Материалы, оборудование для работы на пленэре



 

Условия работы на пленэре существенно отличаются от занятий в художественных мастерских. Стабильное освещение, неподвижность натуры длительное время является прямой противоположностью природной среде.

Художнику перед выездом на природу необходимо учитывать особенности выбранного места для работы и времени суток. Одежда удобная и неяркая, во избежание ненужных рефлексов. Также, необходимо избегать прямых солнечных лучей, работать только в тени, либо иметь при себе зонт. С накоплением практики начинающий художник имеет в своем арсенале ряд приспособлений, облегчающий практическую деятельность в различных условиях. На благоприятные условия влияет наличие не только удобных приспособлений, но и наличие проверенных материалов, инструментов для живописи на открытом воздухе.

Истинный профессионал испытывает потребность в четком определении своих технических материалов, физических и химических свойств красок, связующих их веществ, кистей, сортов бумаги, холстов и других орудий работы.


 

Основа для масляной живописи

 

Основа для живописи – это любой физически существующий материал или поверхность, на которую наносятся краски[1]: металл, дерево, ткань, бумага, кирпич, камень, пластик, веленевая бумага (тонкий пергамент, восковка, калька), пергамент, штукатурка, стекло.

В качестве основы в масляной живописи используется холст, картон, дерево, грунтованная бумага, комбинации (к примеру, холст на картоне). Основы для работы масляными красками делятся они на две группы: эластичные (гибкие) основы, к которым относятся холст и бумага, и жесткие, объединяющие дерево, листовой фиброкартон, древесноволокнистую плиту, холст на картоне (доске) и металл. Каждая из основ должна быть подготовлена. Методов подготовки так же, как и поверхностей, существует множество. Художник руководствуется при выборе собственным предпочтением и опытом.

 

 

 

Рисунок 13. Виды холстов

 

Холст – тип ткани, наиболее часто используемый в качестве основы для создания живописного произведения. Холсты отличается составом и качеством сырья, а также зернистостью (Рис. 13). Мелкозернистый холст часто используется в пленэрной живописи, так как пригоден для этюдов небольшого и среднего размером.

Натяжка холста на подрамник

 

Одним из немаловажных процессов является натяжка холста. В соответствии с рисунком 14а, на начальном этапе холст закрепляется на пересечении сторон с тыльной стороны на задней плоскости рейки. Следует закрепить холст степлером первые через 5-7 см. (рис. 14 б), затем через каждые 2-3 см по всему периметру подрамника (рис. 14 в), двигаясь крестообразно, постепенно переходя от центра к краю; углы закрепляются в последнюю очередь.

Рис.14 а: Первый этап закрепления холста (тыльная сторона).

 

 

Рис.14 б: Второй этап – последующее закрепление на расстоянии 5-7 см.

Рис. 14 в: последующее закрепление через каждые 2-3 см по всему периметру подрамника.

 

 

Холст тесно связан с химией масляных красок. В настоящее время мы можем использовать готовый грунт, строительный степлер и щипцы, в связи с чем, процесс подготовки ускоряется.

Проклейка холста позволяет защитить холст от влияния красок, грунта, химических воздействий растворителей. Выгодным вариантом грунта в домашних условиях становится приобретение в строительном магазине клея ПВА и водоэмульсионная краска для потолка.

Этапы:

1) натянуть холст

2) нанесение второго слоев клея ПВА, проверять на просвет

3) раствор клея и водоэмульсионной краски перемешать 1:1 и нанести 2-3 слоя[2].

Вторым способом является использование готового грунта из художественного магазина и желатина. Желатин является самым доступным и надежным материалом. Хост под воздействием желатина хорошо натягивается, становится очень прочным.

 

Масляные краски

Любая масляная краска получена путем связки пигмента с маслом. Часть красок прозрачная. Лессировочные – краплак красный, голубая ФЦ (берлинская лазурь), изумрудная, волконскоит, кость жженая. Непрозрачные кроющие – белила свинцовые, цинковые, кадмии, окись охры и хрома, кобальт синий и зеленый. Растворители разжижают краски до нужной густоты.

Краски принято делить на две большие группы – минеральные и органические. В качестве пигментов применяют металлы (порошки алюминия, цинка, бронзы и т.п.), окиси и соли минералов. В зависимости от поставленной задачи могут применяться не только минеральные, но и органические пигменты (фталоцианиновые, краплаки, азокрасители, тиоиндиговые и др.), которые в отличие от растворимых органических красителей, находятся в краске в дисперсном состоянии. Сульфиды цинка, кальция, кадмия, а также их смеси применяются в качестве пигментов для светящихся фосфоресцирующих красок временного действия. 

