Советское искусство 1941 – 1945 гг.



В 1945 г. в Польше в полуразрушенном Кракове была открыта небольшая выставка работ солдата 3. Т. Толкачёва (р. 1903)—худож­ника из Киева. Это были документаль­ные зарисовки, сделанные на служеб­ных бланках концентрационного лагеря Освен­цим, где фашисты замучили сотни тысяч мир­ных людей. Страшные своей правдивостью рисунки польское правительство представило как одно из свидетельств в деле о зверствах гитлеровцев. Один из польских литераторов писал тогда: «Работы Толкачева—это фрагменты, куски, отрывки трагедии. Это документ вели­чайшего в мире злодейства. Величайших стра­даний. Величайшего героизма».

Советское искусство 1941 —1945 гг.— это летопись народной войны, исторический до­кумент исключительной важности. Его основные черты — документальность и публицистичность: трудно было оставаться спокойным в эти гроз­ные для Родины дни.

Война началась внезапно, но уже букваль­но на следующий день на стенах домов, у при­зывных пунктов, на эшелонах, спешивших к ме­стам боев, появились первые плакаты Кукрыниксов. Б. Е. Ефимова и других художников. В опасное для страны время, как и в эпоху гражданской войны, плакат снова занял одно из ведущих мест в искусстве. На первых по­рах некоторые плакаты очень сильно напоми­нали те, что 20 лет назад звали под знамена Красной Армии. Так, одна из популярных ра­бот этих лет — «Родина-мать зовет» (1941) II, М.Тондзе, на которой изо­бражена женщина, призывающая сыновей защитить Отечество, по композиции и по цвету напоминала прославленный плакат Д. С. Моора «Ты записался добровольцем?», созданный в го­ды гражданской войны. Без огромного, высотой в пять этажей, плаката Тоидзе, вывешенного на улице Горького, невозможно представить себе Москву военных лет.

В течение первых месяцев войны на помощь признанным плакатистам пришли многие жи­вописцы, скульпторы и графики, которые рань­ше никогда не делали плакатов. Но сейчас это было главным, и художники занялись новым для себя делом.

В конце 1941г. по примеру «Окон РОСТА» были организованы «Окна ТАСС», над кото­рыми совместно работали известные поэты, ху­дожники и мастера художественной фотогра­фии...

Большую роль сыграли агитплакаты в осаж­денном Ленинграде. Плакаты выпускались и в других городах, при политуправлениях фрон­тов и армий.

История боев, фронтовой быт предстают пе­ред нами в произведениях военных художников студии имени Грекова. Эти художники ездили по фронтам, принимая участие в военных дей­ствиях, они воссоздавали в своих картинах сцены боев, образы героев-солдат.

Немало художников с первых дней боев пришли во фронтовые газеты. Многие вели свое­го рода изодневник. В тяжелые дни 1941 — 1942 гг., когда под Севастополем шли крово­пролитные бои, Л. В. Сойфёртис во время коротких перерывов между атаками и бомбежками зарисовывал в альбоме защитников города, героев-моряков.

 

Рассматривая противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской культуры с точки зрения таких категорий диалектики, как общее, особенное, единичное, можно отметить следующее:

- общее в культуре СССР характеризуется тем, что советская культура - закономерный этап развития отечественной культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или привнесены в нее предшествовавшими историко-культурными периодами;

- особенное в культуре советского периода заключается в том, что она не только выступает в качестве наследницы русской культуры, но и является главным реформатором социокультурных ценностей. Сохраняя основные черты русской культуры (дихотомичность, гибкость, адаптивность), которые находят отражение в развитии альтернативных культур (культура зарубежья, инакомыслие, диссидентство и др.) и народного творчества (художественная самодеятельность, народные промыслы и др.), советская культура создает новую духовность через столкновение великорусской, всероссийской и национальных культурных традиций (разрушение храмов, насаждение атеизма, уничтожение самобытных деревенских устоев и др.) или их искусственное объединение через подмену одной традиции другой (создание новой общности "советский народ", насильственные переселения и др.);

- единичное в советской культуре нашло отражение в развитии национальных культур народов СССР, в образовании общемировой системы социалистических ценностей, основу которой составляла советская культура, в обогащении и развитии мировой культуры выдающимися достижениями в области науки, техники, искусства.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!