Где-то в 1870 году, точнее, наверное, сейчас уже никто не скажет, на окраине села Знаменка в Никольском источнике, как он теперь называется, была найдена икона Святителя Николая.

Декабря – престольный праздник одной из вновь учрежденных монашеских обителей Самарского края - Никольского мужского монастыря села Богатое

 

 «РАДУЙСЯ НИКОЛАЕ, ВЕЛИКИЙ ЧУДОТВОРЧЕ…»

 

Святитель и Чудотворец Николай – один из самых известных и почитаемых христиан­ских святых. Его молитвенно призывают не только христиане всего мира, но и люди других конфессий. На всех континентах есть храмы, посвященные Мир Ликийских архиепископу. Имя Николай стало одним из самых любимых среди многих народов мира.

Святитель Николай всегда особо почи­тался на Руси. Во имя Николая Чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин. Один из первых храмов Киев­ской Руси был воздвигнут в честь святи­теля Николая.

Замечательный русский поэт С.А.Есенин так написал о Святителе и Чудотворце Николае в своем произведении «Микола»:

Говорит Господь с престола,

Приоткрыв окно за рай:

«О мой верный раб, Микола,

Обойди ты русский край.

 

Защити там в черных бедах

Скорбью вытерзанный люд.

Помолись с ним о победах

И за нищий их уют».

 

ОБИТЕЛЬ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

 

До революции в Бузулукском уезде Самар­ской Губернии, на территории которого в на­стоящее время находится районный центр село Богатое, был расположен Свято-Троицкий Мой­ский мужской монастырь.

Он был основан в конце 1850-х годов на сред­ства и на земле, пожертвованными мест­ными помещиками. Монастырская братия дости­гала 38 человек, при монастыре имелась церковно-приходская школа, библиотека и че­тыре храма: три на территории монастыря и один в отдаленной киновии. После установле­ния советской власти мона­стырь был за­крыт.

В наши дни монашеская община в этой мест­ности возродилась в Приходе в честь Святи­теля Николая села Богатое. Приход был воссоз­дан в 1998 по благословению Архиепископа (ныне митропо­лита) Самар­ского и Сызранского Сергия. Усилиями благотворителей и прихо­жан здесь возведен каменный храм, по­строены здание трапезной и другие хозяйствен­ные помещения, создан духовно-просветительский центр для детей и взрослых.

27 декабря 2016 года на заседании Священ­ного Синода под председательством Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА было при­нято решение об открытии в селе Богатое муж­ского монастыря. Игуменом монастыря назна­чен иеромонах Николай (Александр Анатольевич Пашков), бывшего до этого времени настояте­лем Архиерейского подворья и Прихода в честь Святителя Николая села Богатое.

5 февраля 2017 г., в Неделю Новомучеников и исповедников Церкви Русской, состоялось тор­жественное открытие монастыря. Епископ Кинельский и Безенчукский Софроний в сослуже­нии духовенства епархии и братии оби­тели совершил Божественную литургию в Николь­ском храме и возвел иеромонаха Николая (Пашкова) в сан игумена.

На сегодняшний день Никольский мона­стырь – это единственная монашеская обитель на юго-востоке Самарской митрополии.

Главными святынями обители являются: чтимая икона Божией Матери «Достойно есть», принесенная с Афона в XIX веке, частица мо­щей Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, переданная Преосвя­щеннейшим Софронием, Епископом Кинель­ским и Безенчукским, чтимый Знаменский об­раз Николая Чудотворца, явленный на Николь­ском источнике села Знаменка Бузулукского уезда Самарской губернии около 1870 года.

ЗНАМЕНСКИЙ ОБРАЗ

История Знаменского Явленного образа Святителя Николая Чудотворца связана со старейшим селом Богатовского района – Знаменкой. По престолу местного храма – Церкви в честь иконы Божией Матери «Знáмение» — Явленный образ и получил свое название.

Местность между двумя крепостями Борской и Красносамарской начали осваивать только в XVII-XVIII столетиях, после строительства Оренбургско-Самарской оборонительной линии. Село Знаменка (первоначально оно называлось Обуховка, Большое Обухово) было основано в начале 1749 году директором Оренбургской таможни надворным советником Петром Степановичем Обуховым, который выкупил у государства земли на берегу реки Кутулук. Сюда были переселены крепостные крестьяне из сел Аристовка и Покровское Кузнецкого уезда Саратовской губернии. В 1770 году на средства Обухова здесь была построена Церковь в честь образа Божией Матери «Знамение». Почти через сто лет, в 1827 поселение русских крестьян-однодворцев дало начало деревне Беловка. Сюда же, на выкупленные казной земли, были переселены государственные крестьяне.

