Палеолитическая скульптура. Палеолитические Венеры. Мегалиты.



Палеолитические Венеры это обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но некоторые статуэтки были найдены на Дальнем Востоке (Иркутская область) и в Сибири, что расширяет ареал находок на большую часть Евразии, от Пиренеев до озера Байкал. Большинство находок относится к граветской культуре, но есть и более ранние, относящиеся к ориньякской культуре и более поздние относящиеся уже к мадленской культуре.

Мегалиты (от греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединенных без применения цемента или известкового раствора. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений подпадает достаточно расплывчатая группа строений. В частности, мегалитами называют обтесанные камни больших размеров, в том числе и не используемые для сооружения погребений и памятников.

Типы мегалитических сооружений:

· менгир — одиночный вертикально стоящий камень до 20 м высотой.

· кромлех — группа менгиров, образующая круг или полукруг.

· дольмен — сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней (похоже на ворота).

Тема 3. Искусство Древнего Востока (Передняя Азия и Египет)

План:

1. Шумеро-Аккадское искусство. Искусство Старовавилонского царства. Ассирии. Нововавилонского периода.

2. Искусство Египта.

 

Литература

1. Афанасьев В., Луконин В., Померанцев И. Искусство древнего Востока. М., 1976.

2. Всемирная галерея. Древний Восток. С-Пб., 1994. (Литература Древнего Египта, Вавилонский эпос).

3. Кинг Х. А. Древнеегипетский храм. М., 1979.

4. Культура Древнего Египта. Сб. статей. М., 1976.

5. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 1980.

6. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

7. Померанцев И. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985.

8. Рак И. В. Мифы Древнего Египта. С-Пб., 1993.

9. Флиттнер Н. Д. Искусство и культура народов Двуречья и соседних стран. М., 1958.

10. Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М., 1979.

 

Шумеро-Аккадское искусство.

Шуме́р — цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья в IV—III тысячелетиях до н. э.. Считается первой цивилизацией на Земле. В целом раннюю культуру Двуречья исследователи обозначают как Шумеро-Аккадскую. Двойное название связано с тем, что шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность, но этнически не отличались.

От этой цивилизации до наших дней сохранилась древнейшая система письма: на мягкую глину нажимали утлом прямоугольной палочки, и линии на табличках имели характерный вид клиновидных углублений. В целом вся надпись представляла собой массу клинообразных черточек и поэтому шумерскую письменность принято называть клинописью. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине IV тыс. до н. э. Это древнейшие в мире письменные памятники.

Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии, других государствах. В середине II тыс. до н. э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине I тыс. до н. э. клинопись становится алфавитным письмом.

От вавилонского жреца Бероса мы знаем, что вавилоняне делили историю своей страны на два периода — «до потопа» и «после потопа». Ссылаясь на шумерских жрецов, Берос перечисляет десять царей, которые правили до потопа, и указывает общий срок их правления — 432 тыс. лет.

Важнейшим памятником шумерской литературы был цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который, как следует из династических списков, правил в XXVIII в. до н. э. В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун.

Наследницей Шумеро-Аккадской цивилизации была Вавилония . Центром ее был город Вавилон (Бабили означает «Ворота бога»), цари которого во II тыс. до н. э. смогли объединить под своим главенством все области Шумера и Аккада. Расцвет Старовавилонского царства пришелся на время правления шестого царя I Вавилонской династии — Хаммурапи.

При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт и нравы жителей Старовавилонского царства.

Важным новшеством в религиозной жизни Месопотамии II тыс. до н. э. стало постепенное выдвижение среди всех шумеро-вавилонских богов городского бога Вавилона — Мардука. Он почти повсеместно почитался как царь богов. Храмы были важнейшими культурными и хозяйственными центрами в городах Месопотамии. Им принадлежали земли, на которых трудились тысячи крестьян-общинников, множество храмовых рабов. Они вели торговлю с ближними и дальними странами, занимались операциями с недвижимостью; при них находились мастерские, архивы, библиотеки и школы.

Классической формой месопотамских храмов была высокая ступенчатая башня — зиккурат, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от четырех до семи. Зиккураты были раскрашены, причем нижние уступы делались более темными, чем верхние; террасы были, как правило, озеленены. Самым известным в истории зиккура-том можно считать храм бога Мардука в Вавилоне — знаменитую Вавилонскую башню, о строительстве которой как о Вавилонском столпотворении говорится в Библии.

