Значение средневековой теологической философии:

Словарь:

Христианство, теология, неоплатонизм, дуализм, «град Божий», «град Земной», судьба, свобода воли, источник морали, благодать, вера, любовь, зло, космология, суфизм, цель суфия, патристика, схоластика, добродетель, реалисты, номиналисты, иезуиты, пантеизм, скептицизм, гуманизм.

1. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего сущест-вующего начала, а весь окружающий мир - Его творением.

Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Август Блаженный (354 — 430), Боэций (480 — 52"4), Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 - 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1l09), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (1285 — 1349).

Основные черты средневековой философии:

Теоцентризм - главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог;

Креационизм - изучению космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога. Человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой, подчеркивалась божественная сущность человека;

• провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

• выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

• выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на себя грехов всего человечества;

 

• мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

2. Основополагающими догматами средневековой философии являются догмат творения и догмат откровения.

Согласно догмату творения:

Ø Бог сотворил окружающий мир из ничего;

Ø творение мира есть результат акта Божественной воли;

Ø мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

Ø единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

Ø Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

Ø подлинным бытием является только Бог;

 

Согласно догмату откровения:

Ø мир можно познать, только познав Бога

Ø Бог разрешил познать себя (дал информацию о себе) через откровение — Библию;

 

 

 

Ø единственный способ познания Бога и всего сущего — толкование Библии;

Ø Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека — вере.

 

3. Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла.

Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:

- Окружающий мир всецело сотворен Богом

- Бог является носителем и сосредоточением Добра и справедливости; следовательно, окружающий мир изначально наполнен Добром; зло в мир приносит дьявол

- В мире идет постоянная борьба между Добром и злом, но поскольку мир-творение Бога, то Добро одержит победу над злом

4. Средневековая теологическая философия, в отличие от античной, практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако то, что древнегреческие философы (например, Аристотель) считали единой сущностью — бытием, теологическая философия разделяет на:

• бытие (существование) — экзистенцию;

• сущность — эссенцию.

 

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).

Эссенция (сущность) характеризует вещь.

5. Схоластика — господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

Название "схоластика" произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище "Философия — служанка богословия").

Для схоластики характерно восприятие Библии абсолютной истины.

Схоласты подразделяли знание на два вида:

1. сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);

2. естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек "расшифровать" из текста Библии, как он понял идеи Бога).

 

В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально-логическая сторона религиозного учения.

В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления — номинализм и реализм.

Реализм — направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие — универсалии. 

 

Номинализм (от лат. потеп ;— имена) — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей.

Значение средневековой теологической философии:

• Стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени;

• сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;

• способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология — са-мостоятельное учение о познании);

• способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

• положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии

• пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;

• выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом.

 

Задание 1. Прочтите материалы учебника по теме, другие информационные источники.

 

Задание 2. Сравните взгляды античных и средневековых философов, заполнив таблицу:

 

Линии сравнения Аристотель Платон Августин Блаженный Фома Аквинский
Главный философский интерес        
Представление о Боге        
Представление о человеке        
Идеи о государстве и обществе        
Теория познания. Что такое истина?        
Представление о природе        

 

Норма времени: 2 часа

Критерии оценивания: правильность, точность, полнота ответов и заполнения таблицы, своевременность и самостоятельность выполнения работы.

Рекомендуемые источники информации:

1. Волкогонова О. Д. Основы философии: учебник / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018. — 480 с.

2. Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 288 с.

3. Канке В. А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М: Логос; Высшая школа. 2015. – 288 с.

4. Кохановский В.П., Матяш Т.П. и др. Основы философии: учебник для СПО. – М.: Кнорус, 2018. – 240 с.

5. Спиркин А. Г. Основы философии: Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2016. – 392 с.

6. Образовательные ресурсы Интернета.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!