Кризис в развитии монументальной



В эту эпоху господствовал реализм. Скульптура требовала определённой условности и идеализации. Поэтому действительно смелых идей скульпторы предложить не смогли. Поднималась крестьянская тематика в скульптуре в связи с тенденциями реалистического направления. Скульпторы часто обращались к сюжетности, историческому и бытовому правдоподобию, даже к иллюстративности. Часто их работы изобиловали подробностями в ущерб пластической выразительности. Это особенно касалось монументальной скульптуры. Тяжеловесные и величественные формы памятников трудно оценить по достоинству из-за множества деталей. Скульпторы добивались удачи, лишь отказавшись от монументальности.

Историческая скульптура. М.М. Антокольский.

Марк Антокольский в своём творчестве искал новые, не связанные с академической традицией методы трактовки жанровых и исторических тем. Наиболее значительные произведения скульптора на исторические темы, в которых отразились патриотические, гражданские устремления , его тяга к психологизации образа, к верности исторических деталей. Напряжённым драматизмом психологического строя отличается статуя "Иван Грозный" (бронза, 1871, Русский музей, Ленинград; мрамор, 1875, Третьяковская галерея). Образ дальновидного и решительного преобразователя России он создал в статуе Петра I (гипсовый экземпляр 1872 утрачен; бронза, Русский музей и Третьяковская галерея). Марком Антокольским исполнены также статуи "Нестор-летописец" (мрамор, 1889) и "Ермак" (бронза, 1891; обе — Русский музей). Ряд произведений Марк Антокольский посвятил морально-философским темам, которые трактовал в духе идеалов справедливости и правды ("Христос перед судом народа", бронза, 1874, Русский музей; мрамор, 1876, Третьяковская галерея; "Мефистофель", мрамор, 1883, Русский музей).

Анималистический жанр.

Известную роль в утверждении принципов реализма в противовес академическим шаблонам сыграли работы анималистов. Анимали́стика — жанр изобразительного искусства, главным мотивом и основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве. Анималистика сочетает в себе зоологические и художественные начал. Новый подход к изображению животных, отличный от академической стилизации, был подсказан прежде всего изучением натуры. В этом отношении заслуживают внимание даже такие еще очень робко сделанные дилетантские вещи с которыми выступали скульпторы на выставках в 60-ых годов, и особенно работы Е.А. Лансере.

Е.А. Лансере мастер конных групп и статуэток.

Лансере продолжает клодтовские традиции конных фигур, с которой прямо связано все последующие развитие анималистической и батальной скульптуры.

Статуэтки и группы Лансере принадлежат к пластике так называемых «малых форм» и в соответствии с духом времени носят жанровый характер, а позже склонность к романтическим эффектам. Для Лансере особенно типичные такие произведения, как «Тройка»(1869), «Крестьянин верхом»(1873), «Горец с верблюдом»(1875), «Ловля дикой лошади»(1878; все неоднократно отливалось).К этим жанровым сценкам надо прибавить некоторые былинные и исторические образы, вроде «Витязя»(1885) или «Святослава»(1886; Третьяковская галерея ).

В поисках интересных сюжетов Лансере постоянно путешествовал по стране, изъездил Кавказ, Украину, Среднюю Азию и т.д. Вместе с непосредственными впечатлениями народной жизни, которые были источником его реализма и определили национально-своеобразный колорит его лучших произведений, в творчестве Лансере есть и черты поверхностного этнографизма. Работы Лансере, распространившиеся в виде отливок из бронзы и серебра, были в свое время весьма популярны, хотя и не избежали однообразия приемов лепки и чеканки, которые особенно сказались в его настольных статуэтках.

А. Л. Обер

Известен как мастер мелкой анималистической пластики, отличающейся точностью передачи натурных наблюдений. Среди работ: конная группа «Киргиз, закуривающий трубку» (чугун, 1872), «Борзая с лисицей» (воск, 1879; бронза, 1881), «Бык-победитель» (воск; бронза, 1885), «Бурые медведи» (1893), «Бретонка (Женщина с курами)» (1898—1900), «Маска фавна» (эскиз декоративного блюда, 1900; все — тонированный гипс), другие работы. Создал большое число бронзовых, восковых и гипсовых фигур различных животных.

Был близок русскому символизму. К заметным произведениям русского символизма относится аллегорическая композиция «Бедствие» (1886), и работы -«фантазиих» — «Медуза-Горгона» (терракотовое декоративное блюдо, 1898), «Морское чудовище» (блюдо, керамика, 1898).

Среди монументальных работ А. Обера известны: фигура коня для памятника Богдану Хмельницкому в Киеве (памятник создан по проекту М. О. Микешина; установлен в 1888), декоративная скульптура для дома компании «Зингер» в С.-Петербурге (1902—04), скульптура для Бородинского моста в Москве (1912), памятник защитникам Полтавы и коменданту крепости А. С. Келину в Полтаве, (1909), два бронзовых медведя у входа в контору Механического завода К. Б. Зигеля в Санкт-Петербурге (1902)

5. Давайте повторим, что нового сегодня узнали. Вспомним, что же такое классицизм? Какая  была причина кризиса классицизма? Идея «рационально архитектуры» Красовского? Что такое историзм и эклектика? Какие новые типы построек появились в эту эпоху? Каких архитекторов вы запомнили и что они построили? Назовите одну из скульптур Антокольского? На чем специализировался Лансере? Какая скульптура Обера вам запомнилась?

6.Сегодня мы узнали что представлял собою кризис классицизма в второй половине 19 века, узнали о новых стилях и направлениях в архитектуре и скульптуре и познакомились с творчеством таких мастеров как: К. Тон, В. А. Шретер, А. А. Парланд, М. М. Антакольский, Е. А. Лансере, А. Л. Обер.

7.Ваше домашние задание: в гугл классе вы увидите атрибуцию по знаниям по этой теме. Нужно будет соотнести картинки с названиями и авторами. Это задание вы должны выполнить до следующего занятия по истории искусств. На этом наш урок заканчивается, всем до свидания.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!