Ч.Айтматов. «Буранный полустанок».



На рубеже 1970-1980-х годов в русской литературе появляются произведения условно-метафорической прозы, в реалистическое повествование которых вводятся фантастические персонажи, фольклорно-мифологические мотивы и сюжеты. Таковы, например, повести «Белый пароход» (1970) и «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977), роман «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») (1980) Ч.Айтматова. Использование приемов явной художественной условности позволяет соотнести события современности с вневременным планом и дать оценку текущему моменту с позиций вечности.

 От фольклорного эпоса к реализму — вот путь, который проделала киргизская литература в XX веке. Дмитрий Лихачёв говорил, что «скачки и убыстрения» появляются там, «где есть необходимость догонять и где имеется возможность использовать опыт других литератур». И ещё там, где есть глубокие и достаточно весомые предпосылки для такого форсированного развития.

Для киргизской литературы такой предпосылкой стал Чингиз Торекулович Айтматов, создавший бессмертный эпос «Манас», который, по словам литературоведа Виктора Жирмунского, «по своим грандиозным масштабам… превосходит все известные памятники мирового эпического творчества».

Айтматов акцентирует своё внимание на «осознании народом своей исторической судьбы, права на будущее, которого достоин каждый народ и каждый человек».

Писатель говорит: «Меня волнует историческая родословная и биография идей, их общечеловеческая сущность. Разве не замечательно, если человек XX века способен осознавать себя современником Одиссея? И в свою очередь − вызвать Одиссея из глубин времени, беседовать с ним? Управление временем – это кажется сказкой».

Интересное наблюдение над стилем Чингиза Айтматова можно найти в статье главного редактора журнала «Новый Мир» Сергея Залыгина «Писатель и традиция»: «В “Белом пароходе” Чингиза Айтматова меня удивляет такая особенность: отдельно взятый абзац его повести то и дело звучит как сказка, однако же в целом − это вполне реальное произведение, написанное чистым и красивым русским языком». Уникальность писателя в том, что фольклор у Айтматова звучит так же насыщенно и реалистично, обладает той же силой, как и во времена его создателей. Почему так велик интерес Чингиза Айтматова к мифам и легендам разных народов? Вот что мастер слова говорит по этому поводу: «Я пытаюсь внедрить в современную реалистическую прозу то, что является наследием прошлой культуры: миф, легенду, предание. Ведь и ранее люди пытались осмыслить мир в художественных образах минувшего, и это осмысление имело для каждого времени свою злободневность… Человек должен быть, прежде всего, человеком, он должен жить в гармонии с подобными ему людьми, в гармонии с природой, он должен быть носителем высоких идеалов. В повести “Пегий пёс, бегущий краем моря” я хотел показать, в каких отношениях могут быть поколения людей, что память об отце, брате, деде, о прародителях неотторжима от всей жизни последующих поколений». Повесть «Пегий пёс, бегущий краем моря» опубликована в 1977 году. В ней автор рассказывает о трудной и опасной жизни охотников – нивхов.

Роман «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») был опубликован в 1980 году. «И дольше века длится день» – это строка из знаменитого стихотворения Бориса Пастернака «Единственные дни».

События романа «Буранный полустанок» происходят на полустанке в Казахстане, в Сарозекских степях, где живут и трудятся на железной дороге главный герой Едигей Жангельдин и его товарищи.

Несмотря на то, что основные события романа, связанные со смертью и похоронами заслуженного работника Казангапа, вмещаются в один день, читатель знакомится еще и с прошлым героев произведения. Об Едигее узнаем, что Казангап помог ему обосноваться в жизни, когда тот вернулся с фронта после контузии. Видим героя и в 50-е годы, когда он смело вступился за несправедливо репрессированного учителя Абуталипа Куттыбаева.

Составной частью романа являются легенды и фантастическая история полета русского и американского космонавтов на другую планету. С целью осмысления возможности планетарной катастрофы Ч.Айтматов использует фантастический сюжет, который сыграет ключевую роль в постижении сложной идейной проблематики романа. Мифы, древние легенды, фантастика помогают Айтматову раскрыть сущность чело­веческой души, показать, что есть добро и зло. Хронология событий тут в воспоминаниях, ретроспекциях, фантастических эпизодах помогает раскрыть внутреннюю сущность человеческой души в ее нелегких поисках истины, самого смысла существования.

Легенда о манкурте

В давние времена местные земли были захвачены жестокими племенами жуань-жуанов. Всех, кто оказывался у них в рабстве, ожидала чудовищная участь: они уничтожали человеческую память страшной процедурой (одевали на голову шири - куска верблюжьей сырой кожи, которая, высыхая на солнцепеке, так сжимала голову человека, что он лишался навсегда памяти).

«Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя челове­ческим существом.

Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и по­тому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помыш­лял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное – восстание раба.

Каждый раб потенциально мятежник. Ман­курт был единственным в своем роде исключением – ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах.

Манкурт, как собака, признавал только своих хо­зяев».

