Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
1. Фонетические единицы.
2. Звук и фонема.
3. Открытый и закрытый слоги.
4. Соотношение буквы и звука.
5. Фонетическая фраза.
6. Ударение словесное и логическое.
7. Роль ударения в стихотворной речи.
8. Интонационное богатство русской речи.
9. Фонетический разбор слова.
Тезаурус
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
Графика – это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотношение со звуками речи.
Орфоэпия – это раздел науки о языке, который изучает правильное произношение звуков и ударений в словах.
Основное содержание занятия
Раздел науки, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой (от греч. «фоне» – звук). Фонетика изучает звуки, их комбинации и их закономерные чередования, особенности ударения, интонации, членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки.
Какое место в ряду лингвистических дисциплин занимает фонетика? Фонетика — единственная дисциплина, предметом которой является изучение звуковой материи языка. Все остальные дисциплины материальной стороной единиц своего плана не интересуются: они сосредоточивают внимание на специфике структурно-смысловой стороны морфем, слов, словосочетаний, предложений.
Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение состоит в том, что фонетико-фонологический ярус является базовым ярусом языка, своего рода основанием, на котором зиждется всё языковое здание: и морфемы, и слова, и предложения овеществлены в звуках. Следовательно, без изучения фонетики невозможно изучение ни лексического, ни грамматического строя языка. Фонетика учит понимать, что язык — единая, стройная, внутренне согласованная целостность. Практическое значение фонетики неоспоримо. Её достижения используются в самых различных областях: в создании письменности для бесписьменных народов и в совершенствовании письменности и орфографии старописьменных языков; в методике обучения чтению и письму; в обучении произношению и орфографии неродного языка; в решении ряда технических задач:
|
|
А) в телефонии и радиотехнике при передаче речи по трактам связи;
Б) в кибернетике — для разработки проблем автоматизации управления производственными процессами при помощи речевых команд и т. п.
Основные фонетические единицы: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог (и слогораздел), звук, фонема.
Фонема – кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и морфем.
|
|
Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.
Фонемы не могут быть непосредственно отождествлены со слышимыми и произносимыми людьми в процессе речевого общения звуками. Фонемы представляют собой абстрактные единицы звукового строя языка, тогда как слышимые и произносимые людьми конкретные звуки - это явления индивидуальной речи.
Например, в функции различителей звуковых оболочек слов бак, бок, бук выступают фонемы [а], [о], [у].
Фонема как абстрактная единица противопоставляется звуку как конкретной единице.
Фонема – это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. Фонема – общее, реально произносимый звук – частное. В речи звуки подвергаются различным изменениям. Физических звуков, из которых складывается речь, – огромное количество. Сколько людей, столько и звуков, например, [а] может быть произнесено различно по высоте, силе, длительности, тембру, но все различные миллионы звуков [а] обозначаются одной буквой, отражая один звуковой тип, одну фонему. Разумеется, фонемы и буквы алфавита часто не совпадают, но между ними можно провести параллель. Число тех и других строго ограничено, а в некоторых языках почти совпадает. Фонему можно приблизительно описать как букву звуковой азбуки. Если в потоке речи тысяч различных звуков можно выделять различные слова, то только благодаря фонемам. Фонема – минимальная звуковая единица системы языка, позволяющая различать слова и смысл слов. Например, слове «молоко» одна фонема /о/ представлена тремя позиционными вариантами – ударным и двумя безударными. Возможны и такие случаи, когда две фонемы звучат как один звук. Например, в слове «детский» /т/ и /с/ звучат как один звук [ц], а в слове «сшить» /с/ и /ш/ звучат как долгое [ш:]. Таким образом, фонема – это абстракция, тип, модель звука, а не сам звук. Поэтому понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают.
|
|
Во многих случаях слова различаются не несколькими, а всего одним звуком. Например, слово «мыть» отграничивается от слов, имеющих то же количество звуков, мыть — рыть — быть (различие в нервом звуке); мыть — мать — муть (различие во втором звуке); мыть — мыл — мыс (различие в третьем звуке).
Чем различаются буква и звук? Букву видим и пишем, звук произносим и слышим.
|
|
Какую роль в языке выполняют звуки? Звуки в языке выполняют важную смыслоразличительную роль: создают внешнюю, звуковую оболочку слова и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Доска – тоска.
Звуки речи делятся на гласные и согласные. В русском языке всего 42 звука, из них 6 гласных звуков и 36 согласных.
