Скульптура в храмах и погребениях.



До наших дней дошло огромное количество различных типов скульптурных изображений. Скульптура в Древнем Египте была частью ритуала, имела своё специальное назначение. Все скульптурные изображения фараона, помещенные в его захоронение или заупокойный храм, должны были обеспечить сохранность его бессмертной души в загробном мире. Если мумию уничтожали, то именно скульптурное изображение должно было стать вместилищем души. Потому и скульптурных копий было несколько, на случай, если и они будут уничтожены.

В эпоху Древнего царства скульпторы стремились к максимальному портретному сходству с оригиналом, чтобы после смерти душе было легче найти гробницу покойного. Такую статую помещали в гробницу в специальную нишу, она становилась вместилищем души умершего.

Вся египетская скульптура исполнялась согласно «канону», т.е. в соответствии с определёнными, чёткими правилами. Существовало два положения скульптуры – в положении сидя или стоя, с выдвинутой вперёд ногой и прижатыми к телу руками. Статуя всегда исполнена спокойного величия и отрешенности. Статичное, застывшее положение тела, - изображение не живого человека, а его души, отправившейся в путешествие по загробному миру. Встречаются статуи с инкрустированными полудрагоценными камнями глазами, смотрящими в вечность.

Изображения фараона, в отличие от всех прочих портретных статуй, всегда идеализированы, - он всегда молодой, подтянутый, здоровый и безмятежный, прекрасный и величественный бог. Фараон всегда изображался с определёнными атрибутами:

1. клафт – полосатый платок с треугольными концами, спускающимися на плечи.

2. немес – головная повязка.

3. короны – белая корона Верхнего Египта в форме кегли, и красная корона Нижнего Египта, похожая на укороченную трапецию с высоким выступом сзади и длинным закруглённым выступом.

4. урей – изображение священной кобры, хранительницы царской власти, покровительницы Нижнего Египта. Иногда можно встретить парное изображение урея-кобры и головы грифа – изображение богини Нехебт, покровительницы Верхнего Египта.

5. хепреш – непарадный головной убор.

       

Илл. 11-12 Статуя фараона Хефрена (Хафра). 27 в. до н.э.

Статуя фараона Хефрена выполнена из очень твёрдого камня – чёрного диорита. Фараон представлен в характерной торжественной позе, сидя на троне с прижатыми руками. Лицо фараона безмятежно, взгляд устремлён в вечность. Голову фараона бережно обхватывают крылья бога Гора (Хора), чьим земным воплощением являлся сам фараон. Такое изображение символизирует покровительство и защиту высших сил и особый божественный статус власти фараона.

Илл. 13  Статуя вельможи Каапера (сельский староста) из гробницы Каапера в Саккаре. 27 – 26  вв. до н.э. V династия.  Дерево.

 

Илл. 14-15  Статуя писца Каи из гробницы в Саккаре. 27 – 26 вв. до н.э. V династия.

 

      

Илл. 16-17  Статуя зодчего Хемиуна. 27 в. до н.э. IVдинастия.

Все другие скульптурные изображения служащих, - вельмож, архитекторов, писцов, жрецов и других важных лиц государства в эпоху Древнего царства выполняли в натуралистичной манере. Скульптор старался передать характерные особенности портретируемого, черты его лица, конституцию тела, и даже некоторые черты характера. Перед нами уже не обобщенный образ идеализированного богочеловека, а реальный, впечатляющий образ современника великих пирамид.

Кроме собственно каменных статуй и деревянной скульптуры в Древнем Египте выполняли скульптуру из гипса, глины и раскрашивали её.

    

Илл. 18-19 Статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет из гробницы в Мейдуме.

28 в. до н.э. IVдинастия.

Перед нами скульптурная группа, которая должна была занять свои ниши в царской гробнице, где они и были найдены. Скульптура выполнена из камня, покрыта грунтом и раскрашена. Исключение составляют глаза супругов, они были инкрустированы, что «оживляло» каменное изваяние. Фигуры сидят в характерных позах на тронах, руки прижаты к телу, ноги и ступни сомкнуты. По традиции мужскую скульптуру раскрашивали в яркий кирпичный цвет, а женскую – в белый или светло-жёлтый. Краски изготавливались на основе минеральных порошков и секрет их изготовления утерян.

Кроме круглой скульптуры в Древнем Египте особой популярностью пользовались скульптурные изображения на плоскости, - рельефы. Они могли быть выпуклыми, плоскими или, наоборот, врезными, углублёнными, - горельеф. Чаще всего такие изображения раскрашивались в том же стиле, что и широко распространенные настенные росписи. При выполнении всех этих изображений использовался традиционный приём плоскостного изображения фигур: ноги и лицо фигуры изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища в полуразвороте. Стоит помнить, что все виды работ выполняли разные мастера-художники. Рисунок наносил один мастер, вырезали специально обученные мастера работ по камню, раскрашивали уже третьи.

В таких изображениях хорошо видна главная особенность египетского искусства – доминирующую роль в изображении играет линия, контур. Рельефы разворачивались один над другим в несколько рядов-регистров, которые иногда сопровождались иероглифическим текстом. Так как эти изображения помещались в гробницах, то имели ритуальный характер и содержание. Там могли быть изображены сцены из так называемой «Книги мертвых», различные виды сельскохозяйственных работ и строительства, рабы и слуги на полях и в садах, охота фараона, приношение даров богу или фараону, загробные пиршества и концерты с музыкантами и танцовщицами, сцены из мифов и легенд, изображения фараона в обществе различных богов. В таких многофигурных сценах главное действующее лицо, которым чаще всего являлся владелец гробницы, выделялся размером.

 

   

Илл. 20-21  Рельефы со сценами охоты на крокодилов и гиппопотамов из гробницы Мерерука в Саккаре. 28 в. до н.э.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!