ОДЕЖДА ДЕТЕЙ В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ



ГОСУДОРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

 

Кафедра дошкольного образования и педагогики

Факультет психологии и педагогического образования

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:

«Методика ознакомления детей дошкольного возраста с русским народоведением»

 

Выполнила: студент

Якимова Карина Ильмировна

Курс: 5

Группа: КЗДО-5-15

 

 

Керчь-2020

 

Русские народные традиции воспитания детей.

Сегодня модно заниматься ранним развитием ребенка. Родители изучают методики раннего развития различных авторов, стараются отдать ребенка в ясли-детский сад-школу, преподаватели которой применяют ту или иную методику, наиболее полезную с точки зрения родителей. Но при этом забывается, что в русской народной традиции существовал свой подход к воспитанию детей. Этот подход ни в чем не уступает современным методикам раннего развития иностранных и отечественных авторов. А в некоторых моментах даже превосходит их.

В чем же заключались основные моменты народного воспитания детей?

Во-первых, это вовлеченность в жизнь семьи с весьма раннего возраста. Трудиться ребенок начинал с ранних лет. В семье каждый ребенок имел свои трудовые обязанности в зависимости от своего возраста. Так ребенок не только постепенно получал необходимые для жизни навыки, но и чувствовал свою необходимость в семье.

Во-вторых, обучение через песни, сказки и игры. Разумеется, мамы, напевая колыбельные своим малышам, не думали о том, что это элемент методики раннего развития, но фактически это так и было.

Краткое описание некоторых наиболее известных элементов педагогической народной культуры:

Колыбельные

Колыбельные песни – это первые песни, которые слышал малыш от самого близкого ему человека. Колыбельные это самый начальный элемент воспитания. Под влиянием колыбельных песен малыш познает звуки родной речи, начинает понимать обращения к нему матери, узнавать ее голос.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки – короткие стихи, которыми бабушки и мамы сопровождали движения ребенка в первые месяцы жизни. Пестушки являлись средством развития у детей раннего возраста речи, эмоциональных свойств, эстетических чувств, ориентировочной особенности детского сознания и самосознания

Сказки

Рассказывать или читать сказки вместе с ребенком - это одна из традиций народной педагогической культуры, сохранившаяся до наших дней. Сказки не так просты, как кажутся. Это не обычные истории. В каждой сказке заложены определенные нормы поведения, отступление от которых ведет к трагическим последствиям. И наоборот, следование этим нормам позволяет добиться желаемой цели. В сказке возможно все - говорящие птицы и звери, летающие ступы, поворачивающиеся избушки, самоходные сани или печи и т.д. Таким образом, сказки помогали развить воображение ребенка, его предметно-образное мышление. Сказки способствовали усвоению ребенком основных норм поведения и взаимодействия в социуме.

Игрушки

Игрушки - одно из самых важных средств воспитания детей. Незаметно для ребенка, в живой и увлекательной форме игрушки помогали в умственном, физическом и эстетическом воспитании, они развивали его фантазию и воображение, помогали осмыслить окружающую действительность. При археологических раскопках находят детские игральные косточки, свистельки, погремушки, игрушки-куклы (глиняные лошадки, собачки, барашки, птички, фигурки человечков). Игрушки издревле использовались, что бы научить ребенка различать форму, величину, цвет, оттенки, усваивать соотношения величин (маленькие – большие), а со временем дети начинали сами играться в игрушки, придумавать ситуации.

Загадки

Загадки - средство умственного развития ребенка. Отгадывание загадок требует усиленной мыслительной деятельности, напряжения ума, всестороннего мысленного охвата тех или иных явлений природы, предметов, сравнений и т. п. Подбор загадок соответствовал возрасту детей. С их ростом загадки из предмета развлечения и развития речи начинали выполнять новую функцию – источника знаний. Подбирались более сложные по содержанию загадки, которые расширяли представления детей об окружающем мире. Воспитательной функции содействовала яркость, конкретность факта или предмета, лежащего в основе загадки, что соответствовало особенностям детского мышления. Особое место занимали загадки-задачи. Чтобы вызвать интерес к загадкам, им придавали ритмичность, вид умной игры и забавы.

