Марш Черномора из IV действия

Урок 19

 

ТЕМА: Музыка в театре. Э. Григ . Жизненный путь.

Музыка занимает в театре видное место. Ещё в Древней Греции, более двух тысяч лет назад, музыка и пение сопровождали театральное представление.

Театральное искусство отличается от других видов искусства. Сюжет и характеры героев раскрываются здесь через сценическое действие, игру актеров. Опера и балет , драма и комедия, оперетта и водевиль – всё это различные виды (жанры) театрального искусства.

 

Э. Григ (1843-1907)

Григ родился в г. Бергене 15 июня 1843 года в музыкальной семье Александра Грига и Гезины-Юдифь. Все 4 детей в семье были музыкальными. Старший Джон учился на виалончели в Лейпцигской консерватории. Обе сестры играли на рояле. Эдвард самый младший в семье очень жадно впитывал мир музыки.

Норвегия красивая страна, хотя и с суровым климатом. Слушая рассказы матери о диковинных существах, населяющих горы, ( тролли, гномы, домовые в красных колпачках и др.)саги о викингах- полюбил их. В 7 лет стал ходить в школу. В 12 лет записал своё первое произведение Поворотным моментом в судьбе стала встреча с Уллем Буллем ( известным скрипачем), в 15 лет. Затем Лейпцигская консерватория ( основанная в 1843году). Как многие великие музыканты учился на произведениях мастеров, пропадая в библиотеке. Посещает концертный зал Гевандхауза, выступления Клары Шуман. Звучали Шуман, Шопен, Менднльсон. Роберт Шуман выпускает ,,Новую музыкальную газету,, В 1863г. – переезжает в Копенгаген . 1867- свадьба с Ниной Хагерут. В Копенгагене сдружился с Андерсеном, на его стихи он написал 15 романсов ,, Сердце поэта,, , ,, Люблю тебя,, , ,, Избушка,, , ,, В лесу,, . познакомисся с норвежским драматургом Ибсеном, Бьёрнсом( на стихи которого написал много песен )

Зародилась идея создания норвежской оперы, но не ладилось из-за отсрочки сюжета. Предложение от Ибсена о сочинении норвежских сцен к его пьесе ,, Пер Гюнт,, . Грига привлекли сцены норвежского быта, поэтичные образы природы и народной фантастики. Были написаны ,,Утро, В пещере горного короля, песня Сольвейг , Смерть Озе , Танец Анитры,,

 

 

                                          Урок 20

 

ТЕМА: ,,Пер Гюнт,, 1-я сюита( характеристика номеров )

Утро – картина прекрасного северного утра является прелюдией к происходящему . Оркестр прозрачен и прост ( струнные и деревянно-духовые) ясная и светлая мелодия построена на певучих оборотах народных пастушеских наигрышей, (флейты, гобои) голоса как бы перекликаются, звучность нарастает, в момент могучего ff ( кульминации) восходит солнце. Снова возвращается главная тема. Тихая, ясная музыка воссоздаёт покой раннего утра, она проникнута радостным мироощущением.

Смерть Озе – своего рода похоронное шествие большой драматической силы. Пьеса исполняется одними струнными – самыми теплыми и мягкими инструментами оркестра. Мощность звучания постепенно нарастает, доходя до трагической кульминации. II часть – мелодия построена на нисходящих интонациях, скорбные вздохи. Звучность постепенно угасает, завершая пьесу тончайшим пианиссимо (pp)

Танец Анитры – изящный, причудливый, завлекающий. В пьесе его танцует арабская красавица. Исполняется струнными с добавлением звенящих серебряных ударов треугольника

В пещере горного короля – носит мрачный, сказочно- фантастический характер. Через всю пьесу проходит тяжело топочущая тема норвежских горных чудовищ. Её исполняют сперва самые низкие инструменты виолончели, контрабасы и фаготы. ( в основе видоизменённая шотландская народная песня ). Мрачное и насмешливо-гротескное шествие духов тьмы развёртывается безостановочно, подобно лавине. Главная тема неизменна с наслоением разных голосов ( альты, скрипки, гобои, кларнеты) Постепенно звучность нарастает делая её громоподобной. Главная тема назойливо звучит в высоком регистре ( свистит флейта )весь оркестр в движении, слышны грозные голоса тромбонов и труб. Звучание достигнув огромной силы, неожиданно обрывается.

