Опасности духовного характера для молодого человека в общине



Духовные опасности и проблемы наиболее остро встают перед молодым человеком в период неофитства. Это происходит в связи с неправильным направлением духовных усилий, идеализацией внешней жизни Церкви, излишней идеологизацией каких-либо явлений, склонностью искать непререкаемые духовные авторитеты (в том числе священников) с целью переложить на них ответственность за свою жизнь.

Этому, в частности, способствует следующее. Во-первых, неопытный человек склонен воспринимать встречающиеся в святоотеческой литературе частные практические рекомендации отдельным людям, как общецерковные законы духовной жизни. В результате монашеский уклад жизни переносится на повседневную жизнь христианина. Подобное восприятие частных методов решения как универсальных для жизни любого другого человека представляется опасным. Подвижники благочестия индивидуально подходили к каждому конкретному человеку, поэтому не следует воспринимать их опыт без учета культурно-исторического контекста.

Во-вторых, при определенных условиях воцерковляющийся человек склонен идеализировать священников, считая, что благодатные дары священства обеспечивают пастырю личную святость. В результате этого подхода некоторые православные христиане ошибочно воспринимают священника как наивысший авторитет, стараясь выстроить всю свою жизнь в соответствие с любым его мнением и пожеланием.

Отдельной опасностью для церковной общины является постановка внебогослужебной деятельности на первое место, т.е. стремление превратить храм в клуб по интересам.

Часто приходится встречаться с элементарной безответственностью члена общины, взявшего на себя те или иные обязанности и не выполнившего их. Эта проблема может иметь не только духовные, но и психологические причины, и, к сожалению, распространена в приходской жизни.

О норме приходской жизни

Опыт миссионерской работы и катехизации свидетельствует о том, что наиболее благотворно воцерковление молодежи происходит на приходах, жизнь которых включает в себя:

· Еженедельное причащение членов общины.

· Храмовую и домашнюю молитву друг за друга.

· Общеприходские беседы с настоятелем, проходящие в неформальной обстановке.

· Посещение настоятелем прихожан (в силу его духовного отцовства).

· Материальную поддержку и социальную помощь нуждающимся, заботу о прихожанах, неспособных прийти в храм.

· Совместные паломнические поездки.

· Совместная работа прихожан и клириков по благоустройству храма.

· Воскресную школу семейного типа, где, по возможности, преподают клирики и прихожане храма.

· Приходской детский сад по выходным дням (во время богослужения), осуществляемый силами прихожан, имеющих опыт воспитания маленьких детей.

· Молодёжный клуб, в котором бы проходило дружеское и молитвенное общение молодых членов прихода.

· Приходскую кассу взаимопомощи.

· Внебогослужебные молитвенные собрания прихожан с чтением Священного Писания в малых группах.

· Миссионерскую и социальную деятельность членов общины.

· Приходскую библиотеку.

· Активное выполнение членами общины административных и хозяйственных функций в соответствии с их компетентностью и способностями.

· Совершение Таинств Церкви и треб исключительно за пожертвования, а не по установленному тарифу, добровольную «десятину» на нужды храма и содержание священнослужителей, адекватную оплату труда работников храма, занимающего у них много сил и времени.

Приход и семья

Семья молодого христианина должна по возможности полноценно участвовать в жизни общины. Важно, чтобы Венчания, Крещения и прочие Таинства и обряды совершались в общине с участием большинства ее членов.

Община призвана принимать участие в жизни молодых семей, деликатно поддерживать их в бытовом и других отношениях. В свою очередь священник призван участвовать в жизни семьи своих прихожан, знать членов семьи, посещать их. Но, недопустимой является ситуация, когда священник вмешивается во внутрисемейные вопросы, например супружеские взаимоотношения, воспитание и образование детей, а так же быт семьи. Пастыри призваны помогать новообращенным в построении христианских взаимоотношений с родителями и ближними.

Заключение

Необходимо признать, что большинство из перечисленных выше проблем, как правило, имеют свои корни в длительном гонении на Церковь, вызвавшем разрыв духовных и церковных традиций, а также неправильное толкование их современным человеком. В большинстве стран Восточной Европы приходские общины были уничтожены, о их возрождении не было и речи. Те храмы, которые ещё не были закрыты, воспринимались лишь как места предоставления населению религиозных услуг.

К сожалению, в наши дни, когда пришли времена относительной свободы, процесс возрождения приходских общин встретил новые трудности. Естественный консерватизм Православной Церкви порой играет здесь отрицательную роль. Традиции и уклад жизни приходов, сложившиеся вследствие определённых исторических факторов на протяжении нескольких десятилетий, начинают восприниматься чуть ли не как святоотеческие, искони православные. В результате, некоторые из настоятелей приходов боятся что-либо менять на своём приходе, в том числе, созидать общинную жизнь.

Сегодня уже становится очевидным, что внимание церковной общественности важно переориентировать с возрождения внешних церковных форм и попечения о материальном благосостоянии на созидание общинной жизни и творческую церковную работу.

Происходящие сейчас в Церкви и обществе процессы дают нам право смотреть в будущее с оптимизмом. Несмотря на все сложности, люди с надеждой обращают свой взор в сторону Церкви, количество приходов увеличивается, в том числе, и за счёт молодёжи. Пройдя через неофитство как через естественную болезнь роста, люди обретают истинные смысл и радость жизни в любви ко Христу и единении с Ним, возрождается миссионерская и катехизаторская деятельность, растёт уровень церковного самосознания. Вера, укоренённая в словах Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18) даёт нам силы для исполнения христианского служения ближним.

Приложение

Памятка христианину, желающему подойти к Святой Чаше для причащения животворящего Тела и Крови Христа Владыки.

 

Примечания:

1. Анастасий Янулатос. Литургия после литургии.

2. Прот. Александр Шмеман «Евхаристия: Таинство Царства», с. 299.

3. Речь Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси на торжественном акте по случаю присвоения ему учёной степени доктора богословия honorius causa Тбилисской Духовной академии во время визита Его Святейшейства в Грузию 27 апреля – 1 мая 1996 г. См.: Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата от 1 июля 1996 г., с. 3.

4. Отзывы епархиальных архиереев, III, 443.

5. Епископ Феофан. Душеполезное чтение №10. М., 1896 г., ч. III. с. 462–463.

6. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II «Подлинный старец бережно относится к каждому человеку».

7. Например, краткие пояснения перед важными моментами богослужения.

8. Евангельские и апостольские чтения желательно читать лицом к народу.

9. Речь Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси на торжественном акте по случаю присвоения ему учёной степени доктора богословия honorius causa Тбилисской Духовной академии во время визита Его Святейшейства в Грузию 27 апреля – 1 мая 1996 г. См.: Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата от 1 июля 1996 г., с. 3

https://azbyka.ru/cerkovnaya-obshhina-liturgicheskaya-zhizn-i-xristianskoe-sluzhenie


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!