Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму



С детьми и с самим собой

Автор - Д. Е. Огороднов

 

1. «Жест - не движение руки, а движение души, - говорил Ф.Шаля­пин. Так и голос - не звук, а души выражение».

2. Выражай в голосе, прежде всего, свою доброту. Выражай её свободно, непринужденно.

3. Без непринужденности в работе голосового аппарата - ни шагу: без неё идёшь только назад.

4. На каждой тренировке сбрось сначала напряжённость. Добытую свободу - и в голосе, и во всем теле — ищи и храни до конца занятия, до конца... жизни.

5. Работай всегда активно. Активно и непринужденно. Активность проявляй особенно на сильной доле, на слабых -  расслабляйся.

6. Активно выдыхай. Вдыхай плавно, чутко. Как вдохнешь — так и запоешь.

7. Активно артикулируй гласные (на А рот открывай вверх ра­достно, на О - вниз с достоинством. Согласный ( ЛЬ) выполняй, как и вдох, с улыбкой. Улыбка - отдых. Ии Е пой всегда тихо.

8. Активно атакуй звук, но сразу расслабляйся и пой вольно.

9. Атака - ядро тембра, а в тембре, как в зерне, - все качества голоса. Голос формируешь уже тогда, когда атакуешь.

10. Школа атаки начинается на sta сс ato .

11. Но «поёт тот, кто поёт leqato » (т. е. протяжно), — говорил Э.Карузо.

12. Тембр как выразитель чувства проявляется на leqato только при непринужденном пении и «ели ты чутко слушаешь себя.

13. Чтобы слух следил за голосом, следи неотрывно за движением руки — указки. Рука и глаз дружны, как слух и глас. Слежение — это контроль и управление.

14. Точность показа по алгоритму научит не делать лишних движений. Мастерство - в экономии движений и усилий.

15. Хочешь работать перспективно - работай фундаментально. Фундамент голоса - внизу диапазона. Там же - кладовая тембра. Там же - свободная, выразительная артикуляция.

16. При этом никогда не форсируй, то есть не жертвуй тембром ра­ди пения выше или громче.

17. Работай ради будущего, повторяй себе и детям чаще: лучше меньше, да лучше.

18. Не забывай, что на уроке в каждом шаге, в каждом звуке долж­на быть, прежде всего, музыка, красота, творчество, образ.

19. Ты должен пробуждать и развивать в ребёнке художника-артис­та. Поэтому и сам будь артистичен. Инструменты артиста: голос, артикуляция и жест, и ещё — доброе сердце.

20. Класс - как маленький театр, а «сцена, по словам Станиславского, — увеличительное стекло. Применяй чаще сопоставление, контраст, гиперболу, делай во всём «из мухи слона». Тогда дети лучше почув­ствуют и поймут, где сильная, а где слабая доля, где выше, где ниже и где добро, а где зло.

21. Веди работу не спеша, доброжелательно и строго. Создай на уроке непринуждённую творческую обстановку. Играй в «школу», «концерт», «театр», «олимпиаду». Всё это способствует непринуж­денности и в пении, и в движениях.

22. Урок весёлый, как игра, но чтоб в конце не стало грустно, играй по правилам труда, играй по правилам искусства.

23. Одобряй в детях каждое верное, каждое доброе движение, вну­шай им уверенность в своих силах.

24. И песня на уроке - за честный труд награда.

25. Работа над песней — это продолжение работы над вокально-ла­довыми упражнениями, но на еще более высоком художественном уровне.

Применяй и развивай здесь все, что было добыто на упражнениях, Голос тогда расцветет новыми красками.

26. Песню не «разучивай», а  вокально  (тембрально)  озвучивай.

27. Рисуя тембром образ, образуешь голос. Используй для этого в каждом слове открытые гласные  ( У, О, А). Протягивай звук как можно дольше, до полного выявления тембра и проявления вибрато (если оно уже имеется в голосе). Любуйся теплотой и выразительностью звучания голоса.

28. Прежде, чем петь песню, подумай, что ты хочешь сказать людям, Каждым звуком, каждым движением выражай что-то, как требовал от певцов великий Артуро Тосканини.

29. Выражай чувство искренне и полно, делай это одновременно и голосом, и губами, и руками, - всем существом своим. Пой, высказывай, убеждай! Для этого тебе и дан человеческий голос.

30. Не забывай за песнями главного - самого человека. Думай не о количестве (и сложности) спетых песен, а  о  качестве  работы  голосового  аппарата  поющих.

31. В этом случае качество закономерно переходит в количество и обеспечит тебе в дальнейшем будущем не только обширный репертуар и несравнимо более высокий уровень его исполнения, но главное, - обеспечит высокую вокально-речевую культуру каждому исполнителю - эту основу музыкального и общего гармонического развития личности».


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!