I сюита пользовалась огромной популярностью во всем мире . Через несколько лет пишет II сюиту: ,, Жалобы Ингрид , Арабский танец, Возвращение Пер Гюнта, Песня Сольвейг,,

 

 

                                          Урок 21

 

ТЕМА: Опера. Глинка ,, Руслан и Людмила,, ( общая харатеристика)

Опера представляет собой большое и сложное музыкально-театральное произведение. В её исполнении учавствуют певцы-солисты, хор, симфонический оркестр, танцоры. В опере соединяются различные виды искусства – театр и музыка, пение и танец, игра актёров и мастерство живописцев-декораторов.

Ведущее место в опере принадлежит музыке. Она является главным выразительным средством: раскрывает характеры действующих лиц, их взаимоотношения, передаёт напряженность действия, рисует картины, воссоздаёт комедийные или драматические ситуации. Благодаря прекрасной музыке великих композиторов опера заняла достойное место в ряду самых любимых народом видов искусства.  

Оперное произведение начинается обычно с оркестрового вступления – увертюры. Музыка увертюры подготавливает слушателей к предстоящему действию. Оперный спектакль разделяется на действия (или акты) и картины. В них чередуются, сменяя друг друга , песни, арии, ансамбли ( дуэты, терцеты, квартеты), хоры и танцы, самостоятельные оркестровые фрагменты. В их последовательности и раскрывается содержание спектакля.

Сюжетом для оперы чаще всего служит какое-либо литературное произведение. На его основе создаётся текст оперы- либретто. В зависимости от содержания оперы бывают – исторические, бытовые, сказочные, лирические.

 

Глинка ,, Руслан и Людмила,,

М. И. Глинке принадлежат две оперы- ,, Иван Сусанин,, ( историко-героическая) и ,, Руслан и Людмила,, ( сказочная) Опера ,, Р и Л ,, написана на сюжет одноимённой поэмы Пушкина.

Как и в народных сказках, преданиях, в опере Глинки действуют силы светлые, добрые и силы мрачные, злые. Руслан, Людмила, волшебник Финн вступают в борьбу с Черномором и волшебницей Наиной. В своей поэме ,, Руслан и Людмила,, Пушкин воспел людей сильных и мужественных, верных и добрых, воспел честность, справедливость и любовь. 

 

                                          Урок 22

 

ТЕМА: М. Глинка. ,, Руслан и Людмила,, . Разбор отдельных музыкальных номеров.

Сцена похищения Людмилы из I действия – сцена состоит из двух контрастных эпизодов. В первом , исполняемом только оркестром, нарисована фантастическая картина таинственного похищения Людмилы Черномором. Во втором эпизоде, где звучит ансамбль и хор, музыка выражает состояние оцепенения, которое охватило свидетелей этого волшебного события.

О всех событиях сцены повествует оркестр. Музыка звучит то грозно и зловеще, то таинственно и настороженно. Резкие и неустойчивые аккорды оркестра подобны ударам грома. Фантастичность события передана с помощью особых, необычных для того времени средств музыкальной выразительности. Грозно звучит нисходящая целотоновая гамма, рисующая зловеще-фантастический образ Черномора. В наступившей затем тишине в верхнем регистре возникает нежная и грустная мелодия флейты. Она передаёт печаль Людмилы, оказавшейся пленницей злого волшебника. За оркестровым эпизодом следует ансамбль и небольшой хор. В ансамбле участвуют Руслан, Ратмир, Фарлаф, Светозар. Квартет написан в форме канона. Гибкая и вкрадчивая мелодия, медленный темп и тихое звучание поющих голосов соответствуют смыслу слов и настроению участников ансамбля. А выдержанные звуки в сопровождении еще более подчеркивают состояние сосредоточенности и оцепенения.

Вступающий далее хор проникнут тем же настроением. Одиноко и печально звучит мелодия флейты, как бы напоминая о Людмиле и постигшем всех горе.

Рондо (ария) Фарлафа из II действия – раскрываются характерные черты его образа – трусость и бахвальство. Для показа музыкального портрета композитор выбрал несколько выразительных приёмов . Обычно хвастунишка много и быстро говорит – и композитор выбрал для арии очень быстрый темп. Вокальную партию, написанную для баса, насыщает виртуозными приемами, что напоминает скороговорку. Все это производит комическое впечатление.

Основная тема- напористая, стремительная, как бы ,, скачущая,, , с резко акцентированной первой долей в каждом такте:,, Близок уж час торжества моего,, Чередуясь с эпизодами эта тема несколько раз возвращается, тем самым образуя форму рондо ( с фр. Круг)

 

 

                                          Урок 23

 

ТЕМА: М. Глинка ,, Руслан и Людмила,, . Разбор отдельных номеров.