Скороговорки

Скороговорка – короткое изречение с повторением трудновыговариваемых отдельных звуков, которые предназначались для детей с дефектами речи с целью устранения этого недостатка. В детских играх быстрое произношение скороговорок становилось источником смеха и веселья. Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и правильно говорить.

Считалки

Как определить, кому водить в игре? Ну конечно же - с помощью считалки! Дети используют считалки до сих пор. Считалки тренируют память и помогают обучению счету.

Игры

Игры-хороводы, игры-догонялки, интеллектуальные игры и т.д. - в зависимости от вида игры помогали развивать воображение, память, силу, ловкость, и т.д. Кстати, нашим предкам была хорошо известна такая настольная игра как шахматы - в нее играли даже небогатые люди, которые сами мастерили доску и фигурки из подручных материалов. Разумеется, наследие наших предков в вопросах воспитания и педагогики не ограничивается приведенными данными. Но и их достаточно, чтобы оценить всё многообразие и многогранность такого наследия. И многие, если не все описанные элементы, можно использовать и сейчас при занятиях или общении с ребенком.


«Девичьи косы в русских традициях»

С незапамятных времён люди плели косы, причём эта причёска не носила строгой половой принадлежности. Помните библейского Самсона, вся сила которого была в его волосах, и коварную Далилу, которая отрезала эти волосы, и что из этого вышло? Самсон носил семь кос. Неудивительно, ведь косы — самая удобная, и, наверное, самая первая прическа, которую придумал себе человек.

С косами связано много традиций, особенно на Руси. В детстве девочкам заплетали волосы в одну трёхлучевую косу, что символизировало объединение жизненных сил и подготавливало к будущей священной миссии материнства. (слайд 3) До замужества девушка носила одну косу с вплетёнными в неё лентами. Чем длиннее и толще коса, тем крепче и здоровее считалась девушка. Соответственно и в жёны брали тех, у кого волосы длиннее и гуще. (слайд4) Когда же девушку выдавали замуж, косу распускали и заплетали две, ибо с этого времени она получала через волосы жизненные вселенские силы не только для себя, но и для будущего ребёнка. Коса навсегда пряталась под убором. В день свадьбы невесте на голову накидывали белое покрывало (фото): теперь она считалась достоянием только–мужа.

На Руси две косы, обернутые вокруг головы и убранные под головной убор, служили показателем того, что женщина замужем. Считалось недопустимым обнажить голову в присутствии посторонних, а уж тем более – распустить волосы.

Обрядовые традиции (ситуации) с волосами.

Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха,связывали их посередине приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались».

Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола.

Сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься – значит опозориться). Худшим оскорблением было разве что обрезание косы.

Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

Дернуть за косу означало оскорбить девушку.

Во время беременности волосы не стригли, так как энергию женщина брала не только для себя, но и для ребенка. Остричь волосы во время беременности значило лишить своего новорожденного ребенка поддержки.

Маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался — пострижены. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня. А новорожденного ребёнка до года не рекомендуется даже причёсывать, не только стричь.

Начало 20 века с его войнами и революционными потрясениями, не способствовало моде на длинные волосы, и косы перестали считаться "девичьей красой". Дамы щеголяли с короткими стрижками, а заплетенные волосы презрительно относили к символам отсталой деревни. Однако косы не были окончательно забыты.

ОДЕЖДА ДЕТЕЙ В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Пеленание детей

Когда ребёнок рождается, его первая одежда – пелёнки. Есть разные виды пелёнок: простые (повседневные), на выход, обрядовые и праздничные. Простые пелёнки на каждый день делаются из старой (ношеной) отцовской и материнской одежды (обычно из становины рубах и сарафанов), чтобы они оберегали ребёнка в первые дни после родов и подпитывали его мужской и женской энергиями, родительской любовью. Первые пелёнки не отрезают, а отрывают от большого куска ткани и следят, чтобы они были без швов. После этого стирают и прополаскивают в реке или в любой проточной воде. Они используются в ежедневном быту сразу после рождения ребёнка.
Первые пелёнки на выход также обязательно делаются из ношеной родительской одежды (но видом получше) и служат как оберег от сглазов, наговоров, порчи при вынужденном общении младенца вне дома с посторонними людьми. Ими пользуются и дома, когда приходят гости (например – на обрядовую «кашу», родины). Обычно их бывает 2-3 штуки (у обеспеченных людей может быть больше).

