Самобытные черты имела архитектура.



Монументальное зодчество Туниса VIII—IX вв. оказало огромное влияние на все дальнейшее развитие испано-магри- бинского, или, как его еще называют, «мавританского», стиля. В памятниках этого периода (Большая мечеть Кайру- ана, мечеть аз-Зитуна) впервые появля­ется причудливая линия подковообразной арки. Композиционным ядром культовых сооружений становятся обширные колон­ные залы, передающие зрителю чувство бесконечности, непознаваемости миро­здания. Наряду с основным, каноническим направлением в строительном искусстве существовали и обособленные местные течения, например школа Суса, тесно свя­занная с античной традицией. В XIII— XIV вв. тунисская архитектура при­обрела несколько подражательный ха­рактер, варьируя мотивы андалусского зодчества.

Изобразительное искусство средневе­ковья и Нового времени представлено в основном декоративными, орнаменталь­ными формами. Для украшения жилых и культовых зданий использовались мно­гоцветная керамика в виде стенных пан­но, резьба по стуку, с помощью которой создавались кружевные своды. Наиболее важным видом массового декоративно­прикладного искусства издавна было ков­роделие. Особую славу снискали кайруанские ремесленники.

На рубеже XIX—XX вв. складывается новая литература — поэзия, испытавшая сильное влияние арабского «неокласси­цизма», позднее (в 30-х годах) — проза, первоначально развивавшаяся в русле фельетонного жанра и реалистической новеллы.

Важным явлением общественной жиз­ни при независимости стал театр. Веду­щая труппа работает в Муниципальном театре столицы. Здесь ставятся произве­дения классической и современной запад­ной драматургии, многочисленные пьесы тунисских авторов. Излюбленным жан­ром являются комедия и фарс. Большой интерес вызвала постановка историче­ской драмы-хроники «Мурад III» (автор Хабиб Буларес), воспроизводящей стра­ницы прошлого страны.

Тунисское киноискусство заявило о себе в 60-х годах, когда появился ряд лент социального содержания. Многих режис­серов привлекают фольклорные мотивы, национальный колорит.

Музыкальная культура Туниса склады­вается из фольклорного наследия и клас­сической традиции, восходящей к средне­вековой андалусской школе. Чрезвычай­ной популярностью пользуются ансам­бли, исполняющие старинные вокально- инструментальные сюиты. В оркестре участвуют смычковые инструменты, не­сколько разновидностей лютни, флейта, зорна (гобой), многочисленные ударные.

В стране существует Национальная консерватория, которая вносит значи­тельный вклад в развитие традиционной музыки

 

 

МАРОККО

Основная масса марокканцев - по­томки древних берберов и арабов, в значительной мере смешавшихся между собой на протяжении многовековой исто­рии.

Марокканский народ располагает бога­тым культурным наследием, имеющим общие корни с культурой других арабских народов. В средние века в пределах Магриба и мусульманской Испании на местной основе эта культура достигла высокого развития и получила общее название испано-мавританской или ара­бо-испанской, а также арабо-берберской, если речь идет о народах собственно Магриба.

Старые традиционные города Марокко хранят до наших дней многие величе­ственные образцы классического арабо­берберского зодчества: мечети, крепост­ные сооружения, дворцы, общественные здания, медресе, бани, акведуки, фонта­ны. К XII в., «золотому веку» в Марокко, относится, например, выдающийся памят­ник культовой монументальной архитек­туры - мечеть Кутубия в Марракеше, поражающая строгими и прекрасными пропорциями высокой башни минарета с тремя ярусами удлиненных окон и деко­ративных арок, а также венчающей ее надстройкой с небольшим изящным купо­лом.

Наиболее живописны го­родские ворота с большим проемом в ви­де подковообразной арки, украшенной обычно тонким орнаментом геометриче­ского рисунка. В архитектуре культовых и светских зданий XIII-XVI вв. уси­ливаются декоративные элементы, при­ковывающие внимание своей особой вычурностью и изощренностью и как бы отодвигающие на задний план об­щий силуэт сооружения.

Многочисленные памятники этого пе­риода - мусульманские медресе в Фесе, Мекнесе, Сале, гробницы Саадийской ди­настии в Марракеше, большая мечеть в городе Таза, построенная, правда, в XII в. в старых традициях, но затем украшенная великолепным куполом.

На этих средневековых традициях в XVII-XX вв. формируется и развивается марокканское национальное зодчество.

Иныне традиционная архитектура как искусство уникальных форм используется марокканскими ма­стерами для монументальных и иных построек. Марокканцы стре­мятся сочетать традиционные элементы национальной архитектуры с требовани­ями современной технологии и эконо­мики и в новом гражданском строитель­стве, особенно при сооружении крупных общественных зданий и гостиниц, для придания новым городам страны нацио­нального колорита.

С зодчеством традиционно связаны де­коративное и прикладное искусства. Они представлены многими художественными ремеслами: чеканкой по металлу и брон­зовым литьем, резьбой по камню, дереву и стуку, выделкой кож и изготовлением всевозможных кожаных изделий, включая тиснение по коже, производ­ством цветной керамики и гончарных изделий, традиционным ткачеством и ши­тьем национальных одежд, инкрустирова­нием по меди и ювелирным делом. В числе шедевров марокканских ремеслен­ников - деревянные резные потолки (в богатых домах), оригинальная мебель, ковры и другие предметы обстановки и украшения интерьера жилищ, разнооб­разная национальная одежда (празднич­ный кафтан, джеллаба, бурнус, туфли без задников — бабуши), бесчисленные жен­ские украшения из серебра, золота и дру­гих ценных материалов. Часть произведений прикладного искусства предназнача­ется для экспорта. Особенно ценятся рабатские ковры.

Ремесленно-художественные промыс­лы в основном сосредоточены в старых столичных городах - Фесе, Мекнесе, Марракеше, а также в Рабате, Танжере, Сале, Тетуане и других центрах, каждый из которых вносит свой творческий вклад в яркую и широкую гамму прикладного искусства. В одном Фесе насчитывается более 20 тыс. ремесленников. А их общая численность превышает число занятых во всех современных отраслях обрабатыва­ющей промышленности.

В Марокко богата не только тради­ционная материальная, но и духовная культура, особенно фольклор — художе­ственное проявление живой души народа. Это наиболее понятная и близкая для широких масс форма творчества. В тан­цах и песнях выражаются важные моменты жизни, как прошлого, так и настоящего: трудовые будни, семейные и большие общенародные праздники - рождение ребенка, свадьба и многие события по мусульманскому календарю.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!