Главные герои и их характеристика

Фольклор. Понятие и жанры фольклора

 

Фольклор (от английского folk — народ, lore — мудрость) — устное народное творчество. Фоль­клор возник до появления письменности. Самая важная его черта — то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства.

 

Эпические жанры: Лирические жанры: Драматические жанры:
былина — народная эпическая песня о богатырях. Она рассказывается нараспев и строится по определенному плану (запев, зачин, основная часть, концовка); историческая песня — эпическое произведение, которое повествует о каком-нибудь историческом событии; сказка — прозаический устный рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. предание — устный эпический рассказ о реальных или вполне возможных событиях прошлого; легенда — устный эпический рассказ, в котором сочетается реальное и фантастическое; пословица — краткое законченное изречение, имеющее поучительный смысл. Например: «Сытое брюхо к учению глухо»; поговорка — яркое народное выражение, дающее оценку событию, поступку, человеку. Например: «Свалился как снег на голову». обрядовые песни — песни, сопровождающие народный обряд. колыбельные песни — песни-заговоры, которые должны успокаивать и оберегать ребенка; семейные песни — песни, которые отражают сложные семейные взаимоотношения. любовные песни — песни, в которых отражаются взаимоотношения влюбленных; причитания — лиро-эпические песни, изображающие горе, вызванное смертью близкого человека, разлукой с родными при выходе замуж, расставанием с сыном, мужем или братом, взятым в солдаты. частушки — народные короткие песенки, отличающиеся быстрым, учащенным темпом исполнения.  народная драма — фольклорное произведение, включающее в себя сценические элементы. Как правило, в народных драмах добро и зло резко противопоставлены друг другу, и добро, справедливость неизменно торжествуют. Народный театр делился на два вида: театр живого актера и театр кукол.

 

 

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

 

Термины:

 

Композиция – это внутренняя организация текста. Композиция – это про то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия.

 

Стадии развития действия:

 

 

 

Сюжет –это ряд событий, происходящих в художественном произведении. Сюжет- это основа произведения.

 

Образ автора.  Основная категория текстообразования, определяющая все элементы структуры текста: тему, идею, композицию, отбор и организацию языковых средств.

 

Образ автора может быть скрыт в глубинах композиции и стиля" Образ автора – одна из форм проявления реальной личности автора.

 

 

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «Слово о полку Игореве»

 

 

Жанр

1. Песня. Поучительная песня, обращённой ко всем князьям, которые позабыли о необходимости единения русской земли и погрязли в губительных феодальных спорах. Недаром ее предполагается исполнять под аккомпанемент гуслей.

 

2. Эпическая поэма. В переводе на современное жанровое своеобразие «Слово о полку Игореве» можно отнести к эпической поэме, так как оно написано в рифму, в рамках определенного размера, и повествует об исторических событиях.

3. Повесть. Частично жанровые особенности произведения и характеристики данного вида прозы совпадают: одна сюжетная линия, относительно небольшое количество героев, подходящий объем.

Композиция

Историческая поэма состоит из вступления, 3 глав (частей) и заключения.

1. Вступление посвящено рассказу о певце — сказителе Бояне, который прославлял великих воинов и русских правителей.

2. В первой части автор описывает поход Игоря и его дружины на половецкий стан. Там же он видит дурное знамение – солнечное затмение, но игнорирует его и идет дальше. Первый бой с половцами закончился победой русских, однако вероломные кочевники нападают на отряд ночью, когда все воины заснули после бурного пира. Большинство из них было перебито, а их предводитель взят в плен.

3. Следующая часть повествует о Святославе Всеволодовиче, который осуждает поступок двоюродного брата. Он говорит о том, что это нападение было ошибкой, ведь навлекло на русскую землю бесчисленные набеги врагов и повлекло за собой пленение Игоря. Важным моментом является «золотое слово» Святослава. В его речь автор вкладывает собственные мысли. Он призывает всех князей Руси, враждующих между собой, объединить свои силы против могущественного врага. Только так возможно отбиться от набегов половецкого войска.

4. Третья часть поэмы посвящена жене князя Игоря — Ярославне и его побегу из плена. Супруга тоскует и плачет по нему, и голос ее долетает до берегов Дуная. Сама природа услышала зов Ярославны и помогла ее мужу бежать. Женщина умоляет стихии сжалиться над ней и ее горем. Интересно, что обращается она не к чужой половецкой земле, а к ветру, воде и воздуху. В итоге, Игорь слышит условный свист половца Овлура и осуществляет побег под покровительством сил природы.

5. В конце «Слова…» народ радостно встречает князя, который вернулся на родину.

