А) Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)

Билет № 1

Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)

Великий немецкий композитор и органист 18 века. При жизни не получил заслуженного признания как композитор, а был известен как выдающийся органист и клавесинист.

Условно его жизненный и творческий путь можно разделить на 3 периода: Веймар, Кётен, Лейпциг.

1. Веймар. Органная музыка. В этом городе Бах служил придворным музыкантом и городским органистом. В этот период он написал: Органную токкату и фугу ре минор, Пассакалию до минор, хоральные прелюдии и мн.др.

 2. Кётен. Инструментальная музыка. Бах служил при дворе принца Кётенского и руководил камерным оркестром.

       Он написал: «ХТК» (1 том), 6 «Французских» и 6 «Английских» сюит, 15 двухголосных и 15 трехголосных   инвенций, «Маленькие прелюдии и фуги» для клавира, и другие инструментальные и оркестровые произведения.

3. Лейпциг. Вокально-хоровая музыка. Здесь на протяжении 27 лет Бах служил кантором (руководителем хора) певческой школы при церкви Святого Фомы.

    Он написал: «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Высокая» месса си минор, около 300 кантат.                                                                      

Большинство произведений Баха написано в полифоническом стиле. 

Полифония – в переводе означает «многоголосие», в котором все голоса самостоятельны, выразительны и равноправны. К полифоническим жанрам относятся фуги, фугетты, инвенции и др.

Фуга (в переводе с латинского «бег») – сложное полифоническое произведение, где тема проходит поочередно во всех голосах. Фуга состоит из 3 разделов: экспозиция, свободная часть и реприза.

«ХТК» («Хорошо темперированный клавир»)

Бах написал 2 тома «ХТК». В каждом томе – по 24 прелюдии и фуги, расположенных по полутонам (по ступеням восходящей хроматической гаммы: До мажор – до минор; До# мажор – до# минор; Ре мажор – ре минор...)

 

 

Билет № 2

 

А)Венские классики

                                                         

    Йозеф Гайдн            Вольфганг Амадей                    Людвиг ван Бетховен

Моцарт                       

«Венские» - т.к. большая часть их творческой жизни прошла в Вене.

«Классики» - в переводе с латинского означает «образец» - т.к. их произведения (симфонии, сонаты, оперы, квартеты) стали образцами для композиторов последующих поколений.

 

Йозеф Гайдн (1732–1809) – австрийский композитор. Его называют «отцом» симфонии и основоположником симфонического оркестра.

Гайдн написал : 104 симфонии (среди них: «С тремоло литавр», «Прощальная», «Сюрприз»,«Военная», «Детская».), 52 сонаты для клавира, свыше 80 квартетов, около 30 опер, 2 оратории («Времена года» и «Сотворение мира»), и мн. др.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) – австрийский композитор, создавший шедевры в области оперы, симфонии, сонат для клавира и мн.др.. В детстве – вундеркинд. В 20-летнем возрасте Моцарт стал первым независимым музыкантом XVIII века.

 Моцарт написал: 19 опер (среди них «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»), около 50 симфоний, сонаты для клавира, концерты, квартеты, квинтеты, «Реквием», песни и многое другое.

                                                                  

Людвиг ван Бетховен (1770–1827) – немецкий композитор. Его творчество сформировалось в эпоху Великой Французской революции. Но не только идеи революции, но и личные невзгоды и несчастья повлияли на характер и содержание его произведений.

Бетховен написал : 9 симфоний (среди них: №3 – «Героическая» (первоначально была посвящена Наполеону), №5 – с темой судьбы, №9 – в финале симфонии звучит хор (ода Шиллера «К радости»), 32 сонаты для фортепиано (№8 – «Патетическая», №14 - «Лунная»), 11 увертюр, 5 концертов для ф-но с оркестром, концерт для скрипки с оркестром, опера «Фиделио» и многое другое.

б) Симфония  – крупное циклическое произведение для симфонического оркестра. В классической симфонии 4 части:

I часть. Сонатное allegro (в быстром темпе, в сонатной форме).

II часть. Медленная, спокойная (в форме вариаций или в 3-частной форме).
III часть. Менуэт (у Гайдна и Моцарта) или скерцо (у Бетховена, Чайковского) – в трехчастной форме с трио: А – B (трио) – А

IV часть. Финал (в быстром темпе, в форме рондо или в сонатной форме).

