Справочно: литературоведческая терминология

Анализ поэтического произведения

(к экзамену по Истории русской литературы)

1 Фамилия, имя отчество студента Шигарёва Анастасия Борисовна
2 Факультет, курс, № группы ТРФ РТП 4 курс 10406 (о)
3 Автор произведения А. А. Фет.
4 Название анализируемого произведения   «Добро и зло».
5 Жанр поэтического текста (поэма, элегия, баллада, сонет и т.д.). Жанровые особенности (исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Лирика. Размышление.
6 Наличие и роль эпиграфа/ системы эпиграфов.   Отсутствует.
7 Идейно-тематическое содержание: главная идея (идеи) и тематическое решение (тематическое разнообразие лирики: пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая, патриотическая и др.; тема – характерная или не характерная для автора)   Главная идея: В мире существует не только материальное, но и духовное. А вот добро и зло является равноправными и безграничными.   Философская лирика. Тема характерная для А. А. Фета.
8 Наличие лирического героя Наличие системы образов, их связь с идеей произведения Отсутствуют.
9 Сюжет: развитие мысли и /или чувств в произведении, развитие главных образов Сначала автор старается понять, а также объяснить и всем читателям, как именно устроено мировоззрение. И здесь он применяет неординарное сравнение. Оно сочетается не только в малом, это может быть обычная капля росы, а также в большом и красивом солнце. Кроме этого сочетание происходит еще и в душе каждого человека. И для того чтобы все это сравнить, а также и понять нужно всего лишь довериться своим фантазиям и углубиться в мысли, но и заглянуть в душу.   В следующем четверостишии автор обращается к молодому поколению, которое только начинает жить. Больше всего на свете ему хочется, чтобы они научились не только уважать, но и ценить все что имеют. Также он старается сделать так, чтобы они выбрали для себя только правильную дорогу и ни в коем случае не пошли по дороге зла. Земными благами можно завладеть лишь в том случае если постоянно трудиться и делать все во благо и ни в коем не в корыстных целях. И для этого многие люди трудятся не покладая рук и только после этого добиваются всего к чему так долго стремились и шли по трудной и тяжелой дороге. Также они никогда не считали себя святыми и ни в коем случае не ставили выше, чем другие люди.   Дальше автор пытается донести до каждого человека, что жизнь и состоит из сильных людей. И если они будут серьезно относиться к своей жизни, то и мир постепенно измениться в лучшую сторону, а за ним и все человечество.   В итоге из этого произведения можно понять, что добро и зло являются неразделимыми. Это как ночь и день, а также свет и темнота. Кроме этого стоит ли вообще различать эти два понятия.   Равноправными Фет считает не добро и зло, а материальный и душевный мир. Факт их существования для него очевиден. Однако он признаёт, что душевное, работа ума и мысли — это не божество. Духовный мир стоит выше двух обозначенных им миров. В трудах, творчестве, мелочах повседневной жизни следует всегда помнить — на чьей ты стороне.
10 Наличие конфликта     Человека с внешним миром, имеющим свои истину и правила. Материального мира и духовного.
11 Композиционные особенности произведения (членение/построение текста): особенности построения: единое целое, наличие деления на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, идеей, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.   Стихотворение представлено как единое повествование, без деления на части. Все четверостишия соединены одной идеей и мыслью, ведя философию от начала и до конца всего стихотворения.
12 Структура стихотворения: а) метрика: размер стихотворения, связан ли размер с жанром, темой, образностью; выделяются ли метрически какие-либо слова, строки (спондей, пиррихий, цезура). б) фоника (аллитерация, ассонанс). в) рифмика (точная, неточная, мужская, женская, диалектическая). г) строфика (двустишие, терцет, катрен, пятистишие…октава…сонет…Онегинская строфа). д) способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая). Связь этих элементов с идейным замыслом автора А) Четырёхстопный ямб Б) Аллитерация В) Рифмы открытые и закрытые. Женские и мужские. Г) Четверостишие Д) Перекрёстная рифма
13 Художественные приемы и выразительные средства - роль звукописи; - наличие интертекстуальных связей (аллюзий) - наличие сравнений, антитез, символических деталей, аллегорий, ярких эпитетов, метафор, гипербол, гротеска, значимых деталей и др. - наличие маркированной лексики: разговорной, приподнятой, торжественной, высокой, наличие неологизмов, архаизмов, историзмов и т.п. - особенности авторского синтаксиса: интонационно-синтаксические фигуры -инверсия, анафора, эпифора, риторическое обращение, восклицания, многоточия.   Наличие - Антитезы - Сравнений - Метафор - Повторов - Возвышенной лексики
14 Важные фрагменты художественного целого: перечислите 2-3     «И как в росинке чуть заметной Весь солнца лик ты узнаешь, Так слитно в глубине заветной Всё мирозданье ты найдешь.» «И даже в час отдохновенья. Подъемля потное чело, Не бойся горького сравненья И различай добро и зло.» «Пари всезрящий и всесильный, И с незапятнанных высот Добро и зло, как прах могильный, В толпы людские отпадет.»
15 Литературное направление, к которому можно отнести анализируемый текст Романтизм
16 Прочитанная дополнительная литература по проблематике анализируемого произведения (автор, название)  
17 Дополнительные замечания к проведенному анализу    

