Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа.

Лекция 2. «Проблемы личности в социальной психологии».

План:

1. Социализация. Стадии социализации. Институты социализации.

2. Развитие «Я – концепции».

3. Половая идентичность.

4. Социальная установка личности. Личность в группе.

 

 

Мы уже говорили, что в центре внимания социальной психологии находится индивид. Поэтому необходимо отметить, что среди основных проблем изучения личности в социальной психологии можно выделить проблему социализации, проблему социальных установок и анализ социально-психологических качеств личности.

Социальная психология выясняет, каким образом, т.е. в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния, а с другой – каким образом и в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).

 

1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ. СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ. ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Социализацияпроцесс становления личности. В ходе этого процесса, который продолжается в течение всей жизни, человек усваивает установки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойственные определенной культуре или социальной группе. Социализация начинается с первых минут жизни человека и осуществляется в трех сферах: деятельности, общении, самосознании.

В процессе социализации человек осваивает все новые и новые виды деятельности (ходить, читать, думать, учиться, играть на скрипке, делать инъекции и т.д.), определяя для себя при этом наиболее значимые ее аспекты. Он выбирает для себя главную деятельность и подчиняет ей все остальные. В процессе жизнедеятельности человек осваивает новые роли (ребенок, мужчина, медицинская сестра, студент, жена, бабушка и т.д.) и осмысливает их.

Социализация – это расширение и углубление общения. Расширение общение рассматривается как умножение контактов с другими людьми. Углубление общения – это переход от монологического общения к диалогическому. У человека формируется способность к децентрации – умение принять другую точку зрения.

 

Стадии социализации

 

Можно выделить три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую, послетрудовую.

· Дотрудовая стадия охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности и включает период от рождения до поступления в школу, а также период обучения.

· Трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Это весь период трудовой деятельности.

· Послетрудовая стадия. Вопрос о послетрудовой стадии социализации остается спорным в социальной психологии. С одной стороны, само понятие социализации неактуально для людей пожилого и старческого возраста, в котором все социальные функции сокращаются. С другой стороны, существуют многочисленные исследования социальной активности лиц пожилого возраста, которые вносят существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Психологи говорят, что в этот период происходит изменение типа активности личности.

Институты социализации.

Институты социализации – это группы, через которые личность усваивает установки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойственные определенной культуре или социальной группе. На дотрудовой стадии это семья, детские дошкольные учреждения (ДДУ), школа, среднее профессиональное или высшее учебное заведение. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, в том числе половые, осмысливают первые нормы и ценности.

Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии является трудовой коллектив.

Вопрос об институтах социализации послетрудовой стадии является спорным и требует исследования.

 

РАЗВИТИЕ «Я – КОНЦЕПЦИИ».

 

В процессе социализации развивается самосознание. В человеке возникает и в течение всей его жизни формируется образ «Я» как представление о себе. Другими словами, в процессе социализации происходит рождение и развитие «Я – концепции». «Я – концепция» - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

Описательную составляющую «Я – концепции» часто называют «образом Я», или «картиной Я». Составляющую, связанную с отношением к себе называют самооценкой или принятием себя. «Я – концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

 

На формирование «Я – концепции» влияют:

· Восприятие ребенка другими (родителями, сверстниками и т.д.)

· Самоанализ (анализ личных достоинств и недостатков)

· Внешние данные, ощущение силы и здоровья

· Социальные ценности, ожидания, идеалы

· Опыт социального поведения.

 

Основные функции «Я – концепции»:

1) «Я – концепция» способствует достижению внутренней согласованности личности.

 

Пример: девочка, у которой показатель стандартизованного теста на интеллект был выше среднего плохо успевала в школе по основным предметам. Она говорила, что «не обладает большим умом». Ей пытались возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. Через несколько месяцев оказалось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего. Вероятней всего, девочке понадобилось снизить этот показатель, чтобы достичь личностного равновесия. Высокий показатель интеллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в собственной глупости. Когда же ей сообщили, что она имеет хорошие умственные способности и может учиться хорошо, ее личностное равновесие было нарушено, т.к. это противоречило ее самооценке.

