Методы графического анализа памятника архитектуры

Методические указания

По дисциплине «История архитектуры Средневековья и Нового времени»

Для выполнения лабораторной работы № 1

Для обучающихся по направлению подготовки

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия»

Архитектуроведческий анализ памятника буддийской традиции»

Буддийская архитектура сформировалась в Южной Азии начиная с третьего века до н. э. С ранним буддизмом ассоциируются два вида сооружений: вихары и ступы. Изначально вихары были временными убежищами странствующих монахов во время сезона дождей, позже эти сооружения разрабатывались для удовлетворения растущего и все более формализованного буддийского монашества.

Вихиара — санскритский термин для обозначения буддийского монастыря. Вихара — местонахождение, местопребывание, место жительства, жилище, обитель. Первоначально термин относится к «жилищу» или «убежищу», используемому странствующими монахами во время дождливого сезона. Во II веке до н. э. устоялся стандартный план вихары: либо отдельное здание (на юге Индии, либо вырезанная в скале чайтья-гриха (в Деккане). Вихара состояла из огороженного четырёхугольного двора с кельями по бокам. В передней части ограды располагалась дверь. Эта сторона позднее стала украшаться изображениями Будды. Кельи были вырубленными в скале площадками, где можно было поставить ложе и подушки. Лишние части скалы удалялись, и получалась небольшая искусственная пещера. С появлением постоянных монастырей термин «вихара» полностью закрепился за ними. Некотырые вихары стали очень значительными, некоторые из них развились в буддийские университеты.

Чайтья — культовое сооружение в буддийской архитектуре. Первые чайтьи относятся к временам правления Ашоки Маурьи (III в. до н. э.) когда Индия переживала расцвет буддизма и появилась необходимость создавать монументальные памятники. Это храм-молельня в виде вырубленного в скальном массиве продолговатого зала с двумя рядами колонн и ступой, помещённой точно напротив входа в закруглённом конце зала. Позднее чайтьи стали делать и как отдельно стоящее здание (в V—VI вв. н. э.). Архитектурные элементы чайтьи восходят ещё к древнеарийской деревянной архитектуре. В камне имитировались древние конструкции. Например, каменные ложные стропила, которые имитировали деревянное покрытие арийских домов. Потолок оформлен гнутыми деревянными ребрами. Выход оформлен часто как «портик» с килевидным завершением, который имитировал подобное же завершение фасадов жилых домов из растительного материала. Один из древнейших памятников индийской архитектуры этого типа — чайтья в Карли I века до н. э. Внутреннее пространство отдаленно напоминает базилику: вырубленное в скале пространство разделено на три «нефа», отделенные друг от друга рядами колонн с горшковидными базами и сложными капителями (соединение мотивов колокола и цветка лотоса) со скульптурным завершением из группы мужских и женских фигур. В Бхадже (II век до н. э.) внутреннее оформление чайтьи гораздо скромнее: нет скульптурных рельефов, а вместо колонн — простые столбы. Вход в пещеру ничем не закрыт: арка входа равняется высоте её сводов. Среди пещер Аджанты также сохранились древние буддийские чайтьи: например, Пещера № 9, с колоннами, украшенными полосками орнамента, изящным декоративным фризом и ступой, сплошь покрытой рельефами.

Ступа – буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Преимущественно представлены в монолитной форме; менее распространены ступы, имеющие внутреннее помещение. Первоначальной функцией ступы было хранение и поклонение мощам Будды.. Самый ранний существующий пример ступы находится в деревне Санчи в штате Мадхья-Прадеш. В соответствии с изменениями в религиозной практике ступы были постепенно включены в чайтьи. Они достигли расцвета в первом веке до нашей эры, о чём свидетельствует пещерные комплексы Аджанта и Эллора в штате Махараштра. Первоначально представляла собой реликварий, затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей, и символизирует мировую гору.

Предание говорит о том, что обычай строить ступы восходит к самому Будде Шакьямуни. Когда его спросили, как строить ступу, он снял свой плащ, представлявший собой кусок квадратной материи и расстелил его на земле. Сверху он поставил перевернутую патру, а на нее свой зонтик. "Вот так", последовал ответ Победоносного. Многие ступы окружались четырехугольным двором и строились на четырехугольном или восьмиугольном (двойной квадрат) основании. В экзотерическом плане ступа символизирует пять стихий, на которые распадается тело человека после смерти. Квадратная часть в виде капли воды-субстанцию Воды; суживающаяся кверху часть, напоминающая язык пламени-Огонь; полумесяц в виде перевернутого небосвода - Воздух-Ветер; шар с заостренным навершием в виде поднимающегося к небу языка пламени - Пространство. Эти соответствия и лежат в основе формы той или иной ступы, где кубическая форма нижнего этажа соответствует элементу Земля, круглая центральная часть - элементу Вода, коническая позолоченная верхняя структура - элементу Огонь, зонт над ней - элементу Ветер-Воздух, а пылающая капля элемента Пространства покоится на сосуде с амритой. Большинство ступ внутри содержат мандалы, в которых комбинируются тысячи фигур в форме фресок и скульптур.

