В.Д.Поленова «Московский дворик»
Музыка 5 класс
Г. – 19.02.2021 г.
Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка»
Цель: показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.
Задачи урока:
- показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
- уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;
- дать понять, что музыка и живопись дополняют друг друга и усиливают человеческие ощущения и впечатления;
- развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;
- развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).
Оборудование: портрет М.П.Мусоргского, таблица сравнения музыкальных и живописных средств выразительности.
Музыкальный материал: М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве реке», вступление к опере «Хованщина», песенный материал «Музыка» Г. Струве
Художественный материал: репродукции картин В.Д. Поленова «Московский дворик», К. Моне «Впечатление».
ХОД УРОКА
I. Организационная часть
II. Основная часть.
1. Подготовка к изучению новой темы (ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ)
Работа над песней.
«Музыка» Г. Струве
https://my.mail.ru/mail/yura.panov/video/_myvideo/215.html
|
|
https://youtu.be/T308WSBkpyM
Распевание; Работа над первым куплетом; Отработка чистоты интонирования; Пение по фразам. Выразительность исполнения. Разучивание второго куплета; Работа над текстом.
БЕСЕДА ПО ТЕМЕ
«ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ»
https://youtu.be/Sfi67Pcbwlo
Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.
Образы разных искусств – живописи, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы.
С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.
1. Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?
2. Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»?
3. Что роднит музыку с изобразительным искусством?
4. Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?
|
|
Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.
Изучение новой темы.
Давайте на сегодняшнем уроке попытаемся вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФРАГМЕНТА.
Звучит произведение М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве реке»
https://ok.ru/video/2272746803665
БЕСЕДА ПОСЛЕ СЛУШАНИЯ.
· Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)
· Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? (весенней природы, восхода солнца, спокойной реки..)
· Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)
· Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения?
|
|
«Это гениальная музыка…- говорил Д.Б.Кабалевский,- будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картины того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть еще не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которого он добавил к своей музыки две очень тонкие изобразительные подробности… сперва коротенькие. Пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола. Возвещающие о начале утреннего богослужения…»
· Согласны ли мы с вами с этим утверждением?
· Увидели ли мы туже картину, что и Д.Б.Кабалевский в этой музыке?
«Рассвет на Москве реке» - знаменитое вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной «Музыкальной живописи» - изображение в музыке просыпающейся русской природы.
|
|
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев.
Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.
Всмотритесь в картины известных художников
репродукции:
В.Д.Поленова «Московский дворик»
К.Моне «Впечатление»
· Какими словами можно передать настроение этих полотен?
· Какая из картин созвучна настроению и характеру музыки М.П.Мусоргского?
· Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна: мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска. Тембр-колорит, форма-композиция?
· Какие чувства возникают у вас – слушателя-зрителя, - когда вы смотрите на картину художников, и слушаете музыку Мусоргского?
· Что сближает художественный образ этого музыкального произведения с картинами представленных художников?
· Как вы понимаете высказывание: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу. Не великий художник, не исключительный поэт?»
ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ. БЕСЕДА ПОСЛЕ СЛУШАНИЯ.
Звучит музыка. Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передается от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света утра. Вдали покрикивают петухи, сонно, мягко звучит песенная мелодия, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются, поблескивают в воде. В средней части этого произведения появляются колокола.
· А какая она по характеру средняя часть этого произведения?
· Как вы считаете, сколько частей в этом произведении?
· Подберите названия для каждого нового проведения темы: «Благовест», «Восходящее солнце», «Нежный свет», «Пробуждение» («Петухи»), «Утренняя песнь» - и впишите в рисунок, который лежит у каждого на парте.
· Каким знакомым вам, словом можно назвать центральную часть симфонической картины?
Обобщение темы урока
И композитора, и поэта, и писателя, и живописца часто называют художником, мастером, а М.П.Мусоргского называют художником в музыке. В этом мы с вами убедились на сегодняшнем уроке. Композитор не только искренне любил Родину и родную природу, но и в своем творчестве очень точно рисовал ее образы. Всем русским людям о многом говорят слова: «9 мая. День Победы». В ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве реке». Создавалось впечатление, что М.П.Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет Дня Победы, новой мирной жизни.
Музыка М.П.Мусоргского – это чистый образ Родины. Вот она – древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несется над Красной площадью колокольный перезвон.… Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела ее широкому раздолью.
Подведение итогов
Делаем вывод, «В чем родство и отличие музыки и живописи?»
(Характер, они говорят об одном и том же, гармония, часто и название.)
Домашнее задание
Мы говорили на прошлых занятиях, что музыку, как и звук, можно передать цветом. Передайте в цвете наступление рассвета, свет восходящего солнца, услышанного вами в музыке М.П.Мусоргского.
Или постарайтесь подобрать музыку, к Вашей любимой картине. Каким Вы видите музыкальное сопровождение и почему оно должно быть таким.
Работа по карточкам.
Задание:
Проведи стрелочки от известных произведений, разделив изобразительное искусство от музыкального:
Изобразительное искусство | А. Бородин «Богатырская симфония» Э. Григ «Утро» И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» Ю. Васнецов «Три богатыря» И. Левитан «Вечерний звон» А. Алябьев «Вечерний звон» И. Репин «Садко» Римский-Корсаков «Садко» П. Чайковский «Осенняя песня» А. Саврасов «Осень» | Музыкальное искусство |
Дополнительная информация.
Как ты понимаешь слова художника: «Мои помыслы – краски, мои краски – напевы...» Только ли к изобразительному искусству можно отнести эти слова?
Абсолютно верно, данную фразу можно отнести и к музыке. Стоит отметить, что часто краски помогаю композитору в написании своих произведений, в передачи чувств и эмоций. Помимо всего прочего, некоторые из композиторов обладали цветным слухом (Скрябин, Римский-Корсаков). А как Вы понимаете понятие цветной слух?
Цветной слух или фонопсия — явление синестезии, при котором два чувства — зрение и слух — связываются воедино. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы, которые могут вторгаться в реальное видение мира. Так, например Скрябин и Римский-Корсаков ассоциировали каждую тональность, каждый звук с определенными цветами. Как именно расположились эти цвета, вы сможете увидеть в таблице, а также попробовать добавить свои ассоциации (хотя бы к звукам). Расположение цветов может быть у каждого свое и совершенно не должно совпадать с данными примерами.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!