 

1) «Я – концепция» определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Т.е. разные люди, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринимать его совершенно по-разному.

Пример: санитарка М. прошла по коридору отделения и не поздоровалась. Одна медсестра обиделась бы, что ее не замечают, и значит не ценят; вторая медсестра увидела бы в этом невоспитанность своего младшего персонала и провела воспитательную работу; третья медсестра решила бы, что санитарка совсем замоталась и предложила бы ей помощь; а четвертая медсестра не заметила бы никакой санитарки вообще и т.д.

 

2) «Я – концепция» определяет ожидания индивида, т.е. его представления о том, что должно произойти. Люди, которым свойственно беспокоиться о своих успехах, часто говорят: «Я знаю, что никогда не смогу сделать в/в инъекцию» или «Я знаю, что плохо сдам тесты». Иногда с помощью таких суждений человек просто пытается приободрить себя, а иногда они отражают его реальную неуверенность. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Дети, испытавшие длительное отсутствие взаимодействия с матерью, обычно сомневаются в своей ценности; они заранее убеждены в невозможности установления тесных эмоциональных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, т.к. всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, лежит механизм самореализующегося пророчества.

Каждому из нас свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие характер наших действий. Люди, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

 

 

3. ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ.

Половая идентичность, возможно образует самую важную часть Я – концепции. Она устанавливается в раннем детстве: в основном дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к 5-ти годам. Но процесс половой идентификации продолжается еще долгие годы.

Некоторые ученые полагают, что женщины и мужчины отличаются друг от друга по своим способностям, качествам личности, поведению прежде всего в силу генетической программы. Другие считают, что отличия имеют внешние причины и прежде всего это разное отношение к женщинам и мужчинам со стороны общества. Исследования показывают, что существующие различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными. В среднем мужчины обнаруживают небольшое превосходство по уровню внешней активности, агрессивности и математических способностей, а женщины имеют некоторое преимущество лишь в сфере проявления эмпатии.

 

 

4. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА ЛИЧНОСТИ.

Кроме проблемы социализации в изучении личности социальной психологией существует и проблема социальных установок.

Термин «социальные установки» родился в грузинской психологической школе Д.Н.Узнадзе. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин attitude (аттитюд – позиция, отношение, поза, осанка).

Социальная установкаэто определенный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении. Из этого следует, что установка имеет три составляющие: аффективную, поведенческую и когнитивную.

Убеждения отражают основные ценности человека, т.е. демонстрируют окружающим, что для человека наиболее значимо, а что нет. Для одного самое важное – муж и дети, для другого – деньги и карьера, для третьего – здоровье и долголетие.

В установке также присутствует эмоциональное отношение. Это наши положительные или отрицательные эмоции, которые побуждают к определенному поведению. Например, если молодой человек убежден, что девушки не должны курить (когнитивная составляющая), и ему не нравится, когда от девушки пахнет табаком (аффективная составляющая), то он, скорее всего, не будет встречаться с девушкой которая курит (поведенческая составляющая).

Установки – это симпатии и антипатии, т.е. благосклонные или неблагосклонные реакции и оценки, относящиеся к предметам, людям, ситуациям и другим аспектам окружения. Мы часто выражаем свои установки, высказывая их в виде мнений: «Мне нравятся апельсины» или «Терпеть не могу республиканцев». Но хотя в установках и выражаются чувства, они часто связаны с когнитивными явлениями, особенно с убеждениями относительно объектов установки («В апельсинах много витаминов»; «У республиканцев нет сочувствия к бедным»). Кроме того, установки иногда связаны с действиями, которые мы предпринимаем в отношении их объектов («Я ем апельсины каждое утро»; «Я никогда не голосую за республиканцев»).

Структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности – стереотипы и предрассудки (предубеждения). От установки они отличаются прежде всего содержанием когнитивного компонента.

Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко обедненным когнитивным компонентом. Когда говорят о стереотипном мышлении, имеют в виду ограниченность или устарелость представлений человека.

Предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в искаженном виде. Это предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении.

