Задание: выполнить конспект по теме лекции

Лекция 5 (2 часа)

Тема: Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству

Вопросы:

1. Основные дидактические принципы на уроках ИЗО

2. Характеристика различных методов обучения

3. Типы уроков

4. Методика проведения уроков коллективного творчества

 

Реализация основных дидактических принципов на уроке изо
Задача дидактики состоит в том, чтобы на основе знаний об объективном развитии учебного процесса выяснить, как на основе закономерностей его развития разабатываются правила и принципы обучения.кот.руководствуется учитель. Благодаря этим принципам происх.процесс соединения теорет. представлений и пед.практики.Принципы обучения в педагогике носят рекомендательный характер.

Принцип обучения: руководящие положения, леж.в основе обучения и опред.его содержание,методы и формы организации. Принципы-основные, исходные положения теории, науки,это основные требования к чему-то. Пед.принципы - это основные идее.следование кот.помогает наилучшим образом достигать поставленных пед.целей.

 

1)Принцип научности-путь обучения, оснв.на научных данных.

2)Наглядности-постоянное обращение к сами вещам и явлениям как к источнику познания.

3) Сознательности и активности,связи теории с практикой-усваиваемый материал должен быть подкреплен зрительным восприятием,практикой. учитель должен постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе для активизации работы учащихся на уроках тематического рисования – читают сказки, декоративного – показывают слайды с цветами и насекомыми. На практике видно, что ученики плохо усваивают материал, если не участвуют в его объяснении. Активизировать детей можно различными вопросами.

4)Прочности усвоения знаний-использование знаний возможно только при основательном овладении ими.

5)Систематичности и последовательности-постепенное систематическое накопление опыта и знаний в проц.обучения.
     6)Доступности и посильности- требует от педагога точно установить степень сложности и глубины освещения учебного материала, чтобы сложность соответствовала возрасту

 

Характеристика различных методов обучения
Основной формой учебно-воспитательной работы является урок, который должен отвечать ряду требований:

- наличие целей и задач;

- соблюдение дидактических принципов (воспитывающее обучение,принцип научности,наглядности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности и последовательности);

- постоянное обогащение школьников знаниями;- использование разнообразных методов занятий;

- диферецированный подход к детям с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
      Типы уроков:

- Урок сообщение школьникам нового материала;

- Урок повторения и закрепления знаний, умений, навыков;

- Урок выявления знаний школьников путем проверки;

- Урок смешанного типа.

Для каждого типа урока ИЗО характерна определенная структура:

- организация занятий;

- проверка домашнего задания;

- объяснение нового материала;

- самостоятельная работа учащихся;

- закрепление нового материала на подведении итогов урока-домашнее задание.

 

Методы обучения подразделяются на объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский. Обучение начинается с объяснительно-иллюстрационного метода, который заключается в передаче учащимся информации различными способами – зрительными, слуховыми, речевыми. Возможная форма этого метода это рассказ, демонстрация разнообразного наглядного материала. Для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, в основе которого лежит многократное воспроизведение действия. Его формы – упражнение, беседа, повторение, описание наглядного изображения объекта. Предполагается как самостоятельная работа, так и с учителем.

Метод обучения, направленный на самостоятельное решение творческих задач называется исследовательским. Сущность метода заключается в творческом добывании знаний и способов деятельности.
     Характерные особенности изо деятельности школьников младшего возраста
1-4 кл. в это время закладываются основы между жизненным опытом детей и изобразительной деятельностью. У школьников преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально чувственное восприятие. При обучении следует учесть, что приобрет. знания, умения и возможность их применения выступает не как цель обучения, а является Осн.средствами формирования худ.культуры.

Ведущей деятельностью для школьников становится учение,хотя еще присутствует игровая.Замысел рисунка как и его композиция может меняться в теч.работы.Ребенок рисует больше по памяти,че с натуры. Предметы для рис.с нат. Должны располагаться на белом фоне, позднее можно включать цветной,но он должен быть контрастным по отношению к предметам.Предметы располаг.чаще в фас и профиль.

Только к 10-11 годам у ребенка возникает возможность пространственного изображения. Особенности детского рисунка: -фризовость изображения (располаг.на 1 линии), -отсутствие загораживаемости,-цвет несет смысловую нагрузку, -падающие деверья и дома,-мелкие изображения,-прозрачное или ренгтгеновсткое изображ.-небо решается полосой,-солнце в углу листа.

 

Особенности методики организации и проведения уроков изо в младших классах.
В 1-м классе дети мотивизированы к изо.

Деятельности. Но это мотивизация может ослабеть или исчезнуть. Важно ее сохранить. Стадии развития изобразительной деятельности по Выготскому:
- доизоборазительная (в раннем детстве 1,5-3 года) ребенок просто оставляет след – линии, пучки, спирали. Меняется отношение к материалу, выбирает предпочтительно бумагу. Ребенок приобретает возможность рисовать то, что он хочет, замыкает линию.- бесформенные изображения, что-то похожее на реальность.- схематичные изображения.- стадия правдоподобных изображений.

