Последовательность освоения ступеней лада



Пути развития западно – европейской и отечественной систем относительной сольмизации. Педагоги – новаторы

 Известные преподаватели – музыковеды создавали свои системы по развитию музыкального слуха путём обучения сольмизации. Наиболее известные из них - абсолютная и относительная системы сольмизации.
Обе системы имеют большую значимость в области освоения музыкальной грамоты, развития музыкального слуха, но различны по своим структурам и методикам.Многие педагоги – музыканты, такие как П. Гален, Дж. Керве, Э. Пари, Э. Шеве, З. Кодай, Н. А. Долматов и другие  уделяли этому вопросу большое внимание. Рассмотрим системы относительной сольмизации некоторых из них.

Эмиль Шеве.

Некоторое время работал чиновником в военно-морском министерстве, а в 1835 году поступил в университет изучать медицину и математику. С 1838 года решил посвятить себя исключительно музыке, став горячим сторонником музыкальных методов Пари и Галена. С 1844 года провёл более 150 курсов этих методов, благодаря чему система нотации стала называться системой Галена-Пари-Шеве.

Золтан Кодай

Основой музыкально-воспитательной концепции выдающегося венгерского композитора, фольклориста и педагога Золтана Кодая (1882-1967) является убеждение в том, что основой музыкального образования и культуры нации есть народная музыка, особенно народная песня. Именно поэтому главным видом музыкальных занятий должно быть хоровое пение. Кодай часто называл музыку пищей человека, а пентатонику – материнским молоком.

Педагог совершенно справедливо отмечал: «В странах и школах, применяющих релятивную сольмизацию, поют чище». При релятивной сольмизации, называя звук, мы сразу указываем на его роль в тональности. По мнению Кодая, система взаимосвязи звуков является более значительным фактором, чем их высота. Эта система взаимосвязей – не что иное как лад, то есть ладовое чувство. Главная цель системы -  заложить основы музыкальной образованности учащихся, обучить необходимыми для хорового пения знаниями и навыками с применением разнообразных движений, хлопков в ладоши, ритмичным аккомпанементом.

В свою очередь, отечественная музыкальная школа сольфеджирования ХIХ в. развивалась благодаря выдающимся деятелям русской национальной культуры - М. Глинке, А. Варламову, А. Даргомыжскому, В. Стасову, А. Серову. В этот период абсолютная сольмизация внедряется в качестве обязательного предмета в Петербургской и Московской консерваториях. Относительная сольмизация, связанная с цифровой системой Ж.-Ж. Руссо, используется М. Балакиревым и Г. Ломакиным при обучении пению в Бесплатной музыкальной школе. За тысячелетний период своего существования сольфеджирование прошло длительный путь эволюции от певческих упражнений на основе относительной и абсолютной сольмизации до целостной системы развития музыкального слуха.

Практические навыки освоения системы релятивной сольмизации с применением ручных знаков при работе с хоровым коллективом

   В своей работе по релятивной системе на уроках музыки (2010 – 2019 гг.) имела возможность постепенно, урок за уроком, приобщать детей к относительной сольмизации. Хоровые конкурсы под патронатом Министерства образования подводили учителей музыки и руководителей вокальных ансамблей к методике относительной сольмизации, которая быстро позволит детям без музыкальной подготовки освоить за короткие сроки чистое интонирование, а также элементарное двухголосие.

Современные творческие платформы трактуют хоровым коллективам и вокальным ансамблям все новые концертные и конкурсные условия, и каждый преподаватель заинтересован показать своего ученика или коллектив на самом высоком музыкальном уровне.

В своей работе столкнулась с проблемой неточного интонирования, особенно в работе над произведениями современных композиторов в хоре 1 классов, а также в работе над произведениями композиторов – классиков, где хоровая партитура прописана в двухголосном исполнении. Известно, что при поступлении в музыкальные школы примерно треть, а иногда и две трети первоклассников интонируют недостаточно хорошо.

Работа с хоровыми коллективами и наблюдения, как профессионально, с вокально - хоровой точки зрения  растет ребенок, показали, что применение системы относительной сольмизации улучшает хоровое пение. Интонирование будет чище, а произведения, на разучивание которых уходит так много времени, будут запоминаться легче. Система интересная и простая. Тем более, что по этой системе работают (пусть и не систематически, но все же) преподаватели теоретических дисциплин нашей школы, а это - большое подспорье для любого руководителя хоров, да и вообще в системе в целом.

В работе по релятивной системе довольно скоро достигается высокий уровень интонирования, способный произвести выигрышный эстетический эффект, вызвать яркое художественное впечатление. Система относительной сольмизации не является широко развитой и больше имеет любительский характер, но её методика уникальна, эффективна и интересна в работе с детьми.

III Ручные знаки при освоении системы релятивной сольмизации при работе с хоровым коллективом:

Последовательность освоения ступеней лада

В сочетании с релятивными слогами педагоги многих стран используют систему ручных знаков. Рассмотрим некоторые из них.

Ручные знаки Джона Спенсера Кервена, которые он использовал при пении, наглядно изображали движение мелодии, направление тяготения ступеней и их эстетическую характеристику.

В своей методике относительной сольмизации другой педагог Валерий Брайнин применяет ручные знаки как простейшее средство запечатления музыки — самое наглядное и понятное для детей.

Методика Брайнина предлагает, что освоение ступеней происходит в несколько этапов: сначала осваиваются V, I ступени мажора, как наиболее устойчивые. К пройденным ступеням добавляется VI, VII, II, III, IV ступени.

Слоговые названия ступеней Брайнин позаимствовал у эстонского хормейстера Хейно Кальюсте несколько изменив ее:  ё (I), ле (II), ви (III), на (IV), зо (V), ра (VI), ти (VII). Каждая высокая или повышенная ступени оканчивается на звук «и»; каждая низкая или пониженная на «у».
Пьер Вейс рекомендует ручные знаки выполнять перед собой полусогнутой в локте рукой. Желательно с самого начала зафиксировать высоту выполнения ручных знаков: ЗО - на высоте лица, ВИ - на высоте шеи, Ё – на высоте груди.

Ручные знаки как метод наглядности, отлично запоминаются детьми. Зрительный образ соединяется в них с мышечно-моторным чувством.

Ручные знаки позволяют улучшить интонацию учеников, особенно на ранних этапах обучения. Особенно это важно для учащихся хоровых коллективов первых классов. На занятиях хора ребенку сложно прямо стоять или сидеть. Ребенок от природы своей егоза и непоседа. Руки ребенка, особенно при пении, находятся в постоянном в движении. В классах общеобразовательной школы учащийся сидит за партой, руки держит перед собой на парте. Вокалисты держат руки перед собой «замочком», учащиеся эстрадного вокала держат в руках микрофон. Для хоровых коллективов остается актуальной проблема задействовать руки ребенка при пении. Поэтому многие преподаватели – хормейстеры активно используют движения и ручные знаки при пении.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!