Что представляете вы, когда слышите первый стих?



  • Странник идет по дороге вдаль.

Странник – человек, странствующий пешком, обычно на богомолье. (Словарь Ожегова).

  • Человек, наблюдающий жизнь и нравы людей, (а значит, вступающий в контакт с окружающим миром).
  • Путник – путешественник – странник.

Пилигрим (кн. уст.) – паломник, путешественник-богомолец, ищущий спасения и истины (контакт с Богом). Скиталец – бродяга – человек, вручивший свою судьбу неведомым силам.

Чем отличается странник от бродяги? (Идущий по дороге продвигается к цели, а бродяга ее не имеет).

Поэтический словарь стихотворения состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблемантичных слов, каким является слово «дорога».

Образ «идущего» имеет и другой устойчивый смысл.

Это знак не только контакта, но и знак внутреннего изменения.

Движущийся герой или возрождающийся, или погибающий. Дорога не отделима от движения во времени.

Но «один я» – противоречит состоянию контактности. «Я» изолировано от всего мира.

Лирическое «Я» не включено в поток временного развития – оно отвергает и прошлое, и будущее:

«Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть»

Герой вне времени.

Значит, вопрос о развитии снимается, а тем самым снимается и мотив дороги.

Дорога – это не мир лирического героя, а антимир.

Движение не есть форма бытия лирического героя.

Звуковой повтор – палиндром

один я на дорогу

одна – надо

закрепляет эту антитезу.

Итак, если говорить о горизонтальной организации художественного пространства, она снята.

Горизонтальное измерение сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость – в символическое пространство всей Вселенной.

Вертикальная организация пространства предполагает соотнесенность с образом неба, Бога или прикрепленность к земле.

Перечитаем первые 6 стихов, выделим наиболее характерные для Лермонтова приемы изображения природного мира.

  • Здесь нет сложных тропов.
  • Олицетворения «пустыня внемлет богу», «звезда с звездою говорит», «спит земля» усиливают впечатления тишины и покоя.
  • Предметные эпитеты «кремнистый путь», «сиянье голубое» помогают увидеть величие и красоту ночи.

Стремление к расширению поэтического словаря побуждало Лермонтова обновлять эпитеты, жертвуя созвучными, но избитыми определениями – «кремнистый путь».

А может быть, что-то другое хотел сказать поэт эпитетом «кремнистый»?

В. Брюсов. «Стихи пишут затем, чтобы больше сказать, чем в прозе»

Поэтическое слово живет не за счет своего основного значения, оно преобразуется в контексте.

С чем ассоциируется пустыня, которая «внемлет богу»? Вспомним пушкинские строки: «Духовной жаждою томим, в пустыне, мрачной я влачился».

  • Образ пустыни нарисован как возвышенный и одухотворенный, как символ величия и красоты мира.
  • Пустыня – место праведной, отшельнической жизни, где происходит духовное очищение человека, преодоление искушения.

Обращение к иллюстрации. Крамской «Христос в пустыне». Христос сам пошел в пустыню. Зачем?

  • Чтобы укрепить себя в вере. И только потом пойти проповедовать новое учение. 40 дней и ночей дьявол искушал Христа.
  • Лицо Христа измучено постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира.

Действительно, слово «пустыня» ассоциируется с возвышенными библейско–евангельскими мотивами. Это безмерное расширение значения слова и является его поэзией: безлюдье, одиночество, Бог.

Уточним цветовую характеристику и вызываемые ей ассоциации.

Голубой, золотой, белый – эмблемы Бога, христианства. Синий цвет – небесный цвет.

  • мечты
  • нежности
  • удаленности, недостижимости.

«Голубое сиянье» (любимый цвет Лермонтова) сообщает земному пейзажу космическую широту.

Мы видим грандиозную картину мироздания. И эта космическая картина никак не может быть бессмысленной и случайной.

Зачем она? Что хотел сказать этим поэт?

  • Небо и земля пребывают в вечной гармонии, и, может быть, на фоне этого еще острее ощущается одиночество лермонтовского лирического героя, мир его тревожных, мятежных чувств?

Величественный пейзаж не рассеивает душевные тревоги, а напротив, красота природы вызывает острее мучительный вопрос: почему человек не знает покоя.

Если в настоящей литературе нет мелочей, то каждое слово и каждый знак нужны. Первая часть стихотворения заканчивается на 6 стихе. На что указывает многоточие?

  • Незаконченность высказывания (тема природы резко и внезапно останавливается).
  • На многочисленность размышления.
  • Природа восхищала и притягивала Лермонтова, и вместе с тем он мучительно ощущал свою оторванность от нее.

