Познакомтесь с песней К.Кельми «Замыкая круг»

КЛАСС

Музыка

Дата урока: 19.02.2021

Тема урока: Мелодией одной звучат печаль и радость…

 

«Бессмертие» Микеланджело и Д. Шостаковича

 

Конечно, нельзя сказать, что из современной музыки совершенно исчезли настроения радости и лёгкости. Человеческая природа богата и сильна, она способна к преодолению самых тревожных и тяжких состояний.

 

После нелёгких испытаний, какие принёс людям XX век, сама радость стала иной, более дорогой, более драгоценной. И может быть, поэтому состояния чистоты и светлого покоя, которыми отмечены некоторые современные музыкальные произведения, получают самые высокие и торжественные названия, самое тонкое и выразительное музыкальное воплощение.

 

Такова пьеса Д. Шостаковича «Бессмертие» - последняя в его одиннадцатичастной Сюите для баса и фортепиано.

Сюита эта была написана Шостаковичем в 1974 г. на стихи Микеланджело Буанаротти.

Стихи Микеланджело гораздо менее известны, чем его исполинские фрески и скульптуры. При жизни автора о его поэтическом наследии мало кто знал. Между тем Микеланджело писал стихи на протяжении всей своей жизни.

 

Микеланджело Буанаротти

 

Прочитайте выразительно стихотворение Микеланджело «Бессмертие». О чём рассказывает нам великий художник? Какой заложен в нём смысл?

Микеланджело «Бессмертие».

Здесь рок послал безвременный мне сон,

Но я не мёртв, хоть и опущен в землю:

Я жив в тебе, чьим сетованьям внемлю,

Затем, что в друге друг отображён.

Я словно б мёртв, но миру в утешенье

Я тысячами душ живу в сердцах

Всех любящих, и, значит, я не прах,

И смертное меня не тронет тленье.

 

Вслед за Микеланджело Д. Шостакович

 в своей Сюите поднимает вечные, важнейшие вопросы нравственности, добра и зла, жизни и смерти, любви и творчества.

Сюита состоит из 11 частей: Истина, Утро, Любовь, Разлука, Гнев, Данте, Изгнаннику, Творчество, Ночь, Смерть, Бессмертие.

В последней – 11 части, имеющей название «Бессмертие» - Шостакович процитировал свою первую детскую пьесу, когда-то написанную им для фортепиано. И в обращении к светлой наивности собственных детских лет он усмотрел символ вечного возрождения жизни, вечной её устремлённости в высоты юного, свободного, бессмертного духа.

Общеизвестно, что Д. Шостакович признан величайшим мастером инструментовки. При прослушивании произведения обратите внимание на выразительность звучания тембров, а также тембровых сочетаний музыкальных инструментов.

Слушание, музыкальный анализ 11-й части Сюиты для баса и фортепиано Д. Шостаковича:

 

https://www.youtube.com/watch?v=2aGsJJZmmvs

1.Можно ли считать характер этого произведения радостным? Если да, то какая это радость?

2.Какие музыкальные инструменты выделяются в первую очередь? Почему?

Как вам теперь известно, эту мелодию композитор сочинил в детстве, а уже позже использовал в сюите.

Тема имеет светлый, идиллический характер, изложена в высоком регистре, прозрачной фактуре и тихой динамике отрывистым штрихом staccato.

 

Скульптура Микеланджело и музыка Шостаковича

 

Внимательно рассмотрите значимый шедевр мирового искусства эпохи Возрождения, ставший символом величайшего итальянского культурного наследия, - скульптуру Микеланджело «Давид». Эта скульптура Микеланджело стала также символом свободы и защиты отечества от власти тиранов.

 

Библейский герой работы великого мастера – ветхозаветный царь Давид - до сих пор поражает воображение достоверностью и точно переданной пластикой человеческого тела. «Давид» признан эталоном мужской красоты эпохи Возрождения.

 

Микеланджело запечатлел своего героя в момент подготовки к решающей битве с Голиафом. Статуя изображает обнажённого юношу мощного телосложения, готового к бою с опасным врагом. Причём враг намного превосходит его по силе. Однако юноша спокоен; кажется, ничто не выдаёт его беспокойства. Заметно только, как напряглись его мышцы, как сдвинулись его брови, как максимально напряжено его внимание. Давид сосредоточен на предстоящей схватке. Его гордая голова с копной волос, нахмуренные брови и твёрдо сжатые губы говорят о несгибаемой воле. В его взгляде есть нечто устрашающее. Его расслабленная поза свидетельствует об уверенности и силе. Видно, как через левое плечо он перекинул пращу, сулящую грозному противнику решающий, смертоносный выпад.Видно, как Давид олицетворяет мощь и всесилие вольного человека. Давид символизирует уверенность человека в том, что он сможет победить любого врага. Таким образом, можно сказать об этой статуе, что она призывает к мужеству, защите.

И в то же время скульптура Давида отличается простотой, ясностью и выразительностью. В ней нет ничего противоречивого. Каждая деталь служит для выражения мужественности, свободы и максимальной концентрации перед схваткой с грозным царём.

Скульптура имеет высоту свыше 5 метров и вес более 6 тонн.

 

Микеланджело. Давид. Фрагмент https://www.youtube.com/watch?v=0GsS_WBDWLY

Сравните образ скульптуры Микеланджело с характером музыки части «Бессмертие» из Сюиты для баса и фортепиано Д. Шостаковича. Есть ли связь скульптуры с содержанием музыкального произведения Шостаковича? Если есть, то в чём она выражена?

Не из детских ли воспоминаний черпаем мы самую светлую радость, живущую среди людей, вопреки всему тёмному и тяжёлому, что омрачает жизнь?

Бессмертие: не признающее никаких оков, властвующее над временем и пространством, глубоко предчувствуемое каждым, кто способен к высоким побуждениям, - не оно ли озаряет светом и лучшие страницы великих музыкальных творений?

Познакомтесь с песней К.Кельми «Замыкая круг»

https://www.youtube.com/watch?v=EkZwyOT9szo

 


Домашнее задание: На все вопросы урока ответить письменно.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 421; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!