Какие же функции выполняют эти группы и ступени?

Задания по сольфеджио

Для учащихся I – VII классов

С 30.11 по 04.12.2020 г.

Уважаемые учащиеся и родители!

В связи с постановлением ЧСПК при Правительстве ЛНР о применении дистанционного обучения, просим родителей проконтролировать выполнение детьми следующих заданий и переслать их по Viber Борисовой Г.А.- 0664945009 и Баулиной Л.В.- 0501482636 .

Класс

Тема: Знаки альтерации.

Задание:

1. Написать выученные знаки на нотных строчках, по две строчки каждый.

2. №25 «Как под горкой» переписать в тетрадь, играть и петь нотами.

Класс

Тема: Параллельные тональности. «Минор»

Задание:

1. «А мы просо сеяли» переписать в тетрадь, петь нотами с дирижированием. 2. Выучить правил и переписать его в тетрадь.

Класс

Тема: Четверть с точкой и восьмая. Повторение.

Задание:

1. «Снежинки» переписать в тетрадь, петь нотами с дирижированием, со словами.

2. Выписать из произведений по специальности такты с данным ритмом.

Класс

Тема: Главные ступени лада.

В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой. В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d. Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.

УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.

Почему эти ступени называются главными?

Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения. Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.

Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ.

Задание:

 1. Знать правило.

2. Переписать в тетрадь «Немецкую песенку», петь её нотами с дирижированием. В мелодии найти и подчеркнуть главные ступени. Указать тональности.

Класс

Тема: Главные трезвучия лада

Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.

В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.

В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор. Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.

Какие же функции выполняют эти группы и ступени?

Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.

Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.

Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.

Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!

 

Задания:

1. Переписать «Чешская песенка», петь нотами, определить тональность.

2. Построить трезвучие главных ступеней в тональности Ре мажор и си минор, правильно записать знаки тональностей.

Класс

Тема: Тритоны

Задание:

1. Построить тритоны с разрешением в тональности Ля мажор - фа диез минор, Ми бемоль мажор - до минор.

2. Петь №53 «Настоящий друг», переписать в тетрадь, найти тритоны и указать их.

Класс

Тема: Характерные интервалы

Характерные интервалы появляются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Это увеличенная секунда и уменьшенная септима (ув. 2 и ум.7).

В составе характерных интервалов обязательно есть характерная ступень, то есть ступень, которая изменяется в связи с тем, что лад становится гармоническим. Для мажора – это шестая пониженная ступень, а для минора такой ступенью является седьмая повышенная.

Характерная ступень является или нижним звуком характерного интервала или верхним.

В целом, в образовании характерных интервалов принимают участие VI и VII ступени. Когда ищете характерные интервалы в тональности, возьмите на заметку следующее:

В гармоническом мажоре увеличенный характерный интервал (ув.2) строится на VI пониженной, а её напарника (ум.7) вы можете найти просто методом обращения;

В гармоническом миноре проще найти уменьшенный характерный (ум.7), он строится на VII повышенной ступени, его напарник (ув.2) получается методом обращения. Ступени, на которых строятся характерные интервалы нетрудно запомнить.

Характерные интервалы являются неустойчивыми, поэтому их необходимо разрешать. Разрешение осуществляется по тем же принципам, которые применялись по отношению к тритонам:

1) при разрешении неустойчивые звуки должны переходить в устойчивые (то есть в звуки тонического трезвучия);

2) уменьшенные интервалы уменьшаются (сужаются), увеличенные – увеличиваются (расширяются).

Результат разрешения характерных интервалов всегда стабильный:

ув.2 разрешается в ч.4

ум.7 разрешается в ч.5

Характерные интервалы в До мажоре(г) и ля миноре (г)

Задание:

1. Построить ув.4 и ум. 7 в ми миноре и до диез миноре, ля бемоль мажоре и фа мажоре. Правильно написать знаки в тональностях.

2.Инвенция И. Баха найти ув.2, ум 7 и выписать их в тетрадь.

Класс

1. Написать ля минор мелодический, в нем ум.7, ув.2; Т5/3-S6/4-D6-Т5/3; D7.

2. От ре –б.2; от ми – б.3; от До – dur5/3.

3. Выучить пимеры№191, 293, 188 (петь)

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!