Чье это мироощущение? (Романтиков)

А. Розанов: «Лермонтов – раб природы, ее страстный любовник, совершенно покорный ее чарам; и как будто вместе – господин ее, то упрекающий ее, то негодующий на нее... Бог, природа, «Я» (сам Лермонтов) клубятся в нем, и уже где вы этот ком не тронете – получите и Бога, и природу вслед за «я», или вслед за Богом является его «я»...

Вл. Соловьев: «...при всем своем демонизме, всегда верил в то, что выше, а лучше его самого, а в иные светлые минуты даже ощущал над собою это лучшее:

И в небесах я вижу Бога...

Это религиозное чувство, часто засыпавшее в Лермонтове, никогда в нем не умирало.

Откроем страничку «Лермонтовской энциклопедии» «Частотный словарь языка Лермонтова»

  ч с д п
Бог 589 168 274 126
Дорога 146 47 19 68
Путь 139 99 15 23
Пустыня 91 79 49 2
Звезда 124 106 3 13
Свобода 83 55 12 12
Покой 75 53 12 5
Борьба 51 29 12 9

ч – частота употребления слова
с – стихи
д – драматургия
п – проза

(не учтена частота употребления слова в письмах, планах, набросках).

Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины.

Это чутко воспринял и точно выразил Н.А. Бердяев. Он заметил, что вся наша литература 19 века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла и ужаса жизни для человеческой личности.

Самые лучшие из нас с детских лет одержимы страстным желанием охватить вширь и ввысь, и вдаль все человеческое бытие. Самые лучшие из нас вмещают в себя весь мир и отзываются трагическим звучанием на боль в этом мире. Страха не знало сердце поэта, но оно постоянно испытывало боль.

Перечитаем 7-12 стихи.

Отчего поэту «так больно и так трудно»?

Припомним еще раз лермонтовские болевые вихри.

  • Гибель любимого поэта Пушкина и жесточайшее наказание за справедливый протест против этого убийства.
  • «Ужасная судьба отца и сына:
    Жить розно и в разлуке умереть
    И жребий чуждого изгнанника иметь».
  • Чувство бездомья. Этого не могла преодолеть даже преданная любовь бабушки Е.А. Арсеньевой.

Ощущение бездомья, трагедия поруганного и более на земле невозможного Дома, оборачивается космичностью Лермонтова.

Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен...

Отыщите ключевые слова этих стихов.

  • В мире поэта нет свободы и покоя. Это главное. Это нужное, искомое состояние.

В одном из вариантов стихотворения было: «Я прошу свободы и покоя!»

В окончательном тексте поэт заменил его глаголом «ищу».

Сравним, как изменилось звучание строк.

  • Перед отъездом на Кавказ весной 1841 г. Лермонтов просил отставки. Слово «прошу» употреблено бы было в узком значении: свобода – отставка.

«Ищу» – это слово придает более широкий и глубокий смысл слову «свобода».

«Уж не жду от жизни ничего я...»

Когда и в какую минуту жизни могли вырваться из груди такие слова?

  • Страшно одиноко человеку.
    «И скучно, и грустно, и некому руку подать».
  • Нужно было много выстрадать, многое понять.
  • Поражает печальная безысходность и какое–то отчаяние.

Сознание бесполезности существования, вынужденного бездействия целого поколения (вспомните стихотворение «Дума») расширяется до космических границ.

Могло ли подобное горчайшее откровение вырваться у Пушкина даже в самые тяжелые минуты?

  • Нет. Пушкин – певец жизнеутверждения, счастья и любви.
  • Мир стихов Пушкина полон гармонии, и свет в его мире побеждает тьму:

 Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись –
В день уныния смирись.
День веселья верь настанет.

Согласны ли вы с высказыванием Белинского по поводу стихов «Уж не жду от жизни ничего я...»

«...в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувств. Нет нигде пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу»?

  • «Я ищу свободы и покоя». Пока человек ищет, он должен и может надеяться. Сомнения в возможность обретения внутренней свободы допустимы.

Со второй частью высказывания можно согласиться.

Идея свободы – центральная в философии романтизма. Воля и покой в ранней лирике – взаимоисключающие друг друга понятия.

В зрелой лирике ситуация изменяется: ищет покоя уставший от странствий листок.

В чем преодоление трагического разрыва лирического «я» с природой?

Перечитаем 3 часть стихотворения.