Рассказывает уроженка села Знаменки Серафима Ивановна Попечителева (1922-2004):

— Я родилась в Знаменке в 1922 году. Здесь прошло мое детство. Вся моя семья, все мои предки жили в Знаменке. Историю иконы Святителя Николая я знаю с детства. Её, как предание, хранили в моей семье. Свидетелем обретения иконы был мой дедушка Андрей Дмитриевич Попечителев, который в то время был сторожем Знаменкой церкви. Моя мама тоже была верующая, пела на клиросе, даже выходила с Апостолом.

Где-то в 1870 году, точнее, наверное, сейчас уже никто не скажет, на окраине села Знаменка в Никольском источнике, как он теперь называется, была найдена икона Святителя Николая.

Здесь в дубовой роще (эти дубы и сейчас растут), в овраге из под земли бил родник. Сюда ходили за водой пастухи, которые рядом пасли скот. Икона была найдена пастухом плавающей в роднике. Икону перенесли в дом, однако наутро она снова оказалась в роднике. Попробовали снова – тоже самое. Тогда уже позвали батюшку из Знаменской церкви, который торжественно перенес образ в храм. Мой дедушка участвовал в перенесении иконы.

На роднике построили дубовую часовню. Я ее хорошо запомнила, в детстве мы часто сюда бегали, помолиться, помыть полы. Каждый год весной в Знаменку шли люди со всех сторон – на источник и поклониться иконе.

Явленный образ Святителя Николая – небольшая деревянная резная икона, высотой 147, длинной 112 миллиметров. Иконография – Никола Можайский. Святитель Николай изображен с мечом и церковью в руках, в фелони и омофоре без митры. Справа от святого изображен Спаситель с Евангелием, слева Богоматерь с омофором. На обороте иконы тонкой резьбой выведена молитва Св. Кресту и тропарь Перенесению мощей Святителя Николая.

К месту обретения иконы началось паломничество. В начале XX века на Николу Вешнего к роднику съезжались молиться из соседних поволжских губерний.

Все изменилось после утверждения в Поволжье советской власти. В 1931 году деревянная часовня была разрушена. Знаменский храм закрыли. Людей, приходящих на источник, разгоняла конная милиция. Сам источник не раз заваливали мусором.

Рассказывает Антонина Петровна Васильева, уроженка села Знаменка:

- Я родилась в Знаменке в 1947 году. Конечно, к этому времени уже не было ни храма, ни часовни. Храм сгорел, от него остался только фундамент, который каждый год в паводок заливало Кутулукским водохранилищем.

Про икону знали, наверное, все знаменские, но особо не разговаривали об этом. Время было такое. На источник ходили, много людей, особенно в праздники. Сейчас закрываю глаза и вспоминаю, как мы детьми бегали на источник. По праздникам там стояли в оцеплении солдаты. Но детей пропускали. Слышу звон бидончиков. Бабушки уговаривали солдат: «Сынок, налей водички!». И многие наливали.

В 1941 году, когда большую часть села затопили водами Кутулукского водохранилища, Знаменская церковь погибла от пожара. Но Промыслом Божиим чтимая икона Святителя Николая уцелела. Её спасли верующие, тайно передавая из дома в дом. Икона хранилась в благочестивых семьях в Знаменке и окрестных селах.

Рассказывает Серафима Ивановна Попечителева:

— Икона Святителя Николая хранилась в храме. Когда храм закрыли, её стали прятать по домам. Была она и в нашем доме. Потом, когда село затопили, мы переехали в Богатое. Икона хранилась у Фёдоровых. Анну Александровну Федорову, у которой икона хранилась до последнего, я хорошо знала. Она вместе с моей мамой пела на клиросе. Когда я работала учительницей, то учила её дочь Марию.

В 1998 году в Богатое открылась церковь, батюшка стал искать икону, спрашивать: кто что знает, кто из Знаменки? Я сказала: я. И ему рассказала. Стали искать Аню Федорову. Оказывается, она уехала в Самару, к дочери. Нашли адрес. Батюшка меня взял с собой, поехали туда. Она жила на Ташкентской. Первый раз приехали – никто не открывает. Поехали второй раз – Мария была дома. Она меня узнала (я у неё учительницей была). Мария рассказала нам, что мама умерла в 1996 году, показала нам икону, а потом отдала ее мне. А я ее сразу же передала батюшке, в Никольский храм.

Рассказывает Кузнецова Таисия Григорьевна, внучка хранительницы иконы Анны Александровны Фёдоровой:

— Икона раньше находилась в селе Знаменка у моей бабушки, а затем в селе Беловка, и много людей приходила в наш дом для того, чтоб поклониться ей. Я в то время была еще маленькая, и не понимала, почему так много чужих людей заходят к нам в дом и прикладываются к иконе Святителя Николая Чудотворца (бабушка объясняла всем внукам, чтобы мы не шумели и приветливо всех встречали). Мой дедушка – Федоров Александр Иванович – всегда ухаживал за святым родником, очищая его от прошлогодней листвы (навеса над родником тогда не было), поправлял и полностью менял сруб колодца. Вода на источнике была кристально истая и холодная в любую жару. Когда-то бабушка пела на клиросе в церкви села Знаменка. По праздникам ездила в храм в село Кинель-Черкассы. В 1980 году бабушка с дедушкой переехали в село Беловка. Дедушку в 1983 году похоронили на кладбище в селе Знаменка. Последние два-три года жизни бабушка уезжала на зиму жить в Самару к сыну и дочерям. Умерла она в 1996 году, ей было почти 90 лет.