Главные герои и их характеристика

1. Игорь – смелый, находчивый, но тщеславный и недальновидный правитель, главный герой произведения. Он самодоволен и молод, поэтому еще не знает истинного предназначения лидера. Автору удалось показать момент взросления князя: в поход он уходил с юным задором, а возвратился с тяжелым бременем опыта. В финале перед нами уже другой персонаж – ум его стал яснее, а нрав избавился от гордыни.

2. Святослав – мудрый и справедливый правитель Киева. Он всей душой болеет за единение русских земель, хочет достичь процветания своего народа. Князь корит безрассудство и горячность Игоря, не выгораживая его за родство. Он признает недостатки брата и, тем не менее, хочет ему помочь, ведь междоусобицы на Руси ее ослабляют, и внешний враг будет только рад случаю воспользоваться этим. Такая позиция, где благо государства превыше всего, характеризует его, как деятельного, талантливого и преданного делу человека, который к тому же чувствует личную ответственность за все, что происходит даже за пределами его территории. Он – отражение идеального представления автора о венценосце.

3. Ярославна – яркий и самобытный женский образ, главная героиня «Слова о полку Игореве». Жена Игоря – сильная, преданная и эмоциональная супруга, эталон верной и любящей спутницы жизни. Поражение мужа не смутило ее, она решила действовать единственно возможным для нее способом: смягчить богов мольбой. Благодаря темпераментности и искренности плача, ей удается заручиться поддержкой стихий и помочь князю выбраться из плена.

4. Боян – придворный певец и поэт, восхваляющий власть имущих и их ратные подвиги. За красоту строк и патриотичность его любят не только князья, но и народ. Герой просвещает его своей песней – рассказом под аккомпанемент гуслей.

5. Описание героев не может считаться полным без образа автора произведения, который прослеживается довольно ясно. Он великий патриот и горячо любит свою родину. Это показано на примере описания природы, сочувствия автора к героям и его несомненной веры в светлое будущее Руси. В глаза бросается широкий исторический кругозор автора, его образованность и писательский талант, ведь плач Ярославны, например, не историческое событие, но играет в книге не последнюю роль в создании художественности текста и развитии мистической темы. Именно супруга Игоря смогла повелевать стихиями и помочь мужу, а не войска его братьев. Поэтому в данном случае летописец – не историк, а литератор.

Второстепенные герои в повести встречаются в каждой главе: это князь Всеволод большое гнездо (брат Игоря, который тоже пошел в поход), половец Овлур (тот, кто выручил князя из плена), Кзак, Кончак (два половца, которые преследовали сбежавшего пленника), дружинники и т.д.

Тема

1. В «Слове о полку Игореве» главная тема – это патриотизм.

2. Тема природы тоже является одной из основных тем, затронутых в произведении.

3. Родина в поэме – не только образ, но и основная тема. Русь изображена в книге совокупностью родственных друг другу сил и явлений, взаимосвязанных любовью к своему народу. Ярославна недаром обращается к стихиям: она знает, что родная земля выручит своего правителя, как когда-то предостерегала его от похода

4. Любовь и верность – воплощение лирической стороны произведения.

5. Героизм и смелость воплотились в образе главного героя.

6. Опыт и ошибки. Опытным воеводой и руководителем выступает Святослав, поучающий самолюбивого и тщеславного двоюродного брата, который допустил промах, ведь был очень молод и горяч.

Основная мысль

Главная мысль в «Слове о полку Игореве» — необходимость сплочения русских земель перед лицом опасности.

 

 

 

Как писать  мини-сочинение

 (задание №8 и 15) на ЕГЭ?

 

Объем сочинения: 5-8 предложений.

Количество баллов – 6.

 

Вступление (1-2 предложения) Тезис (ответ на вопрос). Следует полностью перефразировать вопрос в ответ.   Например: Какие черты характера помогли князю Игорю бежать из плена? Ответ: Князю Игорю помогли сбежать из плена такие черты характера как…
Основная часть  (4-6 предложений) Аргументировать ответ (показать, где во фрагменте есть доказательства Ваших слов). !! Цитаты!!
Заключение (1 предложение) Итак, … Таким образом,…

 

 

После написания сочинения следует ответить на вопросы:

 

1. Дан ли прямой связный ответ на вопрос?

2. Есть ли в ответе искажения авторской позиции? 

3. Позволяет ли ответ судить о знании и понимании текста произведения?

4. Приведены ли убедительные аргументы, все ли тезисы аргументированы?

5. Есть ли опора  при аргументации на текст произведения и на каком уровне она осуществляется?

 

 

Критерий

Баллы

1. Соответствие ответа заданию.

