имени Октябрьской революции),а так же его имя носит Московский музыкально педагогический институт и Саратовская филармония. При Саратовской консерватории основан Шнитке - центр

 

Альфред Шнитке (1934 – 1998) жил в этом противоречивом мире, и, когда хотел передать идею взаимоотношения мира и человека (человек – волевой, целеустремлённый, мир – злобный, враждебный. Для музыки Шнитке характерна полистилистика - намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений – сплав классических музыкальных традиций и новых музыкальных вкусов– интересных ритмов, гармоний, мелодий…“

Композитор хочет изобразить исповедь человека нового времени, который вобрал в себя опыт столетий, человек – часть мира и человеческой культуры, их нельзя отделить друг от друга, они едины, хотя и противоречат друг другу” и обращается к жанру концерта – а точнее- к старинной его форме Concerto grossо (XVII – XVIII век). В переводе с итальянского- это означает большой концерт.

«Концерт имеет старинное название «Concerto grosso», — говорил А. Шнитке, — Я хотел этим подчеркнуть, что тип взаимоотношений между солистами и оркестром здесь не такой, как в классическом или романтическом концерте, где отношения солиста и оркестра построены на контрастах, иногда даже на конфликте, на драматизме, а что здесь тип отношений несколько иной, как в старинном инструментальном концерте Баха, Вивальди и Корелли, где солист и оркестр — и даже группа солистов — исполняют один и тот же тематический материал, не вступая в конфликтно-контрастные отношения с оркестром, и вместе с тем их партии не столь виртуозны и не так довлеют над оркестром, а являются партиями солирующими (в общем контексте), но все же подчиненными какому-то высшему порядку, высшим взаимоотношениям между оркестром и солистами» .Посвятил концерт композитор своим друзьям- и первым исполнителям этой музыки скрипачам Гидону Кремеру и Татьяне Гринденко.

Звучит «Рондо» из «Кончерто гроссо»

Что можно сказать об этой музыке? Какая она? Необычная,интересная.

В «Concerto grosso» использованы темы, отличающиеся интонационной общностью, из четырех различных кинофильмов.

Это фильмы: «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» — первая, вступительная тема концерта, медленная, напоминающая детскую грустную песенку;

«Восхождение» Л. Шепитько — тема финального рондо, в основном музыка 3-й части («Речитатива»);

«Агония» Э. Климова — танго, которое является одним из эпизодов рондо; мультфильм «Бабочка» А. Хржановского — тема в конце каденции для двух солистов и также в кульминационном моменте рондо.

 

Итак, в рондо — темы из трех фильмов. Волевой, целеустремленной начальной теме композитор противопоставляет тему другого мира — злобного, враждебного. «Наплывы», искажающие звучание чистых тембров скрипки, воспринимаются слушателями как вторжение сил, противостоящих активности главной темы.

• Какие чувства испытывает «герой» концерта? Здесь и страстность, взволнованность, энергия, драматизм, звучит трагический минор, и страстное танго, вновь напряженность и вдруг — свет, а в заключение — некая колокольность.

Также у Шнитке есть известное произведение – «Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано».

Как и концерт, сюита является циклической формой в музыке. Также сонаты и симфонии тоже являются циклич. формами.

С какой циклической музыкой уже встречались на уроке? Вокальный цикл Ф.Шуберта.

Циклические формы в музыке — музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла. Так, в концерте 3 части. В сюите- это может быть несколько разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла.

Такие формы существуют и в изобразительном искусстве. Художники тоже пытались выразить противостояние мира и человека, но только в цвете. В современном мире многие люди увлекаются созданием коллажей. А вы знаете, что это такое? Учащиеся отвечают, предполагая, что коллаж – картина, созданная из разных частей, объединённых общей идеей.

Сюита в старинном стиле- 5 частей: Пастораль, Балет, Менуэт, Фуга и Пантомима.

Сюита была создана в 1971 г. на основе музыки к кинофильмам «Похождения зубного врача» и «Спорт, спорт, спорт» (режиссер Э. Климов). Пять очаровательных пьес, написанных остроумно, тонко, с большим вкусом, представляют собой искусную стилизацию музыки XVIII в.

Сюита создавалась автором по просьбе скрипача М. Лубоцкого с педагогической целью, но благодаря художественным достоинствам быстро завоевала популярность у концертирующих музыкантов и часто исполнялась на эстраде, в том числе и знаменитым Владимиром Спиваковым. Сюиту переложили для других составов: для альта с оркестром, для трубы с фортепиано... Большой талант композитора позволил приблизить слушателей и исполнителей к восприятию старинной музыки;

прекрасны запоминающиеся мелодии-темы, ритмоформулы, которые сочинил Шнитке «в старинном духе»;

тонко и со вкусом воспроизведены особенности жанров и форм музыки прошлого;

слушателям предлагается «пережить» ощущение возвышающего благородства от общения с музыкой в классическом стиле.

Задание - послушать одну из частей Сюиты А.Шнитке.

Вокальная работа . Ребята, перейдем ко второй части урока и повторим песню « Где музыка берет начало»

Первичная проверка понимания, закрепление.

Чем понравилась музыка А.Шнитке? Что для нее характерно?

Сочетание старинной и современной музыки. Она очень узнаваема по особому стилю композитора.

Музыка Шнитке рождена беспокойным потоком современной жизни. Главные темы его произведений: «Художник и мир», «Музыка и духовность», «Настоящее и прошлое», «Логика и интуиция», «Высокое и низкое». Его музыка учит нас широте взглядов на мир. Она, как живой организм, одинаково чуткий к настроениям сегодняшнего дня и к знакам прошлого. Шнитке говорил, что ему интересна идея путешествия по времени. Для него не существовало своего и чужого, старого и нового. И потому обращение к музыке этого композитора расширяет наши представления о единстве мира и человеческой культуры.

Привлечение музыкальных цитат, полистилистика (намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений), свойственные Шнитке, — это мгновенный контакт с прошлым, заимствование памяти и культурного опыта ушедших поколений. Привлечение в музыкальном произведении различных стилей расширяет наши представления о единстве мира и человеческой культуры.

Что такое «кончерто гроссо»? Сюита? Как называются по-другому эти жанры? Циклическая музыка.

6.Итог урока. Рефлексия.

Что было сложным? Непонятным на уроке?

7. Домашнее задание. Найти интересные факты из жизненного или творческого пути А. Шнитке. Выучить песню Е. Крылатова, Ю. Энтина « Где музыка берет начало».

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!