Всем людям свойственны те или иные предрассудки. Большинство из нас склонно отдавать предпочтение представителям своей национальности, пола, профессии, религии и т.д. чаще всего в обществе с предубеждением относятся к представителям черной расы, отдельным религиозным и сексуальным меньшинствам, наркоманам и ВИЧ-инфицированным. Предвзятое отношение к женщинам называется сексизм, к людям пожилого и старческого возраста – эйджизм, к черной и желтой расам – расизм.

Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда под влиянием родителей и ближайшего окружения у ребенка формируется определенное отношение к какому-либо явлению или социальному объекту.

Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и собственный опыт человека, эмоционально пережитый, но недостаточно осмысленный .Например, если во время вашей практики в ЛПУ 60-летняя пациентка отказалась давать вам вену для инъекции или, как она выразилась, «для опытов», да еще и накричала на вас, а затем у вас несколько раз не очень хорошо получались внутривенные инъекции женщинам этого возраста,  в дальнейшем у вас может сформироваться негативное отношение ко всем пожилым женщинам.

Предрассудки очень живучи. Во-первых, потому, что существует много источников их формирования. Во-вторых, они позволяют человеку выплескивать скопившуюся злость и агрессию и будто бы дают право на превосходство над другим человеком. Объекту предрассудка приписывается вина за проблемы экономического, социального и даже личностного характера: «сколько денег тратится на этих ВИЧ-инфицированных, а на нормальных больных поэтому не хватает…».

 

Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа.

 

1) До 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;

2) С 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с освоением социальных ролей;

3) От 20 до 30 лет – происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;

4) От 30 лет – установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.

 

 

5. ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ.

 

В социальной психологии личность – это взаимодействующий и общающийся субъект. Эти качества проявляются, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе. Проблемы личности в группе можно сформулировать как зависимость формирования социально-психологических качеств личности от свойств группы, в которой осуществляется процесс социализации и зависимость формирования психологических характеристик группы от психологических характеристик тех личностей, с которых начинается формирование группы.

Можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности:

1) Качества, проявляющиеся в совместной деятельности. Эти качества обуславливают эффективность деятельности личности в группе. Эффективность зависит от умения взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми, участвовать в принятии коллективных решений, разрешать конфликты, соотносить с другими свой индивидуальный стиль деятельности и т.д.;

2) Качества, необходимые в процессе общения.

 

Г.М.Андреева полагает, что хотя качества личности, проявляющиеся в общении, описаны горазда полнее, в этой области еще много исследовательских резервов. С результатами изучения личности в общей психологии она предполагает соотнести некоторые специальные механизмы перцептивного процесса и приводит свои примеры.

Механизм перцептивной защиты – это один из видов психологической защиты. В социальной психологии перцептивная защита может быть рассмотрена как попытка игнорировать какие-то черты другого человека (группы) и тем самым выстроить преграду нежелательному воздействию.

Механизмом перцептивной защиты может быть так называемая вера в справедливый мир. Человеку свойственно верить в соответствие между тем, что он делает, и тем, что за этим следует. Это и представляется справедливым. При встрече с «несправедливой» информацией человек от нее отгораживается. Например, при встрече с другим человеком он видит в нем только черты, подтверждающие справедливость окружающего мира. Однако следует заметить, что неисследованным остается вопрос о том, становится ли механизм перцептивной защиты свойством личности в процессе общения.

Эффект ожиданий реализуется в имплицитных теориях личности, т.е. обыденных представлениях о взаимосвязях различных свойств личности: «Надо же, такая милая женщина, всегда здоровается, а написала жалобу главному врачу». Хотя научная психология не установила каких-либо жестких связей между различными свойствами личности, в обыденном сознании они могут быть зафиксированы.

Особую роль представления о личности приобретают при общении в группе. Здесь сталкиваются порой противоречащие друг другу взгляды. Восприятие, основанное на ложном ожидании, может приводить к возникновению чувства дискомфорта и дальнейшему отказу от общения. В конечном итоге может сформироваться устойчивое коммуникативное качество личности – закрытость в общении.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 523; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!