Течение натурализм, ее характерные черты

Экзаменационный билет 2

1.Ренессанс, его основные принципы и их отражение в английской литературе. Человек в картине мира Ренессанса и творчество У.Шекспира

      Возрождение, в центре картины мира которой был Человек как высшая ценность в единстве всех своих ду­ховных и физических сил, утверждало гармонию божественного и че­ловеческого начал.

Для Возрождения характерно развитие традиций и идеалов гуманистической, антропо­центристской античности, а также продолжение и опровержение традиций Средневековья.

Под влиянием итальянских образцов реформированы были мно­гие литературные жанры и ус­воены новые поэтические формы. Прежде всего, реформа косну­лась поэзии. В последние годы царствования Генриха VIII кружок придворных поэтов преоб­разовал английскую лирику

Специфической особенностью английского Возрождения стало необычайно активное становление и развитие национального театра драматургической деятельности, пришедшиеся на вторую половину ХVI и начало ХVII в. В это время в Лондоне появляется множество плат­ных те­атров. Так как расцвет английской драмы приходится приблизительно на период царст­вования ко­ролевы Елизаветы, то эту драматургию обычно называют «елизаветинской».

Популярностью театра у всех классов общества следует объяснить разнообразие и пест­роту создававшегося для него репертуара. Репертуар этот был создан группой выдающихся драматургов, среди которых особенно выделяются Томас Кид. Кристофер Марло и Уильям Шекспир.

Творчество У.Шекспира (1564 – 1616). Все эти имена были затемнены именем Шек­спира. Шекспир был глубочайшим выразителем основной тенденции Возрождения, его интересов к земной человеческой природе, к человеческой личности, к ее страстям и чувствам, к личности инициативной, предприимчивой, борющейся за лучшее место в жизни.

Шекспир — великий, универсальный народный поэт и одновременно поэт и критик аристократии в период начинающегося сотрясения ее могущества.

Вся палитра высоких и низменных, но всегда гигантских человеческих страстей: лю­бовь («Ромео и Джульетта»), ревность («Отелло», «Зимняя сказка»), властолюбие («Мак­бет», «Буря»), мстительность и алчность («Венецианский купец»), самодурство, неблагодар­ность, раскаяние, любовь и преданность истинные и ложные («Король Лир»), предательство, пессимизм, меланхолия, поиски высшей истины и гармонии («Гамлет»), и т. д. — озарены гениальным знатоком человеческой природы во всех основных ее проявлениях настолько глу­боко и всесторонне, что шекспировский театр остается непревзойденным материалом для те­атральной деятельности и совершенствования актерской игры.

Универсальный гуманизм и художественная глубина творче­ства Шекспира ставят его на особое место в английской и мировой драматургии. Ему были под­властны все драматургиче­ские жанры его эпохи, прежде всего – трагедии, комедии и историче­ские хроники Драматургия Шекспира - высшее достижение мировой драматургической мысли эпохи Возрождения. Эво­люция творчества Шекспира соответствует трем основным этапам раз­вития гуманистического сознания в мировой культуре. И все эти этапы – жизнеутверждающе–гуманистичестич-ский(соответствует первому этапу ренессанса-ромео и джульета), кризисный(трагедии гамлет и отелло) и пессимистический (барочный)- отразило творчество Шекспира. 

В отечественной и мировой культуре сохраняет свою актуальность "шекспировский вопрос", ставящий под сомнение автор­ство человека под этим именем

Экзаменационный билет № 3

1.Классицизм во Франции: «высокие» и «низкие» жанры и их создатели.

Классицизм - стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции Высокого Возрождения. В изобразительном искусстве проявились общие эстетические принципы - использование форм и образцов античного искусства для выражения современных общественно эстетических взглядов, тяготение к возвышенным темам и жанрам, к логичности и ясности образов, провозглашение гармоничного идеала человеческой личности.

В литературе (трагедии П.Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало, басни Ж.Лафонтена, Ж. Лабрюйера ) во Франции

Классицизм признаёт существование вечных законов искусства и формулирует фундаментальные принципы, следование которым обязательно для «правильного» автора .Талантливым признавался тот, кто лучше других усвоил норму и не отходит от неё в своих произведениях .В основу классицизма положен принцип «подражания природе», предполагавший не правдивость, а правдоподобие изображения. В произведениях должна быть представлена лишь прекрасная и возвышенная природа. На практике «подражание природе», вневременному эстетическому идеалу оборачивалось подражанием образцовым античным авторам. Правда, подражание  не исключало изобретательности , т. е. творческой самостоятельности, хотя подражание ценилось значительно больше. Классицизм предпочитал разум чувству, рациональное – эмоциональному. Поэтика классицизма требует от произведения стройности и логичности композиции, простоты сюжета, ясности языка. Жанры литературы классицизма характеризовались своим набором признаков и чётко разделялись. Классицистические жанры делятся на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (басня, комедия). Смешение их было недопустимым, хотя часто и неизбежным Место в жанровой иерархии определялось тематикой: в произведениях высоких жанров действовали герои мифов, монархи и великие полководцы древности, в произведениях низких жанров изображалась жизнь простых людей. Главным жанром французского классицизма была трагедия. В её основе лежал конфликт между долгом и страстью, количество героев сводилось к минимуму. «теория трёх единств» (места, времени и действия. Величайшими творениями французского классицизма признавались трагедии Ж. Расина и П. Корнеля, комедии Мольера.

Основные черты:

Регламентированность,

служение государству,

утверждение разумного начала, отчуждение неразумного.
Основная идея:

Конфликт разумного и неразумного начал, с обязательной победой разумного.

Эстетические принципы:

1.Сохранение целостности личности героя (т. е. герой не меняется на протяжении повествования)

2. Герои - носители одной добродетели и одного порока.
3. Принцип единства содержания и формы при ведущей роли содержания.

4. Основано на исторических событиях, и соответствует каноническим представлениям о них.

5. Рационализм.

6. Служение в первую очередь государству и его интересам.

 

 

 Экзаменационный билет № 4

 

Реализм в английской литературе и творчество сестер Бронте

Во второй половине Х1Х в. в европейских странах и США реализм, до этого развиваясь в тени романтизма, становится ведущим художественным  направлением. Его рас­цвет был обусловлен не только возрастающим интересом писателей и поэтов к реальным об­стоятельст­вам и героям.

Ее героями стали узнаваемые персонажи, или типичные характеры, действующие в узнаваемых, типичных обстоятельствах. Его основные средства осмысления действительности – это анализ, преимущественно критический, исследование, выявление закономерностей раз­вития мира, со­циума и человека в их единстве и эволюции как основные принципы литератур­ного мышления.

