ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



Министерство культуры Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный театральный институт»

 

 

                                                                                                            

 

                                                      

                                           УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________профессор С.Ф. Куценко

                                                                    «___» ___________ 2011 г.

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

(от истоков до первой трети XIX века)

 

 

Специальность     АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО

Квалификация: АРТИСТ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И КИНО

 

Форма обучения: заочная

 

 

Утверждена на заседании кафедры

                                                                            общих гуманитарных наук и театроведения                                                                                                         

                                                                               Протокол № 1 от 15 сентября 2011г.

                              

                                                                                                         Зав. кафедрой общих гуманитарных наук

и театроведения ____________доцент Родин В.О.

 

Ярославль

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дисциплины «История отечественной литературы» цикла ГСЭ (дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом) составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения и предназначена для студентов театрального института.

Методической основой для изучения программного материала является его раскрытие в доступной для понимания студентов форме и в широком использовании современных методов и средств обучения, компьютерных и информационных технологий; обеспечение реализации внутрипредметных и межпредметных связей; соблюдение преемственности изучения дисциплины по отношению к школьной программе и к дисциплинам вузовского цикла.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Целью изучения дисциплины «История отечественной литературы от истоков до первой трети XIX века» является формирование представления о специфике каждого из этапов развития отечественной литературы (древнерусская литература, литература XVIII века, литература первой трети XIX века) изучаемого периода и процессе ее становления от эпохи Древней Руси до 30-х гг. XIX века.

Задачи курса:

· дать представление об историко-культурном контексте, оказывавшем влияние на процесс развития русской литературы изучаемого периода;

· сформировать понятие о становлении, развитии и национальных особенностях средневековой (древнерусской) литературы, о специфике и динамике развития русской литературы XVIII и первой трети XIX вв.;

· сформировать представление о национальных вариантах основных литературных направлений, складывавшихся в литературе изучаемого периода: классицизме, сентиментализме, романтизме;

· показать динамику литературного процесса изучаемого периода как постепенный процесс обмирщения и европеизации исконно духовной русской литературы;

· сформировать понятие о личностной и творческой уникальности каждого писателя как продукта биографических влияний и влияний эпохи;

· познакомить с ключевыми, отражающими дух времени и особенности творческой манеры писателя произведениями.

 

Место курса в профессиональной подготовке выпускников.

Дисциплина (курс) «История отечественной литературы» является дисциплиной по выбору, устанавливаемой вузом цикла ГСЭ учебного плана.

Изучение дисциплины «История отечественной литературы от истоков до первой трети XIX века» предполагает тесное междисциплинарное взаимодействие с такими дисциплинами, как отечественная история, философия и культурология.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

В соответствии с государственными требованиями к уровню выпускника по общим гуманитарным и социально — экономическим дисциплинам в результате изучения дисциплины «История отечественной литературы от истоков до Н.В. Гоголя» студент должен

иметь представление:

· о специфике развития отечественной литературы на конкретном этапе: Древней Руси (X-XVII вв.), XVIII века, первой трети XIX в.;

· о логике развития отечественной литературы изучаемого периода в целом — от древнерусской литературы, к литературе XVIII столетия, до литературы первой трети XIX века;

знать:

· исторические и культурные события, оказавшие влияние на литературный процесс изучаемого периода;

· специфические особенности древнерусской литературы, русской литературы петровской эпохи, русской литературы середины и конца XVIII века, русской литературы первой трети XIX века;

· понятия классицизма, сентиментализма, романтизма, их национальную специфику и логику развития;

· личностные особенности каждого изучаемого писателя (где это возможно выяснить), особенности его творчества и индивидуального стиля;

· содержание и идейно-художественное своеобразие ключевых для творчества каждого автора и эпохи в целом произведений;

уметь:

· работать с исследовательской литературой и источниками;

· анализировать художественный текст с литературоведческой точки зрения;

· корректно использовать литературоведческую терминологию.

 

Решению указанных задач и подчинена организация учебной работы по дисциплине «История отечественной литературы от истоков до первой трети XIX века»

Курс включает в себя лекционную часть, семинарские занятия, а также часть, предназначенную для самостоятельной работы студентов.

Список лекционных тем и семинарских занятий, сопровождается указанием литературы.

В соответствии с учебным рабочим планом по окончании семестра проводится экзамен.

Методы проведения занятий

Форма проведения занятий выбирается преподавателем, исходя из содержания учебного материала. Тип занятия определяется его дидактической целью и содержанием. Для активизации интереса студентов к изучению литературоведческих и культурологических проблем рекомендуется использовать формы творческих заданий: написание реферата, подготовка сообщения, составление таблиц, схем, художественное творчество.

 

ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид занятий Всего часов
Общая трудоемкость ( по ГОС ВПО ) 90
Аудиторные занятия 16
Лекции 16
Практические занятия  
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа 74
Другие виды работы -
Форма итогового контроля экзамен

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы курса

Раздел I. «Древнерусская литература».

Раздел II. «Русская литература XVIII века».

Раздел III. «Русская литература первой трети XIX века».

Темы и краткое содержание

Раздел I. «Древнерусская литература».

 

Тема 1. Историко-культурный контекст, динамика формирования и развития и идейно-художественные особенности древнерусской литературы X - XVI вв.

       Христианизация Руси. Отсутствие знакомства с греческой светской литературной традицией. Церковно-славянский язык как литературный язык Древней Руси. Литературная ситуация: непризнание писательства как вида деятельности; каноничный, духовный и утилитарно-практический характер литературы; феномен апокрифа как инварианта художественного творчества. Жанровая система древнерусской литературы. Летописный жанр («Начальная летопись»), ораторский жанр («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника), агиографический жанр (Житие великомучеников Бориса и Глеба), жанр княжеского жития как оригинальный русский литературный жанр (Повесть о житии Александра Невского). Древнерусская литература московского периода (XV-XVI вв.): переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским; «Стоглав», «Домострой», «Четьи-Минеи», «Книга степенная царского родословия — энциклопедии московской культуры.