2

Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения.

2

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения.

1

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей.

0

2. Привлечение текста произведения для аргументации.

2

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют.

2

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

1

Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИавторская позиция искажена1, И/ИЛИ допущено две или более фактические ошибки

0

3. Логичность и соблюдение речевых норм.

Отсутствуют логические, речевые ошибки.

2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок.

1

Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов).

0
     

 

 

Вопрос. Как вы понимаете проблематику стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»?

 

Первый вариант ответа:

В стихотворении «Река раскинулась» автор размышляет об истории своего Отечества, и его нелёгкой судьбе.

Комментарий. Выпускник начинает отвечать на вопрос в правильном направлении, однако не идет дальше самого общего обозначения темы стихотворения. Проблематика стихотворения не раскрыта.

Как следует оценить работу по трем критериям?

 

Второй вариант ответа:

Стихотворение из цикла «На поле Куликовом» посвящено одному из самых значительных событий русской истории – Куликовской битве. Для поэта она имела не столько военное или политическое, сколько духовное значение. А.А. Блок предвидел наступление трагического времени в России, поэтому обратился к Куликовской битве. Это стихотворение не только о Куликовской битве, но и о судьбе России. Настоящее волнует поэта, и в прошедшем он ищет ответы на свои вопросы.

Комментарий. Экзаменуемый отвечает на вопрос задания, пытается даже объяснить причины, побудившие А.А. Блока обратиться к Куликовской битве (предвидение исторической трагедии). Однако тезисы, завершающие ответ и выражающие основное содержание работы, не подкреплены должными аргументами (нет опоры на текст стихотворения). Фактические ошибки отсутствуют.

Как следует оценить работу по трем критериям?

Возможно ли присвоение балла по второму критерию?

 

Третий вариант ответа:

Стихотворение А. Блока – одно из стихотворений цикла «На поле Куликовом» – не только о Куликовской битве, но и о судьбе России. Используя образ несущейся вскачь степной кобылицы, поэт изобразил исторический путь Руси, на котором Куликовская битва – лишь одно из великих событий русской истории. Никаких примет исторического сражения в данном стихотворении нет (хотя в дальнейшем Блок назовёт Непрядву, Дон, Мамая), и это ещё раз подтверждает, что история – лишь повод говорить о настоящем родины, её судьбе: «И вечный бой…», «Покоя нет…». «Степная кобылица», мнущая ковыль, в стихотворении напоминает о гоголевской Руси – «птице-тройке», также несущейся неведомо куда. Поэт понимает, что Россию ожидают многочисленные испытания («Идут, идут испуганные тучи,//Закат в крови!»), но историю не остановить. Самое же главное, мне кажется, в том, что поэт, для которого Русь – «Жена моя!», будет всегда с Родиной на всём её пути: «До боли// Нам ясен долгий путь!»

Комментарий. В работе дан аргументированный ответ на вопрос. Характеризуя проблематику стихотворения, экзаменуемый обратился к его центральным образам и назвал образы других стихотворений цикла. Фактические ошибки в ответе отсутствуют.

 

 

ПРАКТИКУМ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ИЗ 1 ЧАСТИ

 

 

Вопрос: Какова роль природы в данном эпизоде?

Игорь-князь с могучею дружиной Мила брата Всеволода ждет. Молвит буй тур Всеволод: «Единый Ты мне брат, мой Игорь, и оплот! Дети Святослава мы с тобою, Так седлай же борзых коней, брат! А мои, давно готовы к бою, Возле Курска под седлом стоят. А куряне славные — Витязи исправные: Родились под трубами, Росли под шеломами, Выросли как воины, С конца копья вскормлены. Все пути им ведомы, Все яруги знаемы, Луки их натянуты, Колчаны отворены, Сабли их наточены, Шеломы позолочены Сами скачут по полю волками И, всегда готовые к борьбе, Добывают острыми мечами Князю — славы, почестей — себе!»   Но, взглянув на солнце в этот день, Подивился Игорь на светило: Середь бела дня ночная тень Ополченья русские покрыла. И, не зная, что сулит судьбина. Князь промолвил: «Братья и дружина! Лучше быть убиту от мечей. Чем от рук поганых полонёну! Сядем, братья, на лихих коней Да посмотрим синего мы Дону!» Вспала князю эта мысль на ум — Искусить неведомого края, И сказал он, полон ратных дум, Знаменьем небес пренебрегая: «Копие хочу я преломить В половецком поле незнакомом, С вами, братья, голову сложить Либо Дону зачерпнуть шеломом!» («Слово о полку Игореве».)  

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!