Праздничная, нарядная пелёнка для участия ребёнка в семейных и общинных праздниках делается из тонкого нового белого полотна и украшается вышивкой (простым крестом или росписью). Сейчас часто её обшивают по краям или вывязывают кружевами. Узорочье для детей выбирается простое, лёгкое, воздушное, нежное. Часто выбирают растительные узоры.
Обрядовая пелёнка делается нарядной и обережной. Её вышивают старинными («досельными») швами или красным крестом (края и углы). Могут украшать и ручным кружевом. Такой пелёнкой пользуются во время участия малыша в общинных праздниках и обрядах. Делается ещё и особая «крестильная пелёнка» – только для обряда крещения, то есть приобщения ребёнка к этому миру и его стихиям. В славянских семьях ребёнка, обычно, крестит родной отец или духовный наставник (дядя, дед или свещеннослужитель), приобщая к стихиям Природы: показывая Солнцу и ветру, окуная в реку или другой водоём (лучше – с проточной водой), опуская на Землю. Такая пелёнка используется один раз и хранится как оберег, способствующий здоровью и помогающий в болезнях, до самой смерти.

Когда рождается ребёнок, вскоре после родов его окунают в воду и омывают, после чего мальчика вытирают пелёнкой из материнской одежды, чтобы рос нежным, заботливым и любящим. Девочку вытирают пелёнкой из отцовской рубахи, чтобы росла крепкой, стойкой, выносливой. Но пеленают иначе: мальчика – в пелёнку из отцовской одежды, девочку – в пелёнку из материнской. Так проходит первое приобщение ребёнка в этом мире к мужской (Ян) и женской (Инь) энергиям, так даётся ему возможность почувствовать важность их взаимодополнения и соразмерности. В холодное время года после такого первого омовения голову младенца покрывают наголовником (платком из куска мягкого полотна старой родительской одежды), часто надевают на детей и перематочку. Это безшовная (несшивная) распашонка – сложенный и разрезанный спереди (где «глоточка») кусок ткани. Обыкновенные сшивные распашонки с двумя боковыми швами одеваются на ребёнка чуть позже (после 9-10 дней) и используются до сих пор. Обычно они застёгиваются на одну деревянную пуговку или делаются с завязками (рис. 1). Петелька для пуговицы на распашонке делается навесная. Прорезных петель на древнерусских одеждах раньше не было, так как любой разрез нарушает энергетическую целостность защитного поля ткани.

Кроме пелёнок готовят для новорожденных детей одеяльца: повседневные и праздничные («парадные», на выход). Обычно их шьют нарядными, раньше шили из цветных лоскутков на подкладе. Иногда одеяльца делают вязанными из шерсти. Все они обязательно украшаются узорами. Чаще всего вывязывают или вышивают цветы, растения или обережные солнечные знаки.
Иногда в холодную погоду, на выход куда-нибудь или на сон младенца пеленают. Чтобы он не распелёнывался, а также для защиты и оберега, в старину запелёнутого ребёнка обвязывали поясом. Причём так, чтобы спереди и сзади получался крест. Пояса для этого использовали широкие, праздничные (свивалки, свивальники) и узкие, повседневные (опояски, пеленашники). Широкие свивальники («пальца в три шириной») бывают сшитыми и украшены узорной вышивкой или делаются из цветных лоскутков. Такие пояса могут вывязывать с узорами из шерстяных ниток или «плетёночкой шерстяной вьют». Таким повивальником может служить отцовский кушак.
Повседневные опояски плетут вручную из льняных, хлопковых, шерстяных ниток или ткут на дощечках («рябушки»). Самые простые опояски делаются как витые верёвочки (витки, сповивыши).
На праздничный выход запеленатого новорожденного младенца обвязывали широким свивальником, а сверху могли перевить узким витком. И обязательно следили, чтобы получалось крест-накрест. И красиво, и надёжная защита от недоброго глаза, – говорят в народе.