Части симфонии располагаются по принципу контраста, но между ними есть тональная, тематическая и образная связь.

Примеры : Гайдн – 104 симфонии (среди них: №103 «С тремоло литавр»), Моцарт – свыше 50 симфоний (среди них знаменитая №40 соль-минор), Бетховен – 9 симфоний (№5 – с темой судьбы).

 

Билет № 3

Романтизм

                                                        

   Франц Шуберт Фридерик Шопен      Роберт Шуман        

 

Композиторы-романтики: Шуберт, Шуман, Шопен, Мендельсон, Лист, Паганини, Брамс … 

Романтизм – направление в искусстве 19 века. Главные темы: внутренний мир простого человека, его настроения, переживания, чувства, мечты; картины природы; необычные и фантастические события и явления, и мн.др. Композиторы-романтики предпочитали миниатюрные произведения а не крупные, монументальные жанры.

   Франц Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор. Прожив очень недолгую жизнь (всего 31 год), Шуберт создал большое количество произведений, но самым любимым его жанром была песня.   

Шуберт написал : свыше 600 песен (среди них – 2 вокальных цикла: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»; вокальная баллада «Лесной царь», 9 симфоний (среди них №8 – «Неоконченная», её название объясняется тем, что она состоит из 2 частей), 22 сонаты для ф-но, пьесы для ф-но, трио, квартеты, квинтеты и мн.др.

Фридерик Шопен (1810-1849) – польский композитор и пианист, основоположник польской классической музыки. Значимость этого композитора для польской музыки сравнима со значением М.И.Глинки для русской музыки[i].

Шопен написал : Цикл из 24 прелюдий (во всех тональностях, как у Баха), сонаты для ф-но, баллады и скерцо для ф-но, 2 концерта для ф-но с оркестром, мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны, этюды и 19 песен.

    В творчестве Шопена такие жанры как этюд, вальс, мазурка, полонез становятся концертными пьесами. Прелюдия у Шопена становится самостоятельным произведением.

    Среди произведений Шопена нет ни опер, ни симфоний. Большинство его сочинений написано для фортепиано, так как сам Шопен был превосходным пианистом.

  Роберт Шуман (1810-1856) – немецкий композитор, пианист и музыкальный критик. Он писал музыку в разных жанрах: фортепианные циклы («Бабочки», «Карнавал», «Альбом для юношества») и вокальные циклы («Любовь поэта»)и др.

 

Билет № 4

а) Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)

 

 Русский композитор 19 века, основоположник русской классической музыки (оперной и симфонической).

Значение Глинки для русской музыки приравнивается к значению Пушкина для русской литературы.

Музыкальный язык Глинки основан на интонациях русской народной песни. «Музыку создает народ, а мы, художники, её аранжируем» – так говорил Глинка.

Оперное творчество. Глинка написал 2 оперы: «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила», которые положили начало развитию русской оперы в 2-х направлениях: историческая опера и сказочная опера.

Симфоническое творчество Глинки послужило толчком для развития русской симфонической музыки. «Вся русская симфоническая музыка выросла из «Камаринской» Глинки, как дуб из жёлудя» - так сказал Чайковский о симфоническом творчестве Глинки. Он не писал симфоний, но им написаны замечательные симфонические произведения: симфоническая фантазия «Камаринская»; 2 испанские увертюры («Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»); пьесу «Вальс-фантазия» (написана для ф-но, а позже оркестрована);

Вокальное творчество: 80 романсов и песен (среди них вокальный цикл «Прощание с Петербургом», романсы – «Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С.Пушкина, «Не искушай», «Сомненье», и мн.др.);

Фортепианное пьесы: Вальс-фантазия, и мн.др.

б) Музыкальная форма – это порядок расположения частей и разделов

в музыкальном произведении.

Период – законченная музыкальная мысль (8 или 16 тактов), состоит из двух предложений. Период бывает повторного и неповторного строения, однотональным и модулирующим.

 

Предложения состоят из фраз (обычно в предложении 2 или 4 фразы). Фразы – из мотивов.