Стремление ко всестороннему, адекватному закономерностям самой действительности осмыслению и исследованию всей полноты взаимосвязей прежде всего человека и социума с разносторонних критических позиций по отношению к сложившейся системе социальных цен­ностей определило особое место романа в литературе реализма.

Основоположниками и мастерами английского реализма стали Ч. Диккенс, У. Теккерей, сестры Ш. И Э. Бронте, Дж.Элиот.  Ранний английский реализм (романы Диккенса «Оли­вер Твист», Ш.Бронте «Джен Эйр», Э. Бронте «Грозовой перевал») еще сохраняют черты ро­манти­ческой эстетики. Но реальная демократическая борьба - против хлебных законов, выступления рабочего класса, властно заявляющего о своих требованиях, - отодвигают на второй план феодальную романтику и патриархально-мечтательную поэзию. Город с его практическими интересами, усиливающаяся буржуазия, начинающаяся социальная борьба ме­жду нею и рабочим классом становятся главным содержанием английской литературы, а реа­лизм, с его почти фотографическим изображением действительности, становится ведущим на­правлением литературы.

В романах поднимаются проблемы женского равноправия и социального неравенства, отображены рабочие волнения, обсуждаются вопросы образования. Произведения Шарлотты Бронте во многом автобиографические, в них отобразились впечатления и события ее личной жизни. Сегодня не мало говорят о женской литературе, или как ее иногда называют на западный манер, феминистской. Эту литературу, когда именно женщина пишет о своей женской судьбе, всегда такой похожей и такой различной, не без оснований считают приметой нашего стремительного, растерявшегося от чрезмерных скоростей времени. В далекое прошлое отошли представления, по которым женщина знала лишь детей, кухню, церковь. Столь радикально изменившийся социальный, этический, психологический статус женщины требует и описания, и осмысления.

Женская литература бывает очень разной. Сестры Бронте со своих женских позиций вглядываются в женскую суть, женскую долю, вековую боль, внимательно постигают причины, последствия и издержки не только женского рабства, но и раскрепощения, принявшего в 20 веке тотальный характер.Вступление сестер Бронте в литературу было мгновенным, таким же внезапным оказался и их уход. Дольше всех сияла на литературном небосклоне Шарлотта Бронте. Но скупо отсчитанные им годы они и так, как если бы прожили долгую жизнь. Эмили и Шарлотта — признанные классики мировой литературы, а Энн, чей талант был не столь ярок, — значительная викторианская писательница, не справедливо обойденная вниманием нашей критики.

 

 

Экзаменационный билет № 5

1. Принципы классицизма во французской трагедии и комедии 17 в.= 3билет

 

1. Кризис ренессансных идей в трагедии Шекспира «Гамлет».

Трагическое мироощущение отчетливо и резко проявило себя у У.Шекспира в середине его творческого пути, на рубеже XVI и XVII веков. Трагедия «Гамлет» написана Шекспиром в эпоху Возрождения. Основной идеей Возрождения стала идея гуманизма, человечности, то есть ценности каждого человека, каждой человеческой жизни самой по себе. Время Ренессанса (Возрождения) впервые утвердило идею о том, что человек имеет право на личный выбор и на личную свободу воли. Ведь ранее признавалась только воля Бога. Еще очень важной идеей Возрождения стала вера в большие возможности человеческого разума.Искусство и литература в эпоху Ренессанса выходят из-под неограниченной власти церкви, ее догматов и цензуры, и начинают размышлять над «вечными темами бытия»: над загадками жизни и смерти. Впервые возникает проблема выбора: какое вести себя в тех или иных ситуациях, что является правильным с точки зрения человеческого разума и морали? Ведь люди уже не довольствуются готовыми ответами религии.Гамлет, принц датский, в эпоху Возрождения стал литературным героем нового поколения. В его лице Шекспир утверждает ренессансный идеал человека могучего ума, сильной воли. Гамлет способен в одиночку выйти на борьбу со злом. Ренессансный герой стремится изменить мир, влиять на него, и чувствует в себе силы сделать это . В "Гамлете" выражена трагедия гуманизма Ренессанса... вынужденного на каждом шагу наблюдать как расцветающий гармонический человек эпохи Ренессанса становится жертвой не только враждебных ему внешних причин и обстоятельств, но и внутренней эгоистической червоточины, развивающейся в нем самом Эта "эгоистическая червоточина" - буржуазный индивидуализм, укреплявшийся в ходе осуществления той самой гуманистической программы, которая требовала полной свободы личности, и возникающий тогда, когда эта свобода понимается как свобода от всяких принципов морали и общественного долга
Гамлет — такой же, как Дон Кихот, "вечный образ", возникший на исходе Возрождения практически одновременно с другими образами великих индивидуалистов (Дон Кихот, Дон Жуан, Фауст). Все они воплощают ренессансную идею безграничного развития личности, и при этом, в отличие от Монтеня, ценившего меру и гармонию, в этих художественных образах, как это свойственно литературе Возрождения, воплощены великие страсти, крайние степени развития какой-то одной стороны личности. Крайностью Дон Кихота был идеализм; крайность Гамлета — рефлексия, самоанализ, парализующий в человеке способность к действию. Он совершает много поступков на протяжении трагедии: он убивает Полония, Лаэрта, Клавдия, посылает на смерть Розенкранца и Гильденстерна, но так как он медлит со своей главной задачей — местью, создается впечатление его бездеятельности

 

 


 

            

 

 

 

 

             Экзаменационный билет № 6

 

1.  Роль М. Лютера в развитии немецкой литературы и культуры.

 

В истории культуры Лютер оставил глубокий след. Гуманизм оказал несомненное воздействие на его идейное формирование. Сам Лютер обладал выдающимся литературным талантом. Его трактаты, памфлеты, особенно те, которые были написаны до Великой крестьянской войны, принадлежат к числу ярчайших образцов немецкой публицистики XVI в. Не разделяя классических увлечений гуманистов, видя вершину поэзии в ветхозаветных псалмах, он переводил их на немецкий язык, а также создавал по их образцу духовные песни, получившие широкое распространение в протестантских кругах. Есть в песнях Лютера старинных латинских гимнов и немецкой народной поэзии. Иногда Лютер прямо начинает свою песню словами, заимствованными из обихода народной песни ("Новую песню мы начинаем..." и т.п.). Лучшим песням Лютера присущи простота, задушевность и мелодичность, характерные для народной поэзии.

