Примерные требования к Олимпиаде



ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

 

Олимпиада проходит в два тура:

I тур в первый день Олимпиады: письменные формы работы.

II тур во второй день Олимпиады: устные формы работы.

Участие в олимпиаде может быть очным и заочным. Под заочным подразумевается дистанционное участие в режиме онлайн (с помощью программ для видеосвязи, например, Skype или других). Участник получает бланк с заданиями по электронной почте непосредственно перед началом I тура и в течение всего времени проведения находится на видеосвязи с ведущим преподавателем и под наблюдением. По окончании онлайн-участник сканирует или фотографирует работу и посылает на электронную почту олимпиады. Устный тур проводится также в режиме беседы с педагогом по видеосвязи. Оцениваются онлайн-участники в общем порядке.

К участию во втором туре допускаются участники, набравшие в первом туре не менее 55 % от высшего бала. Список участников, допущенных ко второму туру, публикуется на сайте Института по итогам первого дня проведения Олимпиады.

Итоги Олимпиады подводятся во второй день ее проведения и публикуются на сайте Института. В работах по теории музыки и сольфеджио каждое задание оценивается по 10-балльной системе, баллы за работу в целом суммируются из оценок отдельных заданий. По итогам объявляются победители (набравшие наибольшее количество баллов в сумме). Итоги в номинациях «Теория музыки и сольфеджио» и «Музыкальная литература» подводятся раздельно. Допустимо участие только в одной из предложенных номинаций.

Все участники Олимпиады, прошедшие оба тура, награждаются грамотами участников. Победители Олимпиады награждаются дипломами I, II, III степени, победители могут быть награждены подарками. Преподаватели, подготовившие победителей, награждаются благодарственными письмами. Дипломы I, II, III степени могут быть присуждены нескольким участникам по решению жюри. Жюри Олимпиады имеет право награждать отдельных участников дополнительными дипломами и специальными призами. Решение жюри Олимпиады оформляется протоколом в письменной форме, является окончательным и не может быть обжаловано.

Награждение участников проводится в специально назначенный день и время, которые будут указаны на сайте Института.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ:

Первый день включает письменные формы работы: письменная творческая работа по музыкальной литературе (см. Приложение № 2), письменная работа по теории музыки и сольфеджио (см. Приложение № 3). Время проведения каждой из работ – 1 астрономический час.

Оценка работ производится по 10-бальной системе.

Примерные задания по теории музыки:

В предложенных музыкальных фрагментах:

- определить структуру и функцию аккордов,

- определить тональности заданных аккордов и разрешить их (возможно, в гармоническом хоральном 4-голосии),

- выписать хроматическую гамму,

- определить лады и выписать их звукоряды,

- найти, определить и разрешить интервалы (включительно: интервалы гармонических ладов, хроматические интервалы),

- проставить такты (размер указан),

- выполнить группировку длительностей,

- продолжить секвенцию (однотональную или модулирующую),

- сделать гармонический анализ.

Образец письменной работы по теории приведен в Приложении №3.

Примерные задания по сольфеджио:

Различные формы слухового анализа:

 - в приведенном фрагменте определить размер и проставить пропущенные тактовые черты, проставить случайные знаки и ритм при выписанной звуковысотности или, наоборот, вписать ноты в выписанные ритмические фигуры;

- в прослушанном музыкальном фрагменте проставить гармонические функции, обозначить аккорды,

- дописать один из пропущенных голосов в прослушанном двухголосном фрагменте.

Второй тур включает устные формы работы: собеседование (коллоквиум) по музыкальной литературе (см. Приложение № 2), устный опрос по сольфеджио и теории музыки, слуховой анализ.

Примерные требования по сольфеджио и теории музыки:

- знание теории музыки в объеме курса ДМШ (квинтовый круг, родственные тональности, тритоны натуральных и гармонических ладов, характерные интервалы, хроматические интервалы (ум.3 и ув.6); правописание хроматической гаммы, альтерация ступеней в мажоре и миноре, трезвучия T, S, D с обращениями, D7 с обращениями, VII7 с обращениями,  II7 в основном виде, увеличенное трезвучие, отклонения в родственные тональности);

- пение интервалов и аккордов с разрешением, от звука и/или в заданной тональности;

- слуховой анализ (в пределах требований по сольфеджио ДМШ);

- различные формы чтения с листа: одноголосие (с дирижированием), двухголосие с проигрыванием одного из голосов. Обязателен анализ предложенного для сольфеджирования фрагмента с точки зрения тонального плана, объяснения случайных знаков, гармонической структуры.

Результаты второго дня оцениваются по 10-бальной системе. Из сум­мы баллов I и II этапов складывается оценка каждого участника Олимпиады.

 

 

Примерные требования к Олимпиаде

По музыкальной литературе

Требования, предъявляемые к участникам Олимпиады, рассчитаны на выпускников ДМШ и ДШИ и охватывают материал по предмету за 7/8 классы.

Содержанием Олимпиады являются произведения различных жанров малой формы, принадлежащие к различным художест­венным направлениям, к разным эпохам. В список произведе­ний, вынесенных на Олимпиаду, могут быть включены произведения композиторов, не входя­щих в программу ДМШ, но позволяющие выявить широту художественно-культурного кругозора учащихся, их расширенное представление о зарубежной и отечественной классике, а также о музыкальных явлениях современной музыкальной жизни.

Олимпиада по музыкальной литературе проводится в два этапа: 

I тур. Письменная творческая работа включает две формы заданий:

а) «сочинение» на тему, предло­женную организаторами Олимпиады. Тема Олимпиады 2021 года «К 130-летию со дня рождения С.С.Прокофьева». Объектом «сочинения» может стать любое произведениекомпозитора, факты его жизненного и творческого пути.

Участники Олимпиады должны иметь представление о музыкальной эпохе, о месте в ней композитора, особенностях его творческой индивидуальности, а также, при необходимости, продемонстрировать навыки це­лостного анализа (разбор музыкального произведения с точки зрения его художественной ценности, взаимосвязи содержания, формы, средств музыкальной выразительности и т. д.).

Особую ценность в работах представляет творческий, самостоятель­ный подход к теме в сочетании с убедительностью изложения своей точки зрения о музыке.

Время, отведенное на письменную работу — один астрономический час.

б) выполнение тестовых заданий, решение кроссворда, включающего вопросы по биографии и творчеству композитора.

Оценка самостоятельной работы и тестовых заданий производится по 10-балльной системе (каждый вид работы).

 

II этап. Собеседование (коллоквиум) проводится в свободной диалогической форме одновременно с группой участников (3-5 человек) или «командно» (в случае большого количества участников). Исходной точкой собеседования будет жизненный и творческий путь указанного в теме Олимпиады композитора.

Организаторы Олимпиады отдают себе отчет в том, что письменная ра­бота не может служить объективным показателем способностей и возможностей учеников ДМШ и ДШИ в изложении своих впечатлений и знаний. Поэтому собеседование призвано выявить умение ученика ориентироваться в му­зыкальном стиле эпохи, дает возможность «раскрыться» в непосредственном общении.

Вопросы собеседования могут касаться также литературы, живописи, отечественной ис­тории в соотнесении с музыкой. Участники Олимпиады должны иметь пред­ставление о тех литературных или драматических произведениях, на сюжет которых написаны музыкальные произведения, входящие в Программу по музыкальной литературе ДМШ и ДШИ.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!