Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.
ФИЛОСОФИЯ XIX – XX ВЕКОВ
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Трансцендентальная философия И. Канта
2. Диалектический идеализм Г. Гегеля
3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
4. Философия марксизма.
1.
ИммануилКант (1724-1804) основоположник Немецкой классической философии. Основные произведения – «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика).
Творчество Канта делится на два периода:
· докритический (1746-1770)
· критический (1770-1804).
В докритический период Кант занимался в основном космологической проблематикой, вопросами о происхождении и развитии вселенной. Он дал объяснение возникновению солнечной системы, опираясь на законы Ньютона. Космос (природа) не является неизменным внеисторическим образованием, а находится в постоянном движении и развитии.
Второй период творчества Канта связан с переходом от космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Философская система Канта называется критический или трансцендентальный идеализм
В «Критике чистого разума» он критикует познавательные возможности человека. В «Критике практического разума» разбирается природа человеческой нравственности. В этих работах он сформулировал основные свом вопросы: Что я могу знать? Что я должен знать? На что я могу надеяться?
|
|
Знания по Канту основаны на опыте и чувственном восприятии. Он подвергает сомнению истинность всех знаний человечества о мире, считая, что человек, пытаясь проникнуть в суть вещей, познает их с искажениями, которые исходят от его органов чувств. Таким образом, в начале нужно исследовать границы познавательных способностей человека. Он утверждает, что все наши знания о предметах – знания не об их сущности (вещь в себе), а лишь знание явлений вещи (как они обнаруживают себя нам). «Вещь в себе» оказывается неуловимой и непознаваемой. Позицию Канта называют агностицизмом (отрицание объективного познания).
Гносеология Канта основана на признании существования априорного знания. Трансценденталиями (переступать) называются доопытные сверхчувствительные понятия, которые познаются только интуитивно.
Способность к сверхчувствительному познанию называется трансцендентальной апперцепцией. Это значит, что человеку от рождения дана способность ориентироваться в пространстве и времени. Благодаря этому возможно постепенное накопление знания и переход от врожденных идей к идеям разумного познания.
Первой доопытной формой знания выступают пространство и время. Все, что познает человек - он познает в формах пространства и времени, но самим «вещам в себе» они не присущи. От чувств процесс познания идет к рассудку, а затем к разуму. Разум – это рассудок, перешедший границы опыта. Роль разума выше других познавательных способностей человека
|
|
На этапе познания мира человек через практический разум использует знания, полученные с помощью чистого или теоретического разума. Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще. Основой поведения является «автономная воля», а также правила или «максимы», вырабатываемые в обществе.
«Автономная воля» побуждает человека к поступкам. Основным регулятором поведения, ограничивающим волю людей является моральный закон или «категорический императив». Для Канта поведение человека должно основываться на трех «максимах»:
1. поступать согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.
2. в поступках исходить из того, что человек наивысшая ценность.
3. все поступки должны делаться на благо обществу.
Вся мораль в обществе должна основываться на соблюдении чувства долга. Человек по отношению к другим людям должен проявлять себя, как разумное, ответственное и неукоснительно-соблюдающее моральные правила существо.
|
|
Официально регламентированный государством и церковью мир, Кант не считает человеческим, т.к. он основывается на суевериях, обманах и пережитках животных влечениях человека.
Только общество, которое будет основываться на добровольном соблюдении моральных законов, может дать истинную свободу человеку. Кант выдвинул идею о вечном мире, основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны. Идеи Канта продолжал и развивал И.Г.Фихте
2.
Георг Гегель (1770-1831) - Основные произведения – «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории».
Содержание философской системы Гегеля: В основе всех явлений природы и общества лежит Абсолют, духовное и разумное начало – абсолютная идея, мировой разум, мировой дух. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа:
1) развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления» - «Логика», где идея раскрывает свое содержание в системе взаимно связанных и переходящих друг в друга логических категорий.
|
|
2) развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы – «Философия природы». Природа служит лишь внешним проявлениям саморазвития логических категорий.