 

Тема 2. XVII век: проблема начала художественной литературы.

       Усиление и активизация процесса секуляризации русской литературы в XVII веке. Отчетливое тяготение к художественности в литературе XVII века (Легенда о Петре и Февронии — ее сходство с волшебной сказкой; «Повесть о Савве Грудцыне» — вариант повествования о русском Фаусте; «Повесть о Фроле Скобееве» — пример русифицированного фаблио). «Житие протопопа Аввакума» — первое произведение, написанное на русском (разговорном) языке. Появление первых литературных стихов (поэзия Симеона Полоцкого).

 

Раздел II. «Русская литература XVIII века».

Тема 3. Русская литература петровской эпохи.

       Формирование светской модели культуры как следствие реформ Петра I. Реформа шрифта. Рост числа издаваемых книг. Упор на практическую полезность издаваемой литературы. Книги, способствующие формированию новой культуры, нового мировоззрения, новых форм поведения: «Приклады, како пишутся комплименты разные», «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению». Лирика петровской эпохи. Формирование стиля индивидуальной лирики. Жанр гистории в литературе петровской эпохи («Гистория о российском матросе Василии Кориотском и прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли»).

Тема 4. Литература русского классицизма.

       Отличительные национальные черты русского классицизма. Философские основы классицизма, рационалистическая эстетика и поэтика. Иерархия жанров, идеологическая и этическая установки. М.В. Ломоносов. Личность и творчество. Филологические труды в области стихотворства и литературного языка. Эстетический манифест «Разговор с Анакреоном». Ода как жанр классицизма. Поэтика торжественной оды М.В. Ломоносова («Ода на день восшествия на престол…Елизаветы Петровны 1747 год»). Духовные оды М.В. Ломоносова. Личностная эмоциональная позиция поэта в трактовке высокой темы. Анакреонтика (бытовые аспекты авторского чувства). М.М. Херасков — глава русского классицизма послесумароковской поры. Идейно-художественное своеобразие «Россиады» Хераскова.

Тема 5. Литература русского сентиментализма.

       Истоки русского сентиментализма, философская основа. Эстетические установки, типология конфликта. Поэтика, специфика. Н.М. Карамзин – глава русского сентиментализма. Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника». Своеобразие жанра: синтез эпистолярного, очеркового, историко-публицистического начал. Герой – повествователь и автор. Повести Н.М. Карамзина как произведения сентиментализма. Историзм и субъективизм повествования. («Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь»). Духовные принципы писателя, выраженные в творчестве. Лирика русского сентиментализма: поэзия Н. Карамзина (эстетика и поэтика сентиментализма в лирике Н.М. Карамзина; концепция личности чувствительного человека, индивидуальная ценность внутренней жизни, способности к сопереживанию, к любви; «новый слог» Карамзина); поэзия И. Дмитриева (жанровое своеобразие лирики И.И. Дмитриева).

 

 

Раздел III. «Русская литература первой трети XIX века».

Тема 6. Литературная ситуация в России начала XIX века.

Проблема литературного языка в русской поэзии начала XIX века. Обилие поэтических школ и объединений: стиль легкой поэзии (К. Батюшков «Мои пенаты»); суггестивный стиль (творчество В.А. Жуковского), архаический стиль (деятельность «Беседы любителей русского слова»), литературное объединение «Арзамас».

Тема 7. Личность и творчество А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин — гениальный представитель русской культуры первой трети XIX века; создатель русского литературного языка. Творчество Пушкина как стремительное и гениальное овладение предшествующей литературной традицией, создание высокохудожественных образцов актуальных для современной поэту литературы, полное разрушение остатков классицистской эстетики, преодоление психологического барьера поэтического канона в творчестве, создание произведений, эстетически опережающих свое время. «Ядро» личности, обусловившее трагизм судьбы — осознание сверходаренности своей натуры и горчайшее чувство обиды, вызванное ощущением непризнанности и пренебрежением как человеком и поэтом. Романтические произведения Пушкина (поэмы «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник»), реалистические тенденции в творчестве («Евгений Онегин» — первый русский реалистический роман, реалистическая лирика).

Тема 8. Русский романтизм. М.Ю. Лермонтов как вершинная фигура русского литературного романтизма.

       Национальные особенности русского романтизма. Лермонтов — вершинная фигура русского литературного романтизма. Внутренняя противоречивость личности — застенчивость и пристрастие к романтической любви в ранней юности и светское донжуанство в более зрелые годы; разгульное поведение в годы учебы и храбрость в военных экспедициях; пристрастие к поэзии и нежелание позиционировать себя литератором. Специфика творчества: параллельное сосуществование пессимистичной и гармоничной линий; переплетение романтических и реалистических тенденций.

Тема 9. Личность и творчество Н.В. Гоголя.

Особенность личности — крайнее честолюбие, стремление к славе, ощущение неудовлетворенности писательских амбиций в молодые годы. Осознание себя главой русской литературы и своей великой миссии (воскресить морально погрязшую в грехах Россию) после смерти Пушкина. Гоголь как сексуальный феномен (отсутствие женщин в его жизни), влияние этой особенности на творчество. Романтические элементы в творчестве Гоголя («Портрет», «Майская ночь, или утопленница», «Невский проспект»); специфика реализма Гоголя («Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Мертвые души»). Особенности стиля Гоголя.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!