 Недаром такой взыскательный поэт, как Генрих Гейне, восторженно отзывался о песнях Лютера, "изливавшихся из его души в борьбе и бедствиях", и даже видел в них начало новой литературной эры.

Все же самым значительным начинанием Лютера стал перевод Библии на немецкий язык (1522-1534), давший основание Энгельсу сказать: "Лютер вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка, создал современную немецкую прозу. Значение лютеровского перевода, опиравшегося не на латинский текст Вульгаты, как обычно бывало в то время, а на древнееврейский и греческий тексты, не только в том, что он несомненно точнее других переводов, появлявшихся до Лютера, но и в том, что Лютеру удалось утвердить нормы общенемецкого языка и тем самым содействовать национальной консолидации. "Я не имею своего особого немецкого языка, - писал Лютер, - я пользуюсь общим немецким языком так, чтобы меня одинаково понимали южане и северяне. Но, используя грамматическую форму саксонской канцелярской письменности, Лютер черпал материал из живой народной речи. При этом он обнаружил изумительное чувство немецкого языка, его пластических и ритмических возможностей. И он призывал учиться богатому красочному и гибкому немецкому языку не у сухих педантов, но у "матери в доме", у "детей на улице", у "простолюдина на рынке" ("Послание о переводе", 1530). Успех лютеровской Библии был огромен. На нем воспитывалось не одно поколение немцев, в том числе такие самобытные национальные прозаики, как Гриммель сгаузен, и такие гиганты, как Гете.

 

 

              Экзаменационный билет № 7

1. Английская литература первой половины ХХ века: основные направления и произведения.

 

Представители критического реализма (Г. Уэллс, Т. Гарди) своими произведениями провозглашали антивоенные настроения, антифашистские, старались поднять дух народа, вскрывали пороки современного общества, ратовали за кардинальные перемены в нем. Литературу социалистической ориентации представляют Д. Голсуорси, Б. Шоу. Интерес к общественным вопросам рано привел Б. Шоу к социалистам, что, конечно же, отразилось и на его творчестве. Все его драмы порицают политический режим, духовное убожество, ханжество и лицемерие, моральную атмосферу общества. Лицемерие, эгоизм и прочие недостатки высшего общества правдиво и ярко изобразил в своих романах Джон Голсуорси, крупнейший писатель-реалист в английской литературе, который всю жизнь продолжал учиться литературному мастерству у всемирно известных писателей того же направления. В. Вулф, О. Хаксли, Д. Джойс – представители модернистского направления в английской литературе: раскрытие внутреннего мира персонажей их парадоксального мышления, с помощью новоизобретенного метода «поток сознания». Почти у всех писателей вышеперечисленных направлений, многие произведения пропитаны антифашистской, и антивоенной вообще, пропагандой. Особенно актуальной, ведущей эта героическая тема стала непосредственно в годы войны с фашистской Германией. Широкую популярность получают и «окопные поэты» – фронтовики. Их патриотизм не был официозным и казённым: будучи патриотами, они смогли при этом освободиться от идеализации войны, в их стихах лиризм соседствует с солдатской правдой жизни. Плодотворно проявили себя в английской литературе и модернистские тенденции: психологическая школа, с которой связано имя Вирджинии Вулф, и школа «потока сознания», которую увековечило имя Джойса. Нетрудно убедиться, что понятие «английская литература» многонационально. Её создавали и знаменитый ирландец Джордж Бернард Шоу, и шотландцы Арчибольд Кронин, и Грессик Гиббон . Джеймс Джойс Роман «Улисс» принёс автору мировую известность и был признан энциклопедией модернизма. Мифотворец ХХ века Джойс создал в своём «Улиссе» модель мира и человека, универсалию бытия, обратившись к разработанным им новым принципам художественной изобразительности. Джойс прибегает к приёму «потока сознания», экспериментируя в передаче его движения, проникая в тайники подсознанияПроза Вирджинии Вулф (1882–1941) неповторима стилистической манерой повествования. В ней получили дальнейшее развитие возможности психологического анализа в литературе, осмысленные в русле теоретических принципов психологической школы письма, к которой принадлежала Вулф.

 В человеке ценились искренность, непосредственность, способность тонко реагировать на окружающих, умение понимать и ценить прекрасное, свободно и просто излагать свое мнение в беседе.

Определяющим в эстетике Вулф можно считать интерес к

личности и утверждение её прав на суверенность.

романы «Миссис Деллоуэй» (1925) и «На маяк»

(1927), являющиеся вершиной творчества Вулф.

 

           Экзаменационный билет № 8

1.Реализм в английской литературе Х I Х века. Основные имена и произведения.

 

Развитие реализма XIX в. в Англии весьма своеобразно по сравнению с аналогичным процессом в других странах Европы. Быстрое и интенсивное  формирование капитализма с особой очевидностью выявило тесную  взаимосвязь личности и общества, что в свою очередь определило раннее  становление критического реализма в Англии. Истоки английского реализма  можно найти в произведениях Джейн Остин. Яркими представителями этого

направления были Ч.Диккенс, У. Теккерей, А. Конан Дойль

Осмысляя специфику английского реализма XIX в., важно отметить, что определяло его критическое начало. Англия стала первой классической  буржуазной страной, и потому совершенно закономерно, что в 30—40-е годы XIX в. ни в одной другой европейской стране различие между богатыми и бедными не чувствовалось так остро, как в Англии. В промышленности  мелкое производство вытеснялось крупным, и мелкие производители

превращались в наемных рабочих крупного предпринимателя

В 30-е годы XIX века английская литература вступает в период нового подъема, который достигает наиболее высокого уровня в 40-х и начале 50-х годов. К этому времени относится расцвет реализма Диккенса, Теккерея и других мастеров социального романа.

В 40-е годы были созданы лучшие произведения английского критического реализма. Именно в это время выходят романы «Домби и сын» Диккенса, «Ярмарка тщеславия» Теккерея, «Джен Эйр» и «Шерли» Шарлотты Бронте, «Мэри Бартон» Элизабет Гаскелл.

Жанр романа прочно завоевывает себе популярность.Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Гаскелл помогли своим современникам задуматься над коренными проблемами эпохи, раскрыли перед ними глубину социальных противоречий. Со страниц их романов страшными глазами смотрели нищета и страдания народа. И не «старая добрая Англия», а страна, раздираемая противоречиями, была изображена в их книгах. Собственно, это была не одна Англия, а две - Англия богатых и Англия бедных.

