ТОЧКА СБОРКИ – ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС 9 страница



Помни! Познать женское в себе – это значит познать воздух, познать пространство, познать способность вмещать. Познать мужское в себе – означает познать ритм. «Таково рождение Великого Узора»[1410], рождение ИГРЫ! Эта идея вечного союза статического и динамического аспектов Абсолютной Реальности, её вечной игры, естественного взаимоперетекания и взаимодополнения прекрасно иллюстрируется в индуизме символикой Шивалингама[1411]. Так рождается персонаж, о котором можно сказать словали Волошина:

«Он видел солнцем, грезил сны луной,

Гудел планетами, дышал ветрами,

И было все – вверху, как и внизу –

Исполнено высоких соответствий»[1412].

И ещё: «Бог есть и война и мир, и пресыщение и голод. Бог есть все!»[1413] И это означает, что «…нету грязи и греха для Бога. Мудрый видит единство всего, однако обладает пониманием того, что делать, а что не делать на Тайной Тропе. В искусстве начертания Великого Узора и корениться секрет того, как скрытую природу Бога сделать своей всемогущей Божественной Силой»[1414] Итак, все, что только можно вообразить, «…все добро и зло, наилучшее и наихудшее, совершенное и вырождающееся – все это в отдельности и вместе взятое, в точности как оно есть – предельно совершенные проявления Духа. Куда ни смотри, нет ничего кроме Бога, ничего кроме Богини, ничего кроме Духа, и ни одна песчинка, ни одна пылинка не может считаться Духом больше или меньше, чем любая другая»[1415]. Уолт Уитмен, в пересказе Камиллы Палья, говорит об этом так: «Я всех цветов и каст, все веры и все ранги – мои. Я фермер, джентльмен, мастеровой, матрос, механик, квакер. Я арестант, сутенер, буян, адвокат, священник, врач. Я и мать, и отец равно. Я актёр, актриса. Мои возлюбленные душат меня. Они кличут меня по имени из цветников, виноградников, из чащи густых кустов…»[1416] И здесь же, в стиле великого Агриппы[1417], возведшего учение о единстве добра и зла в степень всеобщего закона природы, можно сказать словами безумного Скрябина: так «…герой, сбросивший с себя все оковы, закаленный борьбой и обогащенный слиянием с природой, предается свободной творческой деятельности – божественной игре»[1418]. Это и есть СВЯЩЕННЫЙ БРАК! Или, апеллируя к восточному аналогу, – ОДНОВКУСОВОСТЬ[1419]! То, что «…освобождает нас от безумной игры в прятки с реальностью»[1420].

Итак, играя, я сам Шакти, сам все многообразие вещей, сам воздух, сам пространство, пауза и молчание… И я же ритм, решительно и мощно рассекающий это пространство… и в то же время я опираюсь на него, я играю в нем, как орел играет с ветром, порождая полет. Я вмещаемость и вместимость… Мне не надо ничего искать, все уже здесь. Мне не надо искать любовь, я и есть любовь… мне не надо искать убийство, я и есть убийство… мне не надо искать красоту, я и есть красота… мне не надо искать Бога, я и есть Бог! Так, мне ничего не надо искать, я уже есть все это! Подобно Танцу Дождя индейцев племени хопи, я танцую СВЯЩЕННЫЙ БРАК с миром, СВЯЩЕННЫЙ БРАК с вещами, с людьми, с пространством, с ветром… Я – БОГ ИГРЫ![1421] Вот «…наше золото, которое обладает желаемым качеством, может превращать в золото и красить в золото. Вот величайшая тайна – золото становится золотом и делает все вокруг себя золотым». Позднейшие поколения алхимиков назовут это Философским Камнем, т.е. «…мистическим образом воплотившийся Единый, человек как Бог»[1422].

И ещё раз: EN TO ПAN – ЕДИН ЕСТЬ ВСЕ![1423] ВОТ ЗОЛОТО!

Что дальше?

СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ – ПУСТОТА

Все вышесказанное как масло намазывается в Алхимии Игры на хлеб т.н. идеи ПУСТОТЫ. И с ней давно следовало бы разобраться! То есть, речь здесь заходит о знаменитой «Мантии Поэтов»[1424], о horror vacui[1425], или говоря словами Джона Фаулза, о «последней линии защиты»[1426]! ТОТАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ! А«…когда представление окончено, что остается?»[1427]

Итак, «…слушай Шарипутра. Все вещи – пусты. Они не имеют ни начала ни конца; они совершенны и несовершенны… пустота не имеет качеств, нерожденная, не встречающая преград… ничем не заполненная… и будучи таковой, не имеет формы, способности воспринимать, чувствовать, проявлять волю, сознавать…»[1428] или возьмем европейский аналог, в лице Леонардо да Винчи: «Среди великих вещей, которые мы знаем, существование ничто занимает первое место… и сущность его обретается во времени между прошлым и будущим, и ничего не имеет от настоящего. В этом ничто часть равна целому, и целое – части, и делимое – неделимому. И дает оно при делении тот же результат, что при умножении, и при сложении – то же, что при вычитании»[1429]

И что все это означает?

Это означает, что, как только мы начинаем исследовать материальный мир, например, вот этот упавший с дерева лист, мы обнаруживаем, что он всего лишь соединение множества клеток; клетки – соединение молекул; молекулы – соединение атомов; атомы – соединение элементарных частиц; а последнее является проявлением ЕДИНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОЛЯ, постулированного гением Эйнштейна. Согласно же Бому[1430], все это есть проявление «Скрытого порядка», или же «сети взаимодействия без какой бы то ни было твердой основы», постулированной Джеффри Чу[1431]. Одним словом, пустоте не свойственны ограничения квантовых частиц, она – неквантируема![1432] И по большому счету, куда бы мы ни посмотрели, мы нигде не найдем того неделимого и самосущного, которое можем себе вообразить. Все возникает из условий, подлинной природой которых является потенциал пространства. «Тридцать спиц сходятся к ступице, но лишь пустота посредине позволяет вращаться колесу»[1433]. Или чуть иначе: «Все – пустота, а формы – сгущенная пустота»[1434].

Эту красивую цитату есть смысл повторять и повторять без конца: ВСЕ – ПУСТОТА, А ФОРМА – СГУЩЕННАЯ ПУСТОТА! И снова и снова, словами другого, не менее великого текста: «Все рассматриваемые предметы должно видеть пустыми. За этим следует заблуждение. Хотя известно, что предметы пусты, они не уничтожаются, и человек исполняет свой долг посреди пустоты. Когда он не уничтожает формы, но и не оказывается пойманным ими, это как раз то, что надо»[1435]. Чуть иначе: «Спешите к предельной Пустоте, блюдите непоколебимую Тишину, пусть все 10 000 вещей двигаются и работают. Все они пусть расцветают, совершают оборот и идут домой, к корню, от которого они произошли. Это возвращение к корню называется Тишиной»[1436]. Так познается «…окончательный образ – ФОРМА ФОРМ, а все явления этого мира представляют собой его несовершенные, недолговечные искажения»[1437]. «Следует заметить, что пустота является великой женской тайной. Это нечто совершенно чуждое мужчине; бездна, неизведанные глубины…»[1438] В этом абсолютная природа всего невыразимая никакими понятиями. И почему? Потому что «…в Пустоте, как она понимается в буддизме, нет ни времени, ни пространства, ни становления, ни «вещности»; она – то, что дает возможность всему происходить; она – ноль, вмещающий бесконечность возможностей; она – ничто, наполненное неисчерпаемым содержанием»[1439] «Пусть каждый почитает её как то, откуда он пришел, как то, с чем ему предстоит слиться, как то, чем он дышит»[1440] И это откровение дарит нам ВЗРЫВ ВОСТОРГА! Прежде всего потому, что «…пустота – живая, и тот, кто осознает её, чувствует жизнь, силу и любовь ко всему сущему»[1441], «…это пространство не пусто и не безлико, но наполнено раскаленным нектаром самоотверженной любви, нежной радости и благодарности»[1442]

Итак, как только «…тело отринешь и уйдешь в вольный эфир, будешь уже не смертный, но бог бессмертный и присноживой»[1443], только тогда «…в непосредственном созерцании беспредельной бездны, в несравненной чистоте абсолютной пустоты проявится вся зарождающаяся мощь, все безграничные возможности… Из этой бесконечной бездны ты восстанешь как победитель…»[1444]

