II этап -эпоха первобытной общины



В этот период окончательно завершился процесс антропогенеза и сформировался человек современного вида - неоантроп, расширился ареал расселения, формируются три большие расы.

Первобытная община, явившаяся результатом развития человеческого стада в течение сотен тысяч лет, прошла, в свою очередь, ряд сменявших друг друга этапов развития производственно-хозяйственной деятельности и социальной структуры. Первые люди современного типа, жившие в период позднего палеолита (примерно 40-10 тыс. лет назад), занимались собирательством, охотой и рыболовством, владели орудиями из камня, дерева, кости. Основной ячейкой общинно-родового строя - первой в истории человечества социально-экономической формации - был род. Сохранился свойственный первобытному стаду коллективный характер труда, собственности на орудия труда, потребления продукта трудовой деятельности.

Смена позднего палеолита мезолитом (средним каменным веком) совпала со временем, когда на земле сформировались современный климат, растительность, животный мир. Датирование мезолита различно по отношению к разным регионам (например, Ближний Восток - 12-9 тыс. лет назад, а народы Европы - 10-7 тыс. лет назад. В мезолитическую эпоху появляются топор, лук и стрелы, рыболовная сеть и другие орудия, происходит приручение  животных. На грани мезо- и неолита (приблизительно 10-5 тыс. лет назад) начался постепенный переход к земледелию, скотоводству. Результатом явилась кардинальная перемена в жизни общества, характерная для неолита,- оседлость; произошел первый демографический взрыв.В эпоху бронзового века началось постепенное вытеснение каменных орудий изделиями из металла. В возрастающих масштабах осуществлялось общественное разделение труда,установились сравнительно широкие торгово-культурные связи, возникли раннеклассовые общества и древние цивилизации.

Неоантропы, или люди современного вида, жившие начиная с эпохи позднего палеолита (так называемые кроманьонцы), обладали развитым мышлением, способностью к абстрактным аналитико-синтетическим построениям. Это нашло выражение, в частности, в усовершенствовании технологии производства орудий труда, в установлении определенных закономерностей явлений природы и создании своеобразной концепции окружающего мира. У первобытного человека конкретные знания (в т.ч. медицинского характера), имеющие реальную основу, постоянно сосуществовали, переплетались с религиозно-символическими представлениями о мире. Тотемистические представления о родстве группы людей (обычно рода) с определенным животным (растением или явлением природы), которое давало имя роду, сложившиеся еще в стадах неандертальцев, в родовой общине стали основой всех моральных норм. В рамках тотемистических представлений развивались фетишистские (культ неодушевленных предметов и явлений природы, наделяемых сверхъестественными свойствами, отсюда амулеты, талисманы и т.д.) и анимистические (вера в существование душ и духов) взгляды, оказавшие большое влияние на первобытную медицину (идея подвижности духов способствовала утверждению возможности их переселения в другие предметы, в частности вселения в человека духов болезни).

Медицинские представления и медицинская деятельность развивались на основе прогресса хозяйственно-производственных, бытовых, социально-культурных и иных отношений, а также мировоззрения первобытного человека. Наиболее вероятно, что первоначально медицина была народной в буквальном смысле этого слова, однако еще на ранних стадиях развития родовой общины начинается процесс концентрации знаний о явлениях природы, болезнях, мерах их предотвращения, оказании необходимой помощи; внутри каждого рода формируется определенный круг лиц с все более суживающимися функциями, в которые входило и врачевание.

Первым врачевателем в человеческом обществе являлась женщина: добыча растительной пищи, опыт лечебного применения растений, естественно, передавался из поколения в поколение по женской линии, о чем могут свидетельствовать археологические находки изображений женщины.

По мере развития первобытного общества в медицинской деятельности все больше появлялось элементов профессионализма. С возникновением и развитием религии обособлялась группа служителей культа, которым приписывались тайные знания, в т.ч. функции врачевания. Т.о., истоки жреческой (храмовой) медицины, появились на стадии родового общества. Положительным следствием концентрации медицинских знаний и деятельности, ставших привилегией узкого круга лиц, было возникновение условий для более быстрого накопления эмпирических сведений о проявлениях, течении и исходе болезней, а также мерах их предупреждения и лечения.

Господствовавший мифологический стиль мышления обусловил распространение анимистических и демонологических представлений о причинах болезней, в соответствии с этими представлениями складывались принципы лечения - практика борьбы с демонами, включающая их устрашение, обман, задабривание, изгнание. Формой охраны от болезней служили различные амулеты и заговоры. Для изгнания демона болезни использовали также прием внутрь веществ, вызывающих отвращение.

Произведения устного народного творчества, зафиксированные в начальный период письменности, данные археологии и этнографии свидетельствуют, что медицина родового общества располагала многими рациональными средствами и приемами медицинской помощи:происходит становление акушерской помощи, расширяется опыт лечебного использования растительных средств, за счет включения новых лекарственных растений и переосмысления показаний к применению каждого из них,в лечебный арсенал входили также средства животного и минерального происхождения, различные манипуляции лечебного характера: широко использовались припарки и перевязки, массаж и натирание жиром, кровопускание, использовались минеральные воды, термальные и холодные источники и т.д.

Сравнительно высокого уровня развития в родовом обществе достигла хирургическая деятельность - извлечение костных осколков из мозга с обработкой костных краев раны, вправление вывихов, иммобилизация поврежденных конечностей, остановка кровотечений прижатием сосуда, а также с помощью золы, паутины или жира. Проводились ритуальные операции - обрезание, дефлорация. Имелись наборы хирургических инструментов из камня, кости, бронзы. Этнографические материалы позволяют предполагать возможность проведения ампутации конечностей и некоторых полостных операций.

Развивалась и народная гигиена. Умение восстанавливать силы для труда, защищаться от действия неблагоприятных условий окружающей среды, закрепленное в обычаях и ритуалах рода (племени), касалось разных сторон быта: устройства жилища, питания, одежды, правил личной гигиены, захоронения умерших и т.д.Важным гигиеническим приобретением первобытного человека стал навык хранения продуктов питания и воды в закрытых емкостях с использованием трав, обладающих свойством отпугивать злых духов, т.е. замедлять процессы гниения. В гигиенических и лечебных целях использовали бани, соединившие в себе «очистительные силы» воды и огня.

 В медицине первобытного обществаможно проследить начало той цепи наблюдений и открытий, которая путем накопления множества сведений и приемов рационального характера, осмысленных преимущественно в рамках мифологизированных представлений о мире, составила основу медицины древних цивилизаций.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!