3) развитие идеи в сознании, праве, нравственности, всемирной истории, т.е. в духе – «Философия духа». На этом этапе философская идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.
Философия духа расчленяется на три раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. (в самостоятельную работу)
Главное в творчестве Гегеля – диалектика как теория развития всего сущего и метод (способ) философского мышления и познания объективной действительности. Он ввел учение о диалектическом развитии, как качественном изменении, переходе старого в новое, от высших форм к низшим. Он открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире, создал систему категорий диалектики и открыл связь между ними: сущность, содержание, общее, необходимое, закон, явление, форма, единичная, случайная (они переходят друг в друга). Суть диалектического метода называется триадой.
Законы диалектики (триада):
1. закон перехода количественных изменений в качественные.
2. закон единства и борьбы противоположностей.
3. закон отрицания отрицания.
В сфере социально-философских концепций, наибольшее влияние на области философии государства и философии истории. Гегель выделяет 3 главные фазы истории человечества:
· восточная (форма деспотического правления),
· греко-римская (демократия и аристократия)
· германская (монархия).
Критерием деления выступает степень осознанности собственной свободы. Восток знал, что только один свободен (форма деспотического правления). Античный мир знал, что некоторые свободны (демократия и аристократия). Германский мир знает, что все свободны (монархия). Понятие свободы у Гегеля не существует без понятия закона. Везде, где есть закон, есть свобода. Свобода – это право подчиняться закону.
Принципом исторического развития является, согласно Гегелю, национальный дух. В каждом веке существует одна нация, которой вменяется в обязанность миссия провести мир через стадию диалектики, которой он достиг. В наш век, утверждает Гегель, это Германия. Но кроме наций огромное значение играют исторические личности мирового масштаба, в которых воплощена вся цепь диалектических переходов (Александр Македонский, Цезарь. Наполеон).
3.
Людвиг Фейербах (1804 - 1872) является представителем материалистического направления. Основные труды: «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего». Фейербах последовательный материалист и атеист. Он утверждал, что природа существует независимо от какого-либо сознания, она основа существования человека. Природа никем не сотворена и является причиной самой себя. Доказывая зависимость психики человека от его телесной организации, он понимал основной вопрос философии как вопрос об отношении души и тела, объявив свою философию антропологией, т.е. учением о человеке.
Человек – совершенное создание природы, телесное, природное существо, и только в этом качестве он способен созерцать и мыслить. Тело и дух – едины. Дух можно представить отдельно от тела только в теории. Вне человека никакого разума не существует.
Фейербах выступал и против положения о том, что причинность и закономерность природы конструируется разумом. Все обстоит наоборот: не рассудок диктует законы природе, а законы природы являются законами мышления.
Антропологический принцип в философии Ф. состоит в том, что он превращает человека (и природу как его базис) в единственный, универсальный и высший предмет философского рассмотрения. Не Бог создал человека по образу и подобию своему, а человек – Бога по тому же принципу. Бог есть то, чем человек хочет стать. Фейербах хочет заставить философию считаться и с «высоким», и с «низким» в человеке. Предлагает полюбить человека со всем его несовершенством.
4.
Диалектический и исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными К.Марксом и Ф.Энгельсомв середине Х1Х века.
Характерные черты:
1. Диалектический методрассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;
2. Исторический процесспонимается с материалистических позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс;
3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования. Марксистская философия состоит из двух частей:
Диалектический материализм
Исторический материализм.
Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.
В историческом материализмеключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис– это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка– это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе эф лежит определенный уровень производительных сил(средства производства+люди) и производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно- экономических формаций:
первобытнообщинная- крайне низкий уровень производительных сил, рабовладельческая- экономика основана на рабстве,
феодальная- экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян,
капиталистическая- промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих
коммунистическая- общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.
К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции (пролетариат – рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям»
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
ФИЛОСОФИЯ XIX – XX ВЕКОВ
1. Трансцендентальная философия И. Канта
2. Диалектический идеализм Г. Гегеля
3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
4. Философия марксизма.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!