ВНИМАНИЕ! ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ ИЗ ВСЕГО! ИСТОЧНИК АРТИСТИЧЕСКОЙ СИЛЫ НАХОДИТСЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ГЛАЗ! ИСТОЧНИК АРТИСТИЧЕСКОЙ СИЛЫ НАХОДИТСЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОЦЕССА СМОТРЕНИЯ! ТАМ, ГДЕ НЕТ ТОГО, КТО СМОТРИТ, И ТОГО, НА КОГО СМОТРЯТ, ОТДЕЛЕННЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА! ещё РАЗ: «Пустота – это то же, что наслаждение. Наслаждение – то же, что пустота»[1445]. И именно в этой позиции кроется ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК АРТИСТИЧЕСКОЙ МОЩИ![1446]

И почему?

Потому что: «Пустой ум – мастерская Бога»[1447]! «Когда все способности пусты, тогда только и может обрести истинный слух все наше существо»[1448]. Ибо «Нет ничего вне нас. Но мы забываем это при первом звуке»[1449] Одним словом, выдержать «кровососущее лицедейство мира» ты сможешь, только проникнув в пустотную природу смотрящего, в источник артистической силы. В пустотную природу своего собственного зрителя, в π-потенцию, в свою собственную смерть. Для этого нужно растворить инстинкт самосохранения, инстинкт смотрения, нужно отпустить руки и довериться Пучине Многоглазой, довериться воронке, которая засасывает тебя в себя, в глубину, только для того, чтобы вынести на более высокие уровни мастерства.

Итак, знай: «Я смотрю – значит существую!» И чтобы стать Мастером, необходимо ясно осознать отсутствие того, кто смотрит! Преодолеть себя-исследователя, себя-наблюдателя. И тогда объект исследования растворится на твоих глазах! Или, ещё красивее, – ты растворишься в глазах смотрящего на тебя объекта! Одним словом – «Ты Бог, когда не ищешь объект»[1450] Помни: «Где нет никакого глаза, не существует никакого желания и никакого сознания желания»[1451]. И именно там покоится ИСТОЧНИК АРТИСТИЧЕСКОГО МОГУЩЕСТВА! Именно там находит свое рождение МАСТЕРСТВО ИГРЫ! В этом пространстве нет, и не может быть ничего, все изначально благословлено, прощено и отпущено в свет, который един по обе стороны рампы.[1452] Вывод: моё идеальное представление об игре на сцене, это creatio ex nihilo – творение из ничего; т.е. кристаллизация пустого в своей основе пространства Театра Реальности в Мандалу Образа, находящуюся в процессе творческого раскрытия своей Сокровенной Красоты. Иначе говоря, игра на сцене, да и в жизни – это невероятно сложная модель материализации мыслеформ, «…иллюзорно проявляющихся как объекты»[1453].

Еще раз: Все это – пусто! «…некому и нечего ухватить. И в то же время это полнота, все цвета, все звуки и все формы. И то, что за пределами всего этого. Все в мире – лишь игра твоих Шакти»[1454]. Здесь пространство смотрит каждой точкой себя, из себя и на себя. Смотрит и одновременно является тем, на что смотрит. Так, глядя в себя, пространство играет с собой и собой, и одновременно наслаждается в этом процессе игры, самообновляется и самоосвобождается. Это и есть INFINITATI SACRUM – ИГРА, ПОСВЯЩАЮЩАЯ СЕБЯ ВЕЧНОСТИ! В свое время эта идея крайне увлекала маэстро Арто: «…все есть лишь пустота, и все в ней, через нее, посредством её, отсутствие реальнее присутствия, ибо ему – длиться вечно»[1455]. Он утверждал также, что смысл культуры – в движении: «…от пустоты к форме и от формы к пустоте… быть культурным значит сжигать формы, сжигать формы, чтобы обрести жизнь»[1456]… Великий фон Гёте также ищет: «В твоем ничто я все найти надеюсь», и несомненно находит её благословение: «Дух пустоты, надеюсь, схвачен мной»[1457] Юнг же называл её – Плеромой: «…в Плероме есть все и ничего. Нет смысла размышлять о Плероме, ибо это означало бы саморастворение. (…) Плерома есть начало и конец сотворенных. Она наполняет их, подобно тому как солнце повсюду наполняет воздух. (…) Даже в малейшей точке Плерома бесконечна, вечна и полна, ибо малое и большое суть качества, содержащиеся в ней. Это «ничто» полно и непрерывно везде»[1458]. Обращаясь также к мистическим традициям, можно провести аналогии с толтекским термином Нагваль[1459], или с кабалистическим «Эн-Соф», что одновременно означает «нескончаемое изобилие» и «ничто», с китайским термином Дао, или с индийским Пуруша, что соединяет в себе все крайности и противоположности. Одним словом: «Великая пустота похожа на полноту, но её действие неисчерпаемо»[1460].

