Николай Некрасов. Поэма «Саша» (1855).



О «лишнем человеке» Льве Алексеевиче Агарине:

«Что ему книга последняя скажет,
То на душе его сверху и ляжет:

Верить, не верить — ему всё равно,
Лишь бы доказано было умно!»

В романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" адвокат Лужин так рассуждает о «пользе» науки: «есть преуспеяние, или, как говорят теперь, прогресс, хотя бы во имя науки и экономической правды...

— Общее место!

— Нет, не общее место-с! Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило? — продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, — выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь». Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело» (Достоевский Ф. М. ПСС в 30-ти т. Т. 6, С. 116).

«— Да об чем вы хлопочете? — неожиданно вмешался Раскольников. — По вашей же вышло теории!

— Как так по моей теории?

— А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...» (Т. 6, с. 118).

Раскольников, обращаясь к Разумихину, произносит примечательную фразу: "Ты всех их добрее, то есть умнее и обсудить можешь..." (Т. 6, с. 88). Следовательно, мудрость тех, которые "умны на зло, но добра делать не умеют" (Иер. 4, 22), - "есть безумие перед Богом" (1 Кор. 3, 19).

 

 Раскольников «пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть,

кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей (бесы, чипы - ?). Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, чтов нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других,бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и каксудить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг другав какой-то бессмысленной злобе» (Т. 6, С. 419).

В последнем романе Достоевского бес, посещающий Ивана Карамазова, тезисно излагает ему полную «научную» программу сатаны под видом учения о «новом человеке», устраивающем свою жизнь на «новых началах». Сатана начнет с того, что разрушит «в человечестве идею о Боге» и внушит человеку мысль, что «он смертен весь, без воскресения». Отказавшись от Бога и безсмертия, «люди совокупятся, чтобы взять от жизни все, что она может дать, но непременно для счастия и радости в одном только здешнем мире». Следующее за этим дьяволовым «совокуплением» - «все позволено» (если «нет Бога») испепелит человеческую личность в похоти и пороках (Т. 15, С. 83). Действительно, согласно «науке счастья» только в «здешнем мире», земная жизнь человека очень коротка и быстротечна, и если за гробом нет ни воздаяния за добродетели и за грехи, ни будущей вечной жизни, то не все ли равно, как себя вести здесь - бери, сколько можешь, и пользуйся: «станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32). Большинство преступлений и беззаконий, совершающихся в міре, распространение алкоголизма, наркомании, проституции, содомии и т. п. - прямое следствие этой душепагубной «науки».

 

В «поэме» Ивана Карамазова великий инквизитор говорит Христу: «Знаешь ли Ты, что пройдут века и человечество провозгласит устами своей премудрости и науки,

что преступления нет, а стало быть, нет и греха, а есть лишь только голодные. «Накорми, тогда и спрашивай с них добродетели!» — вот что напишут на знамени, которое воздвигнут против Тебя и которым разрушится храм Твой. На месте храма Твоего воздвигнется новое здание, воздвигнется вновь страшная Вавилонская башня… Свобода, свободный ум и наука заведут их в такие дебри и поставят пред такими чудами и неразрешимыми тайнами, что одни из них, непокорные и свирепые, истребят себя самих, другие, непокорные, но малосильные, истребят друг друга, а третьи, оставшиеся, слабосильные и несчастные, приползут к ногам нашим и возопиют к нам: „Да, вы были правы, вы одни владели тайной его, и мы возвращаемся к вам, спасите нас от себя самих». Получая от нас хлебы, конечно, они ясно будут видеть, что мы их же хлебы, их же руками добытые, берем у них, чтобы им же раздать, безо всякого чуда, увидят, что не обратили мы камней в хлебы, но воистину более, чем самому хлебу, рады они будут тому, что получают его из рук наших!» (Т. 14, с. 230, 235).

Речь великого инквизитора – это своего рода художественная декларация бесправия и несвободы человека, духовная программа антихриста – «человека греха, сына погибели» (2 Фес. 2:3): «… надо идти по указанию … страшного духа смерти и разрушения, а для того принять ложь и обман и вести людей уже сознательно к смерти и разрушению, и притом обманывать их всю дорогу, чтоб они как-нибудь не заметили, куда их ведут, для того чтобы хоть в дороге-то жалкие эти слепцы считали себя счастливыми» (Т. 14, с. 238).

 

Очевидно, что чем далее удаляется человек (и человечество) от Истины, тем больше тайн, загадок и заблуждений появляется в его жизни.

В статье «Одна из современных фальшей» («Дневник писателя», 1873) Достоевский выводит «аксиому»: «Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов... Европа, по крайней мере в высших представителях своей мысли, отвергает Христа, мы же, как известно, обязаны подражать Европе». Результаты эти - по предсказанию писателя - самыми удивительными покажутся тем, кто сейчас с таким упорством строит «царство» антихриста - «новый мировой порядок», - тогда, когда всё построенное ими «здание рухнет, под проклятиями человечества, прежде чем будет завершено» (Т. 21; 133).

К этому же времени (1873 г.) относится и не сбывшееся еще пока пророчество Достоевского, записанное В.В.Тимофеевой: «Они (либералы - А.Т.) и не подозревают, что скоро конец всему... всем ихним «прогрессам» и болтовне! Им и не чудится, что ведь антихрист-то уж родился... и идет! <...> Идет к нам антихрист! Идет! И конец миру близко, - ближе, чем думают!» (Достоевский Ф. М. в воспоминаниях современников. В 2-х т. М., 1990. Т. 2, С. 180-181).

Критически к т. наз. «чистой науке» относился и А. П. Чехов. Он однажды заметил… «Пари»; интересная и увлекательная карьера ученого – профессора медицины Н. С. оборачивается «Скучной историей»


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!