Справочно: литературоведческая терминология

аллитерация — повторение в речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи

ассонанс — повторение в речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи

аллюзия — одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт — литературный или политический

анаколуф — стилистический оборот речи, в котором умышленно не согласованы члены предложения

антитеза — противопоставление образов, предметов или явлений

гипербола — чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета

градация — стилистический прием расположения слов и выражений, а также средства художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости

глагольная рифма — разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов

гласная рифма — вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке.

дактилическая рифма — второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на третьем от конца слоге

двухсложная рифма — рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Второе название — женская рифма

двустишие — простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — дистих, в восточной — бейт, в силлабической — вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу — это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

закрытая рифма — рифма, заканчивающаяся на согласный звук

инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок

кольцевая рифма — разновидность рифм по взаимному расположению в стихе. Образуется при кольцевом (опоясывающем) способе рифмовки АВВА

конечная рифма — самая распространённая и популярная рифма в стихосложении. Рифмуются последние слова в строках. Помимо конечной существует также начальная и внутренняя рифмы

литота — троп, противоположный гиперболе, образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения, явления

 

метафора — вид тропа, отдельные слова в котором сближаются по сходству или контрасту их значений

метонимия — вид тропа, слова в котором сближаются по смежности обозначаемых понятий, более или менее реальных

метрика — наука о стихотворных размерах

мужская рифма — второе название односложной рифмы; рифмующиеся слова с ударением на последнем слоге

начальная рифма — рифма из первых слов в строках

открытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся на гласные звуки

октава — восьмистишие ABABABCC

онегинская строфа — 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»)

перекрестная рифма — наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки АВAВ

перифраз — один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки

пиррихий — отсутствие ударения в двухсложной, реже в трехсложной стопе

пятистишие (квинтет) — строфа из пяти стихов

четверостишие (катрен) — простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии

синтаксический параллелизм — тождественное или сходное расположение материалов, элементов речи в смежных частях текста, которые соотносятся и создают единый поэтический образ

спондей — в двухсложных размерах силлабо-тонического стиха — употребление подряд двух ударных слогов

сравнение — вид тропа, распространенная форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного предмета или явления с другим

терцет — трехстишие с видами рифмовки: ААА, АBA, ABB или ААB ВВС CCD и т. д.

фоника — раздел фонетики, рассматривающий звуки речи с точки зрения их эстетической и эмоциональной функции

цезура — особый вид ритмической паузы, совпадающей со словоразделом, проходящим внутри стопы

эллипсис — фигура, с помощью которой достигается особая выразительность, неполнота предложений, опущение, пропуск тех или иных компонентов высказывания

эпитет — слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его свойства

эпифора — повтор слова или группы слов в конце нескольких строф

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!