Слушание: Моцарт «Фантазия ре-минор»



Конспект урока по музыке

Класс                             Дата: 02.02.2021

Тема: Воплощение эмоционального мира человека в музыке. «Мелодией одной звучит печаль и радость…»

Музыкальный материал:

-Моцарт «Симфония № 40», 1 часть

-Моцарт «Фантазия ре-минор

-Рахманинов «Концерт № 3 для фортепиано с оркестром»

-Визбор «Ты у меня одна» (разучивание).

 

Ход урока

 

Эпиграф к уроку.

В аттическую форму заключен
Безмолвный, многоликий мир страстей,
Мужей отвага, прелесть юных жен
И свежесть благодатная ветвей.
Века переживешь ты не спроста.
Когда мы сгинем в будущем, как дым,
И снова скорбь людскую ранит грудь,
Ты скажешь поколениям иным:
"В прекрасном – правда, в правде – красота.
Вот знания земного смысл и суть".

Перевод В.Микушевича.

Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.

-Английский поэт Джон Китс говорил, что "совершенство всякого искусства заключается в силе его воздействия, способной изгнать все несообразности, связав их тесным родством с Истиной и Красотой". Истинной сущностью человеческой души являются, с точки зрения Китса, доброта, любовь, жажда истины, способность к радости.

-Для чего служит музыка людям? (Почему о музыке говорят, что это язык человеческих чувств?).

Музыка учит понимать нас язык человеческой души, учит понимать и прислушиваться к проблемам и страданиям других людей, учить радоваться и любить...

Музыка может без слов выразить все человеческие эмоции: радость, восторг, печаль, любовь...

 

-Давайте вспомним средства музыкальной выразительности. Попробуем разобраться, в чем же заключается сила музыки? Как музыка воздействует на человека, его чувства и мысли?

Когда мы слушаем какое-либо музыкальное произведение, мы воспринимаем его целиком. Но мы - то знаем, как создается произведение, из каких музыкальных средств оно состоит.

Влияние музыкального произведения на человека, его настроение, самочувствие, общий эмоциональный фон складывается ща счет объединения в нем средств музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, темп в самых гениальных произведениях соединяются таким образом, что создается гармония.

Ритм музыкальный — организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз.

Мело́дия — один (в монодии единственный) голос музыкальной фактуры, который трактуется в теории музыки и непосредственно воспринимается слухом как композиционно-техническое и ладовое целое. Проще говоря, мелодию мы можем напеть, наиграть. Мелодию еще называют «душой музыки».

Темп (итал. tempo от лат. tempus время, нем. Zeitmaß) — мера времени в музыке, упрощённо — «скорость исполнения музыки».

Гармония.

Одним из главных средств музыкальной выразительности является гармония. Гармония наделяет мелодию особыми неповторимыми красками. Именно она превращает мелодию в настоящую музыку. Гармония в переводе с греческого означает созвучие, соразмерность, одновременное звучание нескольких созвучных тонов, созвучий.

Созвучия двух ладов — мажорного и минорного. Обычно маленькие музыкальные произведения пишутся в каком-то одном ладу, а вот в более крупные лады часто чередуются. Как бы идет столкновение двух образов: добра и зла, света и тени. Прослушайте с симфонию одного из самых гармоничных композиторов – Вольфганга Амадея Моцарта – симфонию №40, 1 часть. Интересно, что в симфонии есть главная тема и побочная, одна из них, как правило, пишется в миноре, вторая – в мажоре. Эти две темы звучат на протяжении всей симфонии, чередуются и противоречат друг другу. Через это противоречие складывается неповторимая гармония симфонии.

Слушание: Моцарт «Симфония № 40», 1 часть.

 

Словарная работа.

-Изучите таблицу, обратите внимание на значение средств музыкальной выразительности. Постарайтесь запомнить музыкальные термины. После указания темы урока запишите термины и их значения в тетрадь:

 

 

-Познакомимся ближе с одним из самых «гармоничных» композиторов в мире.

Моцарт. Жизнь и творчество.

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбурге, расположенном у подножия немецких Альп. Жители Зальцбурга говорят, что там дня не проходит без дождя. В этом-то дождливом месте суждено было родиться Моцарту – наиболее солнечному из музыкантов классической эпохи. Музыка Моцарта как бы залита солнечным светом и только иногда темные трагические блики врываются в это светлое царство радости.

Детство Вольфганга было лучезарно: любящие родители, сестра, мир звуков, приобщенным к которому он был чудесным образом с самой колыбели. Маленького Моцарта любили все, знавшие его. И душа у него была нежная как цветок. Атмосфера любви и счастья радостным светом озарила детство музыканта, и свет этот светит в его музыке до самого конца, несмотря на то, что радостная в детстве, жизнь Моцарта была в дальнейшем путем труда, борьбы за существование, горькой нужды и тяжелых разочарований, путем, преждевременно истощившим его силы и приведшие его к ранней могиле…

Моцарт гениально воплотил свой образ в «Моцарте и Сальери». В самом конце пьесы Моцарт, как бы сам себя характеризуя, говорит: Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! Но нет: тогда б не мог И мир существовать; никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни; Все предались бы вольному искусству. Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов. Было бы, однако, совершенно неправильно думать, что музыке Моцарта чужды элементы трагического. Трагические ноты часто слышатся в его произведениях, а к концу его жизни начинают, как будто преобладать, и – кто знает? – проживи Моцарт дольше, как бы мог преобразиться его творческий лик…

Творчество Моцарта проявилось одинаково ярко во всех областях музыкального искусства. В нем счастливо сочетались гениальное природное дарование с изумительным техническим совершенством. Контрапунктическое мастерство его несравненно: самые сложные и замысловатые комбинации голосов сочетаются в его сочинениях с такой легкостью и естественностью, что непосвященному слушателю и в голову прийти не может, что он слышит не просто свободно и легко льющуюся музыку, а нечто весьма сложное, а местами даже хитроумное по своей фактуре.

Мелодический дар Моцарта неиссякаем, гармония его всегда безукоризненно совершенна, форма ясна и прозрачна. Он одинаково велик и в инструментальной и вокальной музыке, светской и духовной. Художественное наследие Моцарта необычайно велико. Инструментальный и вокальный стиль композитора отличаются исключительным изяществом, чистотою и хрустальной прозрачностью. Прозрачность эта делает исполнение музыки Моцарта исключительно трудным: всякий неверный штрих, малейшая неточность сказываются как грубейшая ошибка, нарушающая стройность целого. Для чего бы Моцарт не писал: для пения, фортепиано, струнных или духовых инструментов, оркестра – изложение его всегда совершенно. Несмотря на простоту средств, его инструментовка колоритна, разнообразна и интересна, фортепианный стиль превосходен, знание человеческого голоса безукоризненно.

Музыка его по сути своей полна и богата, бесконечно разнообразна по своему освещению. Она воссоздает, можно сказать, некий вид светотени. Музыка Моцарта чрезвычайно богата юмором. Юмор Моцарта. В отличие от наивно простоватого, слегка грубого юмора Гайдна, несравненно более облагороженный. Юмор Моцарта искрится и пенится как старое вино.

 

-Прослушаем еще одно произведение Моцарта.

Слушание: Моцарт «Фантазия ре-минор»

 

-Какое произведение Моцарта вам понравилось больше всего, почему?

-Продолжается наше знакомство с классиками, изменившими облик музыкального искусства.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!