Английский роман второй половины XIX в. приобретает новые черты и особенности. Это проявилось в заметном усилении драматического и лирического начал, в более пристальном внимании к интеллектуальной и духовной жизни героев, к их психологии; с особым интересом романисты этого периода относятся к разработке этического аспекта общественной проблематики. Это сказалось в творчестве Джордж Элиот, а позднее - в романах Мередита и Батлера.

 

Против Диккенса ополчились ревнители "нравственности", обвиняя его в отсутствии вкуса, в вульгарности, мизантропизме, когда он осветил в "Очерках Боза" и "Оливере Твисте" теневые стороны жизни "процветающей" Англии;

Характерную особенность английских реалистов составляет присущее им мастерство сатирического обличения. Сатира, со всем богатством и разнообразием ее оттенков, является острейшим оружием Диккенса и Теккерея(ярмарка тчеславия). И это вполне понятно. Сатирические приемы обличения помогают писателям с наибольшей очевидностью и убедительностью раскрыть несоответствие между внешней стороной того или иного явления и его подлинной сущностью

В 50—60-е годы большое распространение получает в Англии детективный, или так называемый «сенсационный», роман — этот излюбленный жанр развлекательной буржуазной литературы. Представители этой разновидности литературы Коллинз и Рид отвлекали читателя от реальной действительности, обращаясь к описанию необычного, страшного и эффектного.

Артут конан дойл

 

 

Экзаменационный билет № 9

 

1. Французская литература первой половины ХХ века: основные направления, авторы и произведения

 

М. Пруст как создатель жанра модернистского психологического романа

Марсель Пруст (1871–1922), признанный одним из «отцов

модернизма», вошёл в историю литературы как автор романа «В поисках утраченного времени», проявив себя мастером импрессионистической прозы и смелым экспериментатором.

Новизна произведения Пруста определялась исходным эстетическим принципом его создателя: «Всё в сознании, а не в объекте». Пруст утверждал: «Единственно реальный мир – мир внутренний. В отличие от сюрреалистов Пруст уважительно относился к традициям национальной культуры. Следуя мастерам французского реализма ХIХ века, на страницах своего произведения он критически изображал быт и нравы буржуазно-дворянской среды. Пруст поставил перед собой другую задачу: показать,

как реальные факты и события преломляются в субъективном восприятии отдельного человека. Не действительность, а своеобразно реагирующее на неё индивидуальное сознание интересует автора.

Цикл романов «В поисках утраченного времени»,можно

назвать главным произведением французского писателя. Цикл состоит из семи романов. Роман выдвинул Пруста в число «отцов» европейского модернизма.

О модернизме романа свидетельствуют: вытеснение реального мира субъективными впечатлениями, смешение временных пластов, отказ от традиционной сюжетности, , «поток сознания» как расщепление чувств, преобладание мелочей и деталей, связанное с тем, что Пруст отходит от изображения типического в сторону единичного

Франсуа Мориак (1885–1970

Внимание автора сосредоточено на исследовании

психологии человека.

Мориак известен, прежде всего, благодаря своим романам, первый из которых появился в 1913 году («Дитя под бременем цепей») и был во многом автобиографичным, как и вся проза писателя Рождается философия провинции, противопоставленная Парижу, которую Мориак проверил на себе, разделив свой быт на две части. В книге «Провинция» он пишет: «Париж – это населённое одиночество, провинциальный городок –

это пустыня без одиночества… Провинция лицемерна. Париж навязывает однообразие».

Итак, что же представляет собой экзистенциализм

в плане его отношения к литературе? Как считал Сартр,

мир пуст, абсурден. В нём нет «Бога», нет идеалов, есть лишь экзистенция, судьба-призвание, которой человек стоически и беспрекословно подчиняется; существование – забота, которую человек должен принять, ибо разум не способен справиться с враждебностью бытия: человек обречён на абсолютное одиночество, его существование никто не разделит.

 Детально проработаны в экзистенциализме этические проблемы: свободы и ответственности, совести и жертвенности, цели существования и назначения, широко вошедшие в лексикон искусства века. Экзистенциализм привлекает желанием понять человека, трагизм его удела и существования; к нему обращались многие художники разных направлений и методов

Жан-Поль Сартр- тошнота , дьявол и господь Бог

Альбер Камю «Миф о Сизифе» Главная проблема основных произведений Камю – абсурдность человеческого существования и бунт как форма борьбы против несправедливости и утверждения свободы.Сизиф, персонаж древней легенды, в эссе Камю становится символом Человека, его судьбы, обречённости на смерть и неизбежности экзистанса в абсурдном мире.

 

Экзаменационный билет № 12

1. Особенности романтизма в американской литературе – писатели, поэты и их произведения

 

РОМАНТИЗМ–направление в искусстве, сформировав­шееся в рамках общелитературного течения на рубеже ХVIII – ХIХ вв. в Германии.

 Центр художественной системы романтизма – самобытная Личность, а его главный кон­фликт – конфликт Личности и общества

У поздних западноев­ропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу при­обретает космические мас­штабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают обще­человеческий характер.

Романтический герой – личность сложная, страстная,

Для американского романтизма характерна большая близость традициям просвети­тель­ства, осо­бенно у ранних романтиков (В.Ирвинг, Ф.Купер, У.К.Брайант), оптимистические ил­люзии в ожидании будущего Америки. Развитие романтизма в США связано с утвержде­нием национальной независимостии уникальности национального опыта. В особое течение тут вы­деляется трансцендентализм  Р.У.Эмерсона, Г.Торо, которые воспевали культ родной при­роды и про­стой жизни, отвергали урбанизацию и индустриализацию.

Глубоко и многосторонне экспериментальным было творчество Э.По (1809 – 1849), не­обычайно чут­кого к изменениям в духовной атмосфере и к эстетическим потребностям страны.

Э.По стоял у истоков американской национальной поэзии, критики, эссеистики. В его творчестве кристаллизовались и получили устойчивые канонические черты такие жанры лите­ратуры, как детектив, фантастика, триллер, приключения.

Он был не первым и не единственным писателем в Америке, столкнувшимся с феноме­ном массовой культуры как испытанием на верность призванию и как «сырым материалом» для создания новых художественных форм и средств воспроизведения картины мира и места чело­века в ней в определенных социальных и временно-пространственных координатах.

 Э.По был настоящим американцем в том смысле, что, прокладывая пути в неизвестное, полагался только на себя и, испытывая дефицит художественных форм и средств отражения действительности, создавал их сам.