  • При всей тяжести существования («так трудно»), при всех ударах судьбы («так больно») лирический герой противиться «холодному сну могилы». Еще дремлют силы жизни в его груди, еще дорог ему сладкий голос песен.
  • Это не сон-смерть, а «сон-отдых». Если внимательно перечитать, то увидишь, что признаки «покоя» не загробные, фантастические, а земные, понятные: шум дуба, песня любви.

Обращаю ваше внимание на удивительную симметрию: вначале говорится о высоком космическом сне, в который погружена земля. К концу монолога – исповеди лирический герой стихотворения, трагически оторванный от земли, выражает желание приобщиться к этому сну спящего мира «Я б хотел забыться и заснуть...»

Стихотворение сцеплено и окружено с нами.

Как называется такая композиция?

Здесь зачаток, зародыш кольцевой композиции.

В первоначальном варианте стихотворения было: «Беспробудно я б хотел заснуть», а в окончательном – «Я б хотел забыться и заснуть». Снят мотив смерти.

Хотя... Какие еще есть мнения?

Как вы понимаете значение слова «забыться»?

  • уйти от внешней суеты;
  • впасть в состояние отрешенности, освобождения от жизненных забот;
  • освободиться от рефлексии.

Но «навечно» так заснуть?

Вот как отвечает на этот сложный вопрос известный ученый-литературовед М.Ю. Лотман:

«Я», ведущее жизнь, похожую на смерть, мечтает о смерти, похожей на жизнь. Это будет состояние, не имеющее ни прошедшего, ни будущего, лишенного памяти («забыться»), выключенное из цепи событий земной жизни («свобода и покой» – перефраз пушкинского «покой и воля»). И вместе с тем это будет смерть («навеки...заснуть»), не отнимающая полноты внутренней жизни («в груди дремали жизни силы»),, внутреннего движения («дыша, вздымалась тихо грудь»). И именно эта полнота устремленной в себя внутренней жизни превратит «я» в подобие мира, а не в инородное ему тело, и наделит его главным свойством природы – способностью к контактам. Именно здесь появляется голос, поющий о любви (а «я» «внемлет» ему, как пустыня богу), и символ бессмертия – дуб, соединяющий микрокосм – могилу – со Вселенной.

Стихотворение дает, таким образом, сначала несовместимость «я» и живого мира, затем уничтожения «я» и идеальное возрождение в новом виде внутренней полноты и органичности, подобной миру и поэтому способной вступить с этим миром в связь.

В этой мечте снимается антагонизм возвышенного мира природы и горькой человеческой жизни...

В мечте поэта соединяется счастье непосредственного ощущения жизни («чтоб в груди дремали жизни силы») и вечный образ природы. («Надо мной, чтоб вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел»).

И этот неосуществимый в злом мире союз человека и природы освещается «третьей силой» – любовью.

«Про любовь мне сладкий голос пел».

Ваше понимание этих стихов.

  • Поэт, произнося слово «любовь», не определяет ее точнее: любовь к женщине, к миру, людям.
  • Возможно, что Лермонтов имел в виду любовь к женщине, наиболее традиционное и обычное в поэзии.

Не о земной страсти грезит поэт, но о любви абсолютной – той, которая может исполниться в посмертном сне.

Поэтому еще здесь, на земле, сновидческий взгляд поэта силится различить в облике смертной женщины ангельские знаки: «сладкий голос пел».

Как реализована в стихотворении сема слова «зеленый», «дуб»?

  • Зеленый цвет традиционно – эмблема весны, возрождения, надежды, вечной молодости, жизни.
  • Дуб символизирует вечность, бессмертие.

Дуб соединяет микрокосм «я» со Вселенной, Высшими Мирами.

Вечность – освобождение от земного времени, это и бессмертие (неумирание, подобно постоянно зеленеющему дубу), и приобщение к вечной жизни Вселенной.

Анализ стихотворения дает ответ на вопрос, поставленный Дм. Мережковским: «Нет никакого сомнения в том, что Лермонтов идет от богоборчества, но куда – к богоотступничеству или богосыновству?..»

Весь пафос лермонтовского стихотворения «Выхожу один я на дорогу» состоит в поиске высшей гармонии, в стремлении преодолеть одиночество через восстановление утраченного единства с Богом. Этот пафос духовного восхождения пронизывает все творчества поэта.

И. Золотусский: «Что такое Лермонтов? Раненый ангел. Лермонтов, который пишет всю жизнь поэму «Демон». Он борется с демоном в самом себе. И как в поэме побеждает Ангел, который уносит душу Тамары, так и в Лермонтове в конечном счете побеждает Ангел.

Вспомните его «Выхожу один я на дорогу». Это его финал».

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!