Есть ещё детские нательные обережные пояса – тельники. Они делаются витыми. Изготавливает такой пояс мать после рождения ребёнка, всегда вручную. Ниточки выпрядаются из самого лучшего чистого льна (иногда из посеянного именно для этого), и свиваются в верёвочку с определённым заговором-молитвой стараясь, чтобы никто не видел этого и не мешал. Тельник может быть из простых отбелённых льняных или из крашеных красных нитей. Иногда в него вплетаются волосы отца и матери. Такой пояс оберегает ребёнка и его жизненную силу от сглаза и тёмных сущностей (навей), а также – укрепляет энергетическую связь матери и дитя, даже если они потом расстанутся. Первый тельник принято хранить всю жизнь.

Одежда детей до 1-го года

Когда маленькие дети начинают сидеть и ползать, кроме распашонок им надевают рубашки. Повседневные домашние рубашки первые 3 года жизни ребёнка шьют из льняной родительской одежды, так как сам ребёнок в этом возрасте ещё не имеет собственной защиты от отрицательного воздействия окружающей среды. Узор на них прост и часто располагается в одну линию, выполняется он самыми простыми швами (например, швом «вперёд иголкой» или простым крестом). Рубашки на выход шьются из белого тонкого холста и выглядят празднично. Их украшают вышитыми более сложными узорами или тканой тесьмой. Узоры на рубашках мальчиков и девочек отличаются цветом и затейливостью: если у мальчиков узоры темнее и проще, то у девочек вышивка сложнее, светлее, наряднее, часто с растительным рисунком. Первые рубашки для детей кроятся из цельного куска ткани и шьются всего с двумя боковыми швами (см. рис. 2).

Спереди от горловины вниз делается маленький прямой разрез. Он, обычно, застёгивается на деревянную пуговку с помощью навесной петлицы или делаются завязки из нитей в тон вышивке. На праздничных рубашках горловина обшивается тканой тесьмой или витой цветной верёвочкой с кистями, обязательно с красным обережным цветом. Витую верёвочку для горловины или тканую с узорами тесьму могут делать мать, бабушка, тётка или старшая сестра. Витая верёвочка является обережной, а в кистях («колокольцах») накапливается собственная энергия ребёнка, делая его более жизнерадостным. Раскачиваясь, эти кисти-колокольца помогают малышу, отгоняя от него тёмные навьи сущности. Все срезы и швы на праздничной рубашке (низ рукавов, подол, горловина, разрез на груди, боковые и плечевые швы) украшаются вышивкой или тканой тесьмой как оберег от сглаза и чтобы собственная жизненная сила ребёнка не утекала вовне. Обычно в каждой семье, в каждом роду, в каждом крае есть своё характерное и присущее только им сочетание цветов. Для вышивки праздничной детской рубашки часто берут от 3-х до 5-ти ярких цветов. В особых случаях могут вышивать её только красными нитями.

Повседневные рубашки для детей до 1-го года шьются более короткими, чем в других возрастах. Это делается для того, чтобы маленькому ребёнку было легко сидеть, ползать и начинать ходить. Повседневные одежды для малышей вышивают и украшают просто, часто одним цветом, располагая узор в строку. Например, «простёгивая» ткань цветной нитью швом «вперёд иголкой» или росписью, украшая «козликом» или простым крестом. Иногда обходятся и без подгиба, обмётывая срез цветной нитью. Рубашки на выход и праздничные делаются длиннее и, конечно, наряднее, с более сложными узорами.
Когда малыши начинают ползать, им в северных областях часто вяжут из шерстяных ниток чулочки, чтобы они закрывали коленки при ползании в холодное время года. В Краснодарском крае детям-«ползункам» в XIX веке шили шаровары: повседневные – из родительской одежды, праздничные – из новой ткани.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!