С распространением буддизма из Индии ступы стали сооружаться за её пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Ступы также проникли в Китай, Корею, Японию, Тибет, Монголию, Бурятию, Калмыкию, Туву. Часто, приходя в новую часть Азии, ступы принимали несколько иную форму и обретали свои особые архитектурные черты. В Китае роль ступ выполняли постройки особой формы —пагоды )в переводе «башня сокровищ»), послужившие образцом для буддийских сооружений во Вьетнаме, Корее и Японии. Китайские пагоды не точно придерживались тибетских канонов ступ и больше ориентировались на внешние украшения и цвета. Пагоды, возведенные на вершинах гор и на берегах рек, не только символизировали учение Будды, но и становились украшением окружающего ландшафта, объектами созерцания. Пагода является развитием идеи индийской ступы, она характеризуется многоуровневой башней с несколькими карнизами. В Таиланде, Бирме и других странах юго-Восточной Азии ступы получили распространение в совмещенном виде: храм—пагода. В некоторых странах Юго-Восточной Азии понятия пагоды и ступы означают храм, в других — пагоды и ступы отличают друг от друга. Обычно формы тайских и бирманских ступ — конусообразные, с более скошенными углами. Обычная техника сооружения ступы — облицовка камнем, оштукатуренным кирпичом с заполнением грунтом, щебёнкой и т. п.; в декоре ступы часто применяются раскраска и позолота.

Ратха — традиционное индийское монументальное, монолитное сооружение с нишами для изваяний, по форме напоминающее повозку. Внешне воспроизводит древнейшие повозки, на которых во время праздничных шествий передвигали статую божества.

Динь – вьетнамский традиционный храм, служащий для отправления культа защитника справедливости либо какого-то другого выдающегося человека из данной местности.

Анализ памятника буддийской архитектуры призван закрепить представления о ее особенностях и специфике. Именно поэтому к анализу рекомендуются памятники характерных для буддизма видов культовых сооружений (вихара, ступа, чайтья, пагода).   

 

Состав лабораторной работы

 

1. Планшет размером 500х700 мм, на котором в технике ручной фиксированной архитектурной графики (тушь, гелевая ручка) анализируется избранный памятник (см. список). Анализ включает изображения:

а) фасада;

б) плана;

в) разреза;

г) детали.

Все названные изображения анализируются на предмет выявления:

а) модуля;

б) композиционных приемов:

- ритма;

- метра;

- пропорций;

- симметрии, асимметрии, диссиметрии;

- динамики – статики.    

Изображения на планшете должны представлять собой завершенную композицию.

2. Историческая справка, включающая следующую информацию о памятнике:  

- автор (если известен);

- название;

- первоначальное назначение;

- время создания;

- местонахождение;

- материалы;

- общая характеристика конструкций;

- градостроительная роль, место в ансамбле;

- силуэт и объемно-пространственная композиция;

- пластический декор и цветовое решение фасадов;

- приемы синтеза искусств;

- планировочное решение, его выявление во внешних формах;

- решение интерьеров;

- стиль.        

Далее приводится краткое вербальное изложение результатов графического анализа.

К исторической справе может быть приложен альбом, включающий ксерокопии изображений планов, фасадов, разрезов, деталей памятника, выявленных студентом при анализе литературы.      

В ходе работы следует опираться прежде всего на опубликованные литературные источники, главным образом на соответствующие тома «Всеобщей истории архитектуры». Интернет-источники также могут быть использованы, но лишь при условии одобрения их преподавателем.

Использованные источники включаются в список литературы, завершающий историческую справку.

В ходе выполнения работы студенты осваивают специфику и методы современного архитектуроведческого анализа, приемы формально-композиционного анализа, приемы стилистического анализа памятников архитектуры, специальную терминологию, учатся самостоятельно проводить архитектуроведческий анализ памятников архитектуры и их ансамблей, грамотно использовать специальную терминологию, обоснованно устно и письменно излагать выводы и результаты проделанной исследовательской работы, овладевают приемами формально-композиционного анализа.