И последнее: «…за пределами неиссякаемого потока энергии жизни есть вечная реальность – пустота-полнота. За всеми превращениями сокрыто тихое блаженство. Улыбка Будды»[1461]. И «Тот, кто достиг этого осознания, будет чувствовать мир как сцену и будет играть свою роль наилучшим образом»[1462] Так, «…Я СОВЕРШЕНЕН В НЕБЫТИИ СВОЕМ!»[1463] ВЫВОД: «…Сознание, Пустота, Свет и Энергия суть одно»[1464]Пучина Многоглазая! Вибрация буквы π! Ньтоновский Sensorium Dei!

И, наконец, самое главное: пустота – это глубокое, истинное и всепроникающее СОЧУВСТВИЕ К МИРУ РОЛЕЙ! К МИРУ ЛЮДЕЙ! В этом своем сочувствии «Ум пуст и без-умен»[1465]! Уподобься этому «…чистому пребыванию Реальностью. Как форма – ты растаешь как мираж, и в этом красота и свобода. Как суть – ты и есть реальность. Вспомни!»[1466]

ТАНЦУЮЩИЙ В ПУСТОТЕ

Итак, говоря словами незабвенного Хуан Фань-чо – «…»сюй синь» (пустое сердце) – свободное от постороннего знания и предвзятости, открывает актёру, особенно начинающему, путь к истинному знанию и овладению вершинами своего искусства»[1467]

И несмотря на то что ПУСТОТА может показаться чем-то абстрактным, тем не менее, использование пустоты – это практичная и очень конкретная технология защиты! Допустим, вокруг нас сгустилась какая-либо напряженная ситуация. Вот она, эта картина, у нас перед глазами. Если её не пронизывает знание о пустоте (некое «чувство воздуха»), воспринимая её плотной, непробиваемой и окончательной, мы страдаем!Если же мы присутствуем в этой «мрачной» ситуации, зная о её пустотной природе, тогда мы видим её прозрачной, способной к метаморфозам и творческому преображению. Совершенно другой взгляд, чувствуете?

Итак: ситуация есть, вот она (это территория конфликта, напряженная территория роли); но она, как мы уже знаем, прозрачна, т.е. пуста (зритель); и благодаря этому взгляду мы можем пробудить нашу творческую потенцию (актёр), наделенную способностью переставлять «кирпичики», из которых сконструирована наша изначальная «конфликтная» ситуация. И вот мы уже переключили канал с плохого кино на хорошее. И это означает, что игра вытанцовывает себя:

«…меж сферой духа, там, где человек

одно с Идеей, то есть вечен, и

меж сферой мелких обстоятельств, сферой

тупых придворных, мертвых королей,

развратных королев и привидений,

гнездящихся в подвалах»[1468].

И ещё раз: зная, что любая ситуация по природе своей пуста, мы воспринимаем её внешний рисунок как приглашение к игре, как приглашение к танцу с её «предлагаемыми обстоятельствами». И только от творческой силы нашего актёра зависит, как эта ситуация будет обыграна и в какое русло направлена. Так, в соединении конкретных жизненных ситуаций (и эмоций, вызванных ими) с пустотой кроется невероятная созидательная мощь! Здесь все, что бы ни происходило, мы воспринимаем неотделимым от сияния пустоты, на которое проецируется кино нашей жизни. И все сразу же становится прозрачным, воздушным и потенциальным к игре, к переплавке и трансформации!