Икона Святителя Николая стала храниться у моей мамы – Федоровой Марии Александровне. В 1998 году к ней приехал батюшка из села Богатое и попросил передать икону в храм села Богатое, на что мама дала свое согласие, потому что хотела, чтобы икона была ближе к тому месту, где она явилась – роднику села Знаменка.

Через какое-то время мы приехали с мамой в село Богатое в храм, чтобы поклониться иконе. Убедиться, что икона в храме. Объяснили, кто мы, откуда. Прихожане позвали батюшку, а он вынес нам икону.

Преследования паломников прекратились после 1985 года. Тогда на источнике восстановили сруб, поставили колодезный домик, скамейку и столик. Постановлением № 481 Куйбышевского областного Совета народных депутатов Никольский родник в декабре 1989 года был отнесён к памятникам, имеющим «научное, эстетическое и важнейшее экологическое значение».

На источнике была построена каменная часовня. Ежедневно здесь бывает много паломников. Приезжают из Тамбова, Твери, Рязани, Челябинска, Саратова, Ульяновска, Воронежа, Мордовии, Оренбурга. Проехать сюда можно на легковом транспорте только в сухую погоду. Зимой накануне больших православных праздников дорога расчищается от снежных заносов.

Рассказывает Игумен Николай (Пашков), благочинный, настоятель Никольского мужского монастыря села Богатое:

– 12 апреля 1998 года Владыка Сергий (ныне Митрополит Самарский и Сызранский) рукоположил меня в сан священника. Я получил указ в Покровский кафедральный собор. Владыка благословил строить Успенский храм в парке Дружба города Самары. Но сначала были проблемы с выделением там земельного участка, строительство задерживалось, и я попросился начать возрождение храма в селе Богатое (я знал эти места, потому что там когда-то жили мои дедушка и бабушка). Владыка сказал: «Да, это единственный райцентр, где нет прихода». И дал еще одно послушание – строить храм в селе Богатое. Вот так. Человек предполагает, а Бог располагает. Воля Божия была, чтобы послушание в селе Богатое стало самым главным в жизни.

Летом 1998 года я приехал в Богатое. Открыли храм, тогда он был один на весь район (в Виловатое богослужения совершались редко). Сразу возник замысел обустроить Никольский источник, построить красивую часовню. Историю про икону я знал от старых священников Покровского собора. И Господь сподобил стать участником второго обретения этой святыни! Стал расспрашивать людей, может быть кто-то помнит, какой была дореволюционная часовня? И одна из наших прихожанок – Серафима Ивановна Попечителева – подробно мне обо всем этом рассказала. Стали искать икону Святителя Николая, Серафима Ивановна хорошо ее помнила, какое-то время она хранилась у них в семье. В Беловке рассказали про последнюю хранительницу иконы Анну Федорову. Оказалось, она уехала в Самару, телефонов тогда не было, нашли адрес, поехали с Серафимой Ивановной туда. Не сразу удачно. Только со второй попытки удалось встретиться с дочерью Анны Александровны Федоровой – Марией Александровной. Она рассказала, что мама умерла, похоронили её в Беловке. Мария Александровна вспомнила Серафиму Ивановну. Рассказали ей, что в Богатое открыт Никольский храм, что будем возрождать часовню на источнике.

Это сейчас храмов много и мы к этому привыкли, а тогда это была такая радость!

И Мария Александровна решила отдать икону в наш храм. Написала мне записку о поминовении, она долго хранилась в нашем храме. Примерно через полгода она с родственниками приезжала в наш храм поклониться образу, который много лет сохранялся в их семье.

Меня часто спрашивают: батюшка, а икона чудотворная? А я отвечаю: конечно, чудотворная, и главное чудо в том, что Господь сохранил эту святыню до нашихдней. Это знак особой милости Божией и Святителя Николая.

Сегодня Никольский источник – одно из самых известных и почитаемых святых мест нашего края. Икона Святителя Николая, явленная в Знаменке это великая святыня Самарской земли. Она хранится в Никольском монастыре села Богатое. Перед каждой Божественной Литургией перед образом совершаются молебны.

По молитвам у Знаменского образа Святителя Николая разрешаются тяжелые, казавшиеся безысходными, жизненные ситуации, исцеляются болезни, преодолеваются житейские невзгоды. Паломники, посещающие Никольский источник, свидетельствуют о многочисленных исцелениях от душевных и телесных недугов.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!