 

     Так манкурт не узнал родной матери, когда она после долгих скитаний нашла его. Мать Найман-Ана пытается вернуть ему память, расспрашивает о прошлом, напоминает о детстве, но пастух-манкурт не помнит ничего, даже своего имени, имени отца — Доненбая. Мать поет ему песни, какие пела над его колыбелью. Но приезжают воины, дают ему лук и стрелы и удивляются, что в его руке сохранилась память: несчастный стреляет без промаха. Наутро, когда мать снова пришла к нему, уговаривая бежать, он недрогнувшей рукой убивает ее. С ее головы упал белый платок, превратился в воздухе в птицу, и она полетела с криком: «Вспомни, чей ты? Как твое имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай!» С тех пор в степи стала летать птица доненбай. А мать похоронили на кладбище и назвали его Материнским упокоем.

Сюда и везет хоронить своего друга Едигей Жангельдин. Колючая проволока, которой огородили кладбище, - аллегорическое напоминание о манкурте. Жуань-жуаны, по свидетельству писателя, погибли, переходя зимой Эдиль (Волгу); лед под ними внезапно разошелся, и все они утонули. Так писатель в легенде соединяет природный мир (родная земля, птицы над ней) с человеческим миром и его памятью. Пренебрежение к одному ведет к гибели другого.

    Автор проводит связь данной легенды с современность. Мы можем назвать Сабитжана и Кречетоглазого манкуртами. Манкурту автор уподобляет современных людей.

Современные манкурты

Сабитжан (сын Казангапа) Кречетоглазый Современные люди Человечество
Человек без нравственных ценностей, без памяти, без корней, не признающий традиций, не понимающий святынь предков (не способен понять Едигея, желающего похоронить Казангапа на священном кладбище Ана-Бейит; для него главное - побыстрее отвязаться от похорон); не способен даже себя осознать личностью, ему не свойственна работа мысли (мечтает о времени, когда у человека не будет необходимости думать и нести ответственность, «когда с помощью радио будут управлять людьми…» Человек, приехавший арестовывать учителя, бывшего фронтовика, побывавшего в плену, Абуталипа Куттыбаева по сфабрикованному обвинению. Послушный исполнитель чужой воли (манкурт), качества которого автор подчеркивает при помощи такой художественной детали, как «пустые глаза, не оживленные мыслью». Для него также не существует памяти, истории, он не допускает, чтобы человек проявлял ндивидуальность: «Не должно быть никакого такого личного слова… Каждый еще будет мысли от себя высказывать. Очень жирно будет»… Именно такие «кречетоглазые» по приказу государственной машины бездумно уничтожали мыслящих людей. Таким образом, легенда о манкуртах прорастает в произведении и в эпоху сталинизма, когда нивелировалась личность человека. Люди, устремленные в завтрашний день, не помнят дня вчерашнего. Священное кладбище (символ священных традиций) предков закрыто, на его месте строится космодром (символ прогресса). Современный человек теряет память и забывает о традициях прошлого, идет процесс превращения в манкурта

Фантастический сюжет также связан с легендой о манкуртах. Во время советско-американского космического полета два космонавта обнаружили планету Лесная Грудь и познакомились с инопланетянами. Айтматов рассказывает нам о цивилизации, превосходящей землян своей разумностью (на планете никогда не было войн). Жители Лесной Груди хотят подружиться с землянами, они пригласили в гости наших космонавтов, однако и тут после­довали особые указания властей. С горькой иронией, даже долей сарказма пишет об этом Ч. Айтматов: «…Комиссия, об­суждавшая предложение Лесной Груди, тем временем реши­ла: не допускать возвращения бывших паритет-космонавтов; отказаться от установления контактов с Лесной Грудью и изо­лировать околоземное пространство от возможного инопла­нетного вторжения обручем из ракет» . И Россия, и Америка осуществили операцию «Обруч», т.е. окружили Землю, кажущуюся из космоса «хрупкой, как голова младенца», боевыми ракетами. Подобно тому, как манкурту накладывают обруч на череп, технократы натягивают своеобразный обруч из ракет-роботов на Землю, чтобы сохранить её от нового разума. Люди без памяти лишают человечество будущего. Таким образом, Ч.Айтматов показал многоликое и сложное явление современного манкуртизма.

Более того, автор в своем романе размышляет о путях развития человечества в целом.

Осмысливая современный мир, Ч.Айтматов отмечает взаимодействие трёх сил:

ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Проведем анализ эпизодов, которые приобретают обобщенно-символическую нагрузку.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДОВ

I / Эпизод поиска лисицей корма на железной дороге II / Финальная сцена романа
Лиса – часть природного мира, которая уподобляется человеку (железная дорога притягивает лисицу, поскольку там есть возможность подкормиться, но вместе с тем она боится поездов; так же и человек стремится к технической мощи, на каком-то этапе развития прогресс может оказаться для человека столь же страшным, несущим гибель всему живому, как поезд для лисицы) Надеяться получить от технического прогресса только блага, значит уподобиться лисице, которая решает выйти к железной дороге там, где не ходят поезда. Едигей со своим верблюдом и собакой оказываются свидетелями взлета космических ракет: «Небо обвалилось на голову, разверзаясь в клубах кипящего пламени и дыша… каждый новый взрыв накрывал их с головой пожаром всеохватного света и сокрушающего грохота вокруг… Человек, верблюд, собака – эти простейшие существа, обезумев, бежали прочь. Объятые ужасом, они бежали вместе, страшась расстаться друг с другом».

Таким образом, один из главных идейных моментов романа заключается в том, что человек и природа едины и их ждет единая судьба.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!