Одночастная форма – когда произведение написано в форме периода. Например: А – Шопен Прелюдия Ля мажор

 

Простая 2х-частная форма – форма, состоящая из двух частей, каждая из которых представляет собой период. AB

    A B – Чайковский «Шарманщик поёт» (из «Детского альбома»); куплет в песне (А – запев, В – припев)

    А А¹ – Шопен Прелюдия ми минор

        

Простая 3х-частная форма – состоит из 3 частей, каждая из которых представляет собой период. АВА III часть в этой форме – Реприза, так как она повторяет материал I части. Средняя часть обычно контрастна по отношению к крайним частям.

    Чайковский «Детский альбом»: Немецкая песенка, Полька, Марш деревянных солдатиков
Сложная 3х-частная форма состоит из 3 частей, но какая-либо из частей, либо все части написаны не в форме периода, а в какой-либо другой форме (в 2-частной или в 3-частной). ABA ( I ч) C ( II ч) ABA ( III ч)

  Шопен Полонез Ля мажор

 Чайковский Вальс (из «Детского альбома»), большинство пьес в цикле «Времена года»

  Рондо (в переводе «круг») – музыкальная форма, в которой одна и та же тема (рефрен) повторяется несколько раз, чередуясь с различными эпизодами. Рефрен должен прозвучать не менее трех раз.

             А       В      А       С     А

       рефрен эпизод  рефрен     эпизод  рефрен

            (R     Э¹   R      Э²   R………R), т.е. как минимум – 5 частей, …7,9,11…

        Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»

       «К Элизе» Бетховена

        Моцарт соната Ля мажор (3 часть) – «Рондо в турецком стиле»

  Вариации – музыкальная форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений (вариаций)[ii].

           А     А¹    А²    А³ и т.д.       

       Тема вар.1 вар.2 вар.3

 

   Гайдн Симфония №103 «С тремоло литавр», 2 часть (двойные вариации), Моцарт Симфония №40, 2 часть, Глинка Симф. фантазия «Камаринская» (двойные вариации – вариации на 2 темы)

 

Билет № 5

 

    «Могучая кучка» – творческое содружество русских композиторов, сложившееся в 60-х годах 19 века. В этот кружок объединились 5 композиторов: Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский и Кюи.

Руководитель – Балакирев, а идейный вдохновитель и друг – музыкальный критик Стасов.

Мусоргский – композитор и пианист.

  Он написал : 5 опер (среди них исторические: «Борис Годунов» и «Хованщина»), романсы и песни (среди них вокальный цикл «Детская», сатирическая песня «Блоха»), пьесы для фортепиано (среди них «Картинки с выставки») и мн.др.

Балакирев – композитор, пианист, дирижер, музыкальный общественный деятель. Он был одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы в Петербурге. 

Бородин – не только композитор, но и выдающийся ученый-химик, крупный общественный деятель, профессор, академик Медико-хирургической академии. 

Он написал: 3 симфонии (среди них №2 – «Богатырская»), оперу «Князь Игорь» (писал 18 лет и не успел закончить[iii]), симфоническую сюиту «В Средней Азии», 18 песен и романсов, оперетту «Богатыри».

Римский-Корсаков композитор, педагог (профессор Петербургской консерватории), директор Бесплатной музыкальной школы (после Балакирева), дирижёр.

Он написал : 15 опер («Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и др.), симфоническая сюита «Шехеразада», романсы, увертюры. Он составил сборники русских народных песен («100 р.н.п.» и «40 р.н.п.»), Автор учебника гармонии, учебника оркестровки, статей, и книги «Летопись моей музыкальной жизни».  

Кюи – композитор, музыкальный критик, профессор Военно-инженерной академии в Петербурге. Он автор 14 опер.

Все эти молодые композиторы не имели профессионального музыкального образования, поэтому им необходимо было учиться друг у друга.

Они считали себя наследниками Глинки. В своей музыке они опирались на русское народное песенное творчество. Вслед за Глинкой композиторы «Могучей кучки» развивают жанр русской оперы в двух направлениях: историческая опера и опера-сказка.

 

Билет № 6

          Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893) – русский композитор XIX века. В его творчестве представлены почти все музыкальные жанры. Это: оперы, симфонии, балеты, фортепианная музыка, романсы, увертюры, концерты для ф-но с оркестром и многое другое.