 

Методы графического анализа памятника архитектуры

Анализ конструктивных и тектонических систем

Выявление конструктивной основы памятника, выяснение степени близости и взаимосвязанности конструк­тивных элементов и соответствующих тектонических архитектурных форм (например, выделение на разрезах подпружных арок, сводов и определение их влияния на формы внешнего декора, составление тектонических схем памятника (например, схема внутреннего пространства буддийского храма).

Анализ соразмерностей и пропорций

Поиски кратных соотношений (например, 2:3, 4:5 и т.д.) между основными размерными параметрами памятника. Сопоставление многократно встречающиеся в памятнике раз­мерных величин (модулей) с историческими мерами длины (футами, саженями и т.д.). Поиски более или менее постоянной геометрической связи размеров основных форм и членений памятника на основе закономерных отношений элементов простейших геометрических фигур (квадрат, двойной квадрат, равносторонний треугольник и т.д.) и их производных.

Анализ метро-ритмических закономерностей

Выделение метрических (колоннады, оконные проемы, раскреповки карнизов и т.п.) и ритмических рядов (например, убывающие по высоте ярусы, изменяющиеся пролеты арок и т.п.). Выявление "статичности" или "динамичности" архитектурной композиции дан­ного памятника. Связь закономерности изменения чле­нов ритмического ряда форм с анализом пропорций.

 

Выбор памятника

Для анализа предпочтительны памятники Китая, Японии, Индии, государств Юго-Восточной Азии.   Памятники буддийской архитектуры других регионов следует анализировать только после консультации с преподавателем.

      

 Рекомендуемые памятники

Ратха Бхимы. Мамаллапурам

Храм Кайласанатха. Канчипурам

Храм Лингараджи. Бхубанешвар

Храм Кандарья Махадео. Кхаджурахо

Храм Ачутия Ройял. Виджаянагар

Храм Шивы-Девале. Полоннарува

Храм Бантай Срей. Ишварапура

Храм Нагайон. Паган

Храм Ананда. Паган

Монастырь Швенандо. Мандалай

Динь в Динь-банге

Павильон Гуань-иньгэ. Монастырь Дулэсы, Хэбэй

Пагода Шицзята. Монастырь Фогунсы, Шаньси

Ворота Юндинмынь. Пекин

Монастырь Хорюдзи (кондо). Нара

Монастырь Хорюдзи (пагода). Нара

Дайбуцудэн, монастырь Тодайдзи. Нара

Храм Бёдоин, зал Хоодо. Удзи

Пагода Дайгодзи. Киото

Храм Энкакудзи близ Камакура

Храм Л анг. Ханой

Храм Неба. Пекин

Храм Тэй-фыонг. Шон-тэй

Дахунтай, храм Сюймифушоу. Чэндэ

Пагода храма Сюймифушоу. Чэндэ

Павильон Дачэндянь, храм Конфуция. Цюйфу

Рекомендуемая литература

  

1. Всеобщая история архитектуры в 12 томах / Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры. — Ленинград ; Москва : Издательство литературы по строительству, 1966—1977.- т. 9.

2. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. - М., 1970.

3. Волчкова И. М., Лазарева Э. А. Архитектурно-исследовательские виды деятельности: коммуникативно-речевой аспект: Учебное пособие. — Екатеринбург, 2005.

4. Пучков А.А. Архитектуроведческие этюды. — Киев, 1996.

5. Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. — М., 1985. 

6. Бурцев А. Г. Семиотика в архитектуре: Учебное пособие. — Екатеринбург, 2007. 

7. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока: сб. статей. (Ред. Абаев Н.В.) – Новосибирск: Наука, 1990.

8. Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии: сб. статей. (ред. Герасимова Г.М.) – Новосибирск: Наука, 1980

9. Буддизм: словарь. (Абаева Л.Л. и др.) – М.: Республика, 1992.

10. Завадская Е.В. Эстетические проблемы старого Китая.

11.  Радугин А.А. Введение в религиоведение. - М.:Центр, 1996.

12. Жуковский В.И., Копцева Н.П.Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие.. — Красноярск: Красноярский гос.ун-т,  2005.

13. Н. Александрова. Географическое пространство в картине мира буддиста-паломника // Человек и Природа в духовной культуре Востока. — М.: ИВ РАН: Крафт+, 2004. 78

Ступы: символы Просветления Тартанг Тулку // Буддизм России. — СПб., 1999. — № 31.

14. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 2003

15. Короцкая А.А. Архитектура Индии раннего средневековья. М., 1964

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!