Свойства красок: свинцовые белила плотнее цинковых. Чем сильнее поглощение света красочным слоем (чем больше количества света он отражает) а также чем больше разность показателей преломления пигмента и окружающей среды, тем выше его кроющая способность. Разность показателей преломления веществ и среды: свинцовые белила и льняное масло 0,57; цинковые белила и льняное 0,52, следовательно, свинцовые более кроющие. Лессировки красным по красному, марсом желтым по кадмию, сиеной жженой по кадмию оранжевому, краплаком по киновари дают обширную декоративную структуру.

Смешение красок

Правильное смешение красок является серьезным для художника делом. Порой, работе на палитре уделяется больше времени, чем работе на изобразительной плоскости. Глубоко прав Башкеев, заботящийся о сохранности колорита своих произведений, о силе и звучности тонов своих красок, когда он старается всегда ограничиваться смешением двух и очень редко трех красок вместе, и обязательно близких по своей природе друг к другу [23]. Уже в советское время каждым художником были выявлены закономерности использования масляных красок. Так, работая с ультрамарином, мастера избегают неустойчивые соединения красок, которые заведомо дают иной оттенок после нанесения (смеси охр с желтым кадмием, угольной черной с желтым кадмием, краплака с изумрудной зеленой или окисью хрома, сиены с кадмием желтым, ультрамарина с желтым кадмием, желтого и красного кадмиев с фиолетовым кобальтом, берлинской лазури с цинковыми белилами.

 

 

Художественные краски имеют следующие характеристики:

· цвет;

· светостойкость;

· укрывистость (кроющая сила);

· дисперсность (частицы пигмента должны быть тонкими, оптимальная величина – несколько микрон);

· химическая чистота (без примесей, сиккативов и проч.);

· пастозность;

· прочность.

Работа с такими цветами, как ультрамарин, белила, черные заведомо должна быть аккуратной. Ниже приведены свойства некоторых из них.

Приведем пример наиболее часто используемых черных красок*: Виноградная черная (получается при обугливании виноградных лоз) – устойчивая, применяется в различных способах масляной живописи

· слоновая кость и жженая кость – самые распространенные, дают в смесях теплые тона. Претерпевают изменения при смешении с кадмиевыми и хромовыми красками:

· персиковая черная (получается при обугливании персиковых косточек) – устойчива, применяется во всех способах масляной живописи:

· ламповая копоть (сажа и копоть) – средняя устойчивость, применяется в различных способах живописи:

· виноградную черную относят к холодным тонам. Обладает меньшей кроющей способностью по сравнению со слоновой и жженой костью.

Растворители

Долгое время художники использовали природные вещества для создания растворителей, в основе которых также было и льняное масло. В настоящее время мы можем использовать растворители, в которых активно используются неорганические вещества. Выбор растворителя также является важным этапом, поскольку его особенности влияют не только на итог, но и на процесс работы. Современные растворители делятся на содержащие:

· масло растительного происхождения;

· лак;

· «двойник» (лак+масло)

· «тройник» (лак+масло+разбавитель);

· «пинен».

Слабо пахнущим составом, который можно приобрести в магазинах, является лак стирольный, слабопахнущий растворитель Сонет. Данное свойство позволяет быть химическим веществам менее вредоносными и обеспечивает комфорт, что особенно важно при работе в закрытом помещении.

Лак масло и растворитель – три компонента в живописи, которыми необходимо научиться управлять в зависимости от задач и погодных условий (время года). Для начинающих живописцев оптимальное соотношение компонентов – 65-70 % уайтспирита (чистого разбавителя достаточно много чтобы при высыхании на работе он выветривался и обр. густой слой, похожий на глину), 25-30% льняного масла в целях избежания эффекта матовости, 5-10% лака для прочности в смеси с маслом.

 

*Интернет–источник, в котором подробно расписана каждая краска с картинками [http://www.violtan.com/articles/color_properties_ru.php]

Рис. 15а. Отражение света при оптимальном соотношении краски без разбавителя; 1– масло, 2–грунт, 3–холст,4– пигмент, 5– свет, 6 – отражение

 

Рис.15б: Отражение света при работе с чистым растворителем; 1– масло, 2–грунт, 3–холст,4– пигмент, 5– свет, 6 – отражение

 

 

При работе только с лаком живопись приобретает «эмалированный» вид, живопись прозрачная, быстро высыхает и подходит для миниатюрных декоративных работ. Также, не рекомендуют работать без лака, а именно на чистом масле, так как при полимеризации получается поверхность не глянцевая, а матовая и менее прочная. При нормальном соотношении краски на плоскости без разбавителя слой масла остается по высыханию гладким, и свет нормально отражается как от любого глянцевого предмета в одну сторону (Рисунок 15 а).

При работе на чистом разбавителе, в связи с его выветриванием, слой становится матовым, повторяет форму пигмента (Рисунок 15 б) и свет отражается от частичек в разные стороны. Разбавитель – как вода в акварельной живописи. На разбавителях можно работать относительно мягкими кистями, наносить слой прозрачно, слой максимально тонкий и быстро высыхает. Двойник – является прочным составом, ускоряет высыхание слоев.