Феномен отставания - опережения в литературе американского романтизма, наметив­шийся еще в эпоху Просвещения, определил особое и выдающееся место американской ро­ман­тической литературы в мировой культуре. «Преждевременные открытия» американских роман­тиков ( Ирвинга,  Готорна, По, Мелвилла, позднее – Э.Дикинсон, У.Уитмена ) по- на­стоящему были поняты в гораздо более позднее время и,часто, раньше и выше оценены дру­гими культу­рами.

 

 Натаниэль Готорн, Герман Мелвилл, Эдгар Аллан По, Эмили Дикинсон и трансценден­талисты представляют первое поколение великих писателей в американской литературе.

Крупный американский писатель должен был также изобретать новые формы. Отсюда такая причудливая, необычная форма романа Мелвилла "Моби Дик", или похожий на странное видение, скитающийся Артур Гордон Пим у Эдгара По. Американский роман в эпоху роман­тизма кажется очень мрачным. В конце повествования большинство героев, как правило, уми­рают. Так, в романе Мелвилла «Моби Дик»  все матросы, кроме Измаила, погибают. В «Алой бу­кве» Готорна в конце романа умирает чувствительный, грешный священник Димсдейл. Эта нота раздвоенности, трагизма становится главной в американском романе еще задолго до Гра­ждан­ской войны 1860 г. И это свидетельствует о большой социальной трагедии общества, ко­торое находится в разладе с самим собой.

 

Роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» был самой популярной американской книгой XIX века.

Экзаменационный билет № 13

1. Романтизм во Франции и творчество В.Гюго (или Ж.Санд)

Французский романтизм развивался неравномерно в разных видах искусства Начало литературного романтизма датировался концом XVIII в

В основу своей эстетики романтики положили антитезу которую ВГюго определил как способность видеть две стороны предмета или явления Действительно, французские писатели данной эпохи любили совмещать противоположности: добро и зло, трагическое и комическое, высокое и низкое, мате ериальне и идеальное, реальное и фантастическое, жизнь и смерть тощщо.

Антитеза лежала и в основе деления всего искусства на классическое и романтическое впервые предложенного Жермена де Сталь в трактате \"О Германии\", который стал манифестом французских романтиков К классической относили южную литературу, которая опиралась на греко-римскую античность; романтическая литература развивалась в северных странах и ориентировалась на Средневековья, христианство и народных традицийні традиції.

Однако, на первом этапе развития романтики еще не противопоставляли себя классицистов в полном смысле Характерно, что романтизм на этом этапе развивался только в прозаических жанрах, потому что эта сфера почти не бр ралася классы-цистыи.

Виктора Гюго (1802-1885) - вождь французского романтизма, его теоретик Он сыграл значительную роль в создании романтического романа, в реформе французской поэзии, в развитии романтического театра

1820-1850 гг Этот период ознаменован переходом писателя на позиции романтизма и написанием поэтических и драматических произведений, созданием одного из лучших романов писателя - \"Собор Парижской Богоматери\"

Человек который смеется

Оттверженные (украл булку для сестры и ее детей-осудили-вышел озлобленным и апатичным-священник-крадет серебро-говорит что сам его дал-превращение в христианина-становится мером-помогает жнщине изтюрьмы)

Виктор Гюго - единственный в Европе, кто остался верен романтическом направления до конца жизни, тогда, как в целом романтическое движение во французской литературе иссяк уже в 40-50 годах 19 в, а в немецкой лет литературу в 20-е годы Он один из многих, кто не проклял Французскую революцию, идеи революции вообще, кто сохранил веру и оптимизм в возможность разумного развития и творческого потенциала человека и человечеств а Именно благодаря Виктору Гюго французский романтизм воспринимался как наиболее социально ориентированный, насыщенный социальными идеями: сочувствие к бедным и обездоленным,

 

 

Экзаменационный билет № 14

1.Реализм в английской литературе и творчество Ч.Диккенса см билет 8

Творчество Ч.Диккенса

Хранитель великой традиции английского романа, Диккенс был не менее блистательным исполнителем и интерпретатором собственных произведений, чем их создателем. Он велик и как художник, и как личность, как гражданин, ратующий за справедливость, милосердие, гуманность и сострадание к ближним. Он был великим реформатором и новатором в жанре романа, ему удалось воплотить в своих творениях огромное количество

замыслов и наблюдений.По безудержной, неуемной силе воображения его можно сопоставить с Шекспиром. Именно воображение, фантазия населили его мир бессчетным количеством персонажей. Это многоликий и многокрасочный писатель:

добродушный юморист и карикатурист в начале творческого пути; полный трагизма, скепсиса, иронии - в конце. Это романтик-мечтатель, жаждавший правды, создавший в своих романах гигантские гротески не только сил зла, но и добра. Но он же трезвый, суровый реалист, писатель-демократ, отразивший глубокие социальные, политические и экономические сдвиги, 10

которые переживала Англия в период 1830-1870 гг., поставивший в своих романах важнейшие вопросы времени, постоянно и настоятельно требовавший улучшения жизни простого народа.

Произведения Диккенса имели успех у всех классов английского

общества. И это не было случайностью. Он писал о том, что хорошо известно каждому: о семейной жизни, о сварливых женах, о картежниках и должниках, об угнетателях детей, о хитрых и ловких вдовушках, заманивающих в свои сети легковерных мужчин.

Более других своих современников Диккенс был выразителем совести нации, того, что он любил, чему поклонялся, во что верил и что ненавидел; творцом самых солнечных улыбок и самых искренних слез; писателем, произведения «которого невозможно было читать без горячей симпатии и заинтересованности»2

. Таким вошел Диккенс в большую литературу.

 

Деньги — тема, важнейшая для искусства XIX в. и одна из центральных во всем творчестве Диккенса, — приобрели в поздних романах иную, более глубокую и в социальном, и в этическом

смысле трактовку. В ранних романах Диккенса деньги нередко были спасительной, доброй силой (Браунлоу в «Оливере Твисте», братья Чирибл в «Николасе Никльби»).

Теперь деньги превратились в силу губительную, призрачную. В «Крошке Доррит» впервые с такой убежденностью прозвучала тема непрочности буржуазного успеха, тема крушения, утраты иллюзий. В «Крошке Доррит» мечта о добре и счастье, которые могут

принести деньги, еще теплившаяся в «Холодном доме», разрушается окончательно: Крошка Доррит боится денег

— она сознательно путает пустую бумажку с завещательным документом. Она не хочет быть богатой, не хочет состояния, понимая, что деньги разрушат ее счастье, — Артур не женится на богатой наследнице. Счастье для героев Диккенса в ином: в труде на пользу людям.