Ария Руслана из II действия – в поисках Людмилы Руслан оказывается на пустынном поле, хранящем следы давно минувшей битвы. Горестные раздумья охватывают его: О поле, поле, ….

Глубокие раздумья сменяются энергичным действием – витязь ищет меч, которым сразит Черномора: Дай, Перун, булатный меч мне по руке, …..

Вся сцена состоит из речитатива, напевного ариозо и быстрой арии.

Оркестровое вступление рисует печальную картину пустынного поля. Мелодия поднимается из глубины басов плавная, непрерывно льющаяся мелодия. Достигнув вершины, она вновь уходит вниз, погружаясь в тихие торжественные аккорды. Речитатив Руслана выражает мужественную скорбь. Его мелодия, сдержанная и благородная, похожая на тему вступления. ( О поле, поле ). Ариозо отличается от речитатива широко развертывающейся песенной темой, задушевной и величавой ( времен от вечной темноты). Её сопровождение постепенно обогащается и своими аккордовыми переборами перекликается с песней Баяна, чей образ возникает в ариозо( Быть может на холме немом)

Сцена завершается энергичной арией , в которой выражены воля и решимость витязя освободить Людмилу от злых чар волшебника. (Дай Перун)

Марш Черномора из IV действия

Злой волшебник Черномор- существо фантастическое. Он воплощает в себе коварство и жестокость, уродство и деспотизм. И музыка, характеризующая его в опере, необычна. Целотоновая гамма, которая звучала в сцене похищения Людмилы, - одно из средств обрисовки его сказочного облика. В отличие от других действующих лиц оперы Черномор нигде не поет. Его роль играет не певец, а артист, который лишь внешне изображает Черномора – в движениях, жестах и мимике.

Марш звучит удивительно ярко, красочно. Его исполняют два оркестра- симфонический и духовой. Духовой оркестр находится на сцене, где исполнители изображают музыкантов, сопровождающих шествие. Подобное сочетание двух оркестров усиливает звуковые эффекты. Марш построен на чередовании двух контрастных тем.

Первая , с которой начинается шествие, звучит резко, даже дико и производит устрашающее впечатление. Угловатой мелодии отвечают легкие аккорды в верхнем регистре. Сказочность музыки подчеркивается и ее ладовой неустойчивостью. Вторая тема – существенно отличается от первой. Если первая обрисовывает самого Черномора, то вторая- это скорее картина его волшебного царства. Музыка звучит здесь нежно, прозрачно, чарующе. Тихо позванивают колокольчики, вспыхивают и гаснут разноцветно переливающееся блики гармоний в высоком регистре.

 

                                          Урок 24

 

 

ТЕМА: Балет. П. И. Чайковский ,, Щелкунчик,,

Балет- это музыкально- театральное произведение, в котором обьединяются музыка, танец и сценическое действие. Как и в любом театральном спектакле, в балете есть сюжет, действующие лица. Все действия героев ( они думают, радуются, страдают) раскрыты не с помощью слов или пения, как в драме или опере, а танцевальными движениями под музыку. Кроме тацев большую роль в балете играет пантомима, т.е. немая актерская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия. В музыке любого балета танцы чередуются с музыкальными эпизодами, сопровождающими пантомиму.

Создателем русского классического балета явился Чайковский, автор ,, Лебединого озера,, , ,, Спящей красавицы,, . ,, Щелкунчика,,

Основой для балета ,,Щелкунчик,, послужила детская сказка немецкого писателя Э. Т. Гофмана об удивительных приключениях девочки Маши, которые приснились ей после веселого праздничного вечера новогодней елки. Как часто бывает в сказках , реальная жизнь переплетается с вымыслом и фантастикой.

Маша, ее брат ,их родители, гости ,старый фокусник Дроссельмеер- реальные персонажи балета. Щелкунчик, король мышей, игрушки и лакомства в царстве сластей- сказочные. Каждый из персонажей имеет свою музыкальную характеристику. Музыка Чайковского искренне и правдиво передает детские переживания, композитор находит богатые и точные выразительные средства, чтобы раскрыть мир детских грез и сновидений.

В балете 2 действия. События происходят зимой в канун Нового года.

В 1 действии происходят все реальные события и бой с мышиным королем. 2 действие балета происходит в волшебном царстве сластей.

 

 

                                          Урок 25

 

ТЕМА: ,, Щелкунчик,, Дивертисмент из 2 действия

Дивертисмент в балете или опере- это отдельный танец или целая вереница разнообразных танцев, которые не связаны непосредственно с развитием действия.

