Глава 2. Начало и окончание тайпинского восстания.



Начало восстания тайпинов.

Выходцем из народности хакка являлся главный предводитель движения тайпинов-Хун Сюцюань. Хун Сюцюань был родом из крестьянской семьи проживавшей южной провинции Гуандун. Будущему предводителю единственному из свое семьи посчастливилось получить образование и, что важно, впоследствии стать деревенским учителем. Отец Хун Сюцюаня делал все возможное, чтобы предоставить своему сыну возможность окончить образование и сдать государственный экзамен на должность чиновника.[13] Однако, несмотря на все усилия Хун Сюцюаня, экзамен ему сдать не удалось. После третьего провала на экзамене Хун Сюцуань впадает с совершенное помешательство, граничащее с психическим расстройством, и ему приходится долгое время провести в родной деревне для восстановления здоровья.

Важно отметить, что во время иностранной интервенции в страну также хлынул большой поток христианских идей, которые в свою очередь не могли не повлиять на взгляды молодого Хун Сюцюаня во время пребывания в Гуанчжоу. Там же в руки к молодому студенту попадает Библия в довольно вольном переводе на китайский язык. И судя по найденным запискам и дальнейшим свидетельствам сильно впечатляет его: во время душевной болеpни Хун Сюцюаню снится сон, в котором он встречается с Богом и Иисусом, которые сообщают Хун Сюцюаню, что он сын божий и брат Иисуса, а также дают поручение ему освободить мир от злых сил. Впоследствии Хун Сюцюань трактует этот сон не иначе как некую миссию освобождения Китая от чужеземных захватчиков, в первую очередь от маньчжуров-династии Цин.

Уже в 1843. Году Хун Сюцюань основывает общество Байшандихой (общество поклонения верховному владыке). Интересно, что в своих проповедях Хун Сюцюань использовал идеи как христианской религии, так и идеи древнекитайских учений. Основой идеологии Хун Сюцюаня было всеобщее равенство и призыв к борьбе против маньчжурской власти.

Хун Сюцюань ловко маневрируя на настроениях народа быстро обретает необходимую ему популярность среди родного населения. Он вместе со своим ближайшим сподвижником Фын Юньнанем в течение нескольких лет в провинции Гуанси пропагандируют свои идеи. Уже к 1849 году общество Байшандихой превратилась в сплоченную организацию, которая к этому времени насчитывает около 10 тысяч членов. Во общество входили в основном бедные крестьяне и мелкие помещики. Руководителями общества, помимо Хун Сюцюаная и Фын Юньшаня, являлись также Ян Сюцин, бедный крестьянин Сяо Чаогуй и мелкие помещики Вэй Чанхой и Ши Дакай[14].

Началом военных действий можно считать ноябрь 1850 года, к этому моменту было собрано двадцатитысячное войско, которое выступило против правительственных войск. Благодаря жесткой дисциплине и военной организации из простой религиозной секты была создана мощная повстанческая армия.

С августа по декабрь 1850 года к движению Хун Сюцюаня примыкает все больше тайных обществ. И уже 11 января 1851 года в Цзинане официально и торжественно провозглашается начало вооруженной борьбы за свержение господства маньчжурской династии и создание Небесного государства великого благоденствия (太平天国).[15]

В целом восстание тайпинов можно разделить на 4 основных этапа:

1- й этап 1850-1853 гг. Этот период можно назвать пиком успеха тайпинского движения. Осенью  1852 года тайпины взяли  город Юньань. Именно здесь были заложены основы тайпинского государства.

2- й этап 1853- 1856 гг. в этот период был захвачен г. Нанкин. Основные силы были направлены на расширение и усиление тайпинского государства.

3- й этап по времени совпадает с ходом второй опиумной войны и продолжался с 1856 по 1860 гг.

4- й этап 1860-1864 гг. в эти годы происходила открытая военная интервенция западноевропейский держав в Китай, окончил жизнь самоубийством Хун Сюцюань.[16]

Образование тайпинского государства

Образование государства тайпинов или Небесного государства великого благоденствия (太平天国) происходит, как уже упоминалось выше, 11 января 1851 года. Сразу же после образования государства тайпины заручились созданием мощной армии, так как считали это важнейшей частью в борьбе с захватчиками. [17]

В это время начинают получать огласку ряд законов и постановлений. Часть из которых была издана в начале восстания, часть была составлена после. В общей сложности эти законы были представлены в одиннадцати книгах: 1) Книга религиозных начал династии Тайпинов, 2) Книга небесных указов 3) Объявления указов Небесного Отца, когда он сходит на землю, 4) Императорская декларация Тайпинов, 5) Прокламация западных и восточных королей, 6) Устройство армии, 7) Правила для войск, 8) Новый календарь, 9)Устав церемоний, 10)Книга Бытия в переводе, 11)Ода юности и проч.. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что вожди тайпинского государства старались организовать все возможные части социального устройства нового государство, что сильно поднимало их в глазах китайского населения.[18]

 

Спустя некоторое время после образования государства был издан очередной закон, который касался распределения земли и организации сельского населения.

 «Все земли Поднебесной должны совместно обрабатываться жителями поднебесной. Те, кому недостает земли в одном месте, переселяются в другое. На разных землях Поднебесой бывают урожаи и неурожаи; если в одном месте недород, то урожайные районы должны помочь ему. Нужно добиться того, чтобы вся Поднебесная пользовалась великими благами, дарованными отцом небесным, богом- вседержателем, чтобы люди совместно обрабатывали землю, совместно питались и одевались, совместно расходовали деньги, чтобы все было поровну, и никто не остался голодным и холодным»[19]- говорилось в законе.[20]  

Из выдержки закона можно понять, как было устроена сельская община: община состояла из двадцати пяти семей, важно отметить, что у каждая община обязана была вести общие накопления, которыми впоследствии распоряжалась. Накопления шли на нужды всей общины, например, в случае рождения ребенка, свадебной или любого другого мероприятия деньги выделялись из накопленного.[21] [22] Община также обязана была вносить вклад в военное дело, поэтому от каждой семьи, которая составляла общину один человек обязательно шел на военную службу. [23]

 Важно отметить, что тайпины совершенно нетерпимо относились к традиционным китайским религиям, поэтому уничтожению подверглись многие буддийские и даосские книги и трактаты. Физически истреблялись представители прежних господствующих слоев, старая армия также была распущена.

Несмотря на ярко выраженный характер тайпинского государства, в нем имелись и демократическое начало: командиры взводом избирались народом, женщины были уравнены с мужчинами в правах. Большим преимуществом для тайпинского общества был запрет курения опиума, табака и распития спиртных напитков.[24]

Благодаря большим усилиям и грамотной политике тайпинам удалось создать сильную армию с железной дисциплиной. Солдаты беспрекословно подчинялись приказам и следовали христианским заповедям. Отличительной чертой тайпинской армии являлось гуманное отношение к местному населению, отсутствие грабежей и жестокости. Армии тайпинов, опираясь на поддержку населения, ужалось разбить цинские войска и частично вооружиться за счет военных трофеев, позже тайпины наладили собственный процесс производства оружия и снаряжения.[25] [26] Тайпины нередко выделяли крестьянам продовольсвие и часть имущества, котрые они в свою очередь конфисковывали у врагов,также они обещали освободить народ от налогового бремени на три года, сдедсвием явилась большая поддержка тайпинского движения со стороны крестьянства.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!