 

Экзаменационный билет № 17

1.Американская литература эпохи романтизма. Основные мастера слова и произведения

 

Романтическая эпоха в истории американской литературы охватывает почти полстолетия: начало ее приходится на второе десятилетие XIX в., конец озарен пламенем Гражданской войны 60-х годов.

Романтизм и Просвещение. К числу важнейших особенностей следует отнести особый характер связи американского романтизма с Просвещением. Как в Америке, так и в Европе романтизм и отрицал Просвещение, и развивал некоторые из заложенных в нем тенденций. В США сильнее была выражена преемственная сторона. Американские романтики в подавляющем большинстве продолжали борьбу просветителей за демократию, за честь и достоинство простого человека – представителя третьего сословия, за то, чтобы провозглашенное в Декларации независимости «право на жизнь, свободу и стремление к счастью» было Предоставлено не только белым, но и цветным.Американские мыслители и поэты широко пользовались завоеваниями европейского — особенно английского — романтизма. Речь идет не только о подражаниях и заимствованиях, коих было предостаточно, но и о творческом использовании опыта европейской романтической философии, эстетики и литературы.

Американский романтизм в большей степени, чем романтизм европейский, обнаруживает глубокую и тесную связь с идеологией и эстетикой Просвещения. Это касается политических теорий, социологических идей, методологии мышления, жанровой эстетики. Иными словами, американский романтизм выступает не только в роли разрушителя просветительской идеологии, но и в роли прямого ее наследника.

Наложил свой отпечаток на романтическое творчество и регионализм, весьма влиятельный в американской духовной жизни и, соответственно, в литературе. Он оказался одним из самых стойких элементов в сфере идеологии и культуры. И сегодня еще говорят о литературе американского Юга, о бостонских нравах, о писателях Среднего Запада и т. д. Участвуя в общенациональном культурном движении, литература каждого из регионов обладала своей идейно-художественной спецификой, своими темпами развития. Отсюда определенная неравномерность литературного процесса в разных частях Америки.

Джеймс Фенимор Купер В своих романах он создал широкую панораму жизни страны, в ярких художественных образах отразил процесс ее капитализации, рассказал о самоотверженной борьбе индейских племен против колонизаторов. Купер способствовал утверждению жанра исторического романа в американской литературе

По своему характеру творчество Купера отличается от творчества романтика Э. По, современником которого он был. Демократические симпатии Купера, его гуманизм не имеют ничего общего с присущим Э. По пессимизмом и неверием в человека. Выступая с критикой американского буржуазного общества, раскрывая его враждебность простому человеку, Купер прославляет смелость и мужество, стойкость и благородство простых людей.

Основные мотивы новеллистики По. Подавляющее большинство произведений Э. По отличается мрачным колоритом; в них повествуется о всевозможных преступлениях и ужасах. Человек в изображении По становится игрушкой необъяснимых, сверхъестественных сил. Писатель настойчиво подчеркивает мысль о преступных и порочных наклонностях человека. Сюжеты рассказов Э. По чаще всего строятся на описании таинственных преступлений и истории их раскрытия. В Америке и за ее пределами Э. По прославился как мастер «страшного» рассказа.

Наиболее известными и характерными прозаическими произведениями Э. По являются его рассказы «Падение дома Эшер», «Маска красной смерти», «Убийство на улице Морг», «Золотой жук».

В своих рассказах Эдгар По особенно часто обращается к теме страха, испытываемого человеком перед жизнью. Различны оттенки и степень страха, охватывающего героев новелл Э. По — людей с больной психикой.

Эстетизация смерти занимает центральное место в аллегорической сказке «Маска красной смерти».

 

 

Экзаменационный билет № 18

1.Реализм в американской литературе 19 в. и творчество М.Твена и Г.Джеймса

 

Во второй половине Х1Х в. в европейских странах и США реализм, до этого развиваясь в тени романтизма, становится ведущим художественным направлением. Его рас­цвет был обусловлен не только возрастающим интересом писателей и поэтов к реальным об­стоятельст­вам и героям.

Ее героями стали узнаваемые персонажи, или типичные характеры, действующие в узнаваемых, типичных обстоятельствах.

Стремление ко всестороннему, адекватному закономерностям самой действительности осмыслению и исследованию всей полноты взаимосвязей прежде всего человека и социума с разносторонних критических позиций по отношению к сложившейся системе социальных цен­ностей определило особое место романа в литературе реализма.

Центральными фигурами в утверждении американской реалистической прозы во второй половине XIX в. стали М.Твен и Г.Джеймс, которые с разных сторон отразили основные осо­бенности и тенденции общественно-политической и духовной жизни страны, своеобразие и противоречия эстетической борьбы в сложных, динамично -эволюционирующих художествен­ных формах.

Удаляясь от современной культуры во времени, творчество М. Твена [1835 –1910] все больше укрупня­ется в масштабе и увеличивается в своем значении для мировой и особенно национальной лите­ратуры.

Становится все более очевидным, что Марк Твен осуществил гигантскую работу по ос­мыслению, оценке и трансформации в новые формы сознания и искусства огромного мате­риала мировой и национальной истории, культуры, множества культурно - цивилизационных моделей жизнеустройства на планете, бестрепетно проанализировал сильные и слабые стороны челове­ческой природы.

Тем самым он способствовал созданию прочной, самобытной, целостной системы на­цио­нальной культуры, глубоко и всесторонне исследовал современную ему действительность, вос­произведя ее в самых неожиданных масштабах и пространственно-временных измерениях, с кажущейся импровизационно-легкой фонтанирующей энергией воображения и неиссякаю­щей склонностью к игре.

.Другой составляющей национальной литературы стало творчество Г.Джеймса, иссле­дующего мир с двух противостоящих, но устремленных друг к другу позиций: с высоты под­линной культуры и из глубин человеческой души.

Г. Джеймс [1843 –1916], прокладывал свой путь в национальной литературе, открыто и сознательно ориентируясь на диалог культур и взаимодействие с близкими ему художествен­ными завоева­ниями романтиков.

 «Университетами» Марка Твена стали активное чтение, участие в общественной борьбе, журналистская деятельность и два кругосветных путешествия, которые нашли своеобразное от­ражение в книгах «Простаки за границей» и «По экватору».