Характерная сюита ,, Дивертисмент сладостей,, сценически и музыкально выполняющий функцию чисто иллюстративную ,но ставшую высоким достижением симфонизма Чайковского. 6 характерных танцев сопоставлены по контрасту.

Быстрый темпераментный испанский танец, начинающий сюиту, сменяется томным медленным арабским, юмористический китайский- залихватским русским, несколько манерный и изящный,, танец пастушков,,- стремительным и шумным ,,танцем паяцев,,

Неповторимость и оригинальность тематизма, выразительность гармонического и тембрового колорита вносят в каждый танец свою особую черту.

Арабский танец ( Кофе)

Музыка нетороплива, с медлительной мелодией и однообразным аккомпаниментом, словно дышит зноем арабских пустынь. Пьеса целиком выдержана в одном характере. Тема танца изложена двухголосно в терцию. Ее плавное, будто ленивое движение напоминает задумчивую и заунывную восточную песню. Нежно и завораживающе звучит она у скрипок на фоне монотонного, слегка покачивающегося аккомпанимента. К концу танца мелодия постепенно переходит в нижний регистр, и последние звуки замирают в наступающей тишине.

Китайский танец (Чай)

Этот танец производит совсем иное впечатление- он живой, веселый и даже комичный. Его исполнители, как заводные куклы, все время подпрыгивают, кружатся, переворачиваются. Их движения четкие, острые.

В очень высоком регистре, резко, со свистом звучит мелодия у флейты. Стремительные взлеты, пронзительные трели, неожиданные скачки делают ее рисунок причудливым . А в сопровождении два фагота словно топчутся на месте, отрывисто постукивая в низком регистре. Такое контрастное сопоставление регистров и тембров производит комический, игрушечный эффект.

Танец пастушков

Один из самых изящных и грациозных номеров дивертисмента. В нем спокойный темп, умеренная звучность. Движения танцующих отличаются гибкостью и пластичностью.

Основная тема ( ре мажор ) имеет аккордрвое изложение. В мягком и светлом звучании трех флейт она кажется нежной, а стаккато придает ей изящество. В среднем разделе появляется новая тема. Она построена на легком и непрерывном движении шестнадцатых в терцию. Ее исполняют две трубы. Их звучность в фа- диез миноре оттеняет светлую, иажорную основную тему, которая возвращается в репризе.

 

 

                                     

                                          Урок 26

 

ТЕМА: Программно- изобразительная музыка.

Различным инструментальным произведениям, будь то маленькая пьеса или большая симфония, композиторы нередко дают названия, поясняющие их содержание. Название произведения помогает слушателям понять его содержание, а исполнителям- лучше выразить замысел автора. Оно служит как бы путеводителем для тех, кто слушает. Иногда, помимо названия, композитор дает произведению литературное предисловие – программу. В таких произведениях замысел композитора раскрывается не только средствами музыки. Говорит о нем также и название произведения или его программа. Это и есть программная музыка.

Правдивые и фантастические истории, картины природы и изображение птиц и зверей, герои известных сказок и произведений литературы нашли яркое воплощение в программных произведениях. Напр. Детском альбоме Чайковского, Детской музыке Прокофьева, Альбоме для юношества Шумана, Сенс-Санс- сюиту,, Карнавал животных,, . Увлекательное и красочное содержание арабских сказок ,, тысяча и одна ночь,, вдохновило Римского- Корсакого на создание большого произведения для оркестра и назвал его ,, Шехеразада,, - по имени главной героини сказок.

Рисуя в музыке картины природы, композиторы часто пользуются звукоизобразительными приемами. Ведь музыка может подражать звукам природы. Особенно удается передать в звуках голоса птиц. Для этого используют высокий регистр, форшлаги и тембры музыкальных инструментов. С помощью приемов звуковой изобразительности можно передать журчание ручейка и шум морского прибоя, шелест леса и раскаты грома. Использование приемов звукоподражания значительно расширяет выразительные возможности музыки, делает ее язык более образным и понятным.

Слушание:

 

                                          Урок 27

 

ТЕМА: М П. Мусоргский . ,, Картинки с выставки,, , ,, Избушка на курьих ножках,,

 Это одна из десяти фортепианных пьес Мусоргского, образующих цикл ,, Картинки с выставки,,

Цикл – это ряд пьес, связанных между собой общим содержанием.

