Философское мировоззрение и его ключевые проблемы



Лекция № 1

Тема. Предмет, значение и место философии в духовной культуре

 

План

1. Мировоззрение, его структура, уровни и формы

2. Философское мировоззрение и его ключевые проблемы

3. Значение философии, её функции

 

Основные понятия: мировоззрение, миропонимание, мировосприятие, мироощущение, миф, религия, философия, рефлексия, материализм, идеализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, онтология, гносеология, монизм, дуализм.

 

Мировоззрение, его структура, уровни и формы

Основой духовного мира человека является его мировоззрение.

Мировоззрение – это обобщённая система представлений о мире и о месте в нём человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, ценности.

Мировоззрение – это более или менее целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма могут быть различными.

Содержание мировоззрения определяется его структурой, которая включает следующие элементы:

1) миропонимание – это система знаний человека и способность находить взаимосвязи между этими знаниями;

2) мировосприятие – это образы реальности, которые формируются у человека под влияние его повседневной жизни, литературы, искусства, религии, истории;

3) мироощущение – это эмоциональное отношение человека к миру и к самому себе (удовлетворённость, горе, оптимизм, радость и т. д.).

Все компоненты мировоззрения находятся в единстве. Единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое. Сила убеждений - в доверии человека их сути и смыслу. А это значит, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная вера, и вера в привидения и чудеса, и вере в науку и т.д.).

Следует выделить два уровня мировоззрения:

1) жизненно-повседневное;

2) теоретическое;

Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения важен, его нужно учитывать, хотя он и отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой.

Эти минусы преодолеваются на теоретическом уровне миропонимания и мировоззрения. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.

Здесь же отметим

ü во-первых, что мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения.

ü Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлением и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Если подходить исторически, то философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения (формы мировозрения).

Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства. Переплетение в мифе элементов знаний о мире с религиозной и художественной фантазией находит свое выражение в том, что в рамках мифа мысль еще не обрела полной самостоятельности и чаще всего облекалась в художественно-поэтические формы, что отчетливо просматривается в "Мифах Древней Греции", в "Илиаде", «Одиссее", национальном фольклоре и т.д.

Миф - первая форма постижения мира человеком, его образно-символического воспроизведения и объяснения, выливающихся в предписание действий. Миф - всемирно-историческое явление. Через мифотворческую ступень прошли все народы мира. Миф рождается на стадии господства архаического сознания. В духовной жизни первобытного общества мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) доминировала как универсальная форма общественного сознания. Миф - это попытка ответить на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы. Возникновение мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из бесформенного состояния, как превращение из хаоса в космос. Миф создавал возможность постижения мира как некоего организованного целого. Много внимания уделялось в мифах и происхождению людей, рождению и смерти человека, различным испытаниям, которые выпадали ему на жизненном пути, культурным достижениям людей - добыванию огня, изобретению ремесел. Для мифологического сознания характерно личное отношение к природе, восприятие ее как живого, мыслящего и чувствующего существа. Например, в одном индонезийском мифе повествуется о том, как индонезийцы относились к побегам риса. Согласно их верованиям, рис обладает душой. Индонезийцы, естественно, обращаются с ним с такой же заботой и вниманием, как с себе подобным. Их поведение по отношению к цветущим побегам риса ничем не отличается от поведения по отношению к беременной женщине. В рисовом поле не издают громких звуков, не стреляют из ружей, чтобы не вспугнуть душу риса, которая могла бы сделать выкидыш и не принести урожая.

Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям - по линии религии и по линии философии. Религия - форма мировоззрения и соответствующее поведение, основанное на вере в сверхъестественные силы, являющиеся предметом поклонения.

Причина существования религии - зависимость людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она выступает как иллюзорное восполнение слабости человека перед ними. Долгая эволюция религии привела к идее бога как распорядителя дел земных и небесных. Религия в свое время играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей. Общее, что роднит религию и философию, - это решение мировоззренческих проблем. Но характер подхода к этим проблемам в их рамках, равно как и само их решение, глубоко различно. В противовес религии с ее ставкой на веру философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.

Философское мировоззрение и его ключевые проблемы

Философия представляет собой особый вид духовной деятельности и особую форму мировоззрения.

Философия (от греч. рhilео - люблю и sophia - мудрость) - одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Философия возникла в VII–VI вв. до н. э. в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае. Возможно, первый, кто назвал себя философом, был Пифагор (II-я пол. VI в. - нач. V в. до н. э.). Слово было новым и незнакомым. Пифагор объяснял смысл неологизма следующим образом: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни: иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины».

Пифагор разделил людей на честолюбцев, стяжателей и философов. Первые стремятся к славе, вторые - к наживе, а философы, подобно зрителям на играх, лишь созерцают, ищут истину. Но ареной для них служит весь мир, вся Вселенная. Они называются философами - любителями мудрости, а не софосами - мудрецами, потому что только одно божество может обладать мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней.

Греческое слово «философ» (philosophos) по своему значению противоположно слову «софос» (sophos). Это слово значит: любящий познание, в отличие от того, кто, овладев познанием, называет себя знающим. Поиск истины, а не владение истиной есть сущность философии. Философия означает - быть в пути (К. Ясперс).