Путь Марка Твена - это путь освоения и трансформации накопленных народом духов­ных и художественных ценностей и интеграции их в мировую культуру, по-своему понятую и остра­ненную иронией и пародией, осмысленную с позиций утверждающегося в своей само­бытности американского национального самосознания. Такой путь - от «корней» к культуре, понимаемый писателем как духовное развитие лич­ности, проделал герой центральной для его творчества книги – «Приключения Гекльберри Финна»

Сатира Твена, начавшаяся с ручейка беззлобно-гиперболического юмора, вместе с усилением антидемократических и империалистических тенденций в стране станови­лась одновременно все более грозной и все более мрачной.

Во многом противоположную эволюцию - от мировой культуры к противоречиям на­цио­нального самосознания осуществил Г.Джеймс. Большую часть жизни проживший вне Америки, блестяще образованный, он постоянно возвращался к доминирующей в его сознании теме - сравнительной оценке Европы и Америки, принципом «многоглазия» - множе­ственных то­чек зрения. В его новеллах и романах, особенно на рубеже веков, Америка и Ев­ропа с разных точек зрения рассматривают друг друга, не имея возможности сделать оконча­тельные выводы.

Экзаменационный билет № 19

 

1.Натурализм, символизм, реализм во французской литературе конца Х I Х – начала ХХ века

 

Франция во второй половине XIX – начале ХХ века определяла общее направление развития европейской культуры. Именно во французской литературе, живописи намечаются тенденции, которые скоро станут ведущими во всей европейской культуре. Во Франции зарождаются художественные течения и школы (натурализм, импрессионизм, символизм), которые впоследствии получают мировое признание.

Э.Золя

Г.де Моппасан . Творчество Г. де Мопассана является иллюстрацией эволюции французского натурализма от 1870-х к 1880-м годам. Мопассан - один из последних великих французских реалистов XIX века. В основе его творчества - трезвое, без иллюзий понимание сути отношений в обществе, фальши и политиканства эпохи Третьей республики, мерзости милитаризма и колониальных авантюр. Остро ощущая убожество, пошлость, эгоизм своих современников, писатель стремился противопоставить этим нравам близость к природе, правду естественных чувств человека. Большой известностью пользуются романы Мопассана «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1886) и другие

Символизм во французской литературе рубежа веков представлен в программе курса творчеством авторов: А. Рембо (1854-1891), П. Верлен (1844-1896), С. Малларме (1842-1898)

А. Рембо (1854-1891) считают заложившим основы французского символизма.

Вторая половина Х1Х и начала ХХ столетия в литературе Европы и США определены появлением ряда новых течений, утверждением новых эстетических принципов. Направлениями, что выдвинули великих писателей и сыграли немалую роль в художественной жизни, были натурализм, символизм и критический реализм. Свои позиции сохранял романтизм. Натуралистическая школа сложилась во Франции до начала 70-х гг. Х1Х ст. Натуралисты исходили из того, что, хоть каким бы чудесным не был художественный вымысел, увереннее выглядит правда. Они стремились к объективному, точному отображению действительности, характеру человека. Особенное внимание уделяли окружающей среде, где старались найти действие точных и проверенных законов. Таким образом, натуралисты ставили перед собой задание изучить человека и общество так, как ученый природовед изучает природу. Наиболее крупным представителем и теоретиком натурализма явился виднейший французский прозаик конца Х1Х века Эмиль Золя. В 80-х годах Х1Х ст. во Франции сформировался символизм, для которого характерно осмысленное пренебрежение реальностью. Окружающая жизнь казалась символистам убогой и не заслуживающей внимания. Они обращались к духовному, религиозному миру человека, главной в художественном творчестве считали интуицию; идеи, что были за пределами чувственного восприятия, хотели высказать с помощью символов. Главной особенностью критического реализма является изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами вместе с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

 

Экзаменационный билет № 20

1.Сентиментализм в Англии и поэзия Р.Бернса

Сентиментализм мощной волной прокатился в XVIII веке странами Европы Его родина-Англия .В отличие от классицистов, что воспевали преимущественно героев и героическое, сентименталисты обратились к людям простых, гонимых, угнетенных, слабых

На смену приподнятом и величественном, что было доминантой классицизма, сентименталисты внесли в литературу трогательное

Классицисты не замечали природы; в произведениях сентименталистов, наоборот, природа заняла место Созерцание ее красоты, мирное общение с ней простых людей - вот идеал сентименталистов

В Англии сентиментализм имеет свои особенности. Социальными предпосылками его были прежде всего обнищание народных масс и разочарование в буржуазном прогрессе общества. В произведениях писателей-сентименталистов пробуждается интерес к маленькому человеку, сочувствие его бедам. Отказ от рационализма просветителей и обращение к чувству как источнику совершенствования человека определяют пути развития эстетики английского сентиментализма. Литература сентиментализма, складывающаяся на этой основе, провозглашает культ чувств. Она стремилась показать богатство эмоций и их роль в формировании личности. Писатели-сентименталисты готовы воздействовать на души своих читателей, прославляя жизнь на лоне природы, рисуя гибельность городской цивилизации. Их произведениям присуща высокая эмоциональность и одновременно простота выражения. Их задача — заставить читателя поверить тому, что они изображают, сопережить с героями их беды и стать от этого чище и лучше. Наиболее характерный герой поэзии сентименталистов — это человек, близкий к природе, ее восторженный почитатель. Поэты воспевают одиночество человека, оставшегося наедине с собой, когда он перед лицом Бога размышляет о своих деяниях и прославляет красоту окружающей природы. Очень часто лирическим героем сентиментальной поэзии оказывается юноша-стихотворец.

“Все, что естественно, — прекрасно”. К такому итогу приходит XVIII столетие. Однако идеал простоты осуществляется медленно, и быть может, медленнее всего в поэзии. Она всё ещё находится во власти правил, предписанных поэтикой. Пасторальные пастухи и пастушки говорят изысканной речью, скорее подобающей придворным. Правда, пробуждается интерес и к подлинной народной поэзии. Её начинают собирать, издавать, но чтобы великий поэт родился в народной среде — такого не бывало вплоть до явления Роберта Бёрнса.

 

Экзаменационный билет № 23

1.Принципы натурализма и творчество Э. Золя

Течение натурализм, ее характерные черты

Во второй половине XIX в реализм во Франции перерос в натурализм - это литературный стиль, который распространился в Европе и Америке на протяжении 1870-1900 годов. Основой теории натурализма стал позитивизм Огюста Конта. Многих манила к позитивизму вера в науку - уважение к действительных фактов. Наука и искусство - единстецтво - єдині.