В главном внутреннем зале храма помещали статую бога, изготовленную, как правило, из ценных пород дерева и покрытую пластинками из золота и слоновой кости; статую одевали в пышные одежды и венчали короной.

В целом архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас значительно меньше, чем, например, египетского. Это вполне объяснимо: в отличие от Египта территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич, просто высушенный на солнце. Такой кирпич был очень недолговечным — кирпичные постройки почти не сохранились. Кроме того, непрочный и тяжелый материал существенно ограничивал возможности строителей, диктуя сам стиль зданий Месопотамии, которые отличались тяжеловесностью, простыми прямоугольными формами, массивными стенами.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей — чаще всего льва или быка. Замечательны также мраморные статуэтки из Тель-Асмара, изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерной особенностью этих статуэток была более тонкая по сравнению со статуэтками из Египта проработка, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность.

Искусство Египта

В IV тысячелетии до нашей эры в результате объединения на территории Египта образовалось два больших политических объединения: Верхний Египет в южной части страны и Нижний Египет, расположенный в Дельте.

Объединение страны произошло в 3 тыс. до н.э. основателем I династии Менесом (Мени, Мену). Правитель Египта носил титул царя Верхнего и Нижнего Египта. Одним из символов его власти была двойная корона - пшент - которая возникла как результат соединения белой короны Верхнего Египта с красной короной Нижнего Египта.

Согласно Манефону (жрец 3 века до н.э., написал для греков историю Египта) – 30 династий Египта.

1. Раннее царство (3000 - 2800) - 1 и 2 династии.

2. Древнее царство (2800-2200) – 3-4 династии.

3. Среднее царство (2040-середина 18 века до н.э.) 11-12 династии.

4. Новое царство (1600-середина 11 века до н.э.) 18-20 династии.

5. Позднее царство (11-6 вв. до н.э.) 21-30 династии (иноземные).

С додинастического периода существовали погребальные сооружения – мастабы (в виде трапеции). В мастабе обязательно имелась стела, похожая на дверь. На ней писали имя и звание усопшего, чтобы через эту дверь входил и выходил его дух Ка, собирал жертвоприношения, которые лежали на каменной плите перед стелой.

Первой пирамидой в Древнем Египте стала шестиступенчатая пирамида Джосера (4 династия) (размерами 125 на 115 м и высотой приблизительно 61 м.). Навершия египетских пирамид, вероятно, символизировали фетиш Бен-Бен. Бен-бен (ментхир), в египетской мифологии в описаниях созидания мира выступает как изначальный холм над безграничным водным пространством. Священный камень Бен-Бен в Гелиополе был фетишем Бену – ба Ра в виде цапли (он появился на возвышавшимся среди первобытного хаоса камне Бен-Бен и это знаменовало начало акта творения) и Ра. Первые изображения были сделаны в виде конуса, в более позднюю эпоху Бен-Бен стали изображать как пирамиду.

Самая высокая из них - пирамида фараона Хуфу, более известная, как пирамида Хеопса, как называли его греки. Строительство пирамиды Хеопса связано с именем зодчего Хемиуна, племянника фараона. Ее высота - 146,6 метра. Пирамида Хеопса сложена из 2 млн. 300 тысяч известняковых блоков, каждый из которых весит 2,5 тонны. Согласно описанию греческого историка Геродота в строительстве пирамиды участвовало более 100 000 человек. Пирамиду Хеопса возводили двадцать лет, и еще десять лет ушло на строительство дороги для перевозки известняка из каменоломни на востоке от Нила.

Две другие египетские пирамиды фараонов: Хафра (Хефрена) – 143 метра и Менкаура (Микерина) – 66 метров имеют конструкцию, аналогичную пирамиде Хеопса.

В композицию группы египетских пирамид хорошо вписывался огромный сфинкс фараона Хефрена, возведенный возле его храма.

Хотя на протяжении более трех тысячелетий египетское искусство и претерпит некоторые изменения, основной установленный в нем канон останется незыблемым. Для изобразительного и монументального искусства всей истории Древнего Египта всегда было присуще:

1. сугубо плоскостное изображение фигур,

2. каноническая условность в передаче туловища и ног, разворота плеч:плечи – в фас, ноги и голова – в профиль.