Философия выше утилитарной сферы. Она есть свободная, бескорыстная деятельность, ориентированная на истину, притягательную саму по себе, а не на утилитарную активность, направленную на овладение вещами. Как заметил Гегель, философию можно назвать чем-то вроде роскоши. Философия кажется чем-то, без чего можно обойтись, что не входит в сферу необходимости, но весь вопрос в том, что мы называем необходимым. Со стороны духа мы можем философию признать как раз более всего необходимой. Она заставляет задумываться людей не только о тех или иных средствах их жизни, но и о самом смысле жизни. Ведь не хлебом единым жив человек! Живет он и ценностями, которые возвышаются над временем и достойны познания сами по себе. Человек нуждается в том, что поддерживает жизнь его духа. На вопрос «Что такое философия?» в истории философии получены столь разнообразные и бесконечно далеко отстоящие друг от друга ответы, что ситуация кажется безнадежной. Ясно только одно - единой дефиниции философии нет и вряд ли таковая вообще возможна.

Как же все-таки определяли философию в истории философской мысли? Среди множества дефиниций можно выделить следующие:

Философия - это знание «единого во всем» (Платон).

Философия - это попытка понять «первые основания и причины» (Аристотель).

Философия - это наука о последних целях человеческого разума (Кант).

Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении. Философия начинается там., «где сущее постигается всеобщим образом, где выступает мышление мышления» (Гегель).

Философия - прорыв из бессмысленного к миру смысла (Н. Бердяев).

Философия - познание Универсума (Ортега-и-Гассет).

Все мыслители, несмотря на различия в определениях, считали непреходящей в философии тенденцию к универсальности, стремление духа к постижению мира в целом. Существенными чертами философии являются всеобщность и рефлексия (рефлексия - размышление, деятельность самопознания, принцип мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок). Философия есть рефлексия о всеобщем. Предметом философских размышлений является мир и человек в их сложных отношениях, всеобщие проблемы в системе «мир–человек».

Что же исследует философия? Каковы ее проблемы? К фундаментальным проблемам философии относятся такие проблемы: как дух соотносится с материей? Конечен или бесконечен мир? Что такое человек, и каково его место в мире? Как человек познает окружающий мир и самого себя? Что есть истина и заблуждение? В чем смысл твоей жизни? Все ли в мире предопределено, или кое-чему (нашей воле, например) дана свобода? Что такое добро и зло? Объективна или субъективна красота? Иными словами, красота - это чувство человека или объективное свойство предметов? Сладость - это качество самих предметов (меда, например) или это состояние наших вкусовых рецепторов? В чем счастье человека? Что такое любовь?

Философ работает с особыми объектами, выходящими за рамки мира «физики». Таковыми выступают трансцендентальные объекты, находящиеся за пределами чувственного опыта. К рангу трансценденталий принадлежат, например, бытие, благо, истина, красота, добро.

Основным вопросом философии является вопрос об отношении сознания к материи. Этот вопрос имеет две стороны:

Первая сторона – что является первичным: материя или сознание?

Быть первичным – это причинно предшествовать другому, быть основой для существования другого, определять его и быть главным содержанием мира. Решается первая сторона вопроса двумя подходами:

1. Монистический подход. Монистический подход кладет в основу мира одно из двух начал (сознание или материю) и содержит в своём составе два основных течения: материализм и идеализм.

Если в основу кладется материя, то это

 - материализм, течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным – сознание, которое производно от материи.

Если в основу мира кладется сознание, то это

 - идеализм, течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным является подчиненная духу материя.

Идеализм в свою очередь делится на две формы:

 - субъективный идеализм, где первичным выступает сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание), как формирующее для человека его мир;

 - объективный идеализм, где первичным выступает некое Высшее Сознание, существующее независимо как от материального мира, так и от человека.

2. Дуалистический подход равнозначно кладет в основу мира оба начала – и материю, и сознание.

Вторая сторона основного вопроса философии представляет собой вопрос о том, можем ли мы своим сознанием отражать мир правильно, точно, адекватно. Решается двумя противоположными типами концепций, одни из которых допускают познаваемость мира – познавательный оптимизм, а другие – не допускает (агностицизм).

Структура философского знания:

Философия представляет собой сложное дифференцированное целое. Уже на ранних стадиях существования философии можно было говорить об отдельных сторонах философского знания, связанных с рассмотрением природы бытия, познания, нравственности и т.д. С развитием философии эти стороны становятся относительно обособленными компонентами философии, находящимися между собой в определенных взаимоотношениях.

Соответственно, разделами философии являются:

1. онтология (учение о бытии),

2. гносеология (учение о познании) и

3. философская антропология (учение о человеке). Выделяется и ряд других разделов:

4. логика – учение о формах правильного мышления;

5. этика, объектом которой является мораль;

6. эстетика, изучающая нравственность, понятие прекрасного в различных его проявлениях;

7. аксиология, изучающая духовные ценности;

8. социальная философия, изучающая общество.

Таким образом, философия – это критические размышления об устройстве мира, о нашем месте в нём, о наших познавательных возможностях и способностях вершить добро и зло.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!