Разновидности облаков

 

Всемирная метеорологическая организация объединяет ученых со всего света, которые занимаются изучением состояния атмосферы. Ныне существует множество классификаций облаков. Облака и выпадающие из них осадки играют важнейшую роль в формировании различных типов погоды, поэтому классификация облаков уже на первых этапах становления гидрометеорологической науки становится необходимой. Впервые попытка разделения облаков была предпринята известным естествоиспытателем и метеорологом Жаном Батистом Ламарком, в 1776 году. Первая классификация в науку, составленная английскими метеорологами-любителями,  вошла в 1803 году. В 1887 году классификация претерпела изменения и стала основой для дальнейших современных классификаций. В настоящее время мы имеем большой багаж знаний о классификации облаков, который можем увидеть в научных атласах, справочниках, методических пособиях. Осадки, выпадающие из облаков принадлежат к важнейшим атмосферным явлениям, которые влияют на распространение растительного и животного мира на Земле, температурно-влажностный режим в слоях, где протекает жизнь и деятельность человека. Благодаря знаниям макро-физики человек может объяснить процесс образования облака, явление перемещений воздушных масс. Еще немецкий климатолог Г. Дове, заметил, что облако – не объект, а процесс.

Облака существенно различаются по условиям образования, вертикальной мощности, площади распространения, времени существования и т. п. [7].

Облако – видимая совокупность взвешенных в атмосфере и находящихся в процессе непрерывной эволюции капель и/или кристаллов, являющихся продуктами конденсации и/или сублимации водяного пара на высотах от нескольких десятков метров до нескольких километров [7]. Изменение свойств этой совокупности частиц происходит под влиянием температуры, влажности и вертикальных движений как внутри, так и вне облака. Подоблачная дымка – дымка, состоящая из мелких капель радиуса 0,1 мкм и менее, является признаком для появления водяного пара. Конденсация* водяного пара способствует появлению тумана и дымки, ухудшающих видимость до 1 км.

По фазовому строению облака делятся на водяные (состоящие только из капель радиусом 1-2 мкм* и более), смешанные (смесь переохлажденных капель и ледяных кристаллов при температурах –20...–30°С), ледяные (ледяные кристаллы при достаточно низких температурах, –30...–40°С), как показано на рисунке 16.

 

Рис.16: Виды облаков по фазовому строению

 

При наблюдениях было выявлено, что облака в зависимости от положения имеют классификацию по форме (10 видов). Тропосферные облака могут быть плотными и тонкими, волокнистыми, хлопьевидными или однородными, обычно наблюдаются в виде отдельных, изолированных облачных масс или в виде сплошного облачного покрова. Серебристые и перламутровые облака имеют сравнительно небольшое разнообразие по отношению к тропосферным и реже встречаются. Облака всех форм встречаются на высотах от нескольких десятков метров до тропопаузы. В этом диапазоне высот облака условно делят на три яруса (2м, 6м, 10м).

Также, существует генетическая классификация, в которой вид определяется по причинам возникновения облаков (слоистообразные, волнистообразные,  кучевообразные (Рисунок 17).

Существуют основные состояния облаков и переходные. На верхнем ярусе располагаются перисто–кучевые, перистые, перисто – слоистые. Благодаря своему явному отличию от других форм перистые невозможно спутать с другими видами. Перистые облака можно спутать с перисто–слоистыми (в отличие от перистых образуют пелену, достаточно однородную и обширную). Вечером, после захода солнца, перистые облака еще долго остаются освещенными, принимая вначале серебристую, затем золотистую или красноватую окраску. Затем облака постепенно сереют и кажутся более плотными, чем днем. В безлунную ночь данный вид невидим или плохо различим. Первыми из облаков окрашиваются зарей перед восходом солнца.

 

 

Рис.17 Основные виды облаков по причинам возникновения

 

Облака среднего яруса не образуют сплошного серого покрова, в отличии от перистых.

Характерными признаками слоисто-кучевых (облаков нижнего яруса) является четко очерченная нижняя граница.

Кучевые облака напоминают снежные горы, а перистые белые или чуть сероватые тонкие волокна вытянутых гряд и клочьев.

Перистые – когтевидные облака представляют собой полосы, имеющие в верхней части наклонные вытянутые линии, а на другом конце – комочки или «коготки» (Рисунок 18). Также, как и когтевидные, за свой внешний вид получили свое название хребтовидные перистые облака (Рисунок 19).

Рис.18 Облака нитеобразной и волокнистой структуры, которые располагаются: а –параллельно, б – радиально, в, г - в виде произвольно перепутанных клубков

Рис.19 Разновидности хребтовидных перистых облаков


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!