3.. геометрическая декоративность с симметричным распределением узора.

4. строгая линейность композиции – горизонтальными полосами.

С развитием строительства и усилением власти гробницы и усыпальницы стали строить еще более сложными по планировке. В них увеличивалось количество помещений, стены покрывались не только рельефами и надписями-заклинаниями, но и росписями, где изображались сцены земной и загробной жизни. Это не могло не сказаться на характере изобразительного искусства, связанного с заупокойным культом. Прежде всего развивается портрет, в котором стремились достигнуть большей выразительности. Связь искусства с заупокойным культом делает важным то, чтобы изображаемый объект был показан как можно полнее и подробнее, так, чтобы никакая из важных деталей не пропала; тогда такая же полнота будет предоставлена душе умершего в загробном мире.

Сначала только фараон и вельможи, а потом и другие люди уже при жизни заказывали свои скульптурные изображения. Они не обязательно должны были быть в человеческий рост: можно было иметь изображение только головы или небольшую скульптурку — до 12 см. Заказывались и складывались в гробницы и изображения самых близких умершему людей. Такие фигурки — ушебти — должны были сопровождать человека в его загробной жизни. В захоронениях часто находят семейные портреты.

В скульптуре можно выделить два иконографических канона:

1. Стоящая фигура с выдвинутой вперед левой нагой,

2. фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу (статуя Рахотепа и супруги Нофрет).

Наиболее серьезное изменение скульптурного канона связано с именем царя-реформатора Эхнатона. Его религиозные реформы совершили в искусстве настоящий переворот, по силе превосходящий новаторство в архитектуре. Традиционно в Древнем Египте изображения богов совпадали с образом правящего фараона. Поэтому изображение царя всегда идеализировалось. Скульптура при Эхнатоне приобретает невиданный реализм: так скульптурные изображения самого Эхнатона иллюстрируют физическое несовершенство его тела.

 

Тема 4. Место античного искусства в европейской художественной традиции.

План:

1. Искусство доклассического периода. Искусство Минойской и микенской цивилизаций. Гомеровский период. Искусство архаики.

2. Искусство классического периода. Эпоха расцвета. Эпоха кризиса полиса.

3. Искусство эллинизма.

4. Художественная культура древнего Рима.

 

Литература:

1. Виппер Б. Г. Искусство Древней Греции. М., 1972.

2. Вощинина А. И. Античное искусство. М., 1962.

3. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М., 1991.

4. Колпинский Ю. Д. Искусство Древней Греции. М., 1961.

5. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

6. Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. М., 1975.

7. Тронский И. М. История античной литературы. М., 1988.

Периодизация истории античного искусства:

1. Доклассический период (III—1-й половины I тыс. до н. э.): а) период древнейших цивилизаций (III—II тыс. до н. э.), б) гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.) и в) архаический период (VIII—VI вв. до н. э.)

К древнейшим цивилизациям на территории Греции относятся Минойская и Микенская (Ахейская) культуры.

Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. Этот идеал закрепляется в понятии калокагатия. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры — обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.

Появлению круглой трехмерной скульптуры предшествовал Ксоан — архаичное культовое изображение, статуя, идол, вырезанный из дерева. Первоначально — простой деревянный столб, воплощавший божество, по мере развития — грубо вырезанные статуи богов из различного материала, в которых намечены лишь важнейшие, основные формы и пропорции человеческого тела.

Более поздние попытки придать скульптуре жизненность связаны с появлением улыбки. (скульптура «Мосхофор»).

Ордеры архитектурные:

А — дорический (утолщение - энтасис); Б — ионический (с волютами);

В — коринфский; 1 — карниз; 2 — фриз; 3 — архитрав; 1,2, 3 – антаблемент

4 — капитель; 5 — ствол колонны  6 — база

К VI в. оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры — храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов, которым посвящены храмы.

Типы греческих храмов:

1 – мегарон - храм в антах (гомеровский период), 2 – простиль (с 8 века), 3 - амфипростиль, 4 – периптер (дорический), 5 – диптер (ионический), 6 - псевдодиптер, 7 - толос.

Устройство храма:

1. целла – внутреннее помещение храма.

2. в целле в наосе стоит главная статуя.

3. опистодом – казна полиса.

Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около 700 г. до н. э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 г. до н. э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурные вазы с изображением сцен обыденной жизни людей.

Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей столь значительную роль в развитии мировой цивилизации.

2. Классический период (480—323 до н. э.) подразделяется на эпоху расцвета (V в. до н. э.) и эпоху кризиса полиса (IV в. до н. э.)

В это время достигает расцвета реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора, который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали, и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов богов и людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н. э.: Фидия (середина V в. до н. э.) — статуи «Афина-воительница», «Афина- Парфенов» для Парфенона в Афинах, «Зевс» — для храма в Олимпии; Мирона (V в. до н. э.) — знаменитый «Дискобол»; Поликлета (2-я пол. V в. до н. э.) — статуя «Гера», выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Копьеносец», «Раненая амазонка».

Особо стоит отметить, что главным эстетическим принципом всего античного искусства стал мимесис – подражание действительности. То произведение искусства было ценнее и вызывало больший восторг, которое наиболее реалистично копировало предметы окружающего мира. Поэтому о мастерах, достигших определенных успехов в подражании действительности ходили настоящие легенды: так, по преданию, птицы слетелись на виноград, нарисованный Зевксисом, а телята пристраивались к вымени «Телки» Мирона.

V в. до н. э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками в разных концах Греции. В это время создаются наиболее совершенные, комплексы, после разрушений во время греко-персидских войн восстанавливаются города и отдельные памятники. В классический период окончательно оформились дорический и ионический ордеры, и появляется новый, более нарядный ордер — коринфский, для которого характерна капитель колонны, украшенная листвой и завитками. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. В первой половине V в. до н. э. были созданы наиболее значительные произведения дорического стиля: величественные храмы в городе Посейдония (Южная Италия), храм Зевса в Олимпии. Особое место в истории античной архитекгуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н. э., он заново отстраивается на протяжении всего V в. до н. э. под общим художественным наблюдением скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин , Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений — пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы): Здесь же возвышался и главный храм Афин — Парфенон. Прекрасно найденные пропорций, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптурного оформления делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры.

Недалеко от Парфенона был построен в ионическом стиле, другой великолепный храм Афинского Акрополя — Эрехтейон (421—406 до н. э.) со знаменитым портиком кариатид.

При строительстве Парфенона были использованы все классические приемы:

1. курватура – нарочитая, едва заметная кривизна прямолинейных частей здания, применяемая для устранения оптических искажений (при восприятии здания в ракурсе) и для усиления пластической выразительности архитектуры.

2. выпуклый в центре стилобат (верхняя ступень стереобата).

3. увеличение диаметра угловых колонн.

4. энтасис - небольшое утолщение в середине ствола колонны (дорического ордера), создаваемое с целью усилить впечатление напряженности, устойчивости и устранить оптическую иллюзию вогнутости колонны. На Парфеноне Э. составлял 1,75 см .

5. колонны второго внутреннего ряда портика Парфенона меньше, чем колонны внешнего, и кажется, что они стоят дальше и портик глубже, чем на самом деле.

3. Эпоха эллинизма (323—27 до н. э.)

Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского (356—323 до н. э.) — сына Филиппа II, подчинившего Грецию. В результате похода (334—324 до н. э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма — эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).

В эпоху эллинизма продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н. э. Проявляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени — динамичность, выразительность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы — в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В этот период были созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры «Афродита Мелосская», «Ника Самофракийская», скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык», скульптурный портрет Демосфена. Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Родосский Колосс — бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м. В эллинистический период появляются и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.

 

  Архаика Классика Эллинизм
Философия Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Пифагор, Парменид Демокрит, Сократ, Киники (Антисфен, Диоген), гедонисты (Аристипп), Платон, Аристотель  Эпикур, Зенон
Литература Гомер («Илиада», «Одиссея»), Гесиод («Теогония», «Труды и дни»), Архилох, Сафо, Алкей, Анакреонт, Эзоп Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Геродот, Фукидид, Ксенофонт  Каллимах, Аполлоний Родоссикй, Феокрит, Менандр, Полибий
Скульптура   Фидий, Мирон, Поликлет, Пракситель, Скопас, Поликлет, Лисипп Агесандр, Афинодор, Полидор
Живопись   Аполлодор, Полигнот, Зевксис Апеллес

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!