Учитель должен помнить, что дети приходят с разными способностями и уровнем подготовки. Взрослые и дети рисуют по-разному, значит и оценивать их нужно по-разному, не делить на дар и бездарность. Важно научить правильно изображать, сохранить ценность детского рисунка.

Средний школьный возраст – аналитический этап развития. Ребенок относится к своей работе более требовательно, исходя из сформировавшихся знаний об окружающем мире. Этот возраст характеризуется противоречиями между развитием, обучением, перестройка мышления, восприятия. Дети видят, что их работы не соответствуют их желаниям, на основании чего рождаются споры в творчестве. Руководя учебной деятельностью ребенка необходимо улавливать то новое, что еще не сформировалось окончательно. Учебно-воспитательная работа должна немного опережать развитие.Предвидеть зону ближайшего развития. Процесс развития у учащихся протекает по разному, в связи с чем необходимо давать коллективные и индивидуальные задания.
        Методика проведения уроков коллективного творчества.
На уроках ИЗО в процессе коллект.деятельности ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее процесс общения,тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями,знаниями,умениями. Функции кол.деят-ти: -информационная (обмен познават.и чувствит.информацией);-контактная (готовность к приему и передаче информации);-перцептивная (восприятие и понимание);-развивающая (изменение личностных качеств). Т.о коллектюдеят-ть определяется как равноправное личностное взаимод. Учащегося, направл.на объединение общих усилий лоя достижения высокого уровня работы.

Формы коллективной деятельности:

1)Совместно-индивидуальная (участники сначала работают индивидуально, а на завершающей этапе создают общую композ.),

2) совместно-последоват. (принцип конвеера, когда результат одного зависит от действий другого).

3) совместное взаимод. (совместная работа одновременно всех участников,согласованной действий на каждом этапе).

Кол.деят-ть дает возможность: ученику реализовать и развивать свои способности ,расширить знания об окружающем мире;приобрести навыки проектирования;проявить организаторские умения;закрепить коммуникативные навыки;формировать способности к рефлексии (анализу). Педагогу развивать творческий потенциал;совершенствовать организаторские возможности;изучить классный коллектив;объединить учащихся, педагогов, родителей;управлять процессом развития личности школьника;развивать рефлексивные возможности.

Одним из наиболее популярных направлений в поиске методики организации процесса сотрудничества является деление класса на группы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Художественное сотворчество учащихся класса начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается её составлением из частей, фрагментов и обобщением.
Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определённого опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использование материалов и техники исполнения композиции. В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у учащихся совершенствуются опыт общения, умения сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценить результаты коллективного творчества.

 

Игровые технологии на уроках изо.
Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка. Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Основные функции игровой позиции педагога: гуманизация взаимоотношений педагога с детьми; повышение творческого потенциала коллективной деятельности; экономия нервных затрат педагогов и школьников; обеспечение гибкого поведения учителя. Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.

Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.

Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.

Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве.

Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу.

Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.По форме упражнения могут быть: изобразительными (рисунок, живопись, лепка); устными (ответы по теоретическим вопросам); письменными (анализ произведений искусства).
особенности проведения уроков изо в 8 классе.
Этот учебный год посвящается содержанию и языку двух видов конструктивных искусств-дизайну и архитектуре.

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок,явл. Рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объемной композиции одинаковы и для архит., и для дизайна. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка и жизненных функций.

Изучение этих тем опирается на материал предыдущих лет обучения ( три вида худ.деят-ти-изобразительный, декоративный и конструктивный).. 1 четверть посвящена изучению конструкт.искусств в ряду пространственных искусств. Так же на этом этапе изучаются особенности композиции как основы дизайна и арх.Во второй четверти изучается художественный язык конструктивных искусств (пространство,цвет,расположение,материалы). В третий четверти учащиеся изучают социальное значение дизайна и архитектуре в среде жизни человека. 4 четверть отводится изучению человека внутри дизайна и арх. (интерьер зданий, дизайн сада, мода,культыра дизайна одежды,знакомятся с понятием имиджа). При завершении курса учащиеся должны знать как анализировать произв.архитектуры и дизайна,какого место конструктинвых искусств в ряду пластических искусств, особенности образного языка дизайна и арх.;основные этапы развития. Учащиеся должны уметь: -конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать объекты,использовать ритм,цвета, объемы,динамику, создавать композиционные макеты, создавать архитектурные образы, использовать при работе разнообразные материалы.

 

Задание: выполнить конспект по теме лекции

Список интернет ресурсов:

  1. Библиотечная система ЭБС «Лань»

  2. Электронная информационно-образовательная среда организации (официальный сайт КИПУ).

  3. ЭБС «Лань» https://e.lanbook.com/

  4.ЭБС «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/

  5.ЭБС «БиблиоРоссика» http://www.bibliorossica.com/

  6.Электронный каталог Российской национальной библиотеки http://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/search.do

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!