Чайковский – первый русский композитор, получивший профессиональное образование. Сразу по окончании Петербургской консерватории был приглашен преподавать в Московскую консерваторию. Благодаря финансовой поддержке Надежды Филаретовны фон Мекк в самый трудный для композитора период жизни, он смог оставить преподавание и полностью заняться творчеством.

    Чайковский написал:

Ø 10 опер (среди них «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта»)

Ø 3 балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»)

Ø 3 концерта для ф-но с оркестром

Ø 6 симфоний,

Ø свыше 100 фортепианных пьес (в том числе цикл «Времена года», «Детский альбом»),

Ø более 100 романсов («Средь шумного бала» и др.),

Ø квартеты, увертюры, фантазии, симфонические сюиты, и многое другое.

    Главными жанрами для Чайковского всегда были опера и симфония.

Симфоническое творчество. Считая симфонию «исповедью души», он создал новый тип симфонии – симфонии-драмы. Его симфонии насыщены глубоким содержанием, это – психологические драмы.

Балетное творчество. Чайковский – основоположник русского классического балета. В его балетах музыка очень тесно связана со сценическим действием, она перестает носить прикладной характер (как аккомпанемент к танцам).   

 Чайковский был знаком и даже поддерживал дружеские отношения с некоторыми композиторами «Могучей кучки» (Балакирев и Р-К). Но творческие взгляды их были различны. В отличие от «кучкистов», Чайковский в своем творчестве опирается на интонации городского романса, а не на русскую народную песню.

 

 

б) Симфонический оркестр – большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Симфонический оркестр включает 4 группы инструментов:

 


Классический состав симфонического оркестра сложился в творчестве венских классиков.

В оркестре 4 группы инструментов:

                        • струнные смычковые

                        • деревянные духовые

                        • медные духовые

                        • ударные

Струнные смычковые инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас
Деревянные духовые – флейта, гобой, кларнет, фагот

Медные духовые – труба, туба, тромбон, валторна

Ударные – барабан, литавры, тарелки, там-там, треугольник и др.

    Оркестр полной величины (около 100 музыкантов) называется «симфоническим оркестром», оркестр меньшего состава (около 50 исполнителей или меньше) называется «камерным оркестром».

Билет № 7

А) Соната. Сонатная форма.

Сонатациклическое произведение для одного или двух инструментов. Тип классической сонаты установился в творчестве венских классиков. В классической сонате – 3 части:

I часть. Сонатное allegro (в быстром темпе, в сонатной форме).

II часть. Медленная, спокойная (часто в форме вариаций или в

            2-частной, в 3-частной форме).                                    

III часть. Финал (в быстром темпе, в форме рондо или в сонатной форме).

    Части сонаты располагаются по принципу контраста, но между ними есть тональная, тематическая и образная связь.

Сонатная форма

В этой форме пишутся: первая часть сонаты (отсюда и название), первая часть симфонии, и увертюры. В сон.форме 3 раздела:

Г.п. св.ч. П.п. з.п     Развиваются, разраба- Г.п. св.ч. П.п. з.п                                      

                                   тываются Г.п. и П.п.,                                        

                                   тональная неустойчи-                                                  

                                   вость,отклонения в дру-                                   

                                   гие тон-ти, секвенции,

                                   самая яркая, напряженная

                                   часть в сон.форме.

 

б) Композиторы XX века

Прокофьев

Ø 7 симфоний,

Ø 7 балетов (например, «Золушка», «Ромео и Джульетта»,

Ø 8 опер («Война и мир» и др.),

Ø кантата «Александр Невский»,

Ø «Мимолетности»,

Ø симфоническая сказка «Петя и волк»,

Ø музыка к кинофильмам и др.

 

Шостакович

Ø 15 симфоний (№7 «Ленинградская»),

Ø оперы,

Ø балеты,

Ø кантаты,

Ø оратории,

Ø музыка к кинофильмам и мн.др.

 

Композиторы XX века - Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Кабалевский, Свиридов, Щедрин, Шнитке, Стравинский и мн.др.

Карельские композиторы: Вавилов, Синисало, Раутио и др.

 

 

 

 


 

 

 

 

               

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!