Итак, внимание, формула: ПУСТОТА = ПОТЕНЦИАЛЬНОСТЬ!

Еще раз: ПУСТОТА Þ ВИРТУАЛЬНОСТЬ!

И это означает, что Театр Реальности пронизан, или лучше сказать – составлен из бифуркационных очагов безграничных возможностей. Театр Реальности – это огромный оркестр звучащих одновременно крайностей, в диапазоне между которыми проступает совершенная иллюзия мира. Говоря словами Папюса, «…из ничего Ты создал чистую, ясную сущность, из которой создано все»[1469]. Если же говорить об особых профессиональных секретах, то у меня есть один, и он сводится к следующему: я окружаю себя неким «облаком потенциальности», предвосхищением Мандалы Образа, из которого ищу. Оно (это предвосхищение) – женской природы. Это потенциальность Хаоса[1470], потенциальность «Пучины Многоглазой». Повелитель Игры – царь этой «Пучины». В Алхимии Игры я называю то, чем он владеет, Мантией Потенциальности, мантией Великой Пустоты.

Упражнение: расслабьтесь, и посмотрите на любой объект в поле нашего зрения. Постарайтесь увидеть его прозрачным, как бы спроецированным в пространство волшебником… как будто бы между частицами, из которых он составлен, есть пространство, воздух… Увидели? А теперь впустите актёра (свою творческую силу) в это пространство, пусть танцует в нем, расталкивая и преображая изначальный образ вещи… Вы видите? Он заставил вещь танцевать, верно? Причем крайне неожиданно преломляя и видоизменяя её! Так работает изначально скрытая в форме потенциальность! Так форма облачается в Мантию Пустоты! Есть смысл как можно чаще тренироваться в этом, медитировать на вещи и явления вокруг и внутри нас. Когда интеграция пустоты-потенциальности с простыми предметами уже не будет проблемой, и, совершая обычную работу по дому, мы уже не будем испытывать принудительное усилие, а будем наслаждаться танцем форм и энергий вокруг нас, мы можем перейти к более сложно контролируемым действиям, таким как вождение машины, смотрение телевизора, занятие любовью… и т.д., а затем к ещё более сложным, внутренним, таким как переживание гнева, гордости, ревности, любви, страха… В идеале, мы должны уметь «растанцовывать» или даже «перетанцовывать» любую форму, любое явление, любую эмоцию, любую роль. И единственное, что необходимо для этого, – натренированность в доверии пустоте! Итак, помни: «Актёр – это эмоциональный атлет. Процесс «наращивания мышц» крайне болезненный»[1471], и, тем не менее, именно эмоции делают хлеб пустоты более сытным и питательным. Бесстрашно играйте с ними, намазывайте их толстым слоем, но при этом, постоянно тренируйтесь в «тренажерном зале» шуньи![1472]

Еще раз: БУДУЧИ ПУСТЫМИ, МЫ ТОТАЛЬНО ЗАЩИЩЕНЫ!

И ещё разок, помни: Вселенная внутри и вокруг нас находиться в безостановочном движении, в непрерывном взаимопроникающем танце-игре, она хочет играть с нами, хочет наслаждаться метаморфозами! «Природа не терпит пустоты»[1473]! «Пространство нуждается в заполнении»[1474]! Или словами Сатгуру Свами Вишну Дэв, из «Драгоценного ожерелья наставлений о Пути божественной Игры»: «Тот, кто не видит мир как свой ум, как свое «Я», кто не видит, что все, что происходит в нем, есть игра энергий его «Я», тот пребывает во сне неведения, связан узами кармы и подвержен двойственности»[1475] Другими словами, замораживая природу своим узким, все закрепляющим взглядом, мы умерщвляем её, делаем свою собственную среду обитания черной, скучной и тотально неплодотворной. И, наконец, словами Хасану-и-Саббаху: «Ничто не истинно, все разрешено»[1476]! И самое интересное в жизни, это входить в то, чего боишься, обнаруживая в пространстве своего страха то, что освобождает этот страх в его исходное положение, в пустоту!


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!