Уровни ораторского мастерства

Вступление.

Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимы: "риторика" (от греч. rhetorike) и "красноречие" (рус.).

Сегодня в понятия "риторика", "ораторское искусство", "красноречие" вкладывают следующий смысл:

1) способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант;

2) искусная речь, построенная на ораторских приемах; высокая степень мастерства публичного выступления.

Уровни ораторского мастерства

Можно выделить три уровня ораторского искусства (три условия успеха оратора, его мастерства публичного выступления):

I. Владение материалом     («что говорить»);

II. Владение собой («как говорить»);

III. Образ оратора («кто говорит»).

Уровень. Владение материалом («что говорить»)

· Грамотная речь – первая составляющая данного уровня, т.е. речь с соблюдением норм современного литературного языка

· Словарный запас . Хороший оратор всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент.

· Композиция речи. Речь состоит из трех частей:                    

1. Вступление

2. Основная часть.

3. Заключение.

СТРУКТУРА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ:

· Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи.

· Основная часть – сообщить информацию; обосновать ее.

· Заключение – суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.

· ВСТУПЛЕНИЕ – способ включения слушателей в решение главных проблем речи, привлечение внимания к обсуждаемой теме, вопросу. Необходимо их внимание повернуть в свою сторону, зацепить внимание неожиданным примером, вопросом. Сильное и яркое вступление заставит в самом начале многое от вас ожидать и если вы в основной части не выдержите яркости, оригинальности вступления, то вы нашли один из верных способов уронить себя как оратора, учителя, в конце занятия.

От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе.

         Основная часть — то основное, что хотите сказать, доказать, передать, в чем убедить. В главной части последовательно развертывается тезис на основе взаимодействия со слушателями.

ТЕЗИС — это то основное положение, которое учитель собирается доказывать или защищать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Завершение речи тоже должно быть продумано. Заключение — это итог, здесь необходимо закрепить и усилить впечатление, побудить к действию, обобщить сказанное, высказать пожелания, утвердить тезис в доступной форме.

Заключение должно быть кратким и ясным.
II уровень. Владение собой   (как говорить)
Публичная речь – это владение не только информацией, которую мы должны сообщить, но и собой. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, техника речи и контакт с аудиторией.

Недопустимо в конце выступления:

1​извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного;

2​обрывать речь без заключения и уходить;

3​заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

Последние слова оратора должны слушателей воодушевить и призвать их к активной деятельности.

Варианты допустимых концовок:

1​цитата,

2​призыв к действию,

3​крылатое выражение,

4​иллюстрация,

5​комплимент аудитории,

6​благодарность за внимание.

 

· Естественность поведения – это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение "оторваться" от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты, естественные позы.

     Неестественное поведение оратора сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее против говорящего. Это мышечная зажатость, скованность, отсутствие жестов (либо, наоборот, чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция); отстраненность от аудитории (лектор сам по себе, аудитория – сама по себе!); угрюмый вид оратора.

Техника речи

1.  Дикцияэто произнесение звуков.

2. Темп – это скорость нашей речи.

3.Интонация – важное смыслоразличительное средство языка.

4.Голос имеет для оратора большое значение.

Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства.

Контакт с аудиторией

Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей.

Контакт с аудиторией необходим:

а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом,

б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы и говорим!).

Контакт с аудиторией

· Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы

· Мощное средство контакта с аудиторией – зрительный контакт

· Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью мастерства изложения материла это:

1) вопросы к аудитории (тогда аудитория оживляется, принимая участие в обсуждении),

2) интригование (Об этом я скажу чуть позже, Сейчас я расскажу удивительный факт…),

3) так называемые зацепки (автобиографический рассказ, анекдот, интересный факт, легенда),

4) небольшие отступления от темы.

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ

Основные части, этапы подготовки УСТНОГО публичного выступления:

· Изобретение мыслей. Расположение.   Словесное выражение.

· Запоминание.     Произнесение.

1. Изобретение мыслей — первая часть разработки публичного выступления, наиболее сложная.

С чего начать? Обдумываем мысли, содержание, что и о чем говорить. Определяем главные идеи, выделяем центральную мысль, целевую установку, аргументы, факты, примеры.

2. Расположение

В публичной речи примеры, факты, аргументы необходимо расположить в соответствии с целевой установкой, которая вытекает из главного тезиса: «Надобно, чтобы части были разнообразны, а целое едино; надобно, чтобы в сочинении царствовал один какой-нибудь тон, который бы накрывал, так сказать, собой все прочее»                                 (М.М. Сперанский)

3. Словесное выражение — третий этап подготовки публичной речи. Слово — носитель информации, выражает мысли и чувства оратора. Выразить мысль непросто, передать ее другим еще сложнее.

4. Запоминание — особенная часть классической риторики, специфически индивидуальная. Запоминание является важнейшим условием последующего восстановления в публичной речи, воспроизведения приобретенных знаний.

5. Произнесение — заключительная часть классической риторики.

На последнем этапе оратор должен использовать все выразительные средства. М. М. Сперанский писал; «...Оратор не ограничит своего искусства одним только сочинением, он настроит с предметом свой голос, лицо, вид и руку, все в нем будет говорить, и все будет красноречиво»

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ

На последнем этапе — когда вы уже исполнитель — все важно: и одежда, и прическа, и улыбка и т. д

Уровни ораторского мастерства

III. Образ оратора (кто говорит)

1. Одежда.

2. Положение сидя или стоя.

3. Выражение лица (мимика).

4. Жесты.

Образ оратора («кто говорит»)  При первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим образом:

· 60% – КТО оратор, что он из себя представляет;

· 30% – КАК оратор говорит;

· 10% – ЧТО он говорит.

Образ оратора (то, как он выглядит и каким его видят слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что говорит оратор.

1. Одежда.

Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы.

 «Я одеваюсь не для себя, а для других».

2. Положение сидя или стоя.

Как произносить речь – сидя или стоя, – зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Однако наблюдения показали, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выступающему, который стоит во время выступления.

  3. Выражение лица.

Оратор должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут не соответствовать настроению аудитории. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории. (Глаза являются мощным средством установления контакта.)

  4. Жесты.

Все люди используют жесты в целях подкрепления идеи и помощи в описании. Оратору следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!