Как и реалисты, натуралисты стремились к полному, вероятного, точного изображения общества, природы и человека, в частности на основе объективности

Отличие от реализма:

o натурализм слишком прямолинейно выражал свои черты на практике;

o с точки зрения естествоиспытателей вообще не было различий между литературным творчеством и научным познанием;

o натуралисты считали, что писатель должен создать всестороннюю и объективную картину общества так, будто этим занимался историк или социолог Следовательно произведение искусства натуралистов должен быть \"человеческим док документом \", то есть исчерпывающим описанием того или иного общественного явленийьного явища.

o Судьба героев, их психология выводились из трех принципов:

1) наследственности - судьба героя, его поступки полностью зависели от того, что заложено в генах;

2) среды - человек сам по себе ничего не решала; натуралисты считали человека рабом среды, в которой она сформировалась;

3) исторической эпохи - на человека влиял время, в котором она жила

Появление натурализма сопровождалась шквалом критики, поскольку натуралисты все больше углублялись в поэтический действительность В то же время он повлиял на развитие мировой литературы

o своеобразное продолжение реалистических традиций, начало влияния на писателей-реалистов XX века;

o натурализм - это основа для будущих писателей-модернистов Натуралисты заставили еще раз пересмотреть \"проблему табу\" в литературе

Если все предыдущее искусство, по их мнению, служило красоте, то новое служило истине Поэтому натуралисты выступали против любых вольностей художника, против отбора жизненного материала, против существования запрещенных тем для искусства Зачинателем натуралистической школы считали Езоло - продолжателя дела, которую начал Бальзак Золя считал Бальзака своим духовным отцом

Итак, натурализм - не что иное, как использование экспериментального метода, наблюдения и опыта в литературе

Недостатки натуралистической теории:

o полное отождествление художественного творчества с наукой;

o отрицание фантазии художника;

o игнорирование личности художника

Возможно, это и стало причиной быстрого упадка натурализма и нарастанием быстрых успехов символистов

Заслуга натурализма:

-натурализм - выражение в истории научных и социальных тенденций;

-художник - создатель практической социологии, решал взаимодействие личности и среды, законы, которые управляли обществом;

-художник - пророк, который в своих предсказаниях опирался на знание природы и человека

Принципы натурализма за Е Золя:

o отказ художника от оценочных категорий при описании фактов, полная отрешенность автора, объективизм;

o обращение литераторов к \"запрещенных\" тем Художники-предшественники не писали о патологии, теперь ей было открыто широкую дорогу в роман, пьесу, поэму;

o историю общества рассматривали прежде всего как физиологический процесс и ее отражали в искусстве

Экспериментальный роман— термин литературной теории Эмиля Золя: произведение нового искусства, пользующегося в процессе художественного создания не только наблюдением, но и экспериментом.

           

Экзаменационный билет № 25

Литература первой половины ХХ в США как «золотой век» американской литературы и ее основные произведения

 

В первой половине ХХ века интенсивно развивается литература

США. О себе заявляют такие яркие творческие индивидуальности, как Теодор Драйзер, Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, драматург ЮджинО’Нил.

Литература США периода 1910–1945 годов представлена различными направлениями. В ней сильна романтическая традиция, столь характерная для американского литературного процесса ХIХ века, развивается литература критического реализма, возникают модернистские течения.

Существенно изменилась столь характерная для литературы США тема «американской мечты», отчётливо прозвучавшая в литературе ХIХ века и получившая дальнейшее развитие в литературе ХХ века. Теперь оптимистическая вера в процветание Америки и счастье, даруемое богатством, подверглась сомнению. Тема «американской мечты» трансформировалась в тему «американской трагедии

Одной из магистральных тем в литературе 20–30-ых годов стала

антивоенная тема. В 20-е годы она прозвучала в рассказах и романах Э. Хемингуэя – «Прощай, оружие!» (1929), в романах У. Фолкнера «Солдатская награда» (1926) и «Сарторис» . Эти писатели были участниками войны. Вернувшись домой, они вновь столкнулись сложной пропагандой о войне, но теперь уже в условиях мирного времени,  что с ещё большей очевидностью обнаружило бессмысленность принесённых жертв и обострило боль воспоминаний о погибших.

Антивоенная тема в литературе 30-ых годов слилась с темой борьбы против фашизма. Ей посвящены романы У. Фолкнера «Свет в августе»(1932) и Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол»

Формирование модернизма в литературе США происходило под

существенным влиянием культуры европейских стран, и прежде всего Франции. В 20-е годы в Париже жили многие американские писатели: Э. Хемингуэй, Ф.С. Фицджеральд, Г. Стайк, Э. Паунд, назвавший столицу Франции «лабораторией идей». Историки литературы ввели понятие «европейская школа американского модернизма», которая связана с именем Эзры Паунда и Гертруды Стайн. В  художественном творчестве, в том числе – в литературе, появляются новые направле­ния и эстетические школы: сюрреализм, футуризм, импрессионизм, натурализм, экспрессио­низм, техника «потока сознания»

Подлинно революционный переворот произошел в американской культуре и литера­туре. И не случайно этот период в их истории был назван «золотым веком». Каждый писатель, драматург, иногда одно произведение – были богатой «золотой жилой» открытий для совре­менников и последующих поколений мастеров слова.

Внимательно прислушиваясь к духовным и художественным импульсам, исхо­дящим из более развитых стран в стремлении преодолеть собственный провинциализм, Аме­рика шла своим путем, ориентируясь в первую очередь на те философские системы, которые были закономерным порождением ее культуры.

Многочисленные денеж­ные фонды, система премий и самых разнообразных культурно - цивилизационных про­ектов, в которых участвовали деятели искусства, подняли культуру США на необычайную для страны высоту.(рузвельт)

 В пору своего "золотого века" американская культура, ус­воив эстетические уроки европейского искусства, интегрировав полученные знания с нацио­нальной и мировой традицией

У.Фолкнер: одним из первых писателей в мировой литературе Фолкнер ввел прием «многоглазия» – когда об одном из событий или явлений «го­ворят» несколько рассказчиков.(шум и ярость)

Э.Хемингуэй Личное мужество, активный   стоицизм лучших героев Хемингуэя в мире, где «победитель не получает ничего», определил и стиль его рома­нов («Фиеста», «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол»), повести «Старик и море», - определили и стиль произведений писателя, с его принципом айсберга ( 7/8 «под водой», то есть в подтексте, и только 1/8 – «над водой.

Джером селинджер над пропачтью во ржи

Курт вонегут Бойня номер пять или крест…

 

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!