Этот цикл композитор создал под впечатлением рисунков своего друга, художника и скульптора В. А. Гартмана.Каждая из пьес служит музыкальной иллюстрацией к какому-либо из его рисунков. Об этом говорят их программные названия: ,, Гном, Старый замок, Балет невылупившихся птенцов, Богатырские ворота , и т.д. В 1922 году французским композитором М. Равелем была сделана оркестровка произведения, что передало еще больший колорит миниатюр.

Пьеса ,, Избушка на курьих ножках,, навеяна рисунком Гартмана, на котором были изображены часы в виде избушки Бабы-Яги. В эскизе художника он увидел целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.

В пьесе три части. Первая и третья изображают полет Бабы-яги, а средняя- картину дремучего леса..

Музыка начинается с сильных и резких звуков, изображающих удары клюки Бабы-яги. Причудливо звучат акцентированные скачки на большую септиму. Впечатление чего-то фантастического , страшного далее еще больше усиливается. Полет Бабы-яги в ступе изображает стремительная неустойчивая тема. В ней угловатые, резко подчеркнутые скачки в басу и отрывистые аккорды с форшлагом в верхнем регистре. В вихре звуков вырисовывается энергичная, лихая мелодия дикой пляски. Но вот вихрь стихает. Баба-яга возвращается в свою избушку в дебри заколдованного леса. Начинается средняя часть  пьесы. Характер музыки здесь совсем иной – глухой, таинственный, настороженный. Более сдержанный темп, приглушенная звучность, контрасты регистров, угловатые скачки мелодии на фоне непрерывного тремоло.

Тремоло – это быстро многократное чередование двух звуков или созвучий.

Вскоре все умолкает и воцаряется зловещая тишина. Вдруг раздается громкий, резкий удар. Появляется тема полета Бабя- Яги. Начинается третья часть пьесы, ее реприза. В конце произведения пассажи ломанных октав внезапно обрываются где-то наверху: Баба-Яга словно взвилась в вышину ночного неба и исчезла.

Эта пьеса является одним из наиболее ярких воплощений в музыке народно-сказочных образов.

 

                                          Урок 27

 

ТЕМА: П. И. Чайковский ,, Времена года,, , ,, На тройке,, ( ноябрь)

Пьеса Чайковского для фортепиано ,,На тройке,, входит в его сборник ,, Времена года,, . Сборник состоит из двенадцати программных пьес – по числу месяцев в году. Каждая из них рисует какой-либо характерный образ или сценку из русской жизни и имеет свое название:

Январь – У камелька , Февраль- Масленица , Март – Песнь жаворонка , Апрель – Подснежник, Май – Белые ночи , Июнь – Баркарола, Июль – Песня косаря, Август – Жатва, Сентябрь- Охота , Октябрь – Осенняя Песня, Ноябрь – На тройке, Декабрь – Святки.

Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов.

На тройке

Картина заснеженной дороги и мчащейся по ней тройки- образ , излюбленный в русской поэзии и песенном творчестве. Как привольная и задушевная песня ямщика, звучит основная тема пьесы – широкая песенная мелодия русского склада. О бескрайних просторах полей, лесных далях, о русской зиме поется в этой песне.

В начале пьесы тема изложена очень просто – двухголосно в октаву с редкими аккордами сопровождения. После небольшого развития, в котором мелодия оплетается мягкими арпеджио, 

Тема вновь повторяется. Но теперь уже в полнозвучных аккордах с насыщенным аккомпаниментом: словно тройка приблизилась и песня ямщика зазвучала громче, энергичнее.

Иного характера средняя часть пьесы. Плавному и спокойному движению основной темы здесь противопоставлена веселая , задорная тема плясового склада. Композитор применяет звукоизобразительный прием. Отрывистые аккорды с форшлагами в верхнем регистре помогают ярче представить картину быстрой езды на тройке. В конце средней части пьесы слышится ровный и монотонный перезвон бубенцов. Так звучит в верхнем регистре непрерывающееся движение шестнадцатых стаккато. И на этом фоне появляется знакомая песенная мелодия основной темы – начинается – реприза. Но в отличие от первой части здесь все время сохраняется ощущение движения: песня ямщика сливается с перезвоном бубенцов и под их аккомпанемент звучит еще поэтичнее. Постепенно затихая к концу пьесы, тема перемещается в нижний регистр. Замерли последние звуки песни – тройка скрылась вдали.

В 3-х частном строении пьеса обращает на себя внимание значительно измененная реприза. И хотя в основе ее лежит первоначальная тема, однако характер звучности стал другим.

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!