Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы



1. Интернет-адрес сайта курса: http://spbftu.ru/academy/institutes/OENGO/cafedra/filos/study/

2. Любомиров, Д. Е. Философия: введение в историко-философский раздел: учеб. пособие / Д. Е. Любомиров, О. В. Сапенок. – СПб.: СПбГЛТА, 2011.

3. Любомиров, Д. Е. Философия средних веков: учеб. пособие /
Д. Е. Любомиров. – СПб.: СПбГЛТА, 2009.

4. Любомиров, Д. Е. Философия: метод. указания по организации самостоятельной работы для студ. всех спец., направ. и форм обучения /
Д. Е. Любомиров, С. О. Петров, О. В. Сапенок. – СПб.: СПбГЛТА, 2010.

Доступные ресурсы сети «Интернет»

1. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс] / Официальный сайт; Web-мастер компания Binardi – Электронные данные. – М., 2010 – Режим доступа: www.e.lanbook.com, раздел СПбГЛТУ, свободный. Загл. с экрана. – яз. рус.

2. http://filam.ru/sait.php

3. http://gumfak.ru/filosof.shtml

 

 

Словарь основных понятий

 

АГНОСТИЦИЗМ – философское учение, отрицающее познаваемость мира.

АНИМИЗМ – одушевление всего существующего, черта древнего (архаического) сознания.

АКСИОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий ценности и ценностное отношение человека к миру.

АНТРОПОМОРФИЗМ – свойственное архаическому сознанию наделение природных и надприродных (боги, духи) объектов человеческими чертами.

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – процесс происхождения человека и общества.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – философское мировоззрение, ставящее человека в центр мира и философских размышлений, основная черта ренессансного гуманизма.

БЫТИЕ – философская категория, обозначающая: а) все существующее, в отличие от несуществующего (НЕБЫТИЯ); б) исходное начало
и основание мира.

ВОЛЮНТАРИЗМ – а) в онтологии – философская концепция, утверждающая в качестве первоосновы мира волевое начало; б) в социальной философии – теория, отрицающая общественные законы и абсолютизирующая роль человека в истории (противоположна ФАТАЛИЗМУ).

ВРЕМЯ – философская категория, обозначающая отношения длительности, следования друг за другом процессов, событий.

ГНОСЕОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий процесс познания; (его синоним – ЭПИСТЕМОЛОГИЯ).

ГУМАНИЗМ – философский принцип, утверждающий свободу и достоинство человека в качестве высшей ценности общества.

ДВИЖЕНИЕ – философская категория для обозначения любого изменения чего-либо.

ДЕИЗМ – философское учение, допускающее Бога как первопричину мира, но не признающее его влияние на развитие мира в дальнейшем.

ДЕТЕРМИНИЗМ – философская концепция, утверждающая всеобщую закономерность и причинную обусловленность явлений природы
и общества (ему противоположен ИНДЕТЕРМИНИЗМ).

ДИАЛЕКТИКА – теория развития и всеобщей связи явлений и процессов, а также вытекающий из нее универсальный метод познания, требующий рассматривать любой объект в развитии и взаимосвязи с другими объектами.

ДУАЛИЗМ – философская позиция, признающая наличие двух независящих первоначал мира (субстанций), как правило, материального и духовного.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА – единство многообразия всех видов духовного освоения действительности, способ общественной жизнедеятельности, связанный с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей людей.

ИДЕАЛИЗМ – одно из главных направлений в философии, признающее первоначалом мира (его субстанцией): а) сознание (чувства, эмоции, духовность) отдельного человека – СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ;
б) нечеловеческий духовный фактор (например: Абсолютная идея или мир идей) – ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ.

ИНДИВИД – единичный человек как представитель человеческого рода.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – уникальное сочетание природных, социальных и духовных качеств, присущее конкретному человеку.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, утверждающее
в основе существующего неразумное начало (например, переживание или волю), из чего следует главенство противопоставляемых разуму способов познания мира (божественное откровение, интуиция и т. п.).

ИСТИНА – знание об объекте, соответствующее действительности.

КУЛЬТУРА – специфический способ бытия и деятельности человечества, ядром которой выступает созданная им система ценностей.

ЛИЧНОСТЬ – характеристика человека как члена общества, наделенного самосознанием, свободой и ответственностью.

МАТЕРИАЛИЗМ – одно из главных направлений в философии, считающее материю (природу) единственным первоначалом мира (субстанцией).

МАТЕРИЯ – философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, т. е. существующего вне и независимо от сознания.

МЕТАФИЗИКА – а) противоположный ДИАЛЕКТИКЕ философский способ познания мира, признающий последний качественно неменяющимся и состоящим из несвязанных друг с другом объектов; б) синоним философии по традиции, идущей от Аристотеля.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система представлений человека о мире и своем месте в нем.

МИФОЛОГИЯ – первый исторический тип мировоззрения, свойственный древней культуре и представляющий мир в образно-символической форме преимущественно как результат деяний богов и героев.

МОНИЗМ – философская позиция, признающая единственное первоначало мира (субстанцию).

НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, особенностью которой выступает умозрительное (т. е. основанное не на конкретных знаниях,
а преимущественно на рассуждениях философов) рассмотрение природы
в ее целостности.

НАУКА – сфера человеческой деятельности, осуществляющая выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о мире.

НЕОТОМИЗМ – официальная философия современной католической церкви, берущая свое начало от Фомы Аквинского (XIII в.) и стремящаяся примирить догматы христианства с положениями науки и разума.

НОМИНАЛИЗМ – направление в средневековой схоластике, признающее реально существующими только единичные вещи, а общие понятия (универсалии) – лишь придуманными людьми именами для их обозначения.

ОБЩЕСТВО – совокупность людей, связанных между собой экономическими, политическими, моральными и т. п. отношениями; исторически сложившаяся форма совместной жизнедеятельности людей.

ОНТОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий бытие (существующее) в его наиболее фундаментальных проявлениях.

ОТРАЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материальных объектов воспроизводить в процессе взаимодействия особенности друг друга.

ОТЧУЖДЕНИЕ – превращение человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную и даже враждебную своему создателю силу.

ПАНТЕИЗМ – философская теория, отождествляющая Бога и природу.

ПАТРИСТИКА – первый этап (II–VIII вв.) развития средневековой философии, характеризующийся становлением христианского мировоззрения на основе теоретического осмысления Священного Писания.

ПЛЮРАЛИЗМ – философская позиция, признающая множество самостоятельных начал бытия (субстанций).

ПОЗИТИВИЗМ – течение в западной философии, считающее единственным источником подлинного (позитивного) знания науку и на этом основании отрицающее философию как особую отрасль знаний. В ХХ веке представлен в форме НЕОПОЗИТИВИЗМА, ориентированного на анализ языка, методов и результатов науки средствами математической логики с целью их очистки от философии, и ПОСТПОЗИТИВИЗМА, исследующего развитие науки в контексте культуры.

ПРАКТИКА – способ взаимодействия человека с окружающей его природной и социальной действительностью путем ее активного и целенаправленного преобразования.

ПРОГРЕСС – направление развития (в том числе и общественного), восходящего от менее совершенного к более совершенному состоянию.

ПРОСТРАНСТВО – философское понятие, обозначающее отношения протяженности, структурности и взаиморасположенности материальных объектов.

РАЗВИТИЕ – система необратимых, направленных, качественных изменений объекта, осуществляемых преимущественно под воздействием внутренних сил.

РАЦИОНАЛИЗМ – направление в теории познания, согласно которому основным источником и средством истинного познания является разум.

РЕАЛИЗМ – учение в средневековой схоластике, согласно которому общие понятия (универсалии) существуют объективно, то есть до и независимо от обозначаемых ими единичных вещей (например, в сознании Бога).

РЕЛИГИЯ – исторический тип мировоззрения, рассматривающий все существующее как результат деятельности сверхъестественного начала (божества или божеств).

РЕЛЯТИВИЗМ – философская позиция, абсолютизирующая относительность (условность, субъективность) результатов человеческого познания; противоположен ДОГМАТИЗМУ.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – процесс освобождения общества и культуры
(в целом или их отдельных областей) от диктата религии и церкви.

СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, признающее чувственные восприятия человека доминирующим источником достоверных знаний о мире.

СОЗНАНИЕ – свойственная человеку высшая форма отражения реальности и организации внутренней духовной жизни.

СУБСТАНЦИЯ – первооснова, первоначало, сущность всех вещей
и процессов.

СХОЛАСТИКА – второй этап (XI–XIV вв.) развития средневековой философии, характеризующийся стремлением церкви примирить веру
и разум в целях подкрепления христианского учения рациональными основаниями (например, доказательства бытия Бога с помощью формальной логики).

ТЕЛЕОЛОГИЯ – а) философское учение о целесообразности; б) предложенный Аристотелем взгляд на мир как движущийся к некой цели. 

ТЕОЛОГИЯ – богословие, наука о Боге, учение о сущности Бога.

ТЕОЦЕНТРИЗМ – возникшее в средние века философское мировоззрение, ставящее Бога в центр мира и философского размышления.

ФАТАЛИЗМ – а) вера в предопределенность, неотвратимость чего-либо; б) философская абсолютизация роли общественных законов в истории цивилизации и недооценка активной роли в этом процессе человека.

ФИЛОСОФИЯ – (дословно – «любовь к мудрости») особая форма постижения мира; исторический тип мировоззрения и наука, изучающая мир в целом.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – а) раздел философии, изучающий человека; б) течение западной философии ХХ века, ставившее цель создать целостную концепцию человека, преодолевающую односторонность существующих подходов к его пониманию.

ЦЕННОСТЬ – положительная или отрицательная значимость для человека и общества объекта его потребности, выступающая ориентиром человеческой деятельности.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – этап в развитии человечества, характеризующийся культивированием растений и животных, развитой социальной иерархией (например, классовой структурой), наличием государства, духовной жизнью на основе письменной культуры.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – течение в западной философии ХХ века, считающее сущностью человека свободу выбора и переживание ответственности за него.

ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, признающее опыт главным источником и средством достоверного познания.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!