Звуки, которые состоят только из голоса и произносятся без преграды во рту, являются гласными. Гласные звуки русского языка – [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Гласные бывают ударные и безударные.
Звуки, которые состоят из шума и голоса или только из шума и произносятся с преградой во рту, являются согласными. Например: [б], [п], [м], [в], [ф], [н], [к], [г], [д], [з], [т], [с] и др.
Согласные бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
· Звонкие согласные (например, [д], [з], [м], [в]) состоят из голоса и шума.
· Глухие согласные (например, [т], [с], [ф], [п]) состоят только из шума.
· Согласные образуют пары по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости.
Образуют пары по звонкости –глухости:.
([б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш] + мягкие пары).
Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’],
Непарные глухие – это [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Примеры парных по твёрдости/мягкости звуков.
([б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’] и др.)
Непарные мягкие – [ч’], [щ’], [й’].
Непарные твёрдые – [ж], [ш], [ц].
Среди согласных есть:
сонорные – это [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’].
Слог — это фонетическая единица, единица звучащей речи. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха.
Ср.: во-да, на-у-ка.
В русском языке слогообразующим является гласный звук как наиболее звучный.
Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).
Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.
Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного! |
В слове столько слогов, сколько гласных звуков!
Слова могут состоять из одного, двух, трёх и более слогов.
Слог, на который падает ударение, называется ударным слогом, остальные слоги — безударные.
Слоги могут открытыми и закрытыми.
· Открытый слог оканчивается на гласный звук.
Во-да, стра-на.
· Закрытый слог оканчивается на согласный звук.
Сон, лай-нер.
· Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.
Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).
· В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!
Но-чник, по-ддать, ди-ктор.
Если в слове последовательно встречаются сонорный, а за ним шумный согласный, то граница слога пройдёт между ними: пол-ка, май-ка.
При сочетании звука [й’] с сонорным слогораздел проходит между ними: тай-на, вой-на.
Обратите внимание!
Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить.
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать, а деление на части для переноса – уез-жать.
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
· Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
· При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
· В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [й’], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].
Май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
Обратите внимание!
При сочетании нескольких согласных в середине слова:
1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.
О-ттечь, да-нный.
2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.
Ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й).
Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.
Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.
Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.
Правила переноса слов | Примеры |
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. | Разъ-езд, синь-ка, мой-ка. |
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. | Обо-док; слова осень, имя нельзя разделить для переноса. |
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. | От-течь, раз-лить. |
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. | По-кропить, при-крепить. |
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. | Ран-ний, тер-рор, ван-на. |
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы. | Разы-скать. |
Для обозначения звуков на письме используются специальные знаки, которые называются буквами.
Обозначение звуков речи на письме изучает графика (от греч. «графо» – пишу).
Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом, или азбукой.
Современный русский алфавит
Буквы | Название букв | Буквы | Название букв |
А а | А | Р р | Эр |
Б б | Бэ | С с | Эс |
В в | Вэ | Т т | Тэ |
Г г | Гэ | У у | У |
Д д | Дэ | Ф ф | Эф |
Е е | Е | Х х | Ха |
Ё ё | Ё | Ц ц | Цэ |
Ж ж | Жэ | Ч ч | Че |
З з | Зэ | Ш ш | Ша |
И и | И | Щ щ | Ща |
Й й | И краткое | Ъ ъ | Твёрдый знак (ер) |
К к | Ка | Ы ы | Ы |
Л л | Эль | Ь ь | Мягкий знак (ерь) |
М м | Эм | Э э | Э |
Н н | Эн | Ю ю | Ю |
О о | О | Я я | Я |
П п | Пэ |
В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные.
В русском языке не совпадает количество букв (33) и звуков ( 42) .
Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.
Гласных букв 10:
A | Е | Ё | И | О | У | Ы | Э | Ю | Я |
Согласных букв 21:
Б | В | Г | Д | Ж | З | Й |
К | Л | М | Н | П | Р | С |
Т | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ |
Прослушайте отрывок из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «Пейзаж».
Кругом пестреет лес зелёный;
Уже румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист…
(А. Н. Майков.)
Прислушаемся к звучанию первой строчки. Сравним произношение и написание каждого слова. Выпишем сначала слова, в которых все буквы соответствуют звукам, а затем не соответствующие звукам.
Совпадают: кругом [кругом].
Не совпадают: пестреет [п’истр’эй’ит], лес [л’эс], зелёный [з’ил’оный].
Сделаем вывод: в русском языке есть слова, которые пишутся так, как слышатся. Но в большинстве слов встречаются буквы, которые не соответствуют звукам.
В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой. Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].
Для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у]) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у;
2) я, ё, е, ю.
Обратите внимание!
1) Я, е, ё, ю – это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.
Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:
· после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:
Сяду [с’а́ду],
сел [с’э́л],
сёл [с’о́л],
сюда [с’уда́];
· после гласных букв, в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука – согласный [ й'] и соответствующий гласный:
Я – [й'а],
е – [й'э],
ё – [й'о],
ю – [й'у].
Например:
1. после гласных: жуёт [жуй'о́т], бреют [бр’э́й'ут];
2. в начале слова: ел [й'э́л], як [й'а́к];
3. после разделительных ъ и ь: съел [сй'э́л], вьюн [в’й'у́н].
Обратите внимание!
1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!
Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].
2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы].
Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].
3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ. Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.
Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].
4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию.
Звук [й'] обозначается на письме несколькими способами:
· после гласных и на конце слова – буквой й;
Май [ма́й'].
· в начале слова и между двумя гласными – с помощью букв е, ё, ю, я, которые обозначают сочетание согласного [й'] и соответствующего гласного;
Ел [й'э́л], як [й'а́к].
· на наличие звука [й'] указывают также разделительные ъ и ь – между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я.
Съел [сй'э́л], вьюн [в’й'у́н].
Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.
· Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [й'].
· Неразделительный ь:
1) указывает на мягкость предшествующего согласного:
Мель [м’э́л’];
2) выполняет грамматическую функцию.
Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.
Фонетическая фраза – отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
Фраза – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.
В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.
Логическое ударение | Словесное ударение (или просто ударение) |
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе. Например, в стихотворении А. Ахматовой «Мужество» (1942 г.) строки Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне... произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы. | это выделение слога в слове. Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные. Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле. |
Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.
1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.
· Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог.
· В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.
Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.
2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.
Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.
3. Именно ударение может:
· отличать одно слово от другого;
Ср.: а́тлас – атла́с.
· быть показателем грамматической формы слова.
Ср.: ру́ки – руки́.
4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.
Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.
5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.
Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.
6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.
Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.
7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.
Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.
Обычно варианты различаются сферой употребления.
· Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся), может встречаться в профессиональной речи: компáс (норма – кóмпас).
· Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).
Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.
· При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.
Роль ударения в стихотворной речи
Ритмичность стихотворной речи создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. Внутри тонического стихосложения различается чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое (слого-ударное), где учитывается также расположение ударений в стихе. Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний выступают стопы (сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными).
В стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры. В двусложных размерах различают хорей - с ударением на первом слоге и ямб - с ударением на втором слоге. В трехсложных размерах в зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль - с ударением на первом слоге стопы, амфибрахий - с ударением на среднем слоге и анапест - на последнем, третьем слоге стопы.
Интонация -единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа и тембра произнесения. Интонация является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла.
В высказываниях интонация выполняет следующие функции:
· Различает коммуникативные типы высказывания (побуждение, вопрос, восклицание, повествование, подразумевание и.т.д.)
· Различает части высказывания соответственно их смысловой важности
· Оформляет высказывание в единое целое
· Выражает конкретные эмоции
· Вскрывает подтекст высказывания
· Характеризует говорящего и ситуацию общения
Интонационное богатство русской речи
Интона́ция - (от лат. - громко произносить) – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику; смысловая мелодия, заключающаяся в самом строе речи.
Составными элементами интонации являются:
· мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе, например, произнесение повествовательного и вопросительного предложений
· ритм речи, представляющий собой чередование ударных и безударных слогов.
· интенсивность речи, то есть сила или слабость произнесения (речь в комнате будет заметно отличаться от речи, произносимой на площади)
· темп речи, то есть скорость или медленность протекания речи
· тембр речи, то есть звуковая окраска, придающая речи различные эмоциональные оттенки
· фразовое и логическое ударение, служащее средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.
Речь без интонации невозможна. Богатство и содержательность речи, ее выразительные возможности обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также ее интонационной гибкостью, выразительностью и разнообразием.
В русской речи насчитывается 16 интонаций:
1. Вопросительная 2. Восклицательная 3. Интонация удивления 4. Звательная 5. Утвердительная 6. Убедительная (поучительная) 7. Положительная 8. Просительная | 9. Пригласительная 10. Увещевательная 11. Повелительная 12. Сопоставительная 13. Интонация перерыва или связи 14. Перечислительная 15. Повествовательная 16. Индифферентная |
Хотя в разных ситуациях мы говорим по-разному (бытовая скороговорка – это одно, а чтение доклада – другое), интонация каждого человека индивидуальна, почти как отпечаток пальца. Благодаря этому, а не только тембру, мы мгновенно узнаем в телефонной трубке голос позвонившего нам знакомого.
Наряду с процессом индивидуализации интонации существует и обратный ему – социализация интонации. Существует своеобразная мода на ту или иную интонацию в зависимости от эпохи. Например, ушла советская эпоха, а вместе с ней - державные интонации. Речь журналистов (дикторы исчезли) приблизилась к разговорной, стала более демократичной. Но все хорошо в меру. Так распространенная сейчас разухабистость интонации считается проявлением неуважения к слушателю. Хотя некоторые слои населения считают шиком специально плохо говорить по-русски. В последние десятилетия отечественные ученые всерьез обеспокоены влиянием низменных слоев западной речевой субкультуры на многовековые традиции русской интонации.
Особую роль интонация играет в стихе, раскрывая и мелодическое, и смысловое богатство поэтического текста и отличаясь от интонации прозы. Если в стихе интонация задается определенным стиховым рядом, то в прозе – сочетанием речевых тактов и фразовым ударением. Как стих, так и проза всегда обладают стилистически окрашенными интонациями, которые отчетливо выделяются при чтении не только "вслух", но и "про себя".
В научной литературе и учебных пособиях при описании звуков используется фонетическая транскрипция – специальный вид письма, позволяющий более или менее точно передать произношение отдельных звуков и их сочетаний, слов, словосочетаний и предложений.
Знания о звуках и буквах русского алфавита нам понадобятся для фонетического разбора слова. Рассмотрите его порядок.
Фонетический разбор слова
1. Произнесите слово, назовите слоги и обозначьте ударный слог. Укажите все варианты переноса слова.
2. Сколько в слове гласных и согласных звуков? Какими буквами они обозначены?
3. Расскажите о каждом из согласных звуков: твёрдый/мягкий, звонкий (в том числе сонорный) /глухой (парный и непарный), определите буквы, которыми он обозначен.
4. Расскажите о каждом из гласных звуков: ударный/безударный, определите буквы, которыми он обозначен.
Рассмотрим план фонетического разбора
Пень – 1 слог.
П – [п᾽] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный
Е – [э] – гласный, ударный
Н – [н᾽] – согласный, сонорный, мягкий, парный
Ь – [-] звука не обозначает
В слове 4 буквы, 3 звука.
Люб-лю́ (на второй слог падает ударение, 2 слога)
Л – [л'] – согласный, сонорный, мягкий, парный
Ю – [у] – гласный, безударный
Б – [б] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
Л – [л'] – согласный, сонорный, мягкий
Ю – [у] – гласный, ударный
В слове 5 букв, 5 звуков.
Мор-ко́вь (на второй слог падает ударение, 2 слога)
М – [м] – согласный, сонорный, твёрдый, парный
О – [а] – гласный, безударный
Р – [р] – согласный, сонорный, твёрдый, парный
К – [к] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
О – [о] – гласный, ударный.
В – [ф'] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный
Ь – [-] звука не обозначает
В слове 7 букв, 6 звуков.
Вспомним, что способы обозначения звуков речи на письме изучает графика. Разберём стихотворение.
Дуб качает головою,
Сосны ветками шумят,
И осыпан мокрой хвоей
По утрам осенний сад
Какими буквами обозначены звуки [п] и [т]?
Ду[п] качае[т] головою: звук [п] – буква б, звук [т] – буква т.
Сосны ве[т]ками шумя[т]: звук [т] – буква т.
И осы[п]ан мокрой хвоей: звук [п] – буква п.
По у[т]рам осенний са[т]: звук [т] – буква т, звук [т] – буква д. Сделаем вывод: [п] обозначается буквами б и д, а звук [т] – буквами т и д.
Выпишите слово, в котором нет мягких согласных звуков.
Свитер, яма, антенна, плащ, стена, свеча.
Нет мягких согласных звуков: ___________
Правильный ответ